Урок "Понятие об имени прилагательном. Путешествие в страну Чудес".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Солдатова Ирина Олеговна

Конспект урока по русскому языку

в рамках работы пилотной площадки

по теме «Психолого-педагогическое

сопровождение учащихся специальных (коррекционных) школ (школ-интернатов)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ponyatie_ob_imeni_prilagatelnom.docx306.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

ШМО  УЧИТЕЛЕЙ

РУССКОГО ЯЗЫКА

"Понятие об имени прилагательном.

Путешествие в страну Чудес".

5 класс

 

Солдатова И.О., учитель русского языка  высшей квалификационной категории.

26.02. 2015г.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

Конспект урока по русскому языку

в рамках работы пилотной площадки

по теме «Психолого-педагогическое

сопровождение учащихся специальных (коррекционных) школ (школ-интернатов)»

"Понятие об имени прилагательном.

Путешествие в страну Чудес".

5 класс

Солдатова И.О., учитель русского языка

высшей квалификационной категории.

26.02. 2015г.

Урок-путешествие:

«Понятие об имени прилагательном. Путешествие в Страну Чудес».

ЦЕЛЬ:  познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных.

ЗАДАЧИ:  

  1. Коррекционно-образовательная: знать, что такое имя прилагательное; уметь находить прилагательные в тексте.
  2. Коррекционно-развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; работать над развитием произвольного внимания; развивать речь учащихся.
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать навык самоконтроля; чувство взаимопомощи; интерес к изучению русского языка; воспитывать положительную мотивацию к учению.

ТИП УРОКА:   освоение нового материала.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  1. Коррекционно-развивающая.
  2. Групповые технологии.
  3. Игровые технологии.
  4. Компьютерные технологии.
  5. Здоровьесберегающие  технологии.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:  рассказ, беседа, игра, мыслительная деятельность, проблемное изложении, практическая работа, показ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:   индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:, презентация; тесты, иллюстрации, маршрутные листы с заданиями, смайлики, макет поляны, цветы, бабочки, говорящая ручка «знаток».

Термины и понятия: таможенный контроль, маршрутные листы, герб.

ХОД   УРОКА:

  1. Организационный момент.

Учитель: Слайд №1

1.  Вступительное слово

- Дорогие ребята, сегодня вам представится уникальная возможность побывать в стране, которой нет ни на одной современной политической

карте. Называется она – СТРАНА ЧУДЕС. Прежде, чем добраться до этой страны, нам надо преодолеть много различных препятствий и показать свои знания. А совершить необычное путешествие нам поможет туристическое агентство «БУРЯ» (будем учить русский язык) Слайд №2

-Давайте рассмотрим маршрут, по которому нам надо добраться до волшебного города. Слайд№3.

  Мы побываем в различных местах (ЗАМОК ВСПОМИНАЙКА, ОСТРОВ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ГОРОД ЗНАТОКОВ).  А поплывем мы с вами на большом корабле, по синему морю.

2. Психологический настрой Слайд №4

- Закройте глаза и представьте, что вы плывете на этом корабле, вокруг плещутся волны. Выберите себе волну. Она похожа на мягкую пухлую подушку. Почувствуй, как ты удобно расположился на этой большой морской подушке.

Пусть твоя волна принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Там может произойти что-то чудесное и волшебное.

Теперь ты снова на своей волне, и она ведет тебя назад, на твое место в классе.

Потянись, выпрямись. Будь на уроке внимательным, аккуратным.

ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ!

Учитель:

-Перед отправкой в путешествие необходимо оформить МАРШРУТНЫЕ  ЛИСТЫ.

(Ребята указывают свои фамилии и знакомятся с содержанием листа).

– Итак, путешествие начинается!..

  1. Повторение изученного.

3. Сейчас вам необходимо пройти ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, который даёт допуск к путешествию.

Ответь правильно!

Задание №1 в маршрутном листе:

  • Над какой большой темой мы с вами работаем на протяжении уже нескольких уроков? (части речи)
  • С какой частью речи мы с вами уже познакомились? (имя существительное)

4. ЗАМОК  ВСПОМИНАЙКА Слайд №5

Учитель:

- Надеюсь, таможенный контроль вами пройден благополучно. И первое, что мы встречаем на своем пути – это замечательный ЗАМОК ВСПОМИНАЙКА.

-  А теперь отгадайте, кто живет в этом замке, если на центральных воротах этого замка  написано:

Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам.

- Да, мы в гостях у СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Имя существительное – это….

 На какие вопросы отвечает имя существительное?

Что обозначает имя существительное?

Приведите примеры имен существительных?

И вот какое задание оно вам предлагает:  

Задание №2 в маршрутном листе:

 Работа в группах (учащиеся пересаживаются: мальчики и девочки отдельно друг от друга)

  • Игра «Поймай свое слово» Слайд №6 – в маршрутных листах

Девочки « ловят» и записывают сущ. женского рода, мальчики – мужского.

Помощь, нож, весна, тишина, сын, врач, юноша, ноша, земля, мудрец, тишь, камыш.

(Проверка по слайду №7)

  1. Изучение нового материала.

5. ОСТРОВ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Слайд №8

Учитель:

-Продолжаем наше путешествие.  Подплываем к ОСТРОВУ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Мы видим, что на нем выстроен чудесный дворец, а на дворце надпись, на которой написаны следующие слова:

Определяю я предметы. 
Они со мной весьма приметны. 

Сладкий, кислый и большой,

Модный, узкий и цветной.
Я украшаю вашу речь, 
Меня вам надо знать, беречь!

- И встречает нас хозяин этого дворца  Имя Прилагательное.

Во дворце с ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ живет мудрая сова. Имя прилагательное советует нам более подробно познакомиться с этой удивительной птицей.

Информация о Сове.

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, мелкие млекопитающие. Сова находится под охраной государства.

Учитель: Слайд №9

–Давайте более внимательно  рассмотрим сову. (на доске)

– Сова (какая?) (Крупная.)

–  Клюв  (какой?) (Загнутый.)

–  Оперение (какое?) (Коричневое, мягкое.)

(Дети по - одному выходят к доске и пишут признаки совы)

Учитель:

– Все эти слова указывают на признаки совы.

– Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?  Называются прилагательными.

-Вслушайтесь в это слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, т.е. прилагается к чему-то, имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

 (Учитель вывешивает на доску правило)

- Кто может повторить это правило? (спросить несколько детей).

- А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь.)

- Ребята, приведите, пожалуйста, примеры имен прилагательных, опираясь на вопросы, которые висят на доске. (Дети приводят примеры).

Работа с «говорящей» ручкой «ЗНАТОК»

Учитель:

-Ребята, т.к. мы с вами путешествуем по морю, Имя прилагательное предлагает задание, связанное с морской темой и хочет вас познакомить с двумя морскими обитателями, которые часто приплывают к его острову. А поможет ему  в этом волшебная говорящая ручка «ЗНАТОК». Это верная помощница Имени прилагательному.

(Ребята получают информацию о рыбе-клоуне.

Работа в парах (проводится взаимопроверка)

  • А)  Рыба-клоун (слайд №10) – в маршрутных листах

Задание №3 в маршрутном листе:

Обои на kards.qip.ru - Животные - Морские - Рыба-клоун - Закачка

Костюм полосатый

У маленькой рыбки.

Как веселый клоун

Вызывает она улыбки.

Учитель:

- В своих маршрутных листах вы должны выписать все прилагательные из данного стихотворения.

 Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним:

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Что обозначают имена прилагательные?

  • Б)  Камбала     (слайд №11)                                                   

(Ребята получают информацию о камбале от говорящей ручки Знаток»)

Камбала (Вячеслав Лобанов) / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Как тарелка круглая и плоская

Покрыта блестками.

На морское дно ушла,

Плавником, не шевеля.

(Такое же задание  учащиеся проделывают с данным текстом)

ПРОВЕРКА – учащиеся зачитывают свои записи.

7.   ФИЗМИНУТКА «На море» (слайд №12-20)

  1. Закрепление изученного  материала.

8. ГОРОД  ЗНАТАКОВ (слайд №21)

Учитель:

- Продолжаем путешествие. На горизонте город ЗНАТОКОВ. Читаем надпись на его гербе:

Знание дороже денег,

 острее сабли,

сильнее пушки.

- Встречает нас глава города УМНЯША.

  • - Умняша предлагает нам с вами сыграть в игру «СКАЖИ КОМПЛИМЕНТЫ ДРУГУ». (Ребята выбирают себе  пару, выходят к доске и говорят комплименты товарищу).

Учитель:

-Ребята, все слова, которые вы назвали обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы Какой? Какая? И называются……(именами прилагательными).

Учитель: (слайд №20)

  • - Ребята, со всеми заданиями вы  справились,  и наш корабль подплывает к СТРАНЕ ЧУДЕС. В этой стране можно увидеть самое настоящее ЧУДО. Но прежде, чем это случится, Президент этой страны предлагает вам ответить на вопросы теста.

ТЕСТ

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

  1. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

а) кто? что?

б) что делает? что делают? что сделают?

в) какой? какая? какое?

  1. В какой строке записаны только имена прилагательные, которые отвечают на вопрос КАКАЯ?

а) грустный, большой

б) лесная, дальняя

в) сочное, синее

  1.  В какой строке записаны только имена прилагательные?

а) зимний, вьюжный

б) снег, мороз, вьюга

в) морозить, замерзать

Учитель:

- А сейчас  обещанное чудо. Мы  увидим поляну, которая в течение двух минут превратится в цветущую клумбу. У вас на столах лежат разноцветные цветы и бабочки. На них вы должны написать признаки, которые помогут вам  по-настоящему оживить эту поляну.

 (Красивая, чудесная, разноцветная, яркая, солнечная, зеленая, замечательная, прекрасная, большая, сказочная, загадочная).

  1. Итог урока.

Учитель:

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора подвести итоги.

-О чем мы с вами говорили сегодня на уроке? (Об имени прилагательном)

-Имя прилагательное- это…..(часть речи),  обозначает…..(признак предмета), отвечает на вопросы….(какой? какая? какое?)

МОЛОДЦЫ!

(Выставление оценок)

 (слайд №22)

  1. Рефлексия.

Учитель:

-Ребята, у вас на партах лежат конверты с разными мордочками. Эти мордочки говорят о том, понравился ли вам урок, или было скучно на уроке, или вы просто ничего не поняли. Возьмите нужную мордочку и подойдите ко мне.

(Ребята подходят к учителю, подняв картинки с мордочками  вверх, поворачиваются лицом к гостям).

http://s002.radikal.ru/i199/1002/05/77ab8a4d5622.jpg

Понравился               Было скучно                Ничего не понял

-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Урок для 6 класса по теме"Англия,страна чудес"

Урок предназначен для проведения в 6 классе школы с углубленным изучением английского языка(УМК " Английский язык"О.В. Афанасьева, И.В. Михеева).Конспект урока составлен в соответствии с тре...

Открытый урок ИЗО на тему: "Монотипия (кляксография) страна чудес"

Урок изобразительного искусства "Монотипия (кляксография) страна чудес". Для 6 класса.  Монотипия-отпечаток. Собраны рисунки в этой технике как мастеров монотипии, так и работы учеников МБОУ...

Внеклассное занятие по математике "Путешествие в страну чудес"

Занятие для 5 класса коррекционной школы с использованием ИКТ...

Сценарий последнего звонка "Алиса в стране чудес"

Сценарий составлен по мотивам книги "Алиса в стране чудес"...

ПЕРЕВОД ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Л. КЭРРОЛЛА «АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС»

Работа посвящена переводу имен собственных в  книге Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес"...

Программа деятельности театральной студии "Страна чудес" "Лето в стране чудес"

В летний период продолжается образовательно-воспитательная работа с воспитанниками всех групп театральной студии «Страна чудес». Целью этой работы, как и  во время учебного года, явля...