Конспект к уроку русского языка "Особенности жанра: Путевые заметки."
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Галактионова Эльвира Викторовна

Разработка урока развития речи по русскому языку, преследует цель: знакомство с жанром путевые заметки и обучает написанию сочиненй в заявленном жанре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt859 КБ
Файл putevye_zametki.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть два разряда путешествий: Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте, Листать обратно календарь. А.Т.Твардовский.

Слайд 2

Путевые заметки По следам Григория Печорина.

Слайд 3

Информационные - заметка, интервью, отчет, репортаж . Они оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации. Художественно-публицистические – зарисовка, беседа, исповедь, очерк, , - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Слайд 4

Зарисовки во время путешествия, по возращении домой по свежим впечатлениям

Слайд 5

План работы: Название географического пункта; Транспорт на котором добрались до места назначения; Описание местности – природы, населенного пункта (что вижу, то пишу); Описание людей, с которыми повстречался во время путешествия: - Внешность (возраст, чем занимается, манера поведения), - Внутренний мир (можно кратко передать суть бесед), Оценка человека.

Слайд 6

Маршруты путешествия: Тамань Пятигорск Кавказ

Слайд 7

Продолжи фразу: сегодня я узнал… было трудно… я научился… у меня получилось … я попробую… урок дал мне для жизни…

Слайд 8

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

ФИО автора работы:

Галактионова Эльвира Викторовна

Должность:

Учитель русского языка и литературы

Место работы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухинская средняя общеобразовательная школа»

Название работы:

Путевые заметки как жанр художественной публицистики

Предметная область:

Русский язык

Цели и задачи:

обучающие: на основе содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями;

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в группе.

Аннотация:

Данное учебное занятие рассчитано на 2 академических часа. Урок направлен на активизацию знаний в области русского языка (знакомство с жанром путевых заметок, повторение жанров публицистики, подготовка к выполнению задания С на ГИА), литературы (повторение содержания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», наблюдение над своеобразием стиля романа), географии (определение координат, особенности климатических условий определенных территорий), информатики (работа в программе PowerPoint, с ресурсами Интернета). Перед уроком класс делится на группы, каждая из которых работает по своему путевому листу. Таким образом, обучающиеся не только получают новые знания и навыки исследовательской работы,  но и отрабатывают коммуникативные качества, учатся работать в команде. Для достижения положительных, полноценных и содержательных результатов  в предложенной им работе (объем работы достаточно велик даже для 2-х уроков), ребятам необходимо распределить обязанности, выполняемые каждым членом группы, а затем результаты поиска соединить в один проект. Итогом всей работы становится воспитание тяги к самостоятельному добыванию новых знаний, которые приводят к всестороннему развитию будущего выпускника.

Тема:  Путевые заметки как жанр художественной публицистики

Тип урока: развитие речи

Цели:

обучающие: на основе содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями;

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в группе.

Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения.

Ведущий метод: проектно-исследовательский.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, путевые листы, компьютеры (планшеты, ноутбуки), подключенные к сети Интернет, географическая карта (Евразия), атласы.

Ход урока.

  • Организационный момент. (Слайд 1)

Позвольте начать наш урок со слов А.Т.Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь…

  1. Определение темы и цели урока.
  • Объясните, как вы понимаете слова А.Т. Твардовского?
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «путешествие»?
  • Каждый из вас в своей жизни уже совершил путешествие, будь то поездка на дачу, в гости к бабушке или в заграничные страны. И у каждого появлялось желание поделиться с друзьями своими впечатлениями. Учитывая достижения XXI века, все чаще свои впечатления вы передаете через Интернет. Всегда ли вам легко письменно оформить свои чувства и мысли?
  • Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Слайд 2)
  • Мы обязательно научимся грамотно оформлять свои путевые заметки, отправившись в путешествие вслед за героем М.Ю.Лермонтова – Григорием Александровичем Печориным. А так же попытаемся выяснить: действительно ли Г. Печорин посетил описанные им места.
  1. Подготовительный этап.
  • К какому жанру и роду литературы относятся путевые заметки?
  • Чему посвящены публицистические произведения?
  • Расскажите о жанрах публицистики. (Слайд 3)
  • Обратимся непосредственно к путевым заметкам, сформулируйте, что это за вид текста?

  1. Работа над составлением плана.
  • Как вы думаете, что вы будете рассказывать о своих путешествиях? (указание географического пункта, описание природы, достопримечательностей, климата, погоды, обычаях и нравах местных жителей; рассказ о  встретившихся людях, их внешности, привычках; оценка увиденного).
  • На основе ваших ответов составьте план своих путевых заметок.(Слайд 4)

  1. Постановка учебной задачи.
  • Итак, мы знаем в каком порядке нам необходимо выстроить свои впечатления. Настало время обратиться к путешествиям Г.А.Печорина и пройти его путь. Вспомните, где довелось побывать герою романа? (Тамань, Кавказ, казачья станица, Пятигорск). (Слайд 6)
  • Сейчас каждая из ваших туристических групп отправится в один из этих географических пунктов. Ваша задача: увидеть и записать впечатления Григория Печорина. А так же, с помощью Интернета, дополнить информацию переданную героем. В ходе вашей работы не забудьте заполнять путевые листы.

Путевой лист.

Название пункта назначения.

Координаты (долгота и широта, положение на карте)

Природные и климатические  особенности данной местности

Глазами героя романа

В соответствии с действительностью (Интернет)

Достопримечатель-ности

отмеченные Печориным

указанные в современных путеводителях

Время года, указанное в романе

Обычаи и нравы местных жителей

Описание людей, встретившихся Печорину.

Фотографии местности (ресурсы Интернета)

  1. Самостоятельная работа по сбору материала и составлению презентаций-отчетов о проделанной работе.

  1. Защита проектов.

В ходе представления своей работы, обучающиеся отмечают на географической карте место пребывания своей группы, рассказывают о впечатлениях Г.А.Печорина в сопоставлении со сведениями, полученными в Интернете. Рассказы сопровождаются показом презентаций.

  1. Подведение итогов работы.
  • Можно ли с уверенностью сказать, что Печорин действительно побывал в описанных им местах? (Да, Печорин действительно побывал в Тамани, Пятигорске и на Кавказе. Но о казачьей станице сведения скудны, чтобы с точностью определить ее географическое положение)
  • На ваш взгляд сведений данных в романе достаточно, чтобы составить впечатление о путешествии героя?
  • Перечитайте свои путевые листы. У вас получились связанные тексты-сочинения?
  • Что необходимо добавить к вашей информации? (вступление и заключение)
  • О чем можно написать во вступлении? (причины путешествия)
  • О чем можно написать в заключении? (итоговые впечатления от путешествия)
  • От какого лица необходимо вести рассказ? (от первого лица, так как в тексте отражаются впечатления путешественника, увидевшего все описанное своими глазами).
  • Какие типы использованы в работе? (повествование – рассказ о событиях; описание – изображение природы и людей; рассуждение – оценка происходящего, увиденного).
  1. Рефлексия. (Слайд 7)

Продолжи фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…

  1. Домашнее задание.

Сочинение в жанре путевых заметок о путешествии по нашему городу (селу).

Литература:

  1. Роман М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
  2. Русский язык. Учебник по ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. Издательство «Дрофа» 2013 год.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пятигорск
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Пятигорска 
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказ 
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Кавказа   
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамань 
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Достопримечательности Тамани   
  9. http://otvet.mail.ru/question/53180669     (Информация о казачьей станице – месте действия главы «Фаталист»)
  10. http://studmedia.info/book/export/html/163   (Виды и жанры публицистики)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.

Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....

Урок русского языка по теме "Заметка в газету" (Программа М. М. Разумовской)

Урок развития речи. Подготовка к сочинению в жанре заметки...

Урок русского языка «Жанры публицистического стиля»

Место урока в системе обучения: второй урок по теме «Публицистический стиль речи: особенности, назначение, жанры»...