Конспект урока на тему «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 5класс.
УМК: Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М: Дрофа, 2014.
Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ ВА.Ю.Купалова, А.П.Ермакова, Т.М.Пахнова. – М:
Дрофа, 2014.
Учебный предмет: русский язык.
Тип урока: систематизация знаний, умений, навыков. комбинированный урок.
Тема урока: «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных».
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Формы обучения: чтение учебных текстов, эвристический метод, индивидуальная, коллективная, фронтальная работа, тренажёр.
Методы обучения: кластер «Имя прилагательное», сенкан, восстанови текст.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, плакат «Карта морского путешествия», индивидуальные карточки для учащихся.
Этапы урока: 1.Организационная часть урока. Цель: упражнение проводится с целью формирования в учащихся оптимистического настроения и оптимистического отношения к уроку. 2.Мотивация к учебной деятельности. Цель:
3. Определение темы и целей урока учащимися. 4.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель:
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия. 5.Практикум. Аналитическая работа с текстом. 6.Динамическая пауза. Цель: сменить вид деятельности. 7. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. 8. Включение изученного в систему знаний. Цель:
выполнения заданий 9.Рефлексия. Цель:
10.Домашнее задание: | Деятельность учителя: Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. 1. Релаксационное упражнение «Прикоснись к звездам». Звучит медленная музика. Учитель обращается к детям. Станьте удобнее, закройте глаза. Представьте себе, что перед вами ночное небо, на котором много звёзд. Каждый выберете себе самую яркую звёздочку. Представьте, что она – ваша хорошая оценка, которую вы бы хотели получить, ваш удачный ответ, это ваша самая заветная мечта. Теперь протяните руки к небу, чтобы дотронуться к своей звезде. Снимите её с неба, положите её перед собой, раскройте глаза. Посмотрите на свою звёздочку. Пусть она подарит вам вдохновение, удачу и согреет своим теплом. Ребята, перед вами отрывок известного стихотворения. Восстановите пропущенные слова. Белеет парус … (одинокий) Вопросы к учащимся:
Это стихотворение известного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова, которому в прошлом году исполнилось 200 лет со Дня рождения.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? В космос? В горы? В будущее тысячелетие? Мы отправимся с вами в путешествие на этом кораблике, которое будет полное неожиданностей и новых открытий, а называться оно будет «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных». Перед отправлением запишете тему нашого урока-путешествия. А отправляемся мы из порта, который называется Имя прилагательное. Наш путь далёк, а поэтому давайте вспомним, что же вам известно про имя прилагательное и устно составим кластер. Устное составление кластера «Имя прилагательное». Небольшое волнение на море, как в этих строчках.
Одинокий Далёкой Голубом Родном
Морфологический разбор имени прилагательных. Ребята, а у нас с вами интересная весточка, которую принесли птицы, улетающие на юг через наше море. Настоящая осень приходит в середине октября. Деревья ждут не дождутся, когда оденут свой новый разноцветный наряд: жёлтые, красные и багровые листья. Тучи на небе становятся всё мрачнее, а дни – ненастнее. Слова для справок: жёлтые, красные и багровые, настоящая, мрачнее, новый разноцветный, ненастнее. Озаглавьте текст. Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите число, род и падеж. Выписывают только прилагательные с существительными, делают морфологический разбор несколько учащихся. Синтаксический разбор 1-го предложения. Во время экскурсии не только можно узнавать что-то новое, но и отдыхать. Встаньте, представьте, что вы попали не берег Эгейского моря, которое расположено между Балканским полу островом и Турцией. Сделаем физические упражнения и немножечко отдохнём.
Раз, два – все ныряют (Приседания). Три, четыре – выныряют (Встают). Пять, шесть – на воде (Движения руками) Крепнуть крылья молодые (Движения руками) Семь, шесть, что есть силы – Все до берега приплыли? (Руки на поясе, ходьба на месте) Девять, десять – потянулись, Обсушились, потянулись. Садитесь. Путешествуем дальше. Индивидуальная работа на карточках. Карточка №1. Среднего размера птицы, с белым или серым оперением, с чёрными отметинами на голове или крыльях.
Карточка №2. Размах крыльев этой морской птицы самый большой (около 115 см). Это белоснежная птица имеет чёрные полоски на крыльях, а лапы и клюв окрашены в розовый цвет.
Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться. Имена прилагательные встречаются в нашей жизни постоянно: в описании поступков, в названии морей и рек, в художественных произведениях и т.д.) Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная рукопись, но, к сожалению, соленая океанская вода размыла чернила SOS!!! Судно «Британия» идёт ко дну. Мы возле берегов Австралии. С нами находится 7 взрослых и один пятнадцатилетн… подросток. Проверочная работа. Вдали виден мыс Ошибок. 1)Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. а)первое; б) третье; в)четвертое. 2)Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме: а)смышленый (ребенок); б) о книжном (шкафе); в) отцовского (участка 3)Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме? а)сказуемое; б) дополнение; в) определение. 4) Имя прилагательное не изменяется: а)по родам; б) по числам; в) по спряжению. 5) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом? а) весенний лес; б) дружелюбный от природы. 7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков? а) имя существительное; б) имя прилагательное; в) глагол. Рефлексия. Устно составит сенкан «Урок», ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Для сильных учащихся дополнительно: написать лингвистическую сказку об имени прилагательном. | Деятельность учащихся: Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Фронтальная работа. Учащиеся читают отрывок из стихотворения на слайде, вставляют пропущенные слова, определяют части речи и делают морфологический разбор прилагательных. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Фронтальный опрос – составление кластера для обзорного повторения сведений по теме «Имя прилагательное». Выполняют физические упражнения. Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? | УУД: Личностные УУД:
Познавательные УД:
Регулятивные УД:
Коммуникативные УД: Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся. Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно работать. Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетова
Урок повторения и закрепление по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетовой...
конспект урока по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетова
Урок повторения и закрепление по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетовой...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных"...
Презентация на тему "Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных.
Для изучения темы "Имя прилагательное"....
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи.Задачи:Обучающие:закрепить знания об имени прилагательном как части р...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода в единственном числе", 6 класс.
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода в единственном числе", 6 класс....