Правописание НЕ с глаголами (урок-экскурсия).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок русского языка для 7 класса (для КОУ VIII вида)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc98 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc26 КБ
Office presentation icon pravopisanie_ne_s_glagolami.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 487 Выборгского района  Санкт – Петербурга

Урок русского языка в 7-б классе (I вариант)

                Тема: Правописание НЕ с глаголами

                                 (урок-экскурсия)

                Дата проведения: 04.03.15 г.

                Учитель: Малькова И.А.

Санкт – Петербург, 2015

Тема: Правописание НЕ с глаголами.

Тип урока: урок закрепление.

Вид урока: урок-экскурсия.

Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания о глаголе.

Задачи:

1. Развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;

выработать  навык правильного письма частицы не с глаголами на

основе алгоритма; закрепить умение находить глаголы в тексте,

ставить к ним вопросы; дифференцировать глаголы настоящего,

прошедшего и будущего времени по вопросам и времени действия.

2. Развивать умение употреблять глаголы в речи; формировать навыки

самостоятельной работы, работы в паре; развивать   наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; коррекция зрительного и слухового восприятия, логического мышления, памяти, внимания.

3. Воспитывать интерес к родному языку, чувство коллективизма, воспитание культуры учебного труда.

Оборудование: занимательные  стихотворения, предметные картинки, карточки с названиями улиц города Глагольска, карточки с заданиями, схемы-опоры, памятки-таблицы, мини-памятки для учащихся.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

1. Настрой на работу. 

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Предлагаю вам совершить экскурсию по городу, название которого вы узнаете из стихотворения.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья.

И рожь в полях цветет.  (В. Кондрашов)

- Как называется эта часть речи?

- Как вы догадались?

- Назовите глаголы.

*Учитель ещё раз читает стихотворение, дети называют глаголы.

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в город Глагольск (карточка).

  1. Чистописание (улица Чистюль).

-------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

*Задания:

1. Дайте характеристику букве и звукам.

2. Назовите  имена собственные на данную букву.

3. Подберите глаголы на данную букву.

III . Повторение (переулок Повторяек).

  1. Беседа по вопросам:

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяются глаголы?

- Назовите времена глаголов.

- Глаголы какого времени изменяются по родам?

  IV.   Введение в тему урока.

  1. Бульвар Внимание.
  • Учащимся предлагается карточка с буквенным рядом.

Задание: зачеркните каждую вторую букву и тогда вы сможете прочитать тему урока:

                 Н Р Е У С Я Г Е Л Х А Ь Г Й О Т Л Б А В М Ц И  

- Что получилось?

- Сегодня на уроке мы продолжим упражняться в правописании частицы не с глаголами.

      2.  Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей НЕ и без неё  (проспект Отрицания).

* На доске запись: Правила поведения на уроке.

Правила поведения на уроке.

  1. Опаздывать на урок.
  2. Разговаривать на уроке.
  3. Мешать соседу по парте.
  4. Рисовать на парте, стуле.
  5. Жевать после звонка.

- Согласны ли вы с этими правилами?

- Почему?

- Как нужно правильно сказать? Что нужно добавить? ( Частицу не)

- Что обозначает эта частица? (Отрицание, запрет).

- Как пишется она с глаголами?

* Делается вывод учителем в виде шуточной памятки:

 

          НЕ выучил – не делай!

          НЕ знаешь – не спеши!

          С глаголами раздельно

          Частицу НЕ пиши!

  1. Практикум (улица Пословиц).

1). Работа с пословицами.

* Учащиеся записывают на доске пословицы с комментированием, объясняют орфограмму.

Умелые руки не знают скуки.

Лень человека не красит.

Под лежачий камень вода не течёт.

Надо трудиться, а не лениться.

- На какую тему эти пословицы и поговорки? (О трудолюбии и лени)

2). Работа в парах (карточка №1).

Задание: некоторые пословицы потеряли частицу не; исправь недочеты (см. приложение).

*Контроль: № 1, 2, 4, 6, 8.

- Запишите пословицы в тетради о дружбе (пословицы под № 4,5,6).

* Оксана, Эдик, Вика – записывают две на выбор.

  1. Физминутка  (улица Артистическая).

а). Артистическая мастерская.

 - Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

  • Буду – не буду!
  • Могу – не могу!
  • Хочу – не хочу!
  • Стану – не стану!
  • Кричу – не кричу!

б). Шуточные стихи (читают  Петя, Вика, Влад, Оксана).

Мальчик: Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дёргать за косички!

Девочка: Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Мальчик: Я согласен даже не

Рисовать на карте.

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Девочка: Но не смейте делать мне

Никаких упрёков,

Если даже я и не

Выучу уроков!

- Назовите глаголы с НЕ.

- Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

  1. Самостоятельная работа.

3). Работа в парах (карточка№2)

Задание: замени выражение глаголом с отрицательной частицей НЕ (см. приложение).

*Проверка работы.

 

  1. Творческая работа (улица Творческая).

- Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

- Где уместно разместить такой текст?

- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу).

- Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу.

- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Вам предлагается текст «Правила поведения в лесу» (карточка№3). 

Карточка № 3.

  • Прочитай внимательно текст и  подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь.

                                              Друзья природы.

        Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.  

IX. Итог урока (пост Контроль).

- Что мы сегодня повторили на уроке?

- Чему учились?

  1. Домашнее задание.

** Составить памятку:

1 р. – Правила обращения с книгой.

2р. – Правила поведения на улице.

3р. – Правила поведения в столовой.

Приложение

  • Зачеркните каждую вторую букву и тогда вы сможете прочитать тему урока:

Н Р Е У С Я Г Е Л Х А Ь Г Й О Т Л Б А В М Ц И  

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка № 1.

   

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка № 2.

   

Карточка №3.

  • Прочитай внимательно текст и  подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь.

                                  Друзья природы.

        Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.  



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Тест №1

Ф.И.________________________________________

1. Впиши пропущенные слова.

Глагол – это часть речи, которая обозначает __________________________ предмета. И отвечает на вопросы ___________________________________________________________________________

2. Среди данных слов подчеркни только глаголы.

Строитель,  новый,  думать, ранняя, строит, теплое, постучал, гнездо, ветер, встретимся.

3.  Глаголы изменяются

 а) по временам

 б) по падежам

 в) по числам

 г) по склонениям

 

4. Найди глагол настоящего времени:

а) читать

б) читает

в) читал

г) прочитает

                   

5. Выбери правильное утверждение.

 а) НЕ с глаголами пишется слитно.

 б) НЕ с глаголами пишется раздельно.

6. Соедини стрелками слова.

Солнце                                    светил

Месяц                                     светила

Луна                                        светили

Звезды                                     светило


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор ресурса: Трубачёва Светлана Ивановна Правописание НЕ с глаголами Малькова И.А., учитель русского языка ГБОУ школы №487

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья. Цветут сады и хлеб в полях растёт.

Слайд 3

БУЛЬВАР ВНИМАНИЕ НРЕУСЯГЕЛХАЬГЙОТЛБАВМЦИ

Слайд 4

ПРОСПЕКТ ОТРИЦАНИЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ: ОПАЗДЫВАЙ НА УРОК. РАЗГОВАРИВАЙ НА УРОКЕ. МЕШАЙ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ. РИСУЙ НА ПАРТЕ, СТУЛЕ. ЖУЙ ПОСЛЕ ЗВОНКА.

Слайд 5

НЕ С ГЛАГОЛОМ Запомни!!! Не выучил - не делай! Не знаешь - не спеши! С глаголами раздельно Частицу НЕ пиши.

Слайд 6

Без пословицы не проживёшь Старая пословица век не сломится УЛИЦА ПОСЛОВИЦ

Слайд 7

Яйца курицу учат. Языком косить – поясница заболит. Суши сено, пока солнышко светит. С ложью правда дружит. Сам погибай, а товарища выручай. Дружбу за деньги покупают. Работа сердце веселит. Болезнь человека красит. Некоторые пословицы потеряли частицу НЕ. Исправь недочеты

Слайд 8

Яйца курицу не учат . Языком косить – поясница не заболит . Суши сено пока солнышко светит. С ложью правда не дружит . Сам погибай, а товарища выручай. Дружбу за деньги не покупают . Работа сердце веселит. Болезнь человека не красит. Проверь себя. Выпиши предложения со словами: не дружит, не покупают, не красит .

Слайд 9

АРТИСТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 1. ИГРА «БУДУ – НЕ БУДУ» 2. ШУТОЧНЫЕ СТИХИ

Слайд 10

Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ 1. Сидеть сложа руки - 2. Пропустить мимо ушей - 3. Не смыкать глаз - 4. Не повышать голос - не работать не слышать не спать не грубить Слова для справок: Не работать, не слышать, не спать, не грубить

Слайд 11

УЛИЦА ТВОРЧЕСКАЯ Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек!

Слайд 12

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ Прочитай внимательно текст и подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь. Друзья природы. Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.

Слайд 13

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...

Правописание Н и НН в различных частях речи, правописание предлогов и союзов.

Комплексное повторение в 7 класссе , задачи которого совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.....

Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....