Урок по развитию речи в 5 классе «Добрые слова не лень говорить мне каждый день»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Учимся говорить добрые слова, употребляя их в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_razvitiyu_rechi_v_5_klasse.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по развитию речи в 5 классе
«Добрые слова не лень говорить мне каждый день»
Цели урока:
Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальных слов.
Воспитывающая: воспитывать уважение к окружающим, чувство собственного достоинства.
Развивающая: развитие речи, обогащение словаря, усиление коммуникативных свойств речи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Поприветствуем гостей –
Всех ребят и всех друзей. –Здравствуйте!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
-А теперь поприветствуйте друг друга.
-Какие вежливые слова вы использовали?
-В детстве добрые слова вы называли «волшебными», они до сих пор преображают нашу жизнь, делают ее краше. Давайте вспомним их. Я буду читать стихи, последнее слово вы произносите вместе:
1.Расстает даже ледяная глыба от слова теплого …(спасибо).
2.Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
4.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
5.Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).
Молодцы, ребята!
2.Работа над новым материалом.
-Очень часто мы обращаемся к собеседнику так : «Вы очень хорошо выглядите, умеете прекрасно работать».
-Можно ли это назвать приветствием?
-Почему?
-Что же это?
Комплимент – любезные, приятные слова, похвала. (Запись на доске).
-Для чего нужны комплименты?
Ответы ребят.
Сегодня мы с вами на уроке будем учиться их составлять и говорить.
-Какие слова используют люди, когда говорят комплименты?
Вспомним их.
Игра «Собираем букет комплиментов».
Записать как можно больше нужных слов.
(Великолепный, обаятельный, дивный, чудесный, прелестный, нежный….)
3.Работа с текстом.
-Вообразите, что вы на концерте музыканта (звучит аудиозапись Моцарта «Концерт для скрипки»).
-Какой комплимент вы бы сказали музыканту?
А теперь прочитаем отрывок из рассказа «Музыкант» Т.Циферова.
«Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:
-Добрый вечер, маленький сударь!
-Добрый вечер, - удивился Моцарт.
Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок…и заиграл.
Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:
-Какая прелесть! Никто в нашем городе не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!
-А что же вам мешает, маленький сударь? – спросил Сверчок. –По-моему, у вас есть и слух, и сердце».
Вопросы по тексту.
-Кто герои этого рассказа?
-Какие слова сказал юный Моцарт Сверчку?
-Можно ли это назвать комплиментом? Почему?
-А какой еще комплимент звучит.
4.Правила составления комплиментов.
-Попробуйте похвалить друг друга. (Работа в парах).
Помните: похвала должна быть приятной и правдивой.
Делаем вывод: Комплимент – положительн6ая, правдивая, искренняя оценка собеседника, его внешнего вида, манеры общаться, характера. Комплимент помогает нам подбодрить другого человека, создать у него хорошее настроение.
5.Комплимент и похвальное слово.
-Чем отличается похвальное слово от комплимента?
-А что общего между ними?
Текст на проекторе:
А) -Иван Сергеевич, вы удивительно добрый человек. Спасибо за помощь.
-Не за что. Вы тоже всегда добры ко мне.
Б) –Иван Сергеевич, вы удивительно добрый человек. Таких людей – чутких, отзывчивых, готовых всегда помочь, увы – не так много. Мы вас любим. Мы ценим, что вы помогаете нам не только добрым, толковым словом, но и делом. Спасибо вам за это.
-Где диалог, а где монолог?
И в комплименте, и в похвальном слове содержится похвала. Но похвальное слово – это развернутая похвала, то есть монолог. Похвальная речь звучит на праздниках, в кругу близких людей. Ее задачи вызвать добрые, возвышенные чувства, создавать хорошее настроение.
А вот что писал наш знакомый Иван Сергеевич Тургенев: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
-Кому предназначено это похвальное слово?
-Какие чувства пробуждает эта речь?
Похвальное слово можно произносить не только в адрес предметов, явлений, событий, которые заслуживают похвалы. Хвалить можно все на свете: цветы, книги, времена года…
Впрочем, сейчас вы сами попробуете похвалить… (Дети вытягивают карточки: ученик, учитель, школа, мама, бабушка, Родина, книга и др. Работа может быть организована по группам, для того чтобы прослушать все выступления.)
5.Слушаем творческие работы учеников.
-Молодцы! Я вас хвалю!
-Дорогие мои! Сколько тепла и добра я получаю от нашего общения!
-Мои мудрые ученики! Ваше желание учиться безмерно, а стремление к творчеству безгранично!
-Мои терпеливые ученики! С какой стойкостью воспринимаете вы поток информации, обрушивщийся на вас!
-Мои благородные ученики! Как легко вы умеете забывать обиды. Как великодушны вы бываете! Оставайтесь такими же мудрыми, терпеливыми, благородными, мои любимые ученики!
6.Рефлексия.
- С какими словами мы сегодня познакомились?
-Для чего они нужны?
10.Песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».
Спасибо за урок!
Домашнее задание: составьте похвальное слово самому дорогому человеку.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс
Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...
Урок по развитию речи, 8 класс
Изложение с элементами сочинения для 8 класса...
Урок по развитию речи, 5 класс.
Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....
Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".
формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...
конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж
На уроке необходимо пополнить знания детей о внешнем виде ежа, его повадках; развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...
Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".
Тип урока: урок развития речи. (Обучающее изложение с творческим заданием). Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...
Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...