МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТАВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Черненко Лариса Николаевна

В данной презентации  представлен опыт работы учителя по многоаспектному анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoaspektnyy_analiz_teksta.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многоаспектный анализ текста – условие успешного формирования коммуникативной компетенции. Черненко Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы МАОУ- СОШ №4 г.Армавир

Слайд 2

Содержание Эпиграф Актуальность опыта Ведущая идея опыта Теоретическая база опыта Технология опыта: цель, задачи Результативность опыта Система диагностики Источники

Слайд 3

Эпиграф Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано. Я.Княжнин

Слайд 4

Актуальность опыта

Слайд 5

Комплексный анализ текста Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики , словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Слайд 6

Ведущая идея опыта Учить учащихся свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Слайд 7

Основные умения и навыки: владеть нормами литературного языка и грамотного письма; анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости; пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах; обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов; приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.

Слайд 8

Ведущая идея опыта

Слайд 9

Диапазон опыта применим как на отдельно взятом уроке или его части, так и в системе уроков необходим на уроках в среднем и старшем звене может использоваться во внеклассных мероприятиях

Слайд 10

Теоретическая база «О тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры». Ф.И. Буслаев « Ц ель изучения родного языка - овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней ». И.И. Срезневский

Слайд 11

Психолингвистическая теории языкового сознания (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев) Поиск эффективных путей совершенство-вания работы по развитию речи (Н.С. Рождествен-ский ) Научные направления создания современной методики развития речи Глубокое обоснование особой роли текста и речевой среды в развитии чувства языка у школьников (Т.М. Пахнова ) Педагогичес-кая риторика ( Т.А.Лады-женская , М.Р.Львов, Н.А.Ипполи-това ) Лингвистическая теория языковой личности (Ю.Н.Караулов, А.М.Шахнарович ) Курс русской словесности ( Р.И.Альбеткова , А.И.Власенков, А.И.Горшков )

Слайд 13

Подбор материала Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан. В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят , потому что эта работа ведется мною с учащимися 5-11 классов. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною подбираются тексты различного уровня сложности.

Слайд 14

Технология опыта Цель : на основе информации текста учить понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, создавать в письменной форме высказывания, соблюдая основные языковые нормы.

Слайд 15

Задачи: разработать и апробировать приёмы и методы формирования навыка многоаспектного анализа текста на уроках русского языка; определить уровень сформированности навыка написания изложения; создать условия речевой самореализации личности обучающихся, в том числе и на государственной итоговой аттестации.

Слайд 16

Создание связного текста определять тему текста называть основную мысль определять тип и стиль речи отбирать материал: выделять ключевые слова, опускать детали избирать наиболее желательную форму языкового выражения составлять план и рассказывать по плану научить заканчивать рассказ отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами) передавать прочитанные предложения другими словами сокращение текстов свободный и творческий диктанты письменные ответы на вопросы составление предложений на определённую тему

Слайд 18

Многоаспектная работа с текстом

Слайд 19

Подготовка к итоговой аттестации Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Слайд 20

Результативность опыта Формирование положительной мотивации изучения русского языка Ежегодное участие в конкурсах: «Русский медвежонок» – языкознание для всех по русскому языку; 2 . «Пегас» по литературе.

Слайд 21

Призеры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников По русскому языку: Кожухаренко Оксана Зволинская Марина Долгополова Анастасия По литературе: Матвеева Лилия Кожухарено Оксана По журналистике: Горностаева Майя

Слайд 22

Реальные успехи в учебе, конкурсах. Городской конкурс поэтического мастерства Кожухаренко Оксана Результаты ЕГЭ по русскому языку: -наивысший балл по школе – 90 баллов -средний балл по школе – 67,9 баллов По литературе: -наивысший балл по школе – 100 баллов ( Горностаева Майя) -средний балл по школе – 80 баллов

Слайд 23

Система диагностики Состояние Всегда Часто Иногда Никогда Хорошее Сонливое Раздражительное Весёлое Грустное Головная боль Боль в желудке Головокружение В каком я состоянии на уроке русского языка?

Слайд 24

Что ты умеешь? Ты умеешь? I полугодие II полугодие Выделить в информации главное, существенное. Определить признаки главного. Выражать информацию в схеме, таблице. Делать сравнения, сопоставления, выводы. Пользоваться справочной, дополнительной литературой, Интернетом. Строить связный рассказ.

Слайд 25

Что ты умеешь? Ты умеешь? I полугодие II полугодие Высказывать своё отношение к фактам и событиям. Самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них. Выполнять задания творческого характера. Работать на уроке за единицу времени. Находить способы демонстрации знаний на практике.

Слайд 26

Таблица сомооценки плана текста Алгоритм оценки плана текста Да Нет Раскрывает ли заголовок тему или основную мысль всего текста? Все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане? Раскрывают ли пункты плана тему или основную мысль всех частей текста? Действительно ли разработан требуемый вид плана (простой, сложный)? Соответствует ли графическое оформление плана принятой норме? Можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст?

Слайд 27

Что ты умеешь? Баллы Не умею – 1 балл. Умею иногда – 2 балла. Умею с чьей-то помощью – 3 балла. Умею, но в зависимости от сложности материала – 4 балла. Умею всегда – 5 баллов.

Слайд 28

Источники Ершов П., Ершова А. и др. Общение на уроке и поведение учителя. – М.,1998. Уроки театра на уроках и в школе. Театральное обучение школьников I - XI классов. – М., 2001. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр. – М., 2003. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998 Доблаев Л. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 2000. Граник Г. Учитель, учебник и школьник. – М., 2002. Граник Г. и др. Как учить школьников работать с учебником. – М., 2005. Граник Г. и др. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1993, №5.

Слайд 29

Источники . Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология. – М., 2005. Педагогический контроль в процессе воспитания. – М., 2006. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2002. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы. – М., 2007.

Слайд 30

Спасибо за внимание и успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....

МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТАВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи....

Методическая разработка "Текст как средство формирования коммуникационной компетенции учащихся"

Современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально - политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании русского языка.  Во - первых, недостаточно реализуют...

Анализ видеотекста как способ формирования коммуникативной компетенции учащегося. (Составление тегов по теме «Текст»)

Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 класса через анализ разных текстов....

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ формирования коммуникативных компетенций.

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ  формирования коммуникативных компетенций....

Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.

В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...