Урок русского языка по теме "Заметка в газету" (Программа М. М. Разумовской)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок развития речи. Подготовка к сочинению в жанре заметки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_zametka_podgotovka_k_sochineniyu_zametki_bez_foto.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Заметка в газету. Подготовка к сочинению.( Учитель: Рязанова О. В)
Цель: объяснить структуру жанра заметки, повторить теоретические сведения по теме «Публицистический жанр»; развивать умения сопоставительного анализа заметок; воспитывать любовь и уважение к родному языку и отечественной истории.
Ход урока:
1.Оргмомент. Число. Классная работа.
2.Проверка домашнего задания (ответьте письменно):
- Для этих стилей характерна официальная обстановка (4 стиля).
- Задача этого стиля- воздействовать на массы людей, сообщить информацию о жизни страны, какого-то коллектива людей.
- Для этого стиля характерно сочетание книжных и разговорных средств
- Широко используются предложения с однородными членами
- Используется как прямой, так и обратный порядок слов (инверсия)
О каком стиле сегодня пойдет речь на уроке?
3.Тема нашего урока: заметка в газету. Эпиграф: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Ротшильд)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться писать заметки?
Правила построения информации:
1.Информация должна отвечать на вопросы: что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? (Какой результат?)
Эти вопросы – фундамент информации, то есть событие имеет всегда своего героя (кто), который что-то совершил (что) в каком-то месте (где) в какое-то время (где) и из-за чего-то (как, почему).
2.Информация строится по закону перевернутой пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале материала – в первом предложении, в первом абзаце (журналисты это называют лид (намек, ключ, вводная часть). Основной текст расширяет информацию. В конце менее важные факты.
Такая информация удобна читателю потому, что он сразу получает сведения о самом важном факте. Если это не заинтересует, то он не станет читать материал.
Практическое задание: посмотрите структуру заметок, которые были вам розданы. Соответствуют ли они этим требованиям. Приведите примеры.
Основные черты заметки:
- Оперативность
- Актуальность
- Краткость, ясность изложения (20-30 строк)
- Точность
Как строить предложения:
- Начинать нужно с подлежащего и сказуемого, ставя второстепенные члены предложения после (Локомотив, который тянет за собой все остальные вагоны)
Если автор хочет создать интригу, добавить напряжения или заставить читателя теряться в догадках, то можно приберечь глагол напоследок.
Практическая работа: заметки. Оцените позицию подлежащего и сказуемого. Приведите примеры.
- Используйте простые формы настоящего или прошедшего времени. Они создают действие, экономят слова и раскрывают действующих лиц. Избегайте безличных глаголов, где это возможно.
Практическая работа: рассмотрите статьи. Проанализируйте глаголы. Приведите примеры.
Заголовок.
Заголовок являет краткое содержание статьи, предельное сжатое выражение сути материала.
Типы заголовка («солнечное сплетение», не более 4-5 слов):
- Заголовок – информация связан с темой материала (Нет учебника про Ваню)
- Заголовок-образ привлекает внимание читателя (О прожженной скатерти, второй жизни и многом другом (беседа с учителем химии)
- Заголовок-тема (Ярмарка-выставка)
- Заголовок- идея (Сделаем наш мир лучше)
- Заголовок-противопоставление (Не смех, а слёзы)
- Заголовок-парадокс (сочетание несочетаемого. Витязи в кедах)
- Заголовок-цитата из текста.
- Заголовок- перефразирование цитаты (Один на всех , все на одного)
- Заголовок – крылатая фраза (Платон мне друг, но истина дороже)
Практическая работа: рассмотрите заголовки предложенных вам заметок. Приведите примеры.
Делаем выводы: на какие вопросы должна отвечать информация? Как строятся предложения в заметке? Какие формы глагола рекомендуется использовать? Как можно озаглавить заметку?
Практическая работа: в группах попробуйте написать заметку, озаглавьте её.
Чтение заметок.
Домашнее задание: На листе формата А4 распечатать картинку, фотографию, расположив её сверху страницы (на фотографии расположено действие, чтобы удобнее было писать заметку)
Правила построения информации:
1.Информация должна отвечать на вопросы: что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? (Какой результат?)
2.Информация строится по закону перевернутой пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале материала – в первом предложении, в первом абзаце (журналисты это называют лид (намек, ключ, вводная часть). Основной текст расширяет информацию. В конце менее важные факты.
Как строить предложения:
- Начинать нужно с подлежащего и сказуемого, ставя второстепенные члены предложения после (Локомотив, который тянет за собой все остальные вагоны)
Если автор хочет создать интригу, добавить напряжения или заставить читателя теряться в догадках, то можно приберечь глагол напоследок.
- Используйте простые формы настоящего или прошедшего времени. Они создают действие, экономят слова и раскрывают действующих лиц. Избегайте безличных глаголов, где это возможно.
Типы заголовка («солнечное сплетение», не более 4-5 слов):
- Заголовок – информация связан с темой материала (Нет учебника про Ваню)
- Заголовок-образ привлекает внимание читателя (О прожженной скатерти, второй жизни и многом другом (беседа с учителем химии)
- Заголовок-тема (Ярмарка-выставка)
- Заголовок- идея (Сделаем наш мир лучше)
- Заголовок-противопоставление (Не смех, а слёзы)
- Заголовок-парадокс (сочетание несочетаемого. Витязи в кедах)
- Заголовок-цитата из текста.
- Заголовок- перефразирование цитаты (Один на всех , все на одного)
- Заголовок – крылатая фраза (Платон мне друг, но истина дороже)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 9 классе (УМК под редакцией М.Разумовской)на тему:"Средства выразительности"
Класс:9Предмет: русский языкДанную презентацию можно использовать после изучения темы "Тропы и стилистические фигуры" для обобщения изученного материала.Презентация подготовлена для работы на интеракт...
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской
Программа рассчитана на 204 часа. Календарно - тематическое планирование содержит рубрики "Домашнее задание", "Творческие задания", "Региональный кубанский компонент" на основе программы Гриценко Р.М....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 7 класса по программе М.М.Разумовской
КТП разработано на основе рабочей программмы...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (надомное обучение) по УМК Разумовской
Данное календарно-тематическое планирование уроков русского языка составлено для надомного изучения курса русского языка в 5 классе. Количество часов по программе -119, в неделю - 3, 5 часа по УМК Раз...
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской "Как изменяются имена существительные,прилагательные,глаголы"
Урок соответствует требованиям ФГОСа 2-го поколения....
Перспективно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской
Планирование уроков русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской...
Перспективно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе по программе М.М. Разумовской
Планирование уроков русского языка в 6 классе по программе М.М. Разумовской...