Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse_konechn.docx | 44.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
оборудование:
1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;
2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, документ - камера
3) листы формата А 4, маркеры;
Ход урока
- Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).
Учитель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка.
-Почему? - спросите вы. Давайте для начала посмотрим фильм «Притча о любви». А по ходу просмотра вы на листочках - сердечках продолжите фразу «Любовь – это …», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием.
(Во время фильма один учащийся собирает небольшие сердечки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4, на котором заранее отпечатана картина «Алые паруса»)
- Сообщение темы урока и цели (для уч-ся, для учителя) слайд1
Учитель:
- Я надеюсь, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
Ученик:
- Мне кажется, что мы сегодня на уроке будем говорить о чувстве, которое каждому приходится когда-нибудь испытать – о любви.
Учитель:
- О том, что такое любовь, с каким чувством она связана, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.
Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому уч-ся)
Слайд 2(с критериями)
Учитель:
- Композиция сочинения представляет собой лестницу, ступеньки которой ведут вверх.
- У вас на столах разложены карточки , на которых написаны основные части сочинения – рассуждения. Вам необходимо их распределить в строгой последовательности, соответствующей композиции написания части С (ЕГЭ).(работа в парах)
Слайд 3 (композиция сочинения-рассуждения)
А один уч-ся работает с документ – камерой, выстраивает названия частей в строгом соответствии (Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).
Слайд 4 (На первом этапе работы с текстом..)
Учитель:
-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).
-Для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе.
Слайд 5
Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет в тексте по-своему.
Слайд 6
- Готовясь к уроку, ребята прочитали вот такую статью в интернете и хотят поделиться ею со всеми. Я предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка (Орфография автора).
- Адресовано это сообщение Марии Городовой – корреспонденту газеты «Российская неделя», так как в своём блоге она много размышляет о духовно-нравственных проблемах современного общества. Послушайте это послание и ответьте: «Какие проблемы волнуют так называемого Мегамачо?»
Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.
«Мария, превед. Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит... Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот".
Феерический Мегамачо
-Какие проблемы волнуют так называемого Мегамачо?
Ученик: Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Эти мысли Мегамачо могут быть обличены в более достойную форму и могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.
- На какой вопрос автор интернет-сообщения ищет ответ?
Ученик: Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.
Учитель:
- Сейчас прочитаем текст Натальи Долининой по цепочке (чит. подгот. ученики) и подчеркнём ключевые слова текста. Вспомните, какие слова называются ключевыми?
Ученик 1: Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.
Ученик 2: В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной даётся такое определение: «Ключевые слова – это слова, выражающие главную идею целого художественного текста». (уч-ся подчёркивают ключевые слова в тексте, а затем один текст проецируем через документ-камеру и проверяем )
-Прочитаем все слова и словосочетания, которые вы выбрали.
- А теперь попытайтесь отметить строки, которые отражают позицию автора. (предл.№21 Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности )
Слайд 7
-А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.
(рабочие листы даны каждому) Критерий 1 требует определение проблемы.
- Сформулируйте проблему текста. А что такое проблема?
Ученик :ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
(уч-ся определяют проблематику текста, т.е заявляют несколько проблем)
Проблема определения ревности (Что такое ревность?).
Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).
Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).
Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).
-Не забывайте, что проблем в тексте может быть несколько, а вам нужно определить одну и прокомментировать её.
Слайд 6
- Об отрицательных последствиях ревностных чувств человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.
-На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).
Ученик : Н. Долинина обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своём творчестве отразил А.С. Пушкин, обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
- Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах. Что значит прокомментировать проблему?
- Определите лексическое значение слова «комментировать». (Работа с толковым словарем: «комментировать»- объяснять, пояснять; комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста)
Слайд 7
- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.
Ученик1:Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).
Ученик2:Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).
Ученик3:Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).
Ученик4:С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20).
- Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте составленное предложение.
Ученик :Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой.
Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет.
Ваша задача – продумать аргументы своего сочинения - рассуждения. Подборку материалов вы заготавливали. Вспомните произведения классиков, высказывания великих людей, пословицы и поговорки о любви.
Итог урока.
Слайд 8.
Один ученик печатает на компьютере в определённом порядке и форме те слова, которые называют одноклассники. Всё это проецируется на экране. Класс отвечает на вопросы учителя.
- Назовите два определения ЛЮБВИ.
- Три действия, которые она, по-вашему, совершает.
- А теперь фразу – ваше отношение к Любви.
- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью – только одно слово-синоним (используйте те слова, которые вы писали на сердечках)
У нас получился синквейн.
Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.
Читается синквейн. Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.
Любовь.
Искренняя, взаимная.
Соединяет, дарит, преподносит.
Стало редкостным явлением в жизни.
Страдание.
- Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? - -Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.
- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?
- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела ли она вас на личные размышления?
- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в
конце своего сочинения? Что такое любовь и ревность?
Слайд 9.(озвучен песней о любви)
Ученик 1:Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни.
Ученик 2:Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит.
Учитель: Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить.
Учитель:
- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?
Ученик : -Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.
Слайд 10
Домашнее задание:
-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.
Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.
Благодарю вас за плодотворную работу.
Слайд 11
Рефлексия.
Продолжите предложения
- Для меня это важно и интересно …
- Я получил конкретные рекомендации…
- Мне было трудно (не понравилось)…
- Моя оценка психологической атмосферы…
- Для меня было недостаточно…
Приложение 1
Рабочие материалы _____________________________________
(Фамилия, Имя учащегося, класс)
Вступление и заявление проблемы
В тексте рассматривается проблема…
Проблеме (какой?) посвящен текст…
Проблема, обсуждаемая в тексте...
КОММЕНТАРИЙ
С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...
По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...
Автор обращает внимание на то, что…
Автор рассуждает о том, как важно…
Автор приводит примеры…
Автор убедительно рассказывает (о чём?)...
Писатель верно подметил, как...
На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что...
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Автор приходит к выводу (что?)...
Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».
ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ
Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …
Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…
АРГУМЕНТЫ
Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…
Правоту моих слов подтверждают …
Во-первых, … во-вторых…
Народная мудрость гласит: «…».
ВЫВОД
Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…
Притча о любви.
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все Духовные Ценности. Но однажды они заметили, что остров начал уходить под воду. Все Ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она попросилась на корабль к Богатству, но оно ответило: "На корабле много золота и драгоценностей — места нет». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но Грусть ответила: "Извини Любовь, я настолько грустна, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь попросилась на корабль к Гордости, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но она так была занята весельем, что не услышала призыв Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась, но тут услышала чей-то голос: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Она обернулась и увидела старца. Он доставил её на сушу и уплыл. А Любовь вспомнила, что не спросила у старца имени. Тогда она обратилась к Познанию: "Скажи, Познание, кто спас меня?»
- Это было Врем-я-я!
- Время? — переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец и сказало: «Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь!»
Исходный текст
(1)Ревность – чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.
(6)Ведь, в сущности, ревность – это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.
(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.
(13)Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим, –
в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков – самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.
(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт – на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда – раны. (17)Залечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе одном. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке – непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.
(По Н.Долининой)
Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы.
В8. «Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет по-своему. При этом Н.Долинина использует такие синтаксические средства выразительности, как ____ («крепнет, встаёт на ноги, шагает» в предложении 15), ___ («как новорождённый младенец» в предложении 14), такой троп, как _____ («ревность отравляет … радость» в предложении 12), и такой приём, как ____ (предложение 4)».
Основные проблемы | Авторская позиция |
|
|
|
|
|
|
|
|
Колла́йдер (англ. collider от англ. collide — сталкиваться) — ускоритель на встречных пучках, предназначенный для изучения продуктов их соударений. Благодаря коллайдерам учёным удаётся придать элементарным частицам вещества высокую кинетическую энергию, направить их навстречу друг другу, чтобы произвести их столкновение.
Проблема
Комментарий
Позиция А(автора)
Позиция Я (собственная)
Аргумент №1(лит.)
Аргумент №2(жизн.)
Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с элементами интерактивных технологий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс). Цели:...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.
Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...
Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...
Открытый урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ГИА: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)»
Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать м...