Урок русского языка «Жанры публицистического стиля»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Сенькина Елена Владимировна

Место урока в системе обучения: второй урок по теме «Публицистический стиль речи: особенности, назначение, жанры» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx63.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык

Целевая аудитория: 11 класс, 1 курс СПО

Тема: «Жанры публицистического стиля»

Место урока в системе обучения: второй урок по теме «Публицистический стиль речи: особенности, назначение, жанры» (всего на тему согласно учебному плану отводится 2 урока по 45 минут = 90 минут)

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: урок открытия новых знаний

Реализуемые технологии: АМО; ИКТ; технология формирующего оценивания (критерии, ЗИУК)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран

Цель урока: через создание собственных продуктов публицистического стиля (репортаж, интервью и т.д.) познакомить с особенности  жанров данного стиля.

Задачи:

Образовательные

  • актуализацировать  полученные ранее знания  по теме «Публицистический стиль речи»;  
  • познакомить с жанрами данного стиля;
  • научить создавать собственные продукты с учетом имеющихся знаний.

Развивающие

Способствовать развитию умений:

  • постановка  задач, способствующих достижению цели;
  • выполнение поставленных задач, оценка качества  их выполнения;
  • планирование самообразования;
  • создание текстов в устной и письменной форме;

Воспитательные

Способствовать

  • осознанию важности волонтерского движения для развития общества;
  • формированию активной  жизненной позиции, коммуникативных умений.

Ход урока:

Этап урока

Вид работы

Время

Примечание

Организационный момент: подготовка к учебной деятельности.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку,  рабочей позы и внешнего вида учащихся.

Сообщение темы урока.

 2-3 мин.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Повторение материала  предыдущего урока «Особенности публицистического стиля» (фронтальный опрос):

Что вы знаете о данном стиле?

Какова сфера его употребления?

С какой  целью используется?

Каковы языковые особенности публицистического стиля?

Познакомьтесь с текстом (Приложение 1).

Какой это стиль речи? Приведите доказательства.

Данная работа  может быть проведена на предыдущем уроке, это сэкономит время на групповую работу

5 мин.

Слайд 2

Сфера употребления: СМИ,  выступления ораторов на  социальные, политические и другие значимые темы.

Цель: передача информации, эмоциональное воздействие.

Слайд 3

Языковые  особенности  публицистического стиля:

  • Использование обращения
  • Риторические вопросы
  • Восклицательные предложения
  • Общественно-политическая лексика
  • Экспрессивно окрашенная,  оценочная лексика
  • Использование художественно-выразительных средств
  • Точность в цифрах и датах

Выявление затруднения.

Цель: оценить собственные знания, выявить затруднения, наметить индивидуальный образовательный маршрут.

Какие жанры публицистического стиля вы можете назвать?

Если я предложу вам стать журналистами и создать свои тексты/продукты (фельетон или интервью и др.) в публицистическом стиле, можете ли вы утверждать, что с легкостью справитесь с данной задачей?

Каких знаний вам может не хватить?

(заполнение таблицы ЗИУК: 1 и 2 столбец-Приложение 2)

3 мин.

Слайд 4

Жанры: репортаж, заметка, интервью, отчет, статья, обзор, рецензия, очерк, памфлет и т.д.  

Реализация плана по разрешению затруднения: самостоятельная работа с самопроверкой по критериям.

Работа в творческих группах по созданию:

  • агитационной листовка молодежного движения «Помощь»-Приложение 3
  • агитационного выступления «Стань волонтером!» -Приложение 4
  • репортажа  «Волонтеры спешат на помощь» -Приложение 5
  • интервью «Нужны ли волонтеры  нашей стране?» -Приложение 6
  • фельетона «Такой вот волонтер!» -Приложение 7

15 мин.

Вернуться на Слайд 3

Подведение итогов групповой работы

Отчет групп:

Рассказывают, что нового узнали о каждом жанре, зачитывают свои работы

10 мин.

Слайд 5

Рефлексия, оценка  результативности собственной деятельности

Заполняют 3-ю колонку таблицы ЗИУК, делятся полученными знаниями:

Я узнал, как..(например, писать фельетон)

5 мин.

Ставят галочки в нужной колонке

Задание на дом

Создать  любой агитационный продукт на тему «Стань  донором»

 2 мин

Материал в помощь- Приложение 8

Приложение 1

Что такое волонтерство и кто такие волонтеры? Думаю, ты согласишься, читатель, что волонтер – это человек с чистой совестью, доброволец с богатой душой. Не каждый, отнюдь не каждый, сможет найти, вырвать кусочек драгоценного времени, свободного от учебы и работы, чтобы посвятить его миру, своей стране, окружающим людям.

“Волонтерские организации, это не о том, чтобы затыкать дыры в несовершенной системе здравоохранения или социального обеспечения. Это об отношении людей друг к другу. Это о том, чтобы помогать человеку просто потому, что он тоже человек, несмотря ни на что ему нужно общение и чье-то участие,” - в этом высказывании Нэнси Уискин, куратора волонтерского движения в Великобритании, заключен главный принцип волонтерства.

 Само слово в дословном переводе означает «добровольчество». Волонтерство – это труд, который человек берет на себя по велению сердца, не ища денежного вознаграждения. Он включает самые разнообразные виды помощи, взаимопомощи и общественно полезной деятельности.

Волонтеры нужны везде. Медицина, образование, социальные службы, литература, культура — везде нужны такие помощники. Но зачем люди тратят свое время без всякой финансовой выгоды? К счастью, мир наш еще не совсем пришел в упадок. И остались люди, которые готовы помогать не словом, а делом. Их мотивацией является помощь другим, чтобы этот мир стал лучше.

В развитых странах волонтерский ресурс силен. Так, в США в 2015 году 25% граждан были так или иначе задействованы в волонтерском движении.  В него вовлечены все слои американского населения вне зависимости от возраста, образования, профессии и доходов.

Во Франции 19% населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях, 60% из этого числа регулярно заняты в волонтерстве, отдавая ему более 20 часов в месяц; 46% опрашиваемых французов сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим.

Я уверена, что нет на свете такого человека, который не спрашивал бы сам себя: что я делаю в жизни для других и зачем? Меня, например, эти вопросы постоянно мучают. А вас? Готовы ли вы стать волонтерами?

Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=5993 

Приложение 2

Знаю

Интересуюсь

Узнал, как…

Что такое фельетон, что характерно для этого жанра

Что такое репортаж

Как подготовить репортаж

Что такое агитационное выступление

Как сделать свое агитационное выступление ярким, запоминающимся

Что такое агитационная листовка

Как подготовить листовку- агитку

Что важно учесть берущему интервью

Приложение 3.

  1. Познакомьтесь с материалом:

Агитационные листовки в целях политической пропаганда и агитации используют давно. Если листовка сделана профессионально, она вызовет интерес не только у вас, но и у других людей.

Как делается листовка?

Сначала ее надо придумать. Что должно быть в листовке? Тут придется поговорить о наборе информации (информационных блоках), которые вы используете и о ситуации получения листовки и восприятия информации.
1. Часть листовки занимает блок лозунгово-слогановый. Для тех, кто листовки не читает, а так, просматривает – это как заголовок в газете.
2. И, конечно, в листовке должно быть что-то содержательное (это может быть программа, позиция, мнение…).
3. Продумайте  картинки в листовке. А то совсем скучно будет.

Как все это скомпоновать? Возможны самые разные варианты.

http://www.agitclub.ru/center/agitprop/agittext/agitfoto/makak1.gif

http://www.agitclub.ru/center/agitprop/agittext/agitfoto/makak2.gif

http://www.agitclub.ru/center/agitprop/agittext/agitfoto/makak3.gif

Посмотрите на эти варианты и запомните, что размещение составных частей на листе называется композиция. И у нее тоже есть свои секреты. (источник: http://www.agitclub.ru/center/agitprop/agittext/flyer1.htm )
Какой вариант вам нравится больше? Сами решайте.

  1.   Создайте макет агитационная листовка молодежного движения «Помощь»
  2. Проверьте себя по следующим критериям:
  • в вашей листовке сеть лозунг-слоган;
  • присутствует информация о волонтерском движении;
  • продумана наглядная агитация в виде картинки по теме.

Приложение 4.

  1. Познакомьтесь с материалом:

Агитационные выступления ставят целью побудить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий. Агитационное выступление всегда призывает собравшихся что-то сделать, предпринять, совершить поступок. Приводятся только аргументы «за», в поддержку защищаемого тезиса.

К агитационным выступлениям относятся:

- речи на политических митингах, призывающие поддержать того или иного кандидата на выборах,

- рекламные выступления,

- выступления на собраниях с призывами поддержать какую-либо инициативу, принять участие в каком-либо деле или общественной акции,

- выступления с призывом приступить к чему-либо или отказаться от чего-либо. Это выступления, заканчивающиеся призывами типа: Покупайте! Страхуйтесь! Бросьте курить! Откажитесь от жирной пищи! Примите участие! Пожертвуйте! Поставьте свою подпись! Обратитесь к своему депутату и потребуйте! Голосуйте за и т.д.(источник: http://refac.ru/agitacionnoe-vystuplenie/ )

Пример:

Скажем нет курению.
Табакокурение - одна из самых основных проблем всего мира. Ведь за год умирают миллионы людей на всей планете от заболеваний связанных с курением. Именно сейчас остро встал вопрос о борьбе, когда эпидемия курения заняла такие масштабные размеры, особенно среди молодежи. Более того курение становится модой. Курить - это престижно. Почти весь мир начал борьбу с этим злом, где каждая страна предлагает свой метод борьбы, в том числе и Россия. Если Вы курите, то задумайтесь какой вред причиняете своему организму.

2. Подготовьте короткое агитационное выступление «Стань волонтером!»

3. Проверьте себя по следующим критериям:

  • вы привели только аргументы «ЗА»
  • ваши аргументы убедительны
  • вы использовали возможность эмоционального воздействия на слушателя (ваша речь яркая,  выразительная), содержит призывы поддержать волонтерское движение.

Приложение 5.

  1. Познакомьтесь с материалом:


Репорта́ж -сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа - необязательно действующее лицо события, но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия, например: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж - жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события.(Источник: https://infourok.ru/plan-konspekt-zanyatiya-kruzhka-zhurnalist-po-teme-reportazh-kak-zhanr-zhurnalistiki-2523684.html )

  1. Подготовьте репортаж  «Волонтеры спешат на помощь»
  2. Проверьте свою работу по следующим критериям:
  • соответствие теме «Волонтеры спешат на помощь»
  • ощущение присутствия автора на месте событий;
  • законченность повествования.

Приложение 6.

  1. Познакомьтесь с материалом:

Интервью́ (англ. interview) в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.

М.И. Шостак в своей книге «Журналист и его произведение» выделяет по признаку предмета разговора, следующие виды интервью:

1. Информативные интервью. Главный предмет беседы - новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен.

2. Экспертные интервью. Ценность - в точности формулировок, мнение авторитетного человека - самое важное.

3. Проблемные интервью. Главный предмет обсуждения- мнения.

4. Интервью-знакомства. Предметом является личность собеседника.

Структура интервью:

Введение (шапка):Здесь указывается: информационный повод, тема интервью, обосновывается выбор темы; сообщается фамилия, имя, отчество героя, должность, социальное положение.

Собственно интервью — ваши вопросы, ответы героя.

Вывод, завершение: формулировка основной мысли материала, идеи, ваши комментарии встречи.(Источник https://allbest.ru/otherreferats/journalism/00392230_0.html )

  1. Подготовьте интервью «Нужны ли волонтеры  нашей стране?»
  2. Проверьте себя по  следующим критериям:
  • вы представили собеседника и назвали тему интервью;
  • ваши вопросы соответствуют замыслу: выявить отношение данного человека  к волонтерству;
  • интервью закончилось выводом по теме беседы.

Приложение 7.

  1. Познакомьтесь с материалом:

Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое(актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Сатирическая направленность фельетона определяет специфику использования в нем языковых средств, создающих комический эффект: гипербола (преувеличение), гротеск (искажение), фантастичность, ирония, литота (преуменьшение), пародирование.

Из чего растут фельетоны? Очень востребованы такие юмористические или сатирические заметки для школьных СМИ как печатных, так и стенных газет или журналов. Но как написать фельетон?

Пример: о школе и учащихся нужна заметка в стенгазету. Берём смешную ситуацию: Иванов Сергей из 5 класса на все предложения учителей вдруг стал реагировать одинаковым ответом: «Я вам Бобик, что ли?» Это ли не готовый сюжет для фельетона? «Я вам Бобик, что ли?» «Друзья! Будьте осторожны: среди нас по школе бродит оборотень! Он имеет вполне обычный облик, практически неотличим от людей. Выдаёт себе фразой «Я вам Бобик, что ли?», которой как бы мотивирует отказ от выполнения любых предложений учителей. Причём сразу же после этих слов он старательно выполняет задание. Тем самым этот «небобик» пытается скрыть свою принадлежность к существам потустороннего мира. Друзья! Будьте предельно осторожны! Среди нас бродят люди-бобики!» (Источник: http://4responsible.ru/article/217950/primer-feletona-iz-smi-proshlogo-veka-i-primer-satiricheskoy-zametki-v-shkolnuyu-gazetyi )

  1. Напишите фельетон «Такой вот волонтер!»
  2. Проверьте свою  работу по следующим критериям:

Ваш фельетон

  • логически выдержан;
  • высмеивает горе-волонтера;
  • эмоционален;
  • читается легко.

Приложение 8.

Донорство.

Это полезно знать:

Для здорового взрослого человека изъятие стандартной дозы крови - 450 мл не влияет на его самочувствие и физиологические функции. Тем более что сдачу крови предваряет тщательное врачебное обследование, будет риск здоровью донора - врач не допустит.

Кроводача - это процесс, к которому организм человека приспособлен эволюционно: травмы, войны. В умеренных дозах кровопускание обладает оздоравливающим эффектом.

Польза донорства:

- профилактика организма: устойчивость к кровопотере при авариях, несчастных случаях, ожогах, тяжелых операциях;

- продление молодости за счет стимуляции кроветворения, самообновления организма;

- профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы;

- профилактика болезней иммунной системы, нарушений пищеварения, атеросклероза, деятельности печени, поджелудочной железы;

- выведение лишнего балласта из организма: избытка крови и ее элементов;

- моральное удовлетворение от доброго дела;

Происходит активизация системы кроветворения - клеток красного костного мозга и стимуляция иммунитета. Сказывается некоторая разгрузка органов, которые участвуют в утилизации умирающих эритроцитов: селезенка, печень.

Последние данные говорят, о снижении общего риска развития ишемической болезни сердца, тромбообразования, атеросклероза.

Донорство полезно для здоровья дающего кровь. По данным исследования финских ученых, у мужчин, сдающих кровь, риск инфаркта - в десятки раз меньше; данные американских исследователей подтверждают, что мужчины-доноры гораздо реже страдают сердечными приступами. Регулярная сдача крови поддерживает уровень холестерина на низком уровне.

Ученые выяснили, что люди, которые регулярно сдают кровь, страдают от инфарктов, ишемической болезни сердца в десятки раз реже, чем те, кто кровь не сдает.

Сдача крови полезна для профилактики всех "болезней накопления" - атеросклероза, подагры, нарушений пищеварения, деятельности поджелудочной железы, печени, основного обмена. Да и для профилактики болезней иммунной системы кроводачи полезны: ведь это тоже связано с обновлением организма. В научно обоснованных дозах кровопускание обладает стимулирующим эффектом. Таким образом, доноры, постоянно сдающие кровь – одни из самых здоровых людей на планете! По данным ВОЗ доноры крови, постоянно дающие кровь живут в среднем на 5 лет больше среднестатистического человека. Государство заботится о безопасности здоровья и пациентов и доноров крови.

Вся донорская кровь проходит карантин и неоднократно тестируется с целью исключения риска вирусного заражения пациентов, для которых она предназначена. Доноры также могут не опасаться за свое здоровье – все процедуры забора крови выполняются с применением одноразовых стерильных систем, под контролем врача.

Источник: http://donors.kz/publ/o_polze_donorstva/1-1-0-6 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение  к людям...

урок русского языка по теме: "Стили речи"

Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"

Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". Практическая работа над составлением эссе о России.Разбор текста В.Набокова "Кембридж"...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...

Урок русского языка "Официально-деловой стиль" 6 класс

Урок русского языка "Официальн деловой стиль" 6 класс...

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...