МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТАВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Черненко Лариса Николаевна

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoaspektnyy_analiz_teksta.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТАВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРНЕНКО Л.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 4   г. Армавир

Первостепенная  задача   школы  заключается в создании таких условий обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности и подготовиться к жизни в конкурентном мире.  В связи с этим, на первое место в преподавании русского языка  выходит коммуникативная компетентность. Учащиеся должны совершенствовать свои практические умения и навыки, а также навыки учебной деятельности. На этом этапе возникает необходимость многоаспектной (комплексной) работы с текстом, которая является не только важным средством обобщения и систематизации знаний, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание.

Так, русский поэт XVIII в. Яков Княжнин советовал: «Читается трояким образом: первое — читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье — читать и понимать даже то, что не написано».        Работа по анализу текста организуется учащимся как исследовательская деятельность, когда мы определяем тему, идею текста, выделяя   ключевые слова, выстраивая смысловые ряды, и  формируем значения, из которых складывается затем «остаток», составляющий основное смысловое содержание, мы как раз и решаем задачу поиска того, что содержится между строк.      

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами.
Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала.  Во время работы с текстом используются все виды лингвистического разбора: фонетический (чтение с определенной интонацией, которая отражает значение знаков препинания и семантику выражения: словосочетания или предложения); лексический (выяснение значения и смыслов слова, словосочетаний, обнаружение синонимических, антонимических и подобных отношений и понимание их роли для раскрытия замысла автора); морфемный, словообразовательный и этимологический (для разъяснения и уточнения значения слова, выражения в контексте); морфологический и синтаксический (для уточнения смыслов предложения и микротекста с точки зрения временных, модальных и других грамматических значений); стилистический  ( для построения образов героев, понимания особенностей жанра и композиции текста).
Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное чтение текста (отрывка).
В старших классах необходимо  проведение специальных уроков, которые посвящаются наблюдению над использованием изучаемых грамматических явлений в художественной речи. Здесь в центре внимания – художественные и публицистические тексты.
Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений.
Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. При подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания, но и через анализ предложенного текста выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.


                                                     ЛИТЕРАТУРА
Бабайцева В.В. Виды разбора на уроках русского языка. – М., 1985.

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983. 

Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. - М., 1989. 

Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. - М., 1981. 

Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М., 1992. 

Купалова А.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку. –М., 1981.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М., 2006.

Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт – Петербург, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....

МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТАВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

В данной презентации  представлен опыт работы учителя по многоаспектному анализу текста....

Методическая разработка "Текст как средство формирования коммуникационной компетенции учащихся"

Современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально - политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании русского языка.  Во - первых, недостаточно реализуют...

Анализ видеотекста как способ формирования коммуникативной компетенции учащегося. (Составление тегов по теме «Текст»)

Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 класса через анализ разных текстов....

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ формирования коммуникативных компетенций.

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ  формирования коммуникативных компетенций....

Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.

В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...