Русский язык 6 класс Словообразование
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
6 класс
(авторы: М.Т. Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская
М. «Просвещение» 2011г.)
Раздел: «Словообразование. Орфография. Культура речи»
Разработка урока
Выполнила Митенева Л.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Сергачская СОШ №6.
г.Сергач
2015г.
Тема урока: «Словообразование. Как образуются слова в языке?»
Цели урока:
1.Образовательная:
-познакомить обучающихся со способами образования новых слов в языке;
-формировать у обучающихся умение определять способ образования слова по плану словообразовательного разбора.
2.Развивающая:
-развивать умение обучающихся анализировать слова, образованные суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальными способами.
3.Воспитательная:
-воспитывать уважение к русскому языку.
Ход урока
- Организационный момент
- Введение в тему (слайд 1)
У ч и т е л ь: Ребята, на прошлых уроках мы говорили о том, что словарный состав языка, или лексика постоянно изменяются: одни слова постепенно устаревают и выходят из активного словоупотребления, другие, наоборот, - появляются в языке, например, через заимствования. Не так давно в нашу речь вошло слово «компьютер» и стало потихоньку «обживаться» : у него даже появились родственники – однокоренные слова. Давайте их назовём, они нам тоже хорошо известны: стол, предназначенный для работы на компьютере, называется компьютерным, программиста иногда называют компьютерщиком, процесс технического оснащения какого-то процесса на производстве или учреждении называется компьютеризацией. Итак, вместе со словом «компьютер» в языке появились слова «компьютерный», «компьютерщик», «компьютериза-ция». Как они появились? Образовались от слова компьютер, выросли от одного корня, словно листья на дереве.
Вот пример ещё одного такого словесного «дерева», выросшего от корня гриб (слайд 2).
«Слова разрослись, как деревья, вершины вздымая свои» в необычной стран Словообразование. С этого урока мы начинаем изучать словообразование, чтобы понять, как растут слова, почему лист такой, а не иной, и чтобы потом ответить на вопрос «Как образуются слова в языке?» Это и будет темой нашего урока.
Слайд 3. Чтобы чувствовать себя уверенно в стране Словообразование, надо уметь отвечать на два вопроса:
От какого слова образовано? С помощью чего образовано? то или иное слово. Ребята, пока мы записывали тему, один листик упал на землю. Листик со словом грибок. Сможем ли мы сейчас дать ответы на главные вопросы словообразования: от чего и с помощью чего образовано это слово? С полной уверенностью мы можем ответить только на первый вопрос (от слова гриб).
Переход к слайду 4.
- Изложение нового материала
А теперь давайте все вместе искать вопрос на второй вопрос: «С помощью чего?» Сравним лексическое значение и морфемный состав этих слов (ученики выполняют эту работу устно).
Гриб – это особый организм, размножающийся спорами: съедобный гриб, ядовитый гриб. Грибок - это маленький гриб.
У слов сходные лексические значения, но имеются и различия, морфемный состав также различается: во втором слове есть суффикс -ок- (выделяем его). А теперь попробуем убрать из слова «грибок» суффикс. Какое слово получилось? «Гриб», и значение слова изменилось.
Что влияет на изменение лексического значения слова?
Суффикс: суффикс – ок – вносит в значение слова понятие «маленький».
В русском языке есть целая группа суффиксов, придающих слову такое значение, и называются они уменьшительно-ласкательными, суффикс - ок - входит в их число.
С помощью чего образовалось слово «грибок»? (С помощью суффикса – ок-).
Вывод: суффиксы, участвующие в образовании новых слов, называют словообразовательными.
Слова, которые появляются в языке в результате словообразования, называются производными, из двух слов гриб и грибок – производным будет грибок, а слово гриб будет производящим. Это можно представить схематично при помощи словообразовательной модели. Данная схема называется моделью, потому что служит для образования многих слов, - словообразовательной, так как показывает словообразующие морфемы.
ОСНОВА ПРОИЗВОДЯЩЕГО /\
СЛОВА + ок
|__________________________|
По этой модели образуются и другие слова с уменьшительно-ласкательным значением: мосток, пирожок. Какие ещё?
Ученики отвечают.
У ч и т е л ь: Итак, все названные вами слова образованы при помощи суффикса. Как можно назвать такой способ словообразования? Способ при котором слово образуется при помощи суффикса называется суффиксальным (запись в тетради).
А теперь запишем образец словообразовательного разбора (со слайда 4).
А вот на дереве с корнем «мудрый» выросло слово «премудрый» (переход к слайду 5). Сравните морфемный состав и лексическое значение этих слов.
Как присутствие приставки влияет на лексическое значение слова? Приставка пре- имеет значение очень, премудрый - это значит очень мудрый. Какое из этих слов будет производным, а какое производящим? Как образовано слово премудрый? При помощи приставки пре- в результате присоединения к слову. Вот так будет выглядеть словообразовательная модель.
___
ПРЕ + прилагательное
Как вы думаете будет называться такой способ словообразования? Приставочный.
Запишем в тетрадь это название и образец словообразовательного разбора. Приведите примеры слов, образованных по данной модели: предобрый, прехороший, прекрасный.
Сравним словообразовательные модели. В чём, по-вашему принципиальное,т.е. главное, различие этих двух способов словобразования? (слайд 6).
При суффиксальном способе суффикс присоединяется к основе слова, а при приставочном – к слову, поэтому при приставочном способе словообразования всегда образуется слово той же части речи, что и производящее.
Итак, чтобы понять, как образовано слово, необходимо ответить на два вопроса: «От чего и с помощью чего оно образуется?» Иногда дать ответы на эти вопросы бывает очень просто, например, в отношении таких слов как желтизна, недруг, газетный. Как образованы эти слова? (Устно) (слайд 7).
Учитель даёт образец рассуждения: «Слово желтизна образовано от слова желтый при помощи суффикса –изн- суффиксальным способом словообразования. По этой модели образуются и другие слова: новизна, белизна».
Слово недруг образовалось от слова друг с помощью приставки не-. Способ словообразования – приставочный. По этой же модели образуются слова: неприятель, неправда.
Слово газетный образовано с помощью суффикса –н- от слова газета. Способ словообразования - суффиксальный. По этой модели образованы слова – конфетный, радостный.
Нетрудно догадаться о способе словообразования, если в состав слова входит одна словообразовательная морфема: приставка или суффикс. Но встречаются и другие слова над которыми стоит поломать голову. Это слова, в которых несколько словообразовательных морфем. (Слайд 8). Появляются слова: неинтересный, поисковый, заморский).
Определим морфемный состав слов и их лексическое значение. (Обращается внимание обучающихся на то, что слова имеют одинаковый морфемный состав, а можно ли это сказать и в отношении их способа словообразования?)
Значение слова неинтересный противоположно слову интересный. В слове есть приставка не-, при «отбрасывании» приставки остаётся слово интересный, можно предположить, что это приставочный способ, потому что по этой модели НЕ + прилагательное образуются и другие слова: некрасивый, небольшой. В русском языке прилагательные с приставкой не- образуются приставочным способом.
Переходим к слову поисковый, в нём тоже есть приставка, но при её «отбрасывании» мы не получим производящего слова: «исковый», такого слова нет в языке. Значит, это не приставочный способ. Если убрать из слова суффикс, то останется основа поиск, точно такая же, как и в слове поиск, значит, слово поиск вполне может быть производящим, получается модель:
ОСНОВА /\
ЫЙ |
| ПРОИЗВОДЯЩЕГО СЛОВА + ОВ|
По этой модели образованы многие имена прилагательные: березовый, кленовый, сосновый. Прилагательные с этим суффиксом имеют значение «относящийся к чему-либо». Значит, это суффиксальный способ.
А теперь проанализируйте слово заморский. Это не приставочный способ, потому что при отбрасывании приставки остаётся «морский», а такого слова нет. Это не суффиксальный способ, потому что при отбрасывании суффикса ск- остаётся замор, и мы не можем назвать слово с такой же основой.
Слайд 9. Какие будут предположения по поводу образования слова заморский? А если отбросить приставку и суффикс одновременно? Останется «мор», такая основа в слове море. Заморский – это находящийся за морем. Модель будет выглядеть так:
Слова, образованные по данной модели: заокский, заволжский.
ИЙ |
ЗА+ основа производящего СК
| слова___________ |
Как можно назвать этот способ словообразования? Приставочно-суффиксальный. Запишите в тетрадь это название и образец словообразовательного разбора.
- Обобщение и закрепление изложенного материала
У ч и т е л ь: А теперь давайте ответим на вопрос темы урока. Как образуются слова в русском языке?
Слова в языке образуются различными способами словообразования: суффиксальным (путём присоединения к основе производящего слова суффикса), приставочным (путём присоединения к слову приставки), приставочно-суффиксальным ( путём присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса одновременно).
Определение способа образования слова происходит в результате словообразовательного разбора (слайд 10). Сделать словообразовательный анализ – значит найти производящее слово (через уточнение лексического значения производного слова) и путём сравнения морфемного состава производного и производящего слов выделить словообразовательную или словообразовательные морфемы. В зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании, определить способ словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный.
- План словообразовательного разбора
1.Найти производящее слово, определив лексическое значение производного.
2.Сравнить морфемный состав слов, выделив словообразовательную или словообразовательные морфемы.
3.Определить способ словообразования.
4.Проверить правильность разбора путём подбора слов, образованных по такой же словообразовательной модели. (Для получения комментариев нажать на соответствующий этап алгоритма).
У ч и т е л ь: Сегодня на уроке мы рассмотрели три способа словообразования. Необходимо очень хорошо усвоить их основные признаки, чтобы при словообразовательном разборе не путать их друг с другом. Выполнение упражнения.
- Итоги урока. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Урок русского языка по словообразованию в 6 классе
Урок русского языка по словообразованию в 6 классе Перковой Л.М., шк. №23. г. Северодвинск...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...