Урок по развитию речи в 5 классе «Добрые слова не лень говорить мне каждый день»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Игнатьева Светлана Михайловна

Учимся говорить добрые слова, употребляя их в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_razvitiyu_rechi_v_5_klasse.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок по развитию речи в 5 классе

«Добрые слова не лень говорить мне каждый день»

Цели урока:

Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальных слов.

Воспитывающая: воспитывать уважение к окружающим, чувство собственного достоинства.

Развивающая: развитие речи, обогащение словаря, усиление коммуникативных свойств речи.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Поприветствуем гостей –

Всех ребят и всех друзей. –Здравствуйте!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

-А теперь поприветствуйте друг друга.

-Какие вежливые слова вы использовали?

-В детстве добрые слова вы называли «волшебными», они до сих пор преображают нашу жизнь, делают ее краше. Давайте вспомним их. Я буду читать стихи, последнее слово вы произносите вместе:

1.Расстает даже ледяная глыба от слова теплого …(спасибо).

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

Молодцы, ребята!

2.Работа над новым материалом.

-Очень часто мы обращаемся к собеседнику так : «Вы очень хорошо выглядите, умеете прекрасно работать».

-Можно ли это назвать приветствием?

-Почему?

-Что же это?

Комплимент – любезные, приятные слова, похвала. (Запись на доске).

-Для чего нужны комплименты?

Ответы ребят.

Сегодня мы с вами на уроке будем учиться их составлять и говорить.

-Какие слова используют люди, когда говорят комплименты?

Вспомним их.

 Игра «Собираем букет комплиментов».

Записать как можно больше нужных слов.

(Великолепный, обаятельный, дивный, чудесный, прелестный, нежный….)

3.Работа с текстом.

-Вообразите, что вы на концерте музыканта (звучит аудиозапись Моцарта «Концерт для скрипки»).

-Какой комплимент вы бы сказали музыканту?

А теперь прочитаем отрывок из рассказа «Музыкант» Т.Циферова.

«Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

-Добрый вечер, маленький сударь!

-Добрый вечер, - удивился Моцарт.

Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок…и заиграл.

Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:

-Какая прелесть! Никто в нашем городе не играет так хорошо! Вот       если бы мне стать таким музыкантом!

-А что же вам мешает, маленький сударь? – спросил Сверчок. –По-моему, у вас есть и слух, и сердце».

Вопросы по тексту.

-Кто герои этого рассказа?

-Какие слова сказал юный Моцарт Сверчку?

-Можно ли это назвать комплиментом? Почему?

-А какой еще комплимент звучит.

4.Правила составления комплиментов.

-Попробуйте похвалить друг друга. (Работа в парах).

Помните: похвала должна быть приятной и правдивой.

Делаем вывод: Комплимент – положительн6ая, правдивая, искренняя оценка собеседника, его внешнего вида, манеры общаться, характера. Комплимент помогает нам подбодрить другого человека, создать у него хорошее настроение.

5.Комплимент и похвальное слово.

-Чем отличается похвальное слово от комплимента?

-А что общего между ними?

Текст на проекторе:

А) -Иван Сергеевич, вы удивительно добрый человек. Спасибо за помощь.

    -Не за что. Вы тоже всегда добры ко мне.

Б) –Иван Сергеевич, вы удивительно добрый человек. Таких людей – чутких, отзывчивых, готовых всегда помочь, увы – не так много. Мы вас любим. Мы ценим, что вы помогаете нам не только добрым, толковым словом, но и делом. Спасибо вам за это.

-Где диалог, а где монолог?

И в комплименте, и в похвальном слове содержится похвала. Но похвальное слово – это развернутая похвала, то есть монолог. Похвальная речь звучит на праздниках, в кругу близких людей. Ее задачи вызвать добрые, возвышенные чувства, создавать хорошее настроение.

А вот что писал наш знакомый Иван Сергеевич Тургенев: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный                                     русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

-Кому предназначено это похвальное слово?

-Какие чувства пробуждает эта речь?

Похвальное слово можно произносить не только в адрес предметов, явлений, событий, которые заслуживают похвалы. Хвалить можно все на свете: цветы, книги, времена года…  

Впрочем, сейчас вы сами попробуете похвалить… (Дети вытягивают карточки: ученик, учитель, школа, мама, бабушка, Родина, книга и др. Работа может быть организована по группам, для того чтобы прослушать все выступления.)

5.Слушаем творческие работы учеников.

-Молодцы! Я вас хвалю!

-Дорогие мои! Сколько тепла и добра я получаю от нашего общения!

-Мои мудрые ученики! Ваше желание учиться безмерно, а стремление к творчеству безгранично!

-Мои терпеливые ученики! С какой стойкостью воспринимаете вы поток информации, обрушивщийся на вас!

-Мои благородные ученики! Как легко вы умеете забывать обиды. Как великодушны вы бываете! Оставайтесь такими же мудрыми, терпеливыми, благородными, мои любимые ученики!

6.Рефлексия.

- С какими словами мы сегодня познакомились?

-Для чего они нужны?

10.Песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».

Спасибо за урок!

Домашнее задание: составьте похвальное слово самому дорогому человеку.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...

Урок по развитию речи, 8 класс

Изложение с элементами сочинения для 8 класса...

Урок по развитию речи, 5 класс.

Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...