Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_6_klass.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1996
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора Директор
__________Е.В. Сухаревская __________А.В. Адамич
«____» июня 2015 г. «____» июня 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015-2016 учебный год
Предмет: спецкурс «Анализ текста. Развитие читательской грамотности»
Класс: 6 «Е»
Рабочая программа спецкурса по русскому языку
Учебные пособия:
- Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь Задания на понимание текста. 6 класс.
- Долгова О. Чтение. 6 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения.
Количество учебных часов в неделю: 1 ч.
Составитель: Горячева Наталья Юрьевна
учитель русского языка и литературы
Рассмотрено на заседании методического объединения
учителей русского языка и литературы
Протокол № 1 от «____» июня 2015 года
_____________ И.А.Бурдуковская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности».
При проведении международных исследований PISA введено определение понятия «читательская грамотность»: «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься целенаправленным чтением для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни». Таким образом, образовательный стандарт, принятый в Российской Федерации, и международные тестирования сориентированы на оценку овладения учащимися читательскими умениями как наиболее значимыми метапредметными умениями для учебной и социальной жизни ученика.
Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех без исключения предметов выпускники средней школы приобретут навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
По результатам диагностических работ по изучению грамотности чтения выделено 3 уровня сформированности читательских умений в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:
Уровень 1 - общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).
Уровень 2 - глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.
Уровень 3 - применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов.
Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача курса - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 34 часов, изучается в 6 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА
В результате изучения спецкурса у обучающихся планируется сформировать три группы умений.
1. Поиск информации и понимание текста
Учащийся научится:
- определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
- отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
- выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
2. Преобразование и интерпретация информации
Учащийся сможет:
- обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
3. Критический анализ и оценка информации
Учащийся получит возможность научиться:
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, связаны с данными группами умений.
Организация целостной работы по формированию читательской грамотности школьников невозможна без проектирования урока и системы учебных заданий на основные группы читательских умений.
Объектом педагогического проектирования являются педагогические процессы, педагогические ситуации, направленные на формирование у школьников универсальных учебных действий.
При формировании читательских умений необходимо:
- включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде, сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,
- организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,
- уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста,
- использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников,
- формировать критический взгляд на достоверность информации,
- использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой информацией (сноски, приложения и т.д.),
- включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную часть образовательного процесса,
- обучать различным видам чтения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.
Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из программы спецкурса.
Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в углублении и повторении.
По усмотрению педагога, ведущего спецкурс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая система оценки.
ЛИТЕРАТУРА
- Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
- Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
- Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
- Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
- Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
- Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
- Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
- Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
- Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
- Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2007, стр. 7.
- Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.
- Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf
- Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
- Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html
- Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
- Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса "Развитие читательской компетенции"
Рабочая программа...
Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...
Развитие читательской компетенции учащихся через исследовательскую деятельность
Методическая статья...
Рабочая программа спецкурса по литературе "Тайный мир текста".
Актуальность программы курса заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкост...
Выступление на методическом объединении "Развитие читательской компетенции на уроках литературы"
Здесь я делюсь опытом использования некоторых форм и приёмов для развития читательской компетенции на уроках литературы. Все приёмы в данном выступлении найдены мной на просторах Интернета....
Развитие читательских компетенций в семье и школе.
Сегодня, в век глобальной информатизации, внедрения компьютерных инноваций, становится чрезвычайно острой проблема развития подрастающего поколения. Самая читающая некогда нация превращается в нечитаю...