Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе
статья по литературе (8 класс) по теме
В работе рассматривается один из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения материала о жизни и творчестве писателей и поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_effektivnoy_raboty_v_gruppah_na_urokah_literatury_v_sredney_shkole_4.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе
ФГОС ставит перед учителем русского языка и литературы серьёзные задачи. Объем информации, необходимой для успешного образования каждого ребенка, последовательно увеличивается. Как же сделать так, чтобы урок воспринимался проще, а мотивация детей становилась выше?
Хотелось бы поделиться своим опытом по подготовке эффективных уроков, быть может, он окажется для кого-то полезным.
Например, на уроках литературы при обобщении знаний о жизни и творчестве писателей и поэтов можно использовать такую форму работы, как собирание пазлов.
Предварительно необходимо предусмотреть следующие этапы подготовки:
- Найти и обработать качественные изображения писателей или поэтов в интернете.
- Наклеить их на плотную бумажную основу.
- Подготовить вопросник о жизни и творчестве литераторов. Здесь следует подходить дифференцированно: степень сложности вопросов напрямую зависит от уровня подготовки класса. Количество вопросов может варьироваться от 10 до 20.
- Разрезать несколько портретов писателей или поэтов на пазлы (по количеству вопросов), наклеить (в напечатанном виде) или написать с обратной стороны подготовленные вопросы. Порядок действий может быть и иным: сначала нанести с обратной стороны надписи, потом разрезать портреты.
- Разделить класс на группы (3-4), учитывая количество литераторов, чьи биографии и вехи творчества предполагается активизировать в памяти.
- Дать дифференцированное домашнее задание по группам перед тем, как провести урок - обобщение знаний. Указать источники для подготовки (предполагается, что их будет несколько, что вполне соответствует концепции ФГОС).
Организация процесса урока:
- разложить все пазлы с вопросами на отдельных столах;
- поставить перед учащимися каждой группы задачу (обозначить, чей портрет они должны собрать);
- выбрать ведущего из числа присутствующих или задействовать учащегося из класса постарше.
Далее ведущий должен оглашать вопросы, а учащиеся на них отвечать и получать заветные пазлы. Таким образом, собрав портрет по частям, победит та группа, которая лучше подготовлена. Кроме того, учащиеся остальных групп расширят диапазон своих знаний в области литературы, концентрируя внимание на вопросах и ответах, не касающихся напрямую их домашнего задания. Междисциплинарные связи также будут присутствовать. В данном случае это литература и логика.
В качестве рекомендаций можно выделить следующее:
- вопросы не должны быть банальными, поэтому учителю тоже необходимо поискать занимательную информацию;
- формулировки вопросов должны соответствовать возрастной категории учащихся;
- следует помнить, что в сильных классах рассматриваемый урок может выступать в качестве подготовки к олимпиаде, поэтому и уровень вопросов должен быть достойным;
- с этической точки зрения будет правильно, если собранные портреты будут снова зафиксированы на бумажной основе, размещены на стенде участниками соревнования.
Примерные вопросы к пазлам по творчеству писателей 19 века
1. Жизнь и творчество А. П. Чехова.
- У какого писателя было несколько забавных псевдонимов?
- Кто из писателей родился в провинциальном южном русском городе 17 января 1860 года?
- Один из героев ранних рассказов этого писателя некогда попал под лошадь и неожиданно прославился. О каком писателе идет речь и как назывался рассказ? (Речь идет о рассказе «Радость»)
2. Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.
- Кто из писателей был рожден в селе с удивительным названием Спас-Угол, где оно расположено? (Село, о котором идет речь, находится на территории Московской области)
- За одно из своих произведений этот писатель был выслан в Вятку. Кто этот писатель, и о каком произведении идет речь? (Речь идет о произведении «Запутанное дело»)
- Кто из писателей составил завещание: «Паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому»?
3. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого.
- Кто из писателей носил высокий дворянский титул? Назовите и титул, и имя писателя. (Титул – граф)
- Этот писатель участвовал в обороне города, имя которого он прославил собственными рассказами. Кто этот писатель, и о каких рассказах идет речь? (Речь идет о Севастопольских рассказах)
- В названии самого известного романа этого писателя содержится антитеза. О каком романе и писателе идет речь? (Роман – «Война и мир»)
4. Жизнь и творчество А. М. Горького.
- В воспитании этого русского классика самое живое участие принимала бабушка. Он писал о ней: «…я был наполнен песнями, стихами и сказками бабушки, как улей медом…» О ком речь?
- В одном из произведений звучат строки: «Рожденный ползать – летать не может!» Что за произведение? Кто автор? (Произведение – «Песнь о Соколе»)
- Кому из писателей принадлежит произведение, главный герой которого вырывает из груди собственное сердце? Назовите героя и автора произведения. ( Герой – Данко; произведение – «Старуха Изергиль»)
Подобным образом могут быть сформированы вопросы о других писателях и поэтах и их произведениях. Главное, чтобы они не были скучными и шаблонными. Тогда любой урок будет полезным, интересным и эффективным с точки зрения освоения учебного материала.
Литература:
О. Н. Козак «Литературные викторины», издательство «Союз», С.-Петербург, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в средней школе
Тесты, тексты, дополнительные материалы...
Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).
Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...
Царскосельская тематика на уроках литературы в средней школе.
Данные материалы, используются на уроках по творчеству Анны Ахматовой, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Сергея Есенина....
Развитие воображения на уроках литературы в средней школе
Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы....
Изучение сказок А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе (статья)
В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа....
Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "
В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....
Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"
В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...