Рабочая программа по русскому языку (11 класс)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
В материале представлена рабочая программа с тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_rus.docx | 84.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школы с углубленным изучением отдельных предметов №879» на 2014-2015 учебный год по курсу «Русский язык» для 11 класса к учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 классы». – М.: Просвещение, 2011. (дополнительное пособие: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко «Русский язык 10-11 классы». - М: Просвещение, 2011) Учителя русского языка и литературы Мордань Натальи Юрьевны |
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования 2004 г. и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2011.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.
Общая характеристика учебного предмета
Концептуальная новизна курса русского языка в 11 классе состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
- коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка в 11 классе
Метапредметные результаты обучения
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учѐтом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учѐтом специфики изучаемого предмета должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности, сформированность гражданской, социальной и этнической идентичности; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность умений написания текстов по различной проблематике на русском языках, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся; сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; сформированность интереса к чтению художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании 11 класса учащиеся должны:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- рфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке. Язык и речь. Качества хорошей речи. 1 ч.
Повторение темы «Текст как основная единица языка» 5 ч. Текст как основная единица языка. Способы выражения темы и формулировки авторской позиции. Синтаксис текста. Средства связи частей текста. Типы речи. Особенности текстов- рассуждений в публицистическом стиле.
Обобщающее повторение стилей речи 13 ч. Функциональные стили речи, их основные особенности, назначение, сфера употребления. Систематизация сведений об изобразительных средствах языка. Средства художественно изобразительности, основанные на переносном значении слова. Стилистические фигуры. Синтаксические изобразительные средства. Лексические средства изобразительности. Фразеологические единицы, их классификация. Публицистический стиль речи, его особенности. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
Обобщающее повторение синтаксиса «Словосочетание. Предложение» 15 ч. Словосочетание и предложение. Виды связи слов в словосочетании. Предложение. Основные способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое и составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире в простом предложении. Нормы согласования подлежащего и сказуемого. Двусоставные и односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные Их структурные и смысловые особенности. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство; их разновидности.
Однородные члены предложения 5 ч. Однородные члены предложения, средства связи между однородными членами Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в блоке однородных членов. Особенности пунктуации в предложениях с обобщающими словами
Обособленные члены предложения 13 ч. Условия обособления согласованных определений. Условия обособления несогласованных определений. Приложение. Условия обособления приложений. Дефис при приложении. Знаки препинания при обособленном приложении. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом или одиночным деепричастием. Обособление обстоятельств. Обособление обстоятельств, выраженных сочетанием производных предлогов с существительным. Обособление обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами. Знаки препинания перед союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО. Обособление дополнений. Обособление уточняющих членов предложения
Вводные слова и предложения 3 ч. Вводные слова и словосочетания, их классификация по значению, знаки препинания при них. Вводные слова и вводные предложения. Синонимия вводных конструкций. Вставные конструкции и особенности пунктуации в предложениях с ними.
Сложное предложение 16 ч. Виды сложного предложения. ССП, средства связи в нем. Знаки препинания в ССП и в простом предложении с однородными членами. Запятая перед И и ее отсутствие в ССП. СПП. Виды придаточных. Синонимия простого и сложноподчиненного предложений. СПП с несколькими придаточными, виды связи в этих предложениях. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения, характер отношений между частями СБП. Знаки препинания в СБП как средство интонационного и пунктуационного выражения отношений между частями СБП. Сложные предложения с различными видами связи и знаки препинания в них. Сложные предложения с различными видами связи и знаки препинания в них. Прямая речь и диалог. Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Правила цитирования.
Обобщающее повторение 34 ч. Фонетика и орфоэпия. Основные выразительные средства фонетики. Морфемика и словообразование. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Способы образования сложных слов и их правописание. Правописание гласных и согласных в корнях. О-Ё после шипящих в разных морфемах. Принципы выделения частей речи. Классификация имен. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, морфологические признаки, орфография имен. Разряды местоимений. Наречие, морфологические признаки, орфография наречий. Глагол, морфологические признаки, орфография. Причастие и деепричастие, гласные в суффиксах. Н и НН в причастиях, прилагательных, существительных и наречиях. НЕ с различными частями речи. Служебные части речи, их классификация. Разряды частиц и их орфография. Частицы Не и НИ, их употребление и орфография. Правописание производных предлогов. Обобщающее повторение орфоэпических норм языка. Обобщающее повторение грамматических норм языка. Обобщающее повторение синтаксических норм языка.
Распределение учебных часов по разделам программы
Название темы | Количество часов |
Общие сведения о языке. Язык и речь. Качества хорошей речи. | 1 |
Повторение темы «Текст как основная единица языка» | 4+2 |
Обобщающее повторение стилей речи | 11+2 |
Обобщающее повторение синтаксиса «Словосочетание. Предложение» | 15 |
Однородные члены предложения | 5 |
Обособленные члены предложения | 11+2 |
Вводные слова и предложения | 3 |
Сложное предложение | 14+2 |
Обобщающее повторение | 28+2 |
Описание места предмета в учебном плане
На изучение русского языка отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главными целями использования материально-технических средств обучения становятся поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками.
Для достижения намеченных результатов в процессе обучения русскому языку необходимо использовать:
1. Учебники по русскому языку
2. Методические рекомендации к учебникам русского языка для 11 класса.
3. Раздаточный материал по русскому языку.
4. Материалы для обучения аудированию, чтению, говорению.
5. Тексты.
6. Мультимедийный проектор.
8. Интерактивную доску
9. Сборники заданий для текущего контроля.
10. Серии «Готовимся к экзаменам»:
— Работаем над текстом (ЕГЭ, часть С)
— Русский язык для любого уровня.
11. Учебные словари:
— орфографический;
— орфоэпический;
— толковый;
— иностранных слов;
— синонимов;
— антонимов;
— фразеологический;
— словообразовательный.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. – С.-Петербург: Паритет, 2002
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2003
- Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для ОУ филологического профиля. – М.: Дрофа, 2008
- Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000
- Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2006
- Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2009
- 120 текстов для школьных изложений. - М., 1998.
- Таблицы, схемы.
- Сборники диктантов для 10-11 классов.
Примерное поурочное планирование
Контрольные диктанты – 3
Контрольные работы и тесты – 9
Сочинения – 5, из них 2 контрольных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...