Урок русского языка по словообразованию в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка по словообразованию в 6 классе Перковой Л.М., шк. №23. г. Северодвинск
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Повторение изученного по теме
«Состав слова и словообразование»
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна.
Урок русского языка
«Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование».
Цели:
1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.
2. Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, находить однокоренные слова.
3.Воспитывать орфографическую и пунктуационную зоркость, словообразовательное чутьё.
4. Получить некоторые сведения из раздела «Лексикология».
Ход урока.
- Организационный момент.
– Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.
- Проверка домашнего задания.
Домашнее задание было творческим. Вам необходимо было составить сказку о морфемах и способах словообразования.
Чтение сказки.
- Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?»
(Да, например, в словах «водопровод», «трубопровод», «водосброс»).
- Мобилизующий этап.
– Сформулируйте тему нашего урока.
(«Повторим состав слова и словообразование»).
- Запишите число, тему урока.
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? Зная тему и пользуясь опорными словами «развивать умения», сформулируйте цель урока.
( РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ разбирать слова по составу и выполнять словообразовательный разбор.)
- Ещё мы с вами повторим сведения из орфографии, лексики, пунктуации.
- Слава, а какую цель ты ставишь перед собой?
- Оля, сформулируй цель, важную лично для тебя.
- Поставьте у себя в тетрадях 2 цифры, напротив которых укажите «сигналы» степени освоенности темы.
«V» - хорошо известно (известные факты).
«+» - хотелось бы узнать подробнее.
«?» - нуждается в дополнительных разъяснениях.
(Во время выбора «сигналов» происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного включения его в учебный процесс.)
- Ребята, назовите науку, если происхождение термина таково: «ЭКОС» по-гречески – жилище, «ЛОГОС» - наука.
( Это экология).
- Зое было дано индивидуальное задание – найти лексическое значение слова «экология». Прочитай, пожалуйста.
(Наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания).
- Подберите однокоренные слова к слову «экология» и разберите их по составу.
( Экологический, эколог, экологически, экотип, экогенез, аутэкология, цитоэкология).
- Как вы думаете, что находится в этом чёрном ящике?
- Изображения животных, рыб, равноправных жителей нашей планеты. А каких? Об этом нам скажут те, кто выполнит индивидуальное задание.
- Посмотрите на доску и сами сформулируйте задания.
- На доске - схема, состоящая из приставки, корня, суффикса, окончания, и текст.
В фаун… нашей страны пять видов чер…пах из которых два зан…сены в Красную книгу. Пол…жение чер…пах во всём мир… очень неблагополучно так как гурманы ценят мясо и яйца рептилий.
( Необходимо выписать слова, соответствующие схеме; вставить пропущенные буквы, расставить пунктуационные знаки).
- Соответствуют схеме слова: « занесены», «положение».
-Объясните значение слов: «фауна», «гурман», «рептилия». Справьтесь в толковом словаре.
(Фауна – животный мир. Гурман – любитель и ценитель изысканной пищи. Рептилия – класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.)
- Подберите синоним к слову «рептилия».
(Пресмыкающееся).
- На доске – схема, состоящая из приставки, корня, суффикса, окончания, и текст.
Нельма – рыба к…торая сокраща…т свою численность в реках Архангельской обл…ст… .
Извес…ны лимитирующие факторы загр…знение нерестовых рек отходами лес…сплава сельского х…зяйства и нерациональный промысел.
- Объясните значение слов: «лимит», «фактор», «нерест».
(Лимит – предельная норма. Фактор – существующее обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Нерест – метание икры самками и одновременное оплодотворение её самцами.)
- Соответствуют схеме слова : «сокращает», «известны".
- На доске – схема, состоящая из приставки, корня, суффикса, окончания, и текст.
Л…сная мыш…вка мелкий зв…рёк серо… цвета с тёмной п…лоской вдоль спины. Основная причина гибели мыш…вок сильное пром…рзание почвы или поднятие грунтовых во… во время спяч(…?)ки.
- Слова, соответствующие схеме, - «промерзание», «поднятие».
4. Задание классу.
1. - Создайте кластер (коллективный опорный сигнал по теме урока).
Для просмотра изображения необходимо скачать документ.
2.- Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать задание.
Рыболовный.
Подснежник.
Взлететь.
Львица.
Небезвредный.
Разлив.
(- Определить способ образования слов).
(Слово «рыболовный» образовано от слова «рыболов» при помощи суффикса -н-, т.е. суффиксальным способом.
Слово «подснежник» образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «снег».
Слово «взлететь» образовано от слова «лететь» при помощи приставки - вз-.
Слово «львица» образовалось при помощи суффикса -иц- от слова «лев».
Словообразовательная цепочка следующего слова такова: небезвредный <– безвредный <– вредный <– вред.
Слово «разлив» образовалось безаффиксальным (бессуффиксальным) способом от слова «разливать».)
3.-Укажите, в каком ряду все слова однокоренные.
1. Инспектор, испечь, пекарь.
2. Сбор, прибор, борная (кислота).
3. Летний, летать, полёт.
4. Сток, течение, текущий.
(Это последний ряд слов).
- Какой разбор слова по составу выполнен правильно?
- Слово «освещение» состоит из приставки -о-, корня –свещ-, суффикса –ени-, окончания –е.
- Слово «закружиться» состоит из приставки -за-, корня –круж-, суффикса –и-, постфикса –ться-.
- Слово «беспомощный» состоит из приставки –бес-, корня –помощ-, суффикса –н-, окончания –ый.
(Слова «освещение», «беспомощный» разобраны правильно)
-Проверим индивидуальные задания.
5.Общее задание.
Игра «Верю – не верю».
- Способы образования слов изучаются в разделе «Морфология».
- Нулевое окончание есть в слове «рано».
- Слово «собеседник» образовано приставочно-суффиксальным способом.
- Слова: «запах»», «пахарь», «пахать», «пахнуть», «пахучий» являются однокоренными.
- Слово «ленивица» соответствует схеме: корень, суффикс, суффикс,
окончание –а.
- В корне слова «двигатель» возможны исторические чередования.
- Слова «подарок», «подать», «поделить» имеют приставку –под.
- ТЭЦ – сложносокращённое слово, образованное путём сложения первых букв.
-Осуществите самопроверку.
Верны 3,5,6 утверждения.
- Вернёмся к нашим условным «сигналам» степени освоенности темы, мы их поставили в начале урока.
Укажите, пожалуйста, рядом сигналы после повторения темы.
Поднимите руку, у кого изменилось к лучшему.
6.Домашнее задание на выбор:
- № 186.
- Составить 8 вопросов по теме «Повторим словообразование» письменно.
- Используя знания, полученные на уроке, составьте рассказ на тему «Царство добра и красоты»
Приложение.
Текст №1.
В фаун… нашей страны пять видов чер…пах из которых два зан…сены в Красную книгу. Пол…жение чер…пах во всём мир… очень неблагополучно так как гурманы ценят мясо и яйца рептилий.
Текст №2.
Нельма – рыба к…торая сокраща…т свою численность в реках Архангельской обл…ст… .
Извес…ны лимитирующие факторы загр…знение нерестовых рек отходами лес…сплава сельского х…зяйства и нерациональный промысел.
Текст №3.
Л…сная мыш…вка мелкий зв…рёк серо… цвета с тёмной п…лоской вдоль спины.Основная причина гибели мыш…вок сильное про…рзание почвы или поднятие грунтовых во… во время спяч(…?)ки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)
Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Урок русского языка для 5-го класса по теме "Язык и речь. Язык и человек
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) ч...