Урок по теме " Имя прилагательное" .
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коротеева Любовь Андриановна

Урок разработан по теме " имя прилагательное" ( 5 класс") в условиях введения и реализации ФГОСООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc700 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Администрация   города Мценска

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение-

Средняя  общеобразовательная школа 2 г. Мценска

303030, Орловская область                                                                                           Телефоны:                                                                                          

 г. Мценск                                                                                                                         2-59-44

  ул. Красноармейская,7                                                                                                  2-05-77                        

                                                                                                                                   Факс: 4864625944

___________________________________________________________________________________

   № _____                                                                                           «_____»_____________2015г.                                                                                                                                                      

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

по теме «Имя прилагательное» , отвечающий условиям введения и реализации ФГОСООО.

                                                                                                      Учитель: Коротеева Л.А.

Мценск 2015г.

Тема урока  «Имя прилагательное».

Класс:5.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут:

1. Систематизировать и углубить свои знания о прилагательном;

2. Пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных в

словосочетаниях., предложениях, связном тексте;

4.Определять роль прилагательных в в речи;

5. Опознавать сказуемые, выраженные именем прилагательным;

6. Соблюдать орфоэпические нормы;

7. Уметь оценивать языковой материал с точки зрения его нормативности.

Метапредметные:

  1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий

(регулятивные универсальные учебные действия).

  1. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с  учителем  и со сверстниками

(коммуникативные универсальные учебные действия).

  1. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей ( познавательные универсальные учебные действия).

Личностные:

Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка ( личностные УУД).

Основные понятия урока: имя прилагательное как часть речи, морфологические признаки прилагательного, эпитеты-образные прилагательные.

                                Ресурсы.

Учебник – « Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ла-

дыженская Т.А. и др.; Раздаточные дидактические материалы ( рабочий лист).,

презентация. Методические рекомендации по преподаванию  русского языка  в условиях введения и реализации ФГОСООО. ОИУУ. Орел. 2014 год.

 

               

Этап урока.

Основное содержание урока.

Основные виды

Деятельности учащихся.

1.

Оргмомент.

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

2.

Мотивация.

( создание проблемной ситуации).

Посмотрите в окно. Что вы там увидели?

-Мы увидели радостный весенний денек.

-Опишите его.

-Светит яркое солнышко. По небу плывут белые, лиловые,

Серебристые облака. Дует теплый ветерок. Весна наступает.

-Какая часть речи помогает описать красоту весеннего денька?

-Имя прилагательное.

-Это и будет тема нашего урока.

( тема записывается в тетради и на доске).

Наблюдение. Умение строить текст. Отбор нужного языкового материала,  вступают в диалог с учителем

3.

Целеполагание.

Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? ( Учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке об имени прилагательном, научатся их различать, будут работать над морфологическими прилагательного, узнают, какую роль играют прилагательные в текстах, научатся находить прилагательные, являющиеся в предложении сказуемыми, а также эпитетами).

Формулирование целей своей учебной деятельности.

4.

Объяснение нового материала.

Новый материал оформляется в виде индуктивной беседы

В виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях.

-Видеть мир люди привыкли белым, желтым, синим, красным. Пусть же все на свете будет удивительным и разным. Чтобы видеть мир удивительным и разным, нам нужны слова (какие?)

-Имена прилагательные.

Ребята, а вы знаете, кто  открыватели?)

-А мы с вами сможем сделать открытие?. Давайте на уроке будем научными исследователями. Откроем часть речи, которая вам уже немного известна  Какая орфограмма вам встретилась? ( чередование гласных в корне слова).

Как вы понимаете смысл названия части речи?

( Выступление лингвиста:

-Приложенное, добавленное к чему-то. Многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключение. Дословный перевод с греческого эпитет. Мы уже встреча

Анализ языкового материала, установление причинно – следственных связей,

Построение логического рассуждения.

Высказывание на лингвистическую тему.

лись с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже. И перевод его – нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.

Материал для самостоятельных наблюдений.

(стр. 81 учебника)

Слайд 1.

-Прочитайте текст без слов, заключенных в скобки, а потом с этими словами .

-Какое описание отличается большей полнотой?

-Укажите слова, благодаря которым  описание дятла стало более точным?

К какой части речи они относятся?

По какому из описаний можно узнать птицу?

Слайд 2.

Устная работа над упр. 565.

Вставьте в текст пропущенные слова( на столах обучающихся лежат рабочие материалы, они вставляют нужные орфограммы  и вписывают прилагательные).

Какой частью речи они являются? Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан?

Почему? Докажите. Поставьте вопросы к вставленным словам. Как определяются их род, число и падеж?

Вывод. (Обучающие определяют имена прилагательные, говорят о том, что они отвечают. на вопрос какой, что они относятся к именам существительным и что они изменяются по родам, числам и падежам. В предложении являются определениями. Самое главное, что они согласуются с именами существительными и стоят в том же роде, числе и падеже)

Задание. Расскажите об имени прилагательном как части речи. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

 теперь откройте учебник на стр. 85.

Прочитайте правило

Расскажите об имени прилагательном как части речи по плану.

Слайд3.Памятка.

1.Определите  общее значение слова.

2.Определите его морфологические признаки.

Определите его роль в предложении.

Сделайте вывод о том, какой частью речи является слово.

Сравните устное высказывание , которое вы составили, с определением на стр. 85. Какое определение вам больше нравится и почему? Что вы упустили в своем высказывании?

Слайд4.. Заполнить таблицу. Рабочие материалы на столах).

1.Признак предмета.                     Значение

2.Вопросы.                               Какой? Чей? Каков?

Наблюдение в самостоятельной работе. Умение логически рассуждать.

Чтение и адекватное

понимание текста.

Смысловое чтение

Формулировка и аргументация собственного мнения.

5

3. Морфологические признаки.      Род(в ед. числе),пад,

                                                             число)

4.Синтаксическая роль.                   Сказуемое, определе

                                                                   

                                                                    ние.

После того , как дети вы полнят работу, включается слайд, и  дети сверяют свою работу с тем, что написано на слайде.

Слово учителя.

-Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. По частоте употребления-5место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  чувств.

, настроений.. душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин текста.

5.Первичное закрепление материала.

Слайд5

1.-Прочитайте стихотворение А. Прокофьева « Береза».

Какие прилагательные помогают поэту образно, ярко нарисовать березу?  Спишите , подчеркните прилагательные. Обозначьте их род, падеж, число. Подберите синоним к слову грустный. Найдите прилагательное , с помощью которых береза описана как живое существо.

Учащиеся делают вывод., что прилагательные нам нужны для образности, яркости, достоверности нашей речи.

Задание. Выпишите словосочетания прил. + сущ. Определите их род., число и падеж.

Березку русскую.( ж. р., ед. ч., в. п.)

Красивыми застежками.(мн. ч., тв. п)

В белом сарафанчике.( ед. ч, м. р., п.п.)

( Обучающие делают вывод. Грамматические признаки и существительных, и прилагательных в каждом словосочетании совпадают. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. По родам изменяются только в единственном числе.)

2.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.

1. Работа в группах.

Найдите прилагательные, напишите, на какой вопрос они отвечают.

1 группа.

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий  - к конуре.

2 группа.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень,

Только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Задание 2.

За две минуты необходимо написать как можно больше прилагательных к существительным.

1 группа. -  трава, снег.     2 группа  горы, море.

Проверка работы.

Лисий след. След (чей?)

След собачий. След (чей?)

Белкин след. След (чей?)

Мышкин след. След (чей?)

Так проверяется второе задание.

Ребята сверяют свою работу с образцом и исправляют ошибки. Оценивают свою работу.

 5 – ошибок нет, 4 – одна ошибка, 3 – 2ошибки.

6.Физкульт минутка ( видеоролик с мультипликационным героем – ведущим )

  1. Дальнейшая работа по закреплению  изученного материала.

1.Работа над упр. 570.

- Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

Какая часть речи преобладает в упражнении?

Найдите сложные предложения. Прокомментируйте знаки препинания.в этих  предложениях.. Найдите сказуемые, выраженные именами прилагательными.

Найдите синоним к слову отзывчивый. Передайте мысль первого предложения в форме прямой речи. Выполните пунктуационный разбор предложения № 4

Сделайте вывод на основе ваших наблюдений..  

2. Работа с рабочими материалами. ( Работа в парах).

Задание. Подберите прилагательные, чтобы получилось описание пасмурного дня. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните определения и сказуемые, выраженные именами прилагательными.

Какие изменения нужно внести в текст, чтобы описать ясный весенний день? Сделайте вывод на основе ваших наблюдений.

Слайд 6.

В…сна но хол…дно. П…года ненас…ная. Небо -------.

Из ----- обл…ков пада…т то снег, то дождью Де…т

---- веет…р и раскачивает ----- ветви деревьев. Везде лужи

-----в…ды и -----сугробы снега.   И все --- таки на душе радос…но потому что в…сна наступила.

( У детей получился примерно такой текст ясного весеннего дня_.

Слайд 7.

Ранняя весна, но уже тепло. Погода чудесная. Небо голубое – голубое.из белых облаков льются золотые лучики. Дует легкий ветерок. Везде лужи талой воды. На душе радостно, потому что молодая весна наступила.

( Дети говорят о том, что прилагательные помогают выразить чувства, мысли, помогают нарисовать удивительные картины природы. Заставляют радоваться жизни. После наблюдений они говорят, что прилагательные , которые стоят после существительного,

Являются сказуемыми.

 

8.Подведение  итогов урока ( рефлексия)

Вспомните, какие цели мы ставили ? Что нового мы узна

ли на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись  сегодняшнего урока в ваших тетрадях   и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения.

Оцените свой уровень.

Уровень оценивания своих знаний и умений.

  1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.
  2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

 3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

В конце урока учащиеся называют наиболее активно работающих на уроке.

Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы. ( поурочный балл).

9.Задание на дом.

Параграф 101., упр. 577 – базовый уровень;

( дополнительно 575 – повышенный уровень).

Умение работать с таблицей.

Чтение и адекватное понимание текста (смысловое чтение), анализ текста с точки зрения основной мысли и средств ее выражения.

Грамматически анализ.

Формирование умения определять прилагательные. Их значение. Самоконтроль. Построение умозаключения.

на основе наблюдений.

Простые физические упражнения для снятия общего утомления, гимнастика для глаз.

Чтение  и понимание текста, формирование умения работать с прилагательными,

Построение умозаключения на основе наблюдений.

Умение составлять собственный текст. Используя нужные

 прилагательные.

Развитие мыслительных операций. Самопроверка и самокоррекция.

Анализ собственной учебной деятельности

и

и самооценка.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Администрация   города Мценска

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение-

Средняя  общеобразовательная школа 2 г. Мценска

303030, Орловская область                                                                                           Телефоны:                                                                                          

 г. Мценск                                                                                                                         2-59-44

  ул. Красноармейская,7                                                                                                  2-05-77                        

                                                                                                                             Факс: 4864625944

Конспект урока по русскому языку

в 5 классе

по теме « Имя прилагательное», соответствующий ФГОСООО.

                  Учитель русского языка и литературы:  Коротеева Л. А.

              Т. 89534170077.

г. Мценск. 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Имя прилагательное» в 4 классе

Обобщающий урок по теме  имя прилагательное...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...

Урок по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные"

В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные", а...