Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ формирования коммуникативных компетенций.
методическая разработка по литературе

Архипова Нина Николаевна

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ  формирования коммуникативных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как формирование коммуникативных компетенций.

А.П.Чехов. ЗАДАЧИ СУМАСШЕДШЕГО МАТЕМАТИКА 

  1) За мной гнались 30 собак, из которых 7 были белые, 8 серые, а остальные черные. Спрашивается, за какую ногу укусили меня собаки, за правую или левую?

   2) Автолимед родился в 223 году, а умер после того, как прожил 84 года. Половину жизни провел он в путешествиях, треть жизни потратил на удовольствия. Сколько стоит фунт гвоздей, и был ли женат Автолимед?

   3) Куплено было 20 цибиков чая. В каждом цибике было по 5 пудов, каждый пуд имел 40 фунтов. Из лошадей, везших чай, две пали в дороге, один из возчиков заболел, и 18 фунтов рассыпалось. Фунт имеет 96 золотников чая. Спрашивается, какая разница между огуречным рассолом и недоумением?

   4) Английский язык имеет 137856738 слов, французский в 0,7 раз больше. Англичане сошлись с французами и соединили оба языка воедино. Спрашивается, что стоит третий попугай и сколько понадобилось времени, чтобы покорить сии народы?

   5) В среду 17-го июня 1881 года в 3 часа ночи должен был выйти со станции А поезд железной дороги, с тем, чтобы в 11 час. вечера прибыть на станцию В; но при самом отправлении поезда получено было приказание, чтобы поезд прибыл на станцию B в 7 часов вечера. Кто продолжительнее любит, мужчина или женщина?

  1. Прочитайте текст. Какие чувства он у вас вызвал? К какому жанру он принадлежит?
  2. Найдите и подчеркните в тексте все числительные.
  3. Сколько их? Много или мало?
  4. Что обозначают числительные в вашем тексте? (даты, количество, порядок предметов и т.п.)
  5. Что было бы с текстом, если бы всех этих числительных в нём не было, или было бы вдвое меньше?
  6. Какова роль числительных в этом тексте?
  7. Дайте ответ на задачу.


Алгоритм для изучения и озаглавливания абзаца текста в паре .

  1. Прочитайте абзац. Попытайтесь ответить на вопрос: "О чем говорится в абзаце?"

  2.  Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, смысл каждого предложения.

  3. Какова главная мысль абзаца?

  4. Сформулируйте главную мысль абзаца одним предложением.

  5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?

  6. Попробуйте (если это необходимо) привести свои примеры к абзацу.

  7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?

  8. Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его главную мысль.

  9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.

Работая по данному алгоритму, ученик постепенно осваивает такой способ работы с абзацем, в дальнейшем, читая текст, он будет совершать перечисленные действия уже без алгоритма.


Урок контроля «Ландыш» (5 класс, Итоговая проверочная работа)

 Пришла весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро росла, потом разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходили смотреть, что же будет дальше.

Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» – спросил я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» «Хорошо, – сказал я. – срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».

Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал.

В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах – неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики… Растите, ландыши», – тихо прошептал мальчик. (По В. Сухомлинскому.)

                                                Задания к тексту.

1. Выразительно прочитайте текст и определите его тему. Сформулируйте идею текста. (Или выберите одно из приведенных ниже высказываний:

Мы должны бережно относится к красоте окружающего мира.

Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки.

Человек по-настоящему может быть счастлив, только тогда, когда он сохраняет красоту, созидает, а не разрушает её.)

2. Определите тип речи выделенных курсивом фрагментов текста. Обоснуйте своё мнение.

3. В прямом или переносном значении употреблены имена прилагательные в этих фрагментах текста? Приведите примеры.

4. Осталось ли у вас после прочтения текста впечатление о ландыше как одном из самых прекрасных цветов? Как автору удалось создать такое представление? Как называются прилагательные, используемые в переносном значении для создания выразительности речи?

5. Какие еще языковые средства используются в данных фрагментах для описания цветов? (Подчеркните их.)

6. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

Достоверность представленных сведений подтверждаю.


Задания для групповой работы (тема урока – «Тема узкая и широкая», 5 класс)

  1. Определите стиль этого текста.
  2. Определите его тему.
  3. Охарактеризуйте название текста: отражает тему текста, отражает тему более широкую, более узкую, вовсе не отражает темы текста.
  4. Предложите три своих названия для этого текста.
  5. Для одного из ваших текстов можно подобрать только одно название. Для какого? Почему?

Сосны

С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.
На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень слабый, но такого же золотистого, розового тона.
И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.

Настоящий орёл

Степной орёл — крупный представитель рода настоящих орлов Aquila. Вес его колеблется от 2,7 до 4,9 килограммов, размах крыльев — от 175 до 210 сантиметров. Окраска однотонная от светло до тёмно-бурой. Молодые орлы отличаются от взрослых наличием чётких полос на нижней поверхности крыльев, продольными пестри- нами на брюхе и штанах, более яркими тонами окраски оперения. Окончательный («взрослый») наряд они приобретают на пятом году жизни.

Осенним листьям вход воспрещён

— Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница и к тому же это – учреждение. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал или не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?
— Не знаю, – ответил я, – больше грустно…


 «Н.А. Некрасов. Поэма «Дедушка»

(6 класс)

Технологическая карта учебного занятия

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 гМатериалы к уроку: 

Тема урока:  «Н.А. Некрасов. Поэма «Дедушка».

Цели урока: 1. Знакомство с движением декабристов, судьбой декабристов, его отражением в художественной литературе.

2. Совершенствования навыка работы с текстом (определение темы, основной мысли, отношения героев и выраженной в нём позиции автора).

3. Совершенствование навыка соотносить эмоциональный фон музыки с поэтическим текстом и историческими событиями.

3. Формирование осознанного отношения к действительности, проявления своей нравственной позиции,

4. Совершенствование умения создавать собственные высказывания на нравственные тему, соотносить своё высказывание с возрастом и уровнем развития адресата.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи  учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности говорить о сложных событиях в истории Родины, осознавать их, интересоваться историей своей страны; осознавать её как часть сегодняшнего дня.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Межпредметные связи:  история, музыка.

Технологическая карта  предметного учебного занятия по литературе

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

1.Предлагает обучающимся прослушать музыкальную композицию и проследить, как меняется её характер.

2. Включает увертюру к опере «Эгмонт» Л. ван Бетховена.

2.Организует беседу, основанную на впечатлениях детей.

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

 Слушают увертюру к опере «Эгмонт» Л. ван Бетховена.

Делятся своими впечатлениями от музыки

Выдвигают предположения о теме урока

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

 Организует выступление по заранее заданным вопросам, организует обсуждение содержания выступлений учащихся.

Учитель рассказывает об истории создания увертюры к опере «Эгмонт»

Задаёт вопрос: «Как вы думаете, почему в начале урока звучало это произведение»?

Создает проблемную ситуацию.

Подготовленные учащиеся рассказывают о восстании декабристов: когда и как оно проходило, чего хотели декабристы и какова была их дальнейшая судьба. Остальные слушают ответы товарищей, дополняют их.

Отвечают на вопрос учителя

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения

Учитель организует работу с эпизодами поэмы. Организует  обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.

Организует работу по осмыслению содержания текста.

Отвечают на вопрос учителя «Кто был сашин дедушка? Каким он был человеком Как относился к людям, к народу, к своему прошлому, к Саше? Как относились к дедушке другие герои поэмы?» Похож ли он на героя оперы Эгмонт?

Как выдумаете, почему все как один отвечают Саше «Вырастешь – узнаешь» и не хотят сказать правду?

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

4

Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста

Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции поэмы.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.

Выполняют дифференцированное задание: 1. Написать рассказ от лица дедушки Саше о декабристском восстании и ссылке.

2. Нарисовать портрет дедушки

3. Ответить на вопрос «Почему история декабристов так эмоциональна значима для русской литературы»

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: соотнесение своих способностей и желаний с уровнем задания

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

6

Рефлексия деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Организует работу в группах по составлению синквейна на тему "Декабристы" или "Мой народ".

Организует фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание

Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.  

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Материал представлен в виде презентации. Он позволяет  обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...