Лабораторная работа как форма организации эффективной работы на уроке
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данный материал содержит правила проведения лабораторной работы на уроках русского языка и литературы, а также примеры проведения уроков в такой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление и презентация | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Первая муниципальная научно-методическая конференция
«Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации»
Секция «Методические проблемы изучения русского языка и литературы»
Лабораторная работа как форма организации эффективной работы на уроке
Аннина Галина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ ООШ села Верхний Кушум
Как и любой предмет школьного обучения, курс русского языка предполагает теоретическую и практическую подготовку учащихся. Кроме системы знаний, они должны получить в школе и определённый круг навыков. В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования¹ и в объяснительной записке к программе по русскому языку содержится понятие «компетенция»: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся»². В программе по русскому языку С.И.Львовой не звучит слово «компетенция», но само понятие присутствует: «Программа реализует деятельно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков…»³
Следовательно, научить русскому языку – это значит обеспечить формирование следующих навыков: языковых, лингвистических, правописных, коммуникативных.
Думается, что реализацию всех этих навыков обеспечивает такая форма проведения урока, как лабораторная работа. Почему?
1. Снижен интерес к образованию вообще, к изучению русского языка – в частности. Отсюда – вопиющая безграмотность. Лабораторная работа, имеющая исследовательский характер, способствует формированию интереса к лингвистике.
2. Лабораторные задания предполагают работу с учебником, справочной литературой, причём работа организовывается по определённому алгоритму. Это развивает навыки самостоятельной работы, активизирует познавательную, мыслительную деятельность учащихся, то есть формирует общеучебные умения и навыки.
3. Наконец, лабораторные занятия интегрируют теоретические и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
Таким образом, решаются наиболее актуальные задачи современной школы:
- научить учиться,
- научить видеть проблему и находить пути её решения,
- научить самостоятельно принимать решения и делать правильные выводы,
-развивать исследовательские навыки учащихся.
Лабораторные работы прочно вошли в практику нашей учебной деятельности.
________________________________________________________________________
¹Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. – М., Дрофа, 2004, с.5.
²Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы. М., Дрофа, 2001, 3.4.
³Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М., Мнемозина, 2009, с.4.
Кратко остановимся на общих правилах проведения лабораторной работы.
1. Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающие новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.
2. Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.
3. Задания могут быть различными: исследование какого-то частного вопроса или исследования обобщающего характера.
4. Лабораторным занятиям может быть посвящён весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием.
5. Задание должно включать этапы исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
- выдвижение гипотезы;
- построение плана исследования;
- выяснение связей изучаемого явления с другими;
- проведение лингвистического эксперимента;
- решение лингвистических задач;
- обобщение результатов и формулировка вывода.
6. Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы:
1) подготовительный этап, включающий повторении теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;
2) проведение лабораторной работы:
- чёткое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;
- оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;
- самостоятельное выполнение лабораторной работы. Важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы;
- подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.
Приведём в качестве примера фрагмент урока.
Урок русского языка в 8 классе.
Тема. Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество.
Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля; ученические тетради-справочники.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Сообщается тема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы.
II. Проведение инструктажа.
Знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока.
Карточка-инструкция.
1). Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии).
Н.Лаздан
Я не учёный.
Я поэт.
Поэзия – моя судьба и сила.
Поэма, ода и сонет –
Вот лирики могучие светила.
Светить – задача мудреца.
Понятно всем, как дважды два – четыре.
Слагать стихи – нести свой крест Творца.
Поэт не Бог,
Он – светофор,
Регулировщик –
Лира…¹
2) Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).
3) Определи, какими частями речи выражены главные члены.
4) Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащим и сказуемым, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире ставится | Примеры | Тире не ставится | Примеры |
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3* | ||
4. | |||
5* | |||
Примечание: | Примечание: | ||
1. | 1. |
*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует.
Примечание: «слабые» ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.
______________________________________________________________________
¹http: // www.stihi. ru
III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.
Учащиеся заполняют таблицу и проверяют свою работу по проверочной карточке (выполняется на доске или проецируется на экран).
Тире ставится | Примеры | Тире не ставится | Примеры |
1.сущ. – сущ. | Поэзия – судьба. | 1. П. – личн. мест | Я поэт. |
2. инф. – сущ.;сущ. – инф. | Светить – задача мудреца. | 2. П. не +Ск. | Я не учёный. |
3. числ. – числ. | Дважды два – четыре. | 3*П. ср.союз +Ск. | |
4. инф. – инф. | Слагать стихи – нести свой крест Творца. | ||
5* сущ. – числ.; числ. – сущ. | |||
Примечание: | Примечание: | ||
1. П. – это (вот, значит) Ск. | Поэма, ода и сонет – вот лирики светила. | К п.1: если на личн. мест.падает логич. ударение, то тире может ставиться | Он – светофор. |
Следует отметить, что в учебниках по русскому языку С.И.Львовой, В.В.Львова содержится очень много заданий подобного рода в разделе «Культура речи», расположенном после изучения каждой части речи. Это готовы материалы для проведения лабораторных работ. Приведём примеры из учебника для 6 класса.¹
Упражнение 534. Определите, в каком случае вместо пропуска нужно вставить глагол одеть, а в каком – надеть. Чтобы выполнить это задание, обратитесь к толковому словарику.²
1) … - платье, маску, юбку, джинсы, майку, ветровку, кроссовки, туфли.
2) … - ребёнка, куклу, больного, его, сына, Диму, бабушку, манекен, младенца.
Упражнение 601. По словарику «Говорите правильно»³ уточните постановку ударения в следующих деепричастиях. Помните, что найти деепричастие можно в словарной статье соответствующего глагола.
Начав, подняв, создав, приняв, поняв, заняв.
_________________________________________________________________________
¹Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в трёх частях. «Мнемозина» Москва 2008.
²Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. Толковый словарик, с.30. «Мнемозина» Москва 2008.
³Там же, Словарик «Говорите правильно», с.74.
Достоинство учебников Львовой С.И., Львова В.В. в том и состоит, что они, помимо богатого, разнообразного материала по развитию речи, культуре речи, помогают с 5 класса развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, то есть именно те навыки, которые составляют главные принципы лабораторной работы.
Подведём итоги.
Уроки в форме лабораторной работы могут обеспечить следующие цели:
1. Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи.
2. Включение полученных теоретических знаний и приобретённых умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку.
3. Воспитание самостоятельности:
- развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения.
4. Приобретение навыков библиографической работы.
5. Развитие лингвистического мышления.
6. Совершенствование исследовательских навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень практических и лабораторных работ по МДК "Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними" для специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Заканчиваем изучение ПМ "Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования". Уже ясно, что получилось, что нужно изменить. Предлагаю перечень лабораторных и практическихработ по МД...
Исследовательская работа как форма организации учебной деятельности на уроках географии
Исследовательская работа - особая форма организации учебного процесса, которая является проявлением исследовательского метода на практике....
Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).
в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе
В работе рассматривается один из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения материала о жизни и творчестве...
Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".
Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...
Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""
Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...