Развитие читательской компетенции учащихся через исследовательскую деятельность
методическая разработка по литературе на тему

Кузнецова Антонина Александровна

Методическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие читательской компетенции учащихся через исследовательскую деятельность

Развитие читательской компетенции учащихся является одной из актуальных проблем современного образования на фоне общемировой тенденции снижения читательского интереса и спроса.

Следует отметить, что в настоящее время в педагогической литературе не сформировано единого представления и определения сущности читательской компетенции. Ряд авторов (Э.А. Орлова и др.) понимают ее в более широком смысле, как часть общекультурной компетенции, способствующей вхождению в читательскую культуру, умению ориентироваться в потоке информации, анализировать и структурировать ее.

Другие отечественные педагоги (Е.Л. Гончарова и др.) предлагают понимать читательскую компетенцию как «психологическую систему, включающую в качестве гласного системообразующего компонента – способность превращать содержание текста в содержание личного опыта читателя».

Анализируя разные подходы к определению читательской компетенции, мы попытались извлечь наиболее важные характеристики и сформулировать собственный взгляд на сущность данного феномена. Под читательской компетенцией можно  понимать совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективность читательского поведения, что проявляется в успешном решении задач восприятия, анализа и интерпретации информации, готовности использовать ее в собственном опыте, в различных социокультурных ситуациях. Таким образом, развиваясь в читательской практике, ученики овладевают рядом ценных умений отбора, понимания, оценки и прогнозирования, что позволяет им развиваться и осмысленно подходить к информационному пространству современного мира.

Для повышения уровня читательской компетенции необходимо уделить внимание процессу «воспитания читателя». Ведь для того, чтобы полностью раскрыть смысл произведения необходимо добиться целостного восприятия текста.

На наш взгляд наиболее обоснованным инструментом развития читательской компетенции является исследовательская работа учащихся, позволяющая проникнуться художественно-эстетической ценностью произведения, реализуя важную задачу обеспечения «ценностной ориентации в социокультурном пространстве».

Исследовательская работа учащихся предполагает мотивированную активность и творческий поиск, что всегда позитивно сказывается на развитии читательского интереса. Действительно, изучая историко-культурный контекст создания произведения, биографию писателя, его эмоциональные переживания в ходе работы над произведением (отраженные в переписке, воспоминаниях современников- друзей), ученик усваивает ценность литературного труда и может использовать его этические и культурные составляющие для формирования индивидуальной картины мира.

Для реализации развития читательской компетенции посредством исследовательской работы должны быть созданы соответствующие условия, способствующие становлению компонентов читательских практик, к которым относятся: мотивация к чтению, цели чтения и целенаправленная читательская деятельность.

В настоящее время довольно редко можно встретить ученика с таким мотивом как «Чтение-это жизненная необходимость». Чаще преобладает прагматический мотив к чтению, используя который в процессе исследовательской деятельности, можно добиться прогрессирующего интереса и более эффективного читательского поведения.

По мнению Левитской, Н.А., исследовательская работа должна проводиться по-разному, в зависимости от типа сформированности читательской культуры.

К основным видам такой работы можно отнести: ведение читательского дневника, проведение читательских конференций, подготовку обзоров литературы по различным областям знаний, участие в дискуссиях, знакомство с теорией и историей литературы и другие.

Рассмотрим данные направления исследовательской работы более подробно. Одним из наиболее эффективных видов является читательская конференция, предполагающая проведение исследовательской работы по систематизации и анализу литературных источников по теме, выработку собственного мнения, формулирование ее в виде доклада или «Литературной композиции»(К.Ю. Чумак). Такая исследовательская работа способствует развитию навыков исследовательской работы: овладение методами работы с информацией, улучшение навыка изложения текста в доступной форме, глубокого проникновения в стилистику текста писателя, анализа характерных черт в написании произведений. Так, например, интересными могут стать читательские конференции под общей темой: «Родной край: от классиков до современных писателей», «Письма в любовной лирике на примере…», «Неизданные страницы произведений…», «История одной сказки…» и т.д.

Важным аспектом работы в организации читательских конференций является распределение ролей учащихся, предполагающих освоение разных видов как читательской, так и лингвистической, речевой компетенции.  По мнению Чумак, К.Ю., возможно распределение участников конференции на исследователей (выступающих в роли докладчика, осуществляющих основную работу по исследованию и систематизации литературных данных), рецензентов – дающих письменную оценку работе докладчика и экспертов ( выступающих в жюри).

Одним из видов исследовательской работы является проектная деятельность, например, подготовка докладов-презентаций, фотовыставок и т.д. для «литературной гостиной», где возможно совмещение разных видов творческой активности учащихся. Тематика проектов может быть разнообразной, например: «По страницам сказок»; «Летнее чтение»; «Книга на сцене»; «Моя домашняя библиотека» и многие другие.

Примером тематических вечеров может стать литературная гостиная на тему: «Природа родного края в поэзии», «Война в творчестве поэтов 20 века» и многие другие. Несомненно, литературные мастерские могут проходить на базе музеев, связанных с жизнью и творчеством поэтов и писателей, быть приурочены к юбилею, дню памяти.

Интересным видом исследовательской работы может стать деятельность «Читательского клуба», в рамках которого будут реализовываться задачи расширения «круга чтения» учащихся, за счет, например, использования произведений устного народного творчества, авторских сказок, творчества современных писателей. Часто именно в рамках читательского клуба формируются основы этнокультурных знаний, происходит более глубокое осознание духовных ценностей родного народа. Так, изучая народные сказки, используя поисковое чтение, учащиеся имеют возможность выделить авторские изобразительно-выразительные средства, определить роль эпитетов, сравнений, повторов в тексте и многое другое. На основе прочитанных текстов дети осуществляют творческую деятельность: составляют графический портрет героя, изображают пейзажи, сочиняют концовку сказок и т.д. В рамках читательского клуба проводится исследовательская работа с включением регионального компонента, что позволяет извлекать важную информацию о жизни народа, его исконных традициях, его отношении к природе, людям быту и т.д. исследовательский интерес учащихся всегда связан и с проблемами самоидентификации, в которых «знание» своих корней играет очень важную роль.

Исследовательская деятельность учащихся может быть связана с участием в региональных и общероссийских конкурсах. При этом важно обеспечить интерес к теме проекта. Довольно интересной, на наш взгляд, является направление исследовательской работы под названием «История одного произведения на примере…». Многие педагоги делятся опытом такой работы, указывая на освоение учащимися важных навыков работы с различными источниками  информации и сопоставительного анализа произведений.  

Например, работая над проблемой источников пушкинской сказки «О рыбаке и рыбке»,  учащиеся формируют  навыки выбора критериев для сравнения, навыки аналитического сравнения, интерпретации художественного текста.  В итоге аналитической работы по сравнению сказки братьев Гримм «Жадная старуха» и сказки Пушкина, учащиеся подготовили отчет и презентацию под названием «Почти детективная история», раскрывающую истоки произведения, взаимосвязь сказки с произведением братьев Гримм, характерные особенности и замысел авторов литературных творений. Таким образом, в комплексе данная исследовательская работа способствовала развитию навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения.

Подводя итог сказанному, следует отметить многообразие направлений исследовательской работы по формированию читательских компетенций учащихся, реализация которых будет зависеть от творческого потенциала педагога, наличия условий в образовательном пространстве и мотивации самих учащихся. Начиная с маленьких побед на открытом уроке, заканчивая интересными, вдохновляющими проектами на всероссийском конкурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Выявление и развитие одарённых учащихся через исследовательскую деятельность

В данной статье рассматривается возможность выявления одарённости у учащихся, занимающихся учебными исследованиями в школьном научном обществе....

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Развитие творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность" (№ 9-10, 2015)

В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Авторы рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально ст...

"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность"

Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей в школе имеет социльное,педа...

Развитие познавательного интереса учащихся через исследовательскую деятельность

Творческая исследовательская деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых учащимися самостоятельно или частично с помощью учителя, с целью развития...