Урок по теме " Имя прилагательное" .
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок разработан по теме " имя прилагательное" ( 5 класс") в условиях введения и реализации ФГОСООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 700 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Администрация города Мценска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Мценска
303030, Орловская область Телефоны:
г. Мценск 2-59-44
ул. Красноармейская,7 2-05-77
Факс: 4864625944
___________________________________________________________________________________
№ _____ «_____»_____________2015г.
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
по теме «Имя прилагательное» , отвечающий условиям введения и реализации ФГОСООО.
Учитель: Коротеева Л.А.
Мценск 2015г.
Тема урока «Имя прилагательное».
Класс:5.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные.
В результате занятия учащиеся смогут:
1. Систематизировать и углубить свои знания о прилагательном;
2. Пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных в
словосочетаниях., предложениях, связном тексте;
4.Определять роль прилагательных в в речи;
5. Опознавать сказуемые, выраженные именем прилагательным;
6. Соблюдать орфоэпические нормы;
7. Уметь оценивать языковой материал с точки зрения его нормативности.
Метапредметные:
- Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий
(регулятивные универсальные учебные действия).
- Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками
(коммуникативные универсальные учебные действия).
- Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей ( познавательные универсальные учебные действия).
Личностные:
Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка ( личностные УУД).
Основные понятия урока: имя прилагательное как часть речи, морфологические признаки прилагательного, эпитеты-образные прилагательные.
Ресурсы.
Учебник – « Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ла-
дыженская Т.А. и др.; Раздаточные дидактические материалы ( рабочий лист).,
презентация. Методические рекомендации по преподаванию русского языка в условиях введения и реализации ФГОСООО. ОИУУ. Орел. 2014 год.
№ | Этап урока. Основное содержание урока. | Основные виды Деятельности учащихся. |
1. | Оргмомент. | Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. |
2. | Мотивация. ( создание проблемной ситуации). Посмотрите в окно. Что вы там увидели? -Мы увидели радостный весенний денек. -Опишите его. -Светит яркое солнышко. По небу плывут белые, лиловые, Серебристые облака. Дует теплый ветерок. Весна наступает. -Какая часть речи помогает описать красоту весеннего денька? -Имя прилагательное. -Это и будет тема нашего урока. ( тема записывается в тетради и на доске). | Наблюдение. Умение строить текст. Отбор нужного языкового материала, вступают в диалог с учителем |
3. | Целеполагание. Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? ( Учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке об имени прилагательном, научатся их различать, будут работать над морфологическими прилагательного, узнают, какую роль играют прилагательные в текстах, научатся находить прилагательные, являющиеся в предложении сказуемыми, а также эпитетами). | Формулирование целей своей учебной деятельности. |
4. | Объяснение нового материала. Новый материал оформляется в виде индуктивной беседы В виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях. -Видеть мир люди привыкли белым, желтым, синим, красным. Пусть же все на свете будет удивительным и разным. Чтобы видеть мир удивительным и разным, нам нужны слова (какие?) -Имена прилагательные. Ребята, а вы знаете, кто открыватели?) -А мы с вами сможем сделать открытие?. Давайте на уроке будем научными исследователями. Откроем часть речи, которая вам уже немного известна Какая орфограмма вам встретилась? ( чередование гласных в корне слова). Как вы понимаете смысл названия части речи? ( Выступление лингвиста: -Приложенное, добавленное к чему-то. Многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключение. Дословный перевод с греческого эпитет. Мы уже встреча | Анализ языкового материала, установление причинно – следственных связей, Построение логического рассуждения. Высказывание на лингвистическую тему. |
лись с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже. И перевод его – нечто подкинутое, прибавленное, приложенное. Материал для самостоятельных наблюдений. (стр. 81 учебника) Слайд 1. -Прочитайте текст без слов, заключенных в скобки, а потом с этими словами . -Какое описание отличается большей полнотой? -Укажите слова, благодаря которым описание дятла стало более точным? К какой части речи они относятся? По какому из описаний можно узнать птицу? Слайд 2. Устная работа над упр. 565. Вставьте в текст пропущенные слова( на столах обучающихся лежат рабочие материалы, они вставляют нужные орфограммы и вписывают прилагательные). Какой частью речи они являются? Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан? Почему? Докажите. Поставьте вопросы к вставленным словам. Как определяются их род, число и падеж? Вывод. (Обучающие определяют имена прилагательные, говорят о том, что они отвечают. на вопрос какой, что они относятся к именам существительным и что они изменяются по родам, числам и падежам. В предложении являются определениями. Самое главное, что они согласуются с именами существительными и стоят в том же роде, числе и падеже) Задание. Расскажите об имени прилагательном как части речи. Свой ответ проиллюстрируйте примерами. -А теперь откройте учебник на стр. 85. Прочитайте правило Расскажите об имени прилагательном как части речи по плану. Слайд3.Памятка. 1.Определите общее значение слова. 2.Определите его морфологические признаки. Определите его роль в предложении. Сделайте вывод о том, какой частью речи является слово. Сравните устное высказывание , которое вы составили, с определением на стр. 85. Какое определение вам больше нравится и почему? Что вы упустили в своем высказывании? Слайд4.. Заполнить таблицу. Рабочие материалы на столах). 1.Признак предмета. Значение 2.Вопросы. Какой? Чей? Каков? | Наблюдение в самостоятельной работе. Умение логически рассуждать. Чтение и адекватное понимание текста. Смысловое чтение Формулировка и аргументация собственного мнения. | |
5 | 3. Морфологические признаки. Род(в ед. числе),пад, число) 4.Синтаксическая роль. Сказуемое, определе
ние. После того , как дети вы полнят работу, включается слайд, и дети сверяют свою работу с тем, что написано на слайде. Слово учителя. -Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. По частоте употребления-5место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств. , настроений.. душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин текста. 5.Первичное закрепление материала. Слайд5 1.-Прочитайте стихотворение А. Прокофьева « Береза». Какие прилагательные помогают поэту образно, ярко нарисовать березу? Спишите , подчеркните прилагательные. Обозначьте их род, падеж, число. Подберите синоним к слову грустный. Найдите прилагательное , с помощью которых береза описана как живое существо. Учащиеся делают вывод., что прилагательные нам нужны для образности, яркости, достоверности нашей речи. Задание. Выпишите словосочетания прил. + сущ. Определите их род., число и падеж. Березку русскую.( ж. р., ед. ч., в. п.) Красивыми застежками.(мн. ч., тв. п) В белом сарафанчике.( ед. ч, м. р., п.п.) ( Обучающие делают вывод. Грамматические признаки и существительных, и прилагательных в каждом словосочетании совпадают. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. По родам изменяются только в единственном числе.) 2.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу. 1. Работа в группах. Найдите прилагательные, напишите, на какой вопрос они отвечают. 1 группа. Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий - к конуре. 2 группа. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин – к дырочке в полу. Жаль, что в речке на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, Только тишь, Рыбка, рыбка, где ты спишь? Задание 2. За две минуты необходимо написать как можно больше прилагательных к существительным. 1 группа. - трава, снег. 2 группа горы, море. Проверка работы. Лисий след. След (чей?) След собачий. След (чей?) Белкин след. След (чей?) Мышкин след. След (чей?) Так проверяется второе задание. Ребята сверяют свою работу с образцом и исправляют ошибки. Оценивают свою работу. 5 – ошибок нет, 4 – одна ошибка, 3 – 2ошибки. 6.Физкульт минутка ( видеоролик с мультипликационным героем – ведущим )
1.Работа над упр. 570. - Прочитайте текст. Как его можно озаглавить? Какая часть речи преобладает в упражнении? Найдите сложные предложения. Прокомментируйте знаки препинания.в этих предложениях.. Найдите сказуемые, выраженные именами прилагательными. Найдите синоним к слову отзывчивый. Передайте мысль первого предложения в форме прямой речи. Выполните пунктуационный разбор предложения № 4 Сделайте вывод на основе ваших наблюдений.. 2. Работа с рабочими материалами. ( Работа в парах). Задание. Подберите прилагательные, чтобы получилось описание пасмурного дня. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните определения и сказуемые, выраженные именами прилагательными. Какие изменения нужно внести в текст, чтобы описать ясный весенний день? Сделайте вывод на основе ваших наблюдений. Слайд 6. В…сна но хол…дно. П…года ненас…ная. Небо -------. Из ----- обл…ков пада…т то снег, то дождью Де…т ---- веет…р и раскачивает ----- ветви деревьев. Везде лужи -----в…ды и -----сугробы снега. И все --- таки на душе радос…но потому что в…сна наступила. ( У детей получился примерно такой текст ясного весеннего дня_. Слайд 7. Ранняя весна, но уже тепло. Погода чудесная. Небо голубое – голубое.из белых облаков льются золотые лучики. Дует легкий ветерок. Везде лужи талой воды. На душе радостно, потому что молодая весна наступила. ( Дети говорят о том, что прилагательные помогают выразить чувства, мысли, помогают нарисовать удивительные картины природы. Заставляют радоваться жизни. После наблюдений они говорят, что прилагательные , которые стоят после существительного, Являются сказуемыми.
8.Подведение итогов урока ( рефлексия) Вспомните, какие цели мы ставили ? Что нового мы узна ли на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень. Уровень оценивания своих знаний и умений.
3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. В конце урока учащиеся называют наиболее активно работающих на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы. ( поурочный балл). 9.Задание на дом. Параграф 101., упр. 577 – базовый уровень; ( дополнительно 575 – повышенный уровень). | Умение работать с таблицей. Чтение и адекватное понимание текста (смысловое чтение), анализ текста с точки зрения основной мысли и средств ее выражения. Грамматически анализ. Формирование умения определять прилагательные. Их значение. Самоконтроль. Построение умозаключения. на основе наблюдений. Простые физические упражнения для снятия общего утомления, гимнастика для глаз. Чтение и понимание текста, формирование умения работать с прилагательными, Построение умозаключения на основе наблюдений. Умение составлять собственный текст. Используя нужные прилагательные. Развитие мыслительных операций. Самопроверка и самокоррекция. Анализ собственной учебной деятельности и и самооценка. |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Администрация города Мценска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Мценска
303030, Орловская область Телефоны:
г. Мценск 2-59-44
ул. Красноармейская,7 2-05-77
Факс: 4864625944
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
по теме « Имя прилагательное», соответствующий ФГОСООО.
Учитель русского языка и литературы: Коротеева Л. А.
Т. 89534170077.
г. Мценск. 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Имя прилагательное» в 4 классе
Обобщающий урок по теме имя прилагательное...
Открытый урок по теме "Имя прилагательное. Значение и грамматические признаки имен прилагательных"
Рассмотреть грамматические признаки имен прилагательных...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных».
Для изучения темы "Имя прилагательное"....
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...
Урок по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные"
В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные", а...