Урок по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Быкова Мария Юрьевна

В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные", а также презентация к теме и раздаточные  материал. Материал  рассчитан на 1 урок из двух, предусмотренных программой по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Класс: 6

Цель деятельности учителя

Познакомить с разрядами имён прилагательных по значению, с особенностями качественных прилагательных; научить распознавать качественные имена прилагательные, доказывать их принадлежность к данному разряду, определять синтаксическую роль.                                                    

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Личностные УУД. Интерес к исследовательской деятельности.                Регулятивные УУД. Целеполагание.                                                                                            Познавательные УУД.  Извлечение актуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Дедуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, составление алгоритма правила, наблюдение над языком, ИКТ, здоровье сбережение; индивидуальная, групповая, работа в паре, фронтальная работа на уроке, работа творческого характера. эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Оборудование

Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, распечатки, учебник.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем.

Учебные пособия

Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Основные понятия

Прилагательные. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

Межпредметные связи

Литература, речь и культура общения.

Первый урок из 2

Первичное закрепление изученного материала.
(На втором уроке – закрепление изученного материала на практике).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация

(самоопределение)  к учебной

деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 Собирает тетради с домашним заданием.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

II. Языковая разминка.

Фронтальная работа (слайд № 1).                                                               На доске записаны слова: свирепый, ветхий, гордый, редкий, плохой, одинокий, трудоёмкий. 1. От каких из данных слов нельзя образовать простую сравнительную степень? 2. Как вы думаете, почему не образуются степени сравнения от прилагательных огромный, исключительный, превосходный, здоровенный, распрекрасный?

Работают устно.

Познавательные:

анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

III. Актуализация и пробное учебное действие.

На слайде № 2 изображены слова, от которых нужно образовать степени сравнения, если это возможно (по вариантам)

Светлый

Яркий

Тонкий

Глубокий

Красный

Широкий

Самопроверка в группе.

Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, вспоминают и записывают алгоритм.

Самопроверка в группе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV Выявление проблемы и определение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока.

- Распределите слова по 3 группам (слайд № 3, 4):

Наблюдение с помощью презентации: смелый, деревянный, мамин, осенний, детский, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий.

- Что обозначают слова в первом столбике? (цвет, размер, качества человека)

- Что обозначают прилагательные во втором столбике?   (место, время, материал)

- В третьем? (принадлежность предмета кому-либо)

- Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. (Слайд 6) Что мы будем сегодня изучать?

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? Определение целей урока (слайд 7).

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока.

Регулятивные: 

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

V. Изучение нового материала

Учащиеся читают теоретический материал § 58. Определение качественных прилагательных нужно выписать в тетради и выучить. Составить план письменного высказывания о качественных прилагательных. Работа с презентацией (слайды 8-17).

Учитель раздает ученикам справочный материал теме, который они вклеивают в тетрадь для правил.  

Далее на слайдах 18, 19, 20, 21 появляются следующие имена прилагательные:

Вкусный, удобный.

Учащиеся должны, прочитан план рассуждения при определении разряда прилагательных, расположенного на с. 116 учебника, определить, являются ли записанные на доске прилагательные качественными.

Первое слово объясняет учитель.

Под руководством учителя работают с текстом учебника.

Записывают в тетрадь для правил  информацию по теме «Разряды имен прилагательных». Ученики читают образец рассуждения.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (алгоритм в текст, текст в алгоритм).

Физминутка

Учитель называет слова (слайд  № 22): высокий, круглый, прозрачный, зеленый, густой, толстый вкусный. Если прилагательное качественное, то дети хлопают в ладоши.

Учащиеся должны определить самостоятельно, являются ли эти прилагательные качественными.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.

(Слайд 7, 8) Руководит выполнением заданий. Показывает презентацию.

Упр. 340. Графическое объяснение условий выбора орфограммы.

Выполняется письменно самостоятельно.

Взаимопроверка в парах.

Работают с заданием из учебника. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

 Подводит с учащимися итоги урока. Работает с презентацией. (Слайд 9)

Задает вопросы. Обобщение полученных сведений, оценивание

— Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили такой разряд имен прилагательных, как качественные прилагательные. Давайте вспомним, какие имена прилагательные называются качественными?

– Какие универсальные умения развивали на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Отвечают на вопросы.

Определяют уровень приобретенных знаний. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

VIII. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание:

1. уметь рассказать правило по алгоритму.

2. Упражнения 341, 342* (по выбору).

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Качественные прилагательные.

Признаки разряда:

  1. Обозначают такой признак (качество) предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени:

Красивый (рисунок) – (рисунок) красивее.

  1. Образуют степени сравнения:

Красивый – красивее – более красивый – красивейший – самый красивый.

  1. Образуют краткую форму:

Красивый (полная форма) – красив (краткая форма).

  1. Сочетаются с наречиями «очень», «чрезвычайно», «слишком»:

Очень богатый.

  1. Образуют сложные прилагательные путем их повтора:

Бледный-бледный.

  1. Образует прилагательные с приставкой не-:

Аккуратный – неаккуратный

  1. Имеют антонимы:

Тихий – громкий.

Примечание: Не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного. Мёртвый (нельзя сказать «мертвее»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. От каких из данных слов нельзя образовать простую сравнительную степень? С вирепый , ветхий, гордый, редкий, плохой, одинокий , трудоёмкий. 2. Как вы думаете, почему не образуются степени сравнения от прилагательных огромный, исключительный, превосходный, здоровенный, распрекрасный?

Слайд 2

Образуйте степени сравнения (где это возможно) Светлый Яркий Тонкий Глубокий Красный Широкий

Слайд 3

Распределите слова по 3 группам : Смелый , деревянный, мамин, осенний, детский, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий.

Слайд 4

1 группа: смелый, храбрый, злой. 2 группа: Деревянный, осенний, детский, каменный. 3 группа: Мамин, собачий, лисий.

Слайд 5

- Что обозначают слова в первом столбике? - Что обозначают прилагательные во втором столбике? В третьем? Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы ? Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать? Значит , что мы должны узнать сегодня на уроке?

Слайд 6

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ. Качественные прилагательные

Слайд 7

Цели: - знать о делении прилагательных на разряды ; - сформировать понятие « качественные прилагательные»; - распознавать качественные прилагательные в тексте; - составлять план письменного высказывания, создавать текст сочинения-описания природы.

Слайд 8

КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 9

обозначают признак, который может быть в большей или меньшей степени

Слайд 10

к расное яблоко яблоко более красное

Слайд 11

образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную

Слайд 12

Красивый – красивее – более красивый – красивейший – самый красивый

Слайд 13

имеют полную и краткую форму

Слайд 14

Высокий – высок Красивый – красив Добрый – добр

Слайд 15

Могут сочетаться с наречиями: очень, чрезвычайно, слишком и др.

Слайд 16

большая кружка очень большая кружка

Слайд 17

Образует прилагательные с приставкой не-: Аккуратный – неаккуратный Имеют антонимы: Тихий – громкий

Слайд 18

?

Слайд 19

Торт вкуснее, вкуснейший, очень вкусный - качественное

Слайд 20

?

Слайд 21

Кресло удобнее, удобнейшее, очень удобное - качественное

Слайд 22

Физкультминутка: Высокий , круглый, прозрачный, зеленый, густой, толстый вкусный.

Слайд 23

Самостоятельная работа Упражнение 340

Слайд 24

Рефлексия учебной деятельности: – Какие универсальные умения развивали на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя?

Слайд 25

Домашнее задание: 1. уметь рассказать правило по алгоритму. 2. Упражнения 341, 342* (по выбору).

Слайд 26

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Урок русского языка для 6 класса на тему «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федераль...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."...

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...