Подготовка к изложению с элементами сочинения.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Данный урок можно позиционировать как подготовку к ГИА: его структура соответствует структуре экзаменационного материала. 1 часть - изложение(на данном этапе подготовки полное); 2 - тестовые задания, аналогичные тестовым заданиям типа "В", 3 - сочинение (творческое задание на дом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.odt | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-м классе
Тема: "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту В. Пескова "ПОМНИТЬ О РОДИНЕ"
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Образовательные: подготовка учащихся к написанию изложения с элементами сочинения;
2. Развивающие: продолжение работы над особенностями публицистического стиля; развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное
3 Воспитательные :воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, в частности, любви к Родине, способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей..
ЗАДАЧИ УРОКА:
развивать умение работать над изложением с элементами сочинения;
повторить лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля;
закрепить умение анализировать текст;
совершенствовать навыки правописания..
формировать языковую компетентность :
развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, выделять микротемы, аргументировать своё суждение).
побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово учителя.
Как вы понимаете слово Родина?
Действительно, это слово многозначно. Обратимся к словарю Ожегова.
Родина, -ы, ж.
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
(Слайд 1. Приложение).
Итак, как вы уже поняли, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения с элементами сочинения по тексту В. Пескова «Помнить о Родине».
Откройте тетради и запишите тему урока. (Слайд 2. Приложение).
БЕСЕДА.
– Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина.
– Подберите однокоренные слова к слову Родина.
Родители, родник, родня, родственники, народ, род.
(Слайд 3. Приложение).
-Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)
– Молодцы! Итак, Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего села, со всего, что с ними связано, т.е. с малой Родины.
Тема Родины находит отражение и в искусстве. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Проза погружает нас в красоту окружающего мира, в жизнь людей,его населяющего, в чувства , картины рисуют перед нами историю Родины и её настоящее. Нет ни одного вида искусства, где бы не звучала тема Родины.
РАБОТА С ТЕКСТОМ(СЛАЙД 4).
ПОМНИТЬ О РОДИНЕ
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.
Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом снами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.
Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит,будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.
Давайте же будем помнить об этих корнях.(В.ПЕСКОВ)
– Сформулируйте основную мысль текста. (Необходимо помнить о своих корнях)
– К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)
– Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, любить Родину, помнить о своих корнях)
– Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить изобразительно-выразительные средства и синтаксические конструкции, которые предназначены воздействовать на читателя. Мы видим анафору, синтаксический параллелизм, сравнение, ( например...) . Текст начинается с вопроса к читателю. В конце текста содержится призыв к нам, читателям: «Давайте же будем помнить об этих корнях.» В тексте много предложений с однородными членами , например: «Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты.». Также автор использует назывные предложения, например: …; определённо-личные предложения, например:...)
– Для публицистического стиля характерна четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоционально-оценочных прилагательных и наречий. Назовите их. ( огромная человеческая любовь , красотой, наполненной в веках и др.)
– Укажите способ связи предложений в тексте. (Используется параллельная связь).
- Правильно, для публицистического стиля речи характерен параллельный способ связи, который усиливает впечатление от высказывания, придает речи торжественность. Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический. Публицистический стиль помогает нам почувствовать нравственное содержание текста Пескова, его актуальность.
– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)
– Для того чтобы передать этот текст письменно, нам необходимо определить в нём микротемы.
– Давайте вспомним, что такое микротема?(Микротема — это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать; выделяется при делении готового или создаваемого текста.)
Микротемы: 1.Родина — это очень много.
2. Родина подобна огромному дереву...
3. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад.
4. Человеку надо знать свои корни.
– Прочитайте текст, выделите опорные слова и словосочетания.
(Вырастает любовь Родина много тропинка ракета птицы Москва малые деревеньки имена людей названия новых машин танцы;
подобна дереву делаем доброго прибавляет силу корни;
история деды пращуры дела наличниках игрушках храмах песнях сказках имена полководцев поэтов борцов народное дело;
надо знать корни воздух будет целебен земля дороже выходить из рук его красотой в веках помнить корнях)
– Используя опорные слова и словосочетания, перескажите текст.
– Как вы понимаете смысл предложения: «Человеку надо знать свои корни»?
– Ребята, этот вопрос и будет вашим творческим заданием. (Слайд 5. Приложение).
РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ТЕКСТЕ.
– Ребята, а сейчас давайте повторим орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в тексте.
1. Найдите слово с чередованием гласной в корне слова (вырастает).
2. Найдите слово во 2-м абзаце, написание которого определяется правилом: « В полном причастии,образованном от глагола с приставкой, пишется две «н»(нацеленный).
3.Найдите слово, написание которого определяется правилом: «Краткие причастия пишутся с одной «н» (овеяно).
4. Найдите слово, написание которого определяется правилом: «Если прилагательное с не можно заменить синонимом без не, оно пишется слитно.»(несильный)
5. В 4 абзаце найдите предложение с обособленным определением ( «Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках.»).
6. Количество основ в последнем предложении 4-го абзаца
ИТОГИ УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родина, помнить о своих корнях.
На втором уроке мы будем писать изложение.
Оценки за урок.
10. Домашнее задание:объясните смысл предложения «Человеку надо знать свои корни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"
Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...
Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс
Презентация содержит материал по региональному компоненту...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения".
Как совершенствовать речевые умения учащихся в написании изложения с элементами сочинения....
Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц".
Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц". На слайдах представлен подготовительный материал к уроку, сам текст и...
Подготовка к изложению с элементами сочинения
Данная разработка поможет систематизировать знания учащихся о приемах компрессии текста, применить их на практике....
Технологическая карта урока «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе».
Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста....