Урок по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные", а также презентация к теме и раздаточные материал. Материал рассчитан на 1 урок из двух, предусмотренных программой по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.99 КБ |
![]() | 14.69 КБ |
![]() | 772.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Класс: 6
Цель деятельности учителя | Познакомить с разрядами имён прилагательных по значению, с особенностями качественных прилагательных; научить распознавать качественные имена прилагательные, доказывать их принадлежность к данному разряду, определять синтаксическую роль. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные УУД. Интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение актуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Дедуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, составление алгоритма правила, наблюдение над языком, ИКТ, здоровье сбережение; индивидуальная, групповая, работа в паре, фронтальная работа на уроке, работа творческого характера. эвристическая беседа, ответы на вопросы. |
Оборудование | Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, распечатки, учебник. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Учебные пособия | Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский |
Основные понятия | Прилагательные. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. |
Межпредметные связи | Литература, речь и культура общения. |
Первый урок из 2 | Первичное закрепление изученного материала. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Собирает тетради с домашним заданием. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
II. Языковая разминка. | Фронтальная работа (слайд № 1). На доске записаны слова: свирепый, ветхий, гордый, редкий, плохой, одинокий, трудоёмкий. 1. От каких из данных слов нельзя образовать простую сравнительную степень? 2. Как вы думаете, почему не образуются степени сравнения от прилагательных огромный, исключительный, превосходный, здоровенный, распрекрасный? | Работают устно. | Познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. |
III. Актуализация и пробное учебное действие. | На слайде № 2 изображены слова, от которых нужно образовать степени сравнения, если это возможно (по вариантам) Светлый Яркий Тонкий Глубокий Красный Широкий Самопроверка в группе. | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, вспоминают и записывают алгоритм. Самопроверка в группе. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
IV Выявление проблемы и определение темы и целей урока. | - Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока. - Распределите слова по 3 группам (слайд № 3, 4): Наблюдение с помощью презентации: смелый, деревянный, мамин, осенний, детский, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий. - Что обозначают слова в первом столбике? (цвет, размер, качества человека) - Что обозначают прилагательные во втором столбике? (место, время, материал) - В третьем? (принадлежность предмета кому-либо) - Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы? - Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. (Слайд 6) Что мы будем сегодня изучать? - Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? Определение целей урока (слайд 7). | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. | Регулятивные: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи). Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков |
V. Изучение нового материала | Учащиеся читают теоретический материал § 58. Определение качественных прилагательных нужно выписать в тетради и выучить. Составить план письменного высказывания о качественных прилагательных. Работа с презентацией (слайды 8-17). Учитель раздает ученикам справочный материал теме, который они вклеивают в тетрадь для правил. Далее на слайдах 18, 19, 20, 21 появляются следующие имена прилагательные: Вкусный, удобный. Учащиеся должны, прочитан план рассуждения при определении разряда прилагательных, расположенного на с. 116 учебника, определить, являются ли записанные на доске прилагательные качественными. Первое слово объясняет учитель. | Под руководством учителя работают с текстом учебника. Записывают в тетрадь для правил информацию по теме «Разряды имен прилагательных». Ученики читают образец рассуждения. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (алгоритм в текст, текст в алгоритм). |
Физминутка | Учитель называет слова (слайд № 22): высокий, круглый, прозрачный, зеленый, густой, толстый вкусный. Если прилагательное качественное, то дети хлопают в ладоши. | Учащиеся должны определить самостоятельно, являются ли эти прилагательные качественными. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений. | (Слайд 7, 8) Руководит выполнением заданий. Показывает презентацию. Упр. 340. Графическое объяснение условий выбора орфограммы. Выполняется письменно самостоятельно. Взаимопроверка в парах. | Работают с заданием из учебника. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Подводит с учащимися итоги урока. Работает с презентацией. (Слайд 9) Задает вопросы. Обобщение полученных сведений, оценивание — Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили такой разряд имен прилагательных, как качественные прилагательные. Давайте вспомним, какие имена прилагательные называются качественными? – Какие универсальные умения развивали на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
VIII. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание: 1. уметь рассказать правило по алгоритму. 2. Упражнения 341, 342* (по выбору). | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Качественные прилагательные.
Признаки разряда:
- Обозначают такой признак (качество) предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени:
Красивый (рисунок) – (рисунок) красивее.
- Образуют степени сравнения:
Красивый – красивее – более красивый – красивейший – самый красивый.
- Образуют краткую форму:
Красивый (полная форма) – красив (краткая форма).
- Сочетаются с наречиями «очень», «чрезвычайно», «слишком»:
Очень богатый.
- Образуют сложные прилагательные путем их повтора:
Бледный-бледный.
- Образует прилагательные с приставкой не-:
Аккуратный – неаккуратный
- Имеют антонимы:
Тихий – громкий.
Примечание: Не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного. Мёртвый (нельзя сказать «мертвее»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образуйте степени сравнения (где это возможно) Светлый Яркий Тонкий Глубокий Красный Широкий
Распределите слова по 3 группам : Смелый , деревянный, мамин, осенний, детский, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий.
1 группа: смелый, храбрый, злой. 2 группа: Деревянный, осенний, детский, каменный. 3 группа: Мамин, собачий, лисий.
- Что обозначают слова в первом столбике? - Что обозначают прилагательные во втором столбике? В третьем? Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы ? Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать? Значит , что мы должны узнать сегодня на уроке?
РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ. Качественные прилагательные
Цели: - знать о делении прилагательных на разряды ; - сформировать понятие « качественные прилагательные»; - распознавать качественные прилагательные в тексте; - составлять план письменного высказывания, создавать текст сочинения-описания природы.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
обозначают признак, который может быть в большей или меньшей степени
к расное яблоко яблоко более красное
образуют степени сравнения: сравнительную и превосходную
Красивый – красивее – более красивый – красивейший – самый красивый
имеют полную и краткую форму
Высокий – высок Красивый – красив Добрый – добр
Могут сочетаться с наречиями: очень, чрезвычайно, слишком и др.
большая кружка очень большая кружка
Образует прилагательные с приставкой не-: Аккуратный – неаккуратный Имеют антонимы: Тихий – громкий
?
Торт вкуснее, вкуснейший, очень вкусный - качественное
?
Кресло удобнее, удобнейшее, очень удобное - качественное
Физкультминутка: Высокий , круглый, прозрачный, зеленый, густой, толстый вкусный.
Самостоятельная работа Упражнение 340
Рефлексия учебной деятельности: – Какие универсальные умения развивали на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя?
Домашнее задание: 1. уметь рассказать правило по алгоритму. 2. Упражнения 341, 342* (по выбору).
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-184949-1433142732.jpg)
Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873257-1483879410.jpg)
Урок русского языка по теме:" Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
урок для учащихся 6 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/30/picture-1294399-1606751405.jpg)
Урок русского языка для 6 класса на тему «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федераль...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-680531-1444145933.jpg)
Технологическая карта урока. Тема: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные"
карта урока разработана с использованием сервисов УЧИ.РУ, МЭШ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873257-1483879410.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1003623-1675782191.jpg)
открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/28/picture-1545899-1732825816.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАРазряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные....