Подготовка к изложению с элементами сочинения
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Дворниченко Екатерина Николаевна

Данная разработка поможет систематизировать знания учащихся о приемах компрессии текста, применить их на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту».

урок русского языка в 9 классе

Цель: совершенствование умений в сжатии текста, написании элемента сочинения по тексту.

Этапы урока

Планируемая

деятельность

учителя

Предполагаемая  

деятельность

учащихся

Методический

комментарий

Выведение темы

урока

Приветствие обучающихся (организационный момент).

- У нас сегодня урок подготовки к ОГЭ. Давайте вспомним из каких этапов состоит итоговое испытание?

- Давайте выведем тему урока. Урок будет творческим, мы будем готовиться к письменному пересказу текста…(или) с элементами сочинения.

Приветствие

Индивидуальный или фронтальный ответ учеников (Изложение, сочинение, тестовые задания)

Индивидуальный или фронтальный ответ учеников

(Изложению)

Постановка целей

урока

 - Какую задачу мы будем осуществлять на уроке?

- Ребята, а чтобы выполнить типичное задание на максимальный балл, какие сведения о написании сжатого изложения нам надо вспомнить (знать)?

- Таким образом, сегодня мы с вами вспомним…

и подготовимся к…

- Запомните выведенные цели и задачи, для того, чтобы в дальнейшем подвести итог.

(подготовимся к сжатому изложению с элементами сочинения)

(способы сжатия текста)

(способы сжатия текста)

(сжатому изложению с элементами сочинения)

Актуализация

Знаний учащихся

- Что же такое сжатие текста?

- Верно, сокращение или его компрессия. А какие приемы компрессии вы знаете?

- Приема компрессии три, и вы поделены на три группы. От каждой группы по человеку подойдут и вытянут задание, которое будет выполнять группа в течение 2минут. По истечении этого времени один из группы расскажет о выбранном приеме компрессии.

- Итак, ИСКЛЮЧЕНИЕ.

(на доске появляются сведения об ИСКЛЮЧЕНИИ)

- Сократите исходный текст. Что мы исключаем?

Что же получилось? Запишите получившийся вариант. На сколько слов мы сократили абзац?

- Следующий прием компрессии текста…

(на доске появляются сведения об ОБОБЩЕНИИ или ОБЪЕДИНЕНИЕ)

- Сократите исходный текст. Что мы исключаем?

Что же получилось? Запишите получившийся вариант. Сколько слов записали?

- И последний прием сжатия…

(на доске появляются сведения о ЗАМЕНЕ)

- Сократите исходный текст. Что мы заменяем?

Что же получилось? Запишите получившийся вариант. Сколько слов записали?

- Итак, у нас получилось вместо 64 слов 15 в трех абзацах!

(краткий пересказ, сокращение текста)

(исключение, обобщение или объединение, замена)

(учащиеся выбирают задание для групповой работы, обсуждают, выбирают человека для индивидуального рассказа)

(ученик рассказывает о способе компрессии)

(Сказка живет в тебе самом)

(Обобщение или объединение)

(Замена)

демонстрация слайда

Включение новых знаний в систему

- А теперь самая творческая , пожалуй, работа: написание элементов сочинения к этому тексту.

- Напишите, как вы понимаете смысл данной фразы:

1группа: «Сказка живет… в тебе самом…»

        (Е.Кривенко)

2группа: «Сказки научат…»             (Е.Кривенко)

3группа: «Сказки любят взрослые…»

        (Е.Кривенко)

- Сначала вы работаете в паре, составляя ответ на данный вопрос, затем ваш вариант отдаете ответственному группы: 1 группа – Чужакина Е., 2 группа – Гусева И., 3 группа – Мартиросян А., которые, в свою очередь, выбрав самое, на их взгляд, удачное сочинение представляет его на «всеобщее обозрение». За разъяснением затруднений, также можно обращаться к ответственным группы.

Рефлексия

 

- По истечении времени у вас получились следующие результаты…

- Почему вы считаете, что это лучшая работа?

- Ребята, вы хорошо на уроке потрудились!

- Скажите, а мы на уроке достигли цели?

- На уроке мы подготовились к сжатому изложению с элементами сочинения.

- Как мы работали?

- Было ли интересно на уроке?

- Я оценила ответы следующим образом:…

(Значит следующий раз работайте так, чтобы вам было интересно.

(ответственные воспроизводят удачный вариант элемента сочинения)

(9-классники объясняют свою позицию)

(Да)

(Активно)

(Да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...

Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс

Презентация содержит материал по региональному компоненту...

Подготовка к изложению с элементами сочинения.

Данный урок можно позиционировать как подготовку к ГИА: его структура соответствует структуре экзаменационного материала. 1 часть - изложение(на данном этапе подготовки полное); 2 - тестовые зада...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения".

Как совершенствовать речевые умения учащихся в написании изложения с элементами сочинения....

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц".

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц". На слайдах представлен подготовительный материал к уроку, сам текст и...

Технологическая карта урока «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе».

Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста....