Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).
опыты и эксперименты на тему
в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социального риска, "трудными" обучающимися, а так же неблагополучными семьями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации
( из опыта работы социального педагога в школе).
Исаева Ирина Викторовна, социальный педагог МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» |
В условиях современного общества существует проблема социальной дезадаптации детей и подростков, что приводит к росту количества правонарушений, преступлений, совершаемых несовершеннолетними, которые приобретают всё более организованный и групповой характер.
Социально-экономические тенденции в России на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи и его воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса явились рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. В последние годы возрастает численность несовершеннолетних, употребляющих наркотики и алкоголь.
Основная причина возникновения категории трудных подростков обусловлена сложившейся неблагополучной социально-экономической обстановкой. По данным социальных паспортов классов, которые составляются ежегодно, из 430 семей (среднее количество в школе) более 50% неполных и малообеспеченных, причём число малообеспеченных семей возрастает; более 30% семей, где родители совсем не работают; около 10% неблагополучных семей; более 70% родителей работают за пределами посёлка Мстёра. Кроме этого, в современных условиях, когда большинство родителей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, поэтому авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребёнка из семьи. Воспитательный потенциал семьи ослаблен. Из-за этого страдают подростки, которые недополучают внимания и заботы своих родителей, тем самым пополняя ряды детей «группы риска». Эти дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, более склонны к правонарушениям, насилию, другим видам асоциального и аддиктивного поведения. На сегодняшний день в школе обучается около 60% детей, которых можно отнести к «группе риска».
Положение осложняется тем, что ежегодно в школе около 4-5% от общего числа обучающихся – воспитанники детского дома, которые в силу своих психофизических особенностей тоже пополняют категорию «трудных».
Профилактическая работа в образовательной организации всегда была и остается одним из важнейших направлений воспитательной деятельности.
Вся деятельность по профилактике правонарушений и коррекции девиантного и дезадаптивного поведения в школе осуществляется на основе социальной защищённости обучающихся и их семей, включающей в себя
- знание детьми и их родителями своих прав и обязанностей;
- неукоснительное соблюдение педагогами учебного и воспитательного процессов;
- психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
- соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Огромная роль в осуществлении данного направления ложится на плечи педагогов школы, где дети проводят большую часть своего времени. Содействие ребёнку в реализации и защите его прав, законных интересов, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования несовершеннолетних, формирование основ социально-правовых знаний и навыков законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – вот важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом школы сегодня.
Система профилактической работы в нашей школе организуется в учебной и внеурочной деятельности и строится на основе реализации локальных актов и методической документации образовательной организации по данному направлению: профилактических программ, положений, правил, алгоритмов действий и др.
Деятельность школы по профилактической работе основывается на создании благоприятной среды для воспитания и общения, поиска различных видов занятости ребят в свободное время и включает в себя следующие направления:
- ранняя диагностика детей группы риска;
- консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
- активизация воспитательных условий образовательной среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьёй;
- организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб;
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Коррекционно-реабилитационная работа с «трудными» детьми и подростками предполагает оказание им оперативной социально-медико-психолого-педагогической помощи и ведётся по направлениям:
- постановка на внутришкольный учёт;
- диагностика психического состояния ребёнка, личностных характеристик его особенностей;
- разработка и реализация мероприятий по адаптации ребёнка к социально-здоровой среде при помощи положительных форм социально значимой и ценностной деятельности;
- подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи;
- коррекция, реабилитация семейных отношений.
Совсем недавно все проблемы воспитания, обучения, сопровождения ребёнка осуществляли только школьные педагоги. Однако, как показывает практика, вопросы сохранения и укрепления психологического здоровья, гармоничного развития и адекватной социализации личности не всегда могут решать учителя. В настоящее время многие дети обладают неуравновешенной психикой по причинам социального характера. В связи с этим в школе встал вопрос о создании социально-психолого-педагогической службы (далее – СППС) в целях обеспечения комплексного сопровождения ребёнка на всех этапах его школьной жизни, основываясь на сотрудничестве педагога-психолога, социального педагога с классными руководителями, родителями и учителями-предметниками, ученическими коллективами. Основными задачами, стоящими перед школьной СППС, являются:
- проведение психолого-педагогического консультирования всех участников образовательного процесса;
- установление тесного сотрудничества с организациями, занимающимися вопросами, проблемами несовершеннолетних и их семей;
- выявление семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, разработка индивидуальных маршрутов реабилитации для данной категорий семей;
- осуществление профилактических рейдов совместно с работниками правоохранительных органов;
- работа по широкому информированию обучающихся и родителей о правах и обязанностях, развитие правоведческой культуры через оформление методических уголков, консультации, беседы, лектории и т.д.;
- проведение коррекционно-воспитательных занятий по формированию социально-правовых навыков и знаний у детей «группы риска» в рамках реализации программы «Я среди людей»;
- разработка и составление диагностического инструментария, алгоритмов взаимодействия с неблагополучными семьями, семьями, требующими повышенного педагогического внимания, с детьми «группы риска».
Другим направлением деятельности школьной СППС является осуществление постоянного контроля за получением образования несовершеннолетними. Для этого проводится строгий учёт пропущенных уроков, осуществляется работа по ликвидации пропусков без уважительных причин и устранения пробелов в знаниях неуспевающих обучающихся. Специалистами СППС своевременно организуется деятельность по выявлению детей в посёлке, которые не получают общее образование по медицинских показаниям.
Для повышения профессионализма педагогов, эффективности результативности работы образовательной организации по профилактике правонарушений, психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей в школе налажена система проведения тематических семинаров-практикумов, которые организует социально-психолого-педагогическая служба. Вопросы профилактической работы постоянно и целенаправленно рассматриваются на педагогических советах, организуются медико-психолого-педагогические консилиумы, составляется единый план воспитательной и профилактической работы.
Кроме этого, в школе созданы и активно работают общественные объединения – Наркопост и Служба примирения.
В целях профилактики правонарушений и последствий преодоления конфликтов активно осуществляется социально-педагогическое взаимодействие, что требует координации профессиональных усилий специалистов школьных служб (приложение № 1).
С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы, служб и ведомств системы профилактики Вязниковского района в течение учебного года между ними активно осуществляется межведомственное взаимодействие и социальное партнёрство (приложение № 2). Каждое ведомство и организация разрабатывает и утверждает свою систему профилактических мероприятий, взаимодействие осуществляется на основе совместного плана и договора.
Большая работа в данном направлении осуществляется классными руководителями, для которых разрабатываются специальные программы, составляются алгоритмы действий. Со всеми несовершеннолетними подростками, семьями из разряда «неблагополучных», поставленными на различные виды учёта, проводится как групповая, так и индивидуально-профилактическая работа. Составлена и ведётся необходимая профилактическая документация в классах, где есть такие дети или семьи. Ежегодно в планы классных руководителей вводится профилактический блок целевых воспитательных мероприятий на весь учебный год, разрабатываются и утверждаются индивидуальные профилактические программы, планы работы с различными категориями детей, семей, диагностический инструментарий с учетом возраста обучающихся и специфики семьи. Данный мониторинг, который проводится с 5 по 11-й классы, отражает эффективность проводимой профилактической работы в образовательной организации, отношение подростков к жизненным ценностям.
При работе с неблагополучными семьями разрабатываются более конкретные меры. Постоянно накапливается, ведётся и обновляется банк данных неблагополучных семей и несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасной ситуации, на основании чего специалистами школы заведены индивидуальные дела, наблюдательные карточки на обучающихся, родителей, склонных к вредным привычкам. Итоги работы рассматриваются на заседаниях Совета профилактики правонарушений, педсоветах, совещаниях при заместителе директора по воспитательной работе, методическом объединении классных руководителей.
К сожалению, не всегда меры, предпринимаемые школой по предотвращению противоправных деяний несовершеннолетних и по их успешной социализации, имеют положительный результат. Следует признать, что далеко не каждой семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что остаётся только один выход: изъять ребёнка из такой семьи, поместить его в учреждение государственной поддержки детства. Поэтому в школе ведётся планомерная и целенаправленная работа по профилактике социального сиротства, особенно с родителями.
Нет ничего дороже и ценнее человеческой жизни, а особенно жизни ребёнка. Неотъемлемой частью профилактической работы школы является работа по формированию навыков безопасного поведения школьников, основ здорового образа жизненного стиля обучающихся и их родителей, тем более, что понятие «здоровье» включает в себя здоровье физическое, психическое и нравственное. Пропаганда знаний правил дорожного движения, охраны труда и техники безопасности, соблюдение которых способствует безопасному поведению детей в быту, на улицах и дорогах, в общественном транспорте и т.д., является важной составной частью воспитания социально-правового сознания обучающихся, их общей культуры.
Особое внимание в нашей школе при формировании культуры здорового ребёнка уделяется созданию «моды на здоровье» в окружающих подростка условиях. Этому в большей степени способствует реализация школьной программы «Здоровые дети – здоровая нация». Она включает в себя определённую систему социально-педагогических мероприятий, формирующих сознание, духовность, образ жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их семей. Результат мониторинга здоровьесберегающей деятельности показывает положительные тенденции: количество часто болеющих детей в средней и старшей школе на конец учебного года снизилось на 2-3%.
Употребление несовершеннолетними различных ПАВ является бичом современного общества. Поэтому с целью изменения ценностного отношения детей и подростков к наркотикам, формирования личной ответственности обучающихся за своё поведение, недопущения вовлечения детей и подростков в употребление ПАВ, формирования антинаркотических, антиалкогольных и антитабачных установок педагогическим коллективом школы осуществляется большая работа. Для этого успешно реализуются школьные программы: по профилактике правонарушений и безнадзорности «Я выбираю жизнь», по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и мониторинга деятельности школы по профилактике употребления обучающимися ПАВ. Также с 2011 года на базе школы развивается волонтёрское движение «Дельфин», участники которого активно ведут работу по профилактике употребления ПАВ, асоциального поведения среди своих сверстников.
Хорошей традицией в школе стало ежегодное проведение Месячника или Декады профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, единых дней профилактики алкоголизма, табакокурения, употребления наркотиков, социальных акций «За здоровый образ жизни», «Здоровым быть модно!» и т.д. В течение учебного года организуется дополнительный правовой всеобуч для детей и родителей через оформление уголков для родителей, размещение информации на школьных стендах, правовые классные часы, родительские консультации и лектории. Данные мероприятия проводятся с привлечением специалистов из организаций, занимающихся проблемами несовершеннолетних и их семей.
Одним из важных факторов профилактики является занятость подростков во внеурочное время. Около 70% детей, имеющих девиантное поведение, состоящих на различных видах учёта, охвачены дополнительным образованием, в основном прикладного, творческого и спортивного характера.
В целях предупреждения асоциального поведения в каникулярный период в образовательной организации в рамках реализации школьной программы «Каникулы» работает пришкольный оздоровительный лагерь «Маяк» и профильные отряды, где организованным отдыхом охвачены больше 50% детей из семей социально незащищённых категорий. В летний период совместно с ГКУ ВО «ЦЗН города Вязники» и отделом профилактики ГКУСО ВО «Вязниковский центр социальной помощи семье и детям» реализуется программа временной занятости несовершеннолетних различных категорий учета, где ежегодно задействовано в трудовых отрядах более 80% подростков данной категории.
В совокупности проводимая школой профилактическая работа и оказываемая подросткам помощь с учётом их индивидуальных способностей и психофизических особенностей при соблюдении вышеназванных условий позволяет обеспечить более равномерное развитие личности, её социально-правовых проявлений в деятельности и поведении (приложение № 3).
Ожидаемым результатом эффективной организации профилактической работы в образовательной организации является
- сформированность готовности и умения школьников устанавливать продуктивные социально-правовые контакты для получения помощи и адекватной ориентации в самостоятельной жизни;
- сформированность у обучающихся реальной временной составляющей жизненных планов и адекватного профессионального самоопределения;
- выработка соответствия ценностных установок подростков моральным нормам и требованиям общества;
- отработка навыка использования личного опыта в изменяющихся условиях и умения сопротивляться негативным формам давления;
- коррекция девиантного поведения.
Стабильное функционирование системы работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и асоциального поведения несовершеннолетних позволило решить проблему выбытия из школы по неуважительным причинам, неполучения основного общего образования. Значительно уменьшились показатели правонарушений и противоправных действий среди несовершеннолетних жителей посёлка Мстёра. Практически отсутствуют случаи попрошайничества и бродяжничества.
Ежегодный мониторинг по вышеописанной комплексной системе профилактической работы в школе показывает положительные результаты:
-в школе в течение нескольких лет удаётся поддерживать стабильный процент обучающихся, состоящих на учете в ОДН и внутришкольном (около 1%).
- у более 80% выпускников к концу обучения сформированы социально-правовые знания и навыки законопослушного поведения, необходимые для дальнейшей жизни;
- в течение нескольких лет наблюдается довольно успешная социализация выпускников ввиду повышения уровня психологической и духовно- нравственной готовности старшеклассников к самостоятельной жизни – около 90% выпускников 9-х классов продолжают обучение, более 70% обучающихся 11-х классов поступают в высшие учебные заведения;
- школа активно участвует в конкурсах профилактической направленности различного уровня, где занимает призовые места (приложение № 3). В 2014 году школа победила в региональном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий и в очередной раз стала призёром районного конкурса на лучшую школу, свободную от ПАВ, конкурсные материалы по этому направлению деятельности отправлены на областной конкурс.
Несмотря на положительные сдвиги в данном направлении, существует необходимость в продолжении постоянной работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ, работы с проблемными семьями в нашей школе. Осуществляемая педагогами и специалистами профилактическая деятельность порой является единственным сдерживающим фактором для некоторых категорий семей, детей и подростков посёлка и, безусловно, остаётся одной из важных задач, стоящих перед нашим коллективом.
В современных условиях должны принципиально меняться подходы в организации профилактической деятельности в системе воспитательного процесса в образовательных организациях. Мы считаем, что для дальнейшего совершенствования профилактической работы в школе необходимо решать следующие проблемы:
- создание системы социально-педагогической и психологической, правовой помощи детям и подросткам в рамках единого образовательного пространства «Школа – посёлок, микрорайон и т.д.»;
- оптимизация функциональных обязанностей специалистов, задействованных в организации профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении;
- корректировка локальных актов, направленных на усиление межведомственного взаимодействия в рамках индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении; разработка эффективных мер для совершенствования подхода к профилактике семейного неблагополучия;
- систематическое практическое обучение педагогов в рамках повышения квалификации специалистов, обеспечивающих организацию профилактической деятельности, охрану и защиту прав детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Опыт работы социального педагога МБОУ "СОШ №4" Гречановой Л.Н.
В статье описан мой опыт работы, приведены статистические данные за три года состоящих на учёте учащихся в сравнении. Описана работа с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с общественными о...
Опыт работы социального педагога по теме: "Развитие эмоциональной сферы младшего школьника посредством создания системы коррекционно-развивающих занятий, как необходимое условие успешной социализации" "
Опыт работы с младшими школьниками....
Опыт работы социального педагога
Цели, задачи, основные направления деятельности работы социального педагога. Просвещение и профилактика....
Психология конфликта и основы медиации в образовательных организациях. Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении.
Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении....
Опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Основные направления работы социального педагога по профилактике законопослушного поведения несовершеннолетних в школе....