Выступление на методическом объединении "Развитие читательской компетенции на уроках литературы"
материал
Здесь я делюсь опытом использования некоторых форм и приёмов для развития читательской компетенции на уроках литературы. Все приёмы в данном выступлении найдены мной на просторах Интернета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 18.06 КБ |
Тексты для работы | 12.29 КБ |
Презентация | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Перед началом своего выступления хотела бы вам показать небольшой отрывок из тележурнала «Ералаш» (отрывок с Сергеем Любавиным о чтении)
Отрывок
- Как вы думаете, что мы с вами будем обсуждать на сегодняшнем МО? О чем пойдет речь?
Когда речь заходит об умении читать, учитель, безусловно, подразумевает под этим не только чтение беглое и безошибочное. Умение читать – это, прежде всего, работа, связанная с глубоким осмыслением текста. Ян Амос Коменский говорил: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Валентин Фердинандович Асмус говорил, что чтение – не только познание информации, но и интеллектуальный труд. Однако в последнее время школьники воспринимают чтение как труд, не приносящий им эстетического наслаждения.
Читательская компетенция имеет метапредметный характер, то есть является фундаментом успешности в освоении всех школьных дисциплин, да и успешности во всей последующей жизни. В этом состоит актуальность темы.
Сейчас перед вами листы с небольшим текстом. Прочитайте и выделите карандашом те предложения, в которых, как вы считаете, и скрывается проблема современного чтения. (работа с листами)
Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно сложная и многоплановая задача. Как вернуть желание читать, когда вокруг куча изданных шпаргалок и кратких пересказов, когда стоимость книги становится слишком высокой для семьи, и когда в целом идет смена духовных и нравственных запросов? Как не обойти вниманием и то, что СМИ и Интернет формируют у школьника мозаичное, конкретно клиповое мышление?
Бесспорно, все дети разные, у каждого свои предпочтения в литературе, поэтому многие программные произведения могут раз и навсегда отбить у ребенка любовь к чтению, которая толком еще и не зародилась. Конечно же, это комплексная проблема, и невозможно найти однозначного ее решения. Но следует выработать и применять на практике некоторые приемы для приобщения учеников к творческой работе с художественными текстами, а также и для формирования у них читательской компетенции. Целью работы является поиск и отбор эффективных методических приемов формирования читательской компетенции школьников.
Прежде чем приступить к рассмотрению приёмов, давайте попробуем дать определение читательской компетенции. В течение 30 секунд попробуйте подобрать синонимы к словосочетанию читательская компетенция и записать их на бумаге. (зачитывают)
(Определение на слайде)
- Давайте посмотрим, были ли ваши синонимы близки к определению?
- Итак, какие же эффективные приемы для развития читательской компетенции можно использовать на уроках? Рассмотрим несколько приёмов на каждом этапе чтения.
- ПРЕДЧТЕНИЕ.
Важное умение для предвосхищения содержания текста. Сюда можно отнести приём «Корзина идей», которую мы с вами использовали недавно. Например, с 6 классом при изучении произведения Короленко «Дети подземелья» составили довольно любопытную корзину. Преобладающее большинство написанных слов – это бедность, страх, нищета, беззащитность. При изучении Куприна «Белый пудель» - слова лучший друг, собачка, деньги, богатство. После чтения текста мы обязательно возвращаемся к корзине идей и смотрим, совпали ли наши ожидания?
В старших классах этот же прием усложняется. Например, в 9 классе при изучении комедии «Горе от ума» предшествует составление вопросов: что такое ум и в чем он проявляется? Чем умный человек отличается от знающего? Какие проблемы поднимаются в произведении с таким названием? Когда ум становится источником для несчастья? Такие вопросы помогают актуализировать личный опыт школьников, включить их в обсуждение и побудить к осмысленному чтению.
Это один из самых главных этапов, настраивающий учителя и учеников на дальнейший этап.
- Чтение текста.
На этом этапе огромное количество самых разных приемов. Самый популярный – чтение с пометками, которое мы попробовали с вами в начале. Но, основываясь на своем опыте, могу сказать, что такой прием оказался эффективен для детей, которые читают текст в одиночестве. Поэтому такой прием хорошо использовать как домашнее задание. В классе этот приём работает не очень хорошо: ребенок пропускает важные моменты. Хотя все зависит от класса.
Мой любимый прием – «Море вопросов». Он позволяет осмыслить текст на всех уровнях. Прием очень прост, попрактикуем прямо сейчас. Перед вами басня Крылова. Задайте, пожалуйста, вопросы на всех уровнях.
Второй любопытный прием «Пирамида» Громовой. Благодаря ей мы получили не только проверку знаний, а повод для размышлений и опору для связного выражения своих мыслей. Получили и ответы детей об их собственном видении и восприятии рассказа. Для наглядности по совету О.К.Громовой можно вывесить все полученные «пирамиды» на стену, доску, стенд для всеобщего обозрения и восхищения.
- Послечтение
Время рефлексии и раздумий. Тут выбор широк – от простого синквейна до составления карты произведения, где учащийся может проявить свое творчество. Это и простые иллюстрации, и составление читательского дневника. Свое внимание я хотела бы заострить именно на двух приемах: осознанная иллюстрация и читательский дневник.
Осознанная иллюстрация хорошо работает на чувствах от прочитанного. Нарисовать событие, которое оказало огромное впечатление. Например, когда мы прошли Бунина и его произведение «Лапти», я попросила детей нарисовать символы этого произведения. Кто-то нарисовал лапти с баночкой фуксина, но а кто-то нарисовал в центре и мать с ребенком, поскольку это тоже один из сильнейших образов данного произведения. Кто-то нарисовал потерявшегося во вьюге Нефеда. Такое задание помогает понять, насколько глубоко погрузился в историю читатель.
Вторая интересная форма работы на этапе послечтения – это читательские дневники. Я немного отошла от традиционного оформления таких дневников, поскольку, чего греха таить, для многих детей они скучноваты. Сейчас многие дневники можно скачать с интернета и списать подчистую, даже не открывая книг.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование подобных форм и приемов позволяет эффективно развивать читательскую компетентность. Ученики вовлечены в учебную деятельность, а это главное. Успехов!
Предварительный просмотр:
Текст 1.
Нация, которая некогда была самой читающей, сейчас превратилась в нечитающую. И наиболее подверженной этому процессу «разрушения чтения» оказалась молодежь, которая потеряла способность видения скрытого подтекстового смысла произведения, определения в нем главного и второстепенного. Она разучилась развивать мысль, рассматривать проблему с разных сторон. По мнению исследователей, выход из сложившейся ситуации найти можно, но только после пересмотра модели чтения. Прежняя модель называется литературоцентристской. Для нее характерны высокий статус чтения в обществе, престиж «человека читающего», наличие большой домашней библиотеки, ориентированность юного читателя на освоение «золотого фонда» детской и юношеской литературы. В наше время с этими характеристиками произошли кардинальные изменения: статус чтения ощутимо снизился и у детей, и у взрослых; вкусы в области чтения стали более невзыскательными: пользуется спросом развлекательная массовая литература, чтение которой не требует значительных интеллектуальных усилий.
Текст 2.
По Е.С. Романичевой, у подростков следует выделить два вида чтения: «досуговое» (для себя) и «деловое» (в основном для всякого рода занятий). И только из-за наличия второго школьники посещают библиотеку, берут книги домой. Авторы классической литературы вытеснены современными «массовыми» писателями, но в то же время можно заметить сохранение жанрово-родовых предпочтений, где в приоритете были и остаются 16 приключения и «ужастики». Майн Рид, Александр Дюма, Жюль Верн, Фенимор Купер среди школьников перестали быть востребованными, и основной причиной является большой объем их произведений. Проблема в том, что СМИ и компьютер формируют у современного школьника мозаичное, конкретноклиповое мышление, затрудняющее переход от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Также идет процесс формирования однолинейности мышления, что характеризуется возникновением стереотипов, шаблонных суждений. Современному школьнику проще и быстрее посмотреть фильм, прочитать краткое содержание произведений в Интернете. Подрастающее поколение перестало видеть смысл в чтении книг и тем более журналов, хотя раньше практически каждая семья выписывала периодическую литературу для каждой категории читателей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Валенти́н Фердина́ндович А́смус : «Чтение – не только познание информации, но и интеллектуальный труд». Ян Амо́с Ком è нский : «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
Приём « Инсёрт »
Приём «Корзина идей» читательская компетенция
Читательская компетенция - знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную творческую работу по освоению художественных текстов. Читательская компетентность - личностное качество, степень обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.
Для того, чтобы научить детей задавать вопросы разно сложности, разных уровней, есть немало стратегий Стратегия "МОРЕ ВОПРОСОВ" помогает научить детей задавать к тексту вопросы разной сложности . ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ – ПОВЕРХНОСТНЫЕ Это вопросы, ответы на которые четко прописаны в тексте. Как правило, эта категория вопросов начинается со слов: КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? и.т. ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ Такие вопросы требуют логического мышления. Ответ как бы скрыт "между строк" , о нем можно догадаться, если внимательно читать текст и по некоторым "подсказкам" можно предположить, что имел ввиду АВТОР. ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ Как правило, это вопросы, ориентированные на личное восприятие какой-то информации. Вопросы, раскрывающие позицию читателя. Чаще всего такие вопросы начинаются так: На их месте я бы... Как текст соотносится с реальной жизнью...? Если бы я..., то...
МОРЕ ВОПРОСОВ ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ ответ ищи в тексте ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ Ответ читай между строк ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ Связанные со своим жизненным опытом Почему…? Что, если…? Как…? Если бы я…, то…? Как текст связан с реальной жизнью? Кто…? Где…? Когда…? Что…?
Пирамида «критика» О.К.Громовой (Для создания отзыва о книге) О чём книга? (Одно слово.) Характер книги. (Два слова.) Место и время действия. (Три слова.) Главные события в книге. (Четыре слова.) Главные герои, какие они? (Пять слов.) Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов.) О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами.) Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....
Формирование читательской компетенции на уроках литературы. Творческий проект "Время читать!"
Методический паспорт творческого проекта «Время читать!»....
Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»
Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время» Дата проведения: 12.03.2014 г....
Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».
Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальн...
Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»
В данной работе представлено описание приемов и методов работы на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...
Методика развития читательской компетенции на уроках литературы
Особенности формирования читательских компетенций на уроках литературы....
Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"
Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...