Конспект к уроку русского языка "Особенности жанра: Путевые заметки."
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Разработка урока развития речи по русскому языку, преследует цель: знакомство с жанром путевые заметки и обучает написанию сочиненй в заявленном жанре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 859 КБ |
putevye_zametki.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путевые заметки По следам Григория Печорина.
Информационные - заметка, интервью, отчет, репортаж . Они оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации. Художественно-публицистические – зарисовка, беседа, исповедь, очерк, , - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.
Зарисовки во время путешествия, по возращении домой по свежим впечатлениям
План работы: Название географического пункта; Транспорт на котором добрались до места назначения; Описание местности – природы, населенного пункта (что вижу, то пишу); Описание людей, с которыми повстречался во время путешествия: - Внешность (возраст, чем занимается, манера поведения), - Внутренний мир (можно кратко передать суть бесед), Оценка человека.
Маршруты путешествия: Тамань Пятигорск Кавказ
Продолжи фразу: сегодня я узнал… было трудно… я научился… у меня получилось … я попробую… урок дал мне для жизни…
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Галактионова Эльвира Викторовна | |
Должность: | Учитель русского языка и литературы |
Место работы: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухинская средняя общеобразовательная школа» |
Название работы: | Путевые заметки как жанр художественной публицистики |
Предметная область: | Русский язык |
Цели и задачи: | обучающие: на основе содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями; развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в группе. |
Аннотация: | Данное учебное занятие рассчитано на 2 академических часа. Урок направлен на активизацию знаний в области русского языка (знакомство с жанром путевых заметок, повторение жанров публицистики, подготовка к выполнению задания С на ГИА), литературы (повторение содержания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», наблюдение над своеобразием стиля романа), географии (определение координат, особенности климатических условий определенных территорий), информатики (работа в программе PowerPoint, с ресурсами Интернета). Перед уроком класс делится на группы, каждая из которых работает по своему путевому листу. Таким образом, обучающиеся не только получают новые знания и навыки исследовательской работы, но и отрабатывают коммуникативные качества, учатся работать в команде. Для достижения положительных, полноценных и содержательных результатов в предложенной им работе (объем работы достаточно велик даже для 2-х уроков), ребятам необходимо распределить обязанности, выполняемые каждым членом группы, а затем результаты поиска соединить в один проект. Итогом всей работы становится воспитание тяги к самостоятельному добыванию новых знаний, которые приводят к всестороннему развитию будущего выпускника. |
Тема: Путевые заметки как жанр художественной публицистики
Тип урока: развитие речи
Цели:
обучающие: на основе содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями;
развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в группе.
Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения.
Ведущий метод: проектно-исследовательский.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, путевые листы, компьютеры (планшеты, ноутбуки), подключенные к сети Интернет, географическая карта (Евразия), атласы.
Ход урока.
- Организационный момент. (Слайд 1)
Позвольте начать наш урок со слов А.Т.Твардовского:
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь…
- Определение темы и цели урока.
- Объясните, как вы понимаете слова А.Т. Твардовского?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «путешествие»?
- Каждый из вас в своей жизни уже совершил путешествие, будь то поездка на дачу, в гости к бабушке или в заграничные страны. И у каждого появлялось желание поделиться с друзьями своими впечатлениями. Учитывая достижения XXI века, все чаще свои впечатления вы передаете через Интернет. Всегда ли вам легко письменно оформить свои чувства и мысли?
- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Слайд 2)
- Мы обязательно научимся грамотно оформлять свои путевые заметки, отправившись в путешествие вслед за героем М.Ю.Лермонтова – Григорием Александровичем Печориным. А так же попытаемся выяснить: действительно ли Г. Печорин посетил описанные им места.
- Подготовительный этап.
- К какому жанру и роду литературы относятся путевые заметки?
- Чему посвящены публицистические произведения?
- Расскажите о жанрах публицистики. (Слайд 3)
- Обратимся непосредственно к путевым заметкам, сформулируйте, что это за вид текста?
- Работа над составлением плана.
- Как вы думаете, что вы будете рассказывать о своих путешествиях? (указание географического пункта, описание природы, достопримечательностей, климата, погоды, обычаях и нравах местных жителей; рассказ о встретившихся людях, их внешности, привычках; оценка увиденного).
- На основе ваших ответов составьте план своих путевых заметок.(Слайд 4)
- Постановка учебной задачи.
- Итак, мы знаем в каком порядке нам необходимо выстроить свои впечатления. Настало время обратиться к путешествиям Г.А.Печорина и пройти его путь. Вспомните, где довелось побывать герою романа? (Тамань, Кавказ, казачья станица, Пятигорск). (Слайд 6)
- Сейчас каждая из ваших туристических групп отправится в один из этих географических пунктов. Ваша задача: увидеть и записать впечатления Григория Печорина. А так же, с помощью Интернета, дополнить информацию переданную героем. В ходе вашей работы не забудьте заполнять путевые листы.
Путевой лист.
Название пункта назначения. | ||
Координаты (долгота и широта, положение на карте) | ||
Природные и климатические особенности данной местности | Глазами героя романа | |
В соответствии с действительностью (Интернет) | ||
Достопримечатель-ности | отмеченные Печориным | |
указанные в современных путеводителях | ||
Время года, указанное в романе | ||
Обычаи и нравы местных жителей | ||
Описание людей, встретившихся Печорину. | ||
Фотографии местности (ресурсы Интернета) |
- Самостоятельная работа по сбору материала и составлению презентаций-отчетов о проделанной работе.
- Защита проектов.
В ходе представления своей работы, обучающиеся отмечают на географической карте место пребывания своей группы, рассказывают о впечатлениях Г.А.Печорина в сопоставлении со сведениями, полученными в Интернете. Рассказы сопровождаются показом презентаций.
- Подведение итогов работы.
- Можно ли с уверенностью сказать, что Печорин действительно побывал в описанных им местах? (Да, Печорин действительно побывал в Тамани, Пятигорске и на Кавказе. Но о казачьей станице сведения скудны, чтобы с точностью определить ее географическое положение)
- На ваш взгляд сведений данных в романе достаточно, чтобы составить впечатление о путешествии героя?
- Перечитайте свои путевые листы. У вас получились связанные тексты-сочинения?
- Что необходимо добавить к вашей информации? (вступление и заключение)
- О чем можно написать во вступлении? (причины путешествия)
- О чем можно написать в заключении? (итоговые впечатления от путешествия)
- От какого лица необходимо вести рассказ? (от первого лица, так как в тексте отражаются впечатления путешественника, увидевшего все описанное своими глазами).
- Какие типы использованы в работе? (повествование – рассказ о событиях; описание – изображение природы и людей; рассуждение – оценка происходящего, увиденного).
- Рефлексия. (Слайд 7)
Продолжи фразу:
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я попробую…
- Урок дал мне для жизни…
- Домашнее задание.
Сочинение в жанре путевых заметок о путешествии по нашему городу (селу).
Литература:
- Роман М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
- Русский язык. Учебник по ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. Издательство «Дрофа» 2013 год.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Пятигорск
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Пятигорска
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказ
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Кавказа
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамань
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Тамани
- http://otvet.mail.ru/question/53180669 (Информация о казачьей станице – месте действия главы «Фаталист»)
- http://studmedia.info/book/export/html/163 (Виды и жанры публицистики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские
Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технологическая карта...
Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.
Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....
Урок русского языка по теме "Заметка в газету" (Программа М. М. Разумовской)
Урок развития речи. Подготовка к сочинению в жанре заметки...
Урок русского языка «Жанры публицистического стиля»
Место урока в системе обучения: второй урок по теме «Публицистический стиль речи: особенности, назначение, жанры»...