Причастие
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Пилюгина О.Е.

Урок построен на практической раьоте с причастием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon причастие56.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Повторение темы "Причастие".

КЛАСС: 6.

ТИП УРОКА ПО ЦЕЛИ: урок обобщающего повторения.

ТИП УРОКА ПО СОДЕРЖАНИЮ: урок по морфологии.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • обучающая: повторение и закрепление орфографических и пунктуационных навыков, полученных при изучении темы "Причастие";
  • развивающая: развитие умения находить в тексте причастия и причастные обороты; умение различать написание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развитие умения правильного написания Н и НН в суффиксах причастий, слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
  • воспитательная: воспитать внимание к грамматическим формам слова; формировать чувство любви к прекрасному, к природе через ее описание;
  • коммуникативная: сформировать умение полного устного ответа у доски, что способствует развитию устной речи и располагает к общению; развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся через игровые элементы и применение грамматической сказки на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • записи на доске;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • репродукции :..
  • диапроектор.

ПЛАН УРОКА:

I. Начало урока. Объявление темы и целей урока.

II. Обобщающее повторение темы "Причастие" с использованием приема грамматической сказки. 

  1. Знаки препинания при причастном обороте. Игра "Заблудился".
  2. Правописание Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Разноуровневые упражнения.
  3. Употребление причастий в речи. Разноуровневые упражнения.
  4. Обобщение по грамматической сказке. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

 

I. Начало урока. Объявление темы и целей урока.

 

- Сегодня у нас заключительный урок по теме "Причастие". И так как основной теоретический материал мы с вами уже проверили на одном из предыдущих уроках (в виде самоэкзамена), то на сегодняшнем уроке нашей основной задачей будет отработка тех орфографических и пунктуационных навыков, которые мы изучили. А вспоминать всю тему "Причастие" нам поможет сказка, начало которой мы положили на самом первом уроке.

II. Обобщающее повторение темы "Причастие" с использованием приема грамматической сказки.

1. Знаки препинания при причастном обороте. Игра "Заблудился".

Итак, что же такое причастие, какими признаками оно обладает, что такое причастный оборот, и как ставятся знаки препинания при нем, мы сейчас и посмотрим.

Первый этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Жили-были в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол. И была у них дочка Причастие. Родители очень любили свою девочку. Тем более что она была похожа и на папу, и на маму. От мамы-Прилагательного Причастие унаследовала род, число и падеж, а также окончания. Папа-Глагол передал дочке свои два времени (настоящее и прошедшее), совершенный и несовершенный вид, возвратность. Мама разрешала Причастию дружить с именем Существительным и слушаться его, так как оно старше. Папа же настаивал на том, чтобы его дочь управляла существительным и наречием. А раз во всех семьях главный всегда папа, то и Причастие все называли особой формой Глагола.

Так они и поживали. Причастие подрастала на радость родителям. К ее глагольной основе прибавлялись суффиксы -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ), -ОМ(-ЕМ), -ИМ, -НН, -ЕНН,

-Ш, -ВШ, -Т. И Причастие становилась все красивее и красивее.

Причастие была девочка общительная. У нее было много друзей. К ней приходили Существительные, Местоимения, Наречия и Неопределенные формы глагола. Играя, они слушались Причастие и отвечали на ее вопросы. Всех вместе их называли Причастным оборотом. Когда же их собиралось много, при них всегда находилась няня-Существительное, которую звали Определяемым словом. Вся веселая маленькая компания зависела от него и немного побаивалась. Отношения у них были удивительные: Если на прогулке Определяемое слово шло впереди и не могло видеть, как ведут себя малыши, оно вызывало на помощь Запятую, которую ставило после себя, перед Причастным оборотом. А если шумная ватага бежала перед Определяемым словом, то Запятая была уже не нужна, няня и сама наблюдала за ребятами.

- Давайте же потренируемся искать причастие и причастный оборот. Посмотрите на доску - вы видите несколько предложений с расставленными запятыми. Только запятые-то наши почему-то заблудились: они встали не туда куда нужно. Перепишите пожалуйста эти предложения себе в тетрадь, расставьте правильно запятые, объяснив их постановку графически.

Ярко зеленели посевы, охваченные утренним солнцем. Около дома был сад, одичавший и заросший травой и бурьяном. С отдаленного от поместья хутора чуть слышно донесся крик птиц. В широко раскрытые окна и двери веяло свежестью.

2. Правописание Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Разноуровневые упражнения.

- Дальше нам предстоит очень сложная работа.

- Мы должны будем вспомнить такие правила, как Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Второй этап сказки , проецируется на экране, читает один из учеников.

Мама-Прилагательное очень ценила эту дружбу и всегда говорила: "Дружи с ребятами, общайся, и тогда вредная частица НЕ никогда не пристанет к тебе, и ты с ней будешь писаться РАЗДЕЛЬНО. Но если только ты останешься одна, НЕ тут же к тебе привяжется, и писаться с ней ты будешь СЛИТНО!".

Как и всякий ребенок, Причастие могла бать и послушной, и непослушной. Бывало, она делала все, что ей скажут старшие, и тогда ее называли Действительным Причастием. Но иногда приходилось просить ее и заставлять работать, тогда она получала имя Страдательного Причастия. Но что удивительно, и в том, и в другом случае Причастию всегда помогали суффиксы: работали вместе с ней суффиксы -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ),

-ВШ, -Ш, а "страдали" - ЕМ(-ОМ), -ИМ, -НН, -ЕНН.

А вот в наказание за непослушание Страдательное Причастие иногда употребляли в краткой форме. Мама-Прилагательное забирала из суффиксов Причастия -ЕНН и -НН одну букву Н, и с тех пор краткие Причастия всегда пишутся с одной буквой Н.

И даже частица НЕ не любила, когда Причастие становилась кратким, и писалась с ней в этих случаях всегда РАЗДЕЛЬНО.

Недовольный Страдательным Причастием папа-Глагол тоже поставил свои условия. Он позволил не всем суффиксам помогать нерадивой дочери. "Суффикс -ЕНН будет помогать только тогда, когда Страдательное Причастие будет образовано от глаголов на

-ИТЬ, -ТИ и -ЧЬ; суффикс -НН будет помогать Страдательному Причастию, образованному от глаголов на -АТЬ, -ЯТЬ и -ЕТЬ!",- говорил строгий отец.

- Работать мы будем по вариантам. Варианты II и III будут выполнять упражнения, в котором должны будут вставить пропущенные орфограммы и объяснить их написание (Упражнение 435 учебника). Сложная работа предстоит I варианту. Вы должны будете преодолеть "Трудный путь к пятерке". Перед вами лежат карточки с заданиями. Вам нужно вставить пропущенные орфограммы в данные слова, выписать в отдельную таблицу выбранные орфограммы, закрасить обозначенные ячейки. Оценку 5 получат те, у кого все получится.

Подкова:ая лошадь

Кваше:ая в бочке капуста

 

 

 

Исследова:ая местность

Кова:ое кольцо

 

 

 

Освеще:ая улица

(Не)распустившаяся весной яблоня

 

 

 

(Не)распустившаяся яблоня

(Не)законченная автором повесть

 

 

 

Мелодия (не)допета

Человек (не)защищен

 

 

 

  1. Вставить пропущенные орфограммы
  2. В правую таблицу записать выбранные орфограммы таким образом: Н или НН, СЛ (слитно) или Р (раздельно)
  3. Закрасить ячейки, в которых занесено НН и Р

 

НН

НН

НН

Н

НН

Р

СЛ

Р

Р

Р

3. Употребление причастий в речи. Разноуровневые упражнения.

- И наконец, давайте посмотрим\, какую роль играют причастия в нашей речи.

- Работать снова будем по вариантам. I и II варианты будут играть в "Переводчика". Вы знаете, что если любой иностранный текст переводить дословно, то предложения получаются какие-то корявые и бестолковые. Иногда приходится заменять некоторые слова синонимами, менять порядок слов, чтобы текст стал грамотным и интересным. Перед вами просто набор "переведенных" слов, описывающих картину Н.Н. Дубовского "Море", репродукция которой дана у вас в учебнике на стр.7 Попробуйте все эти слова сконструировать в связный текст. Используйте причастия и причастные обороты.

На, лежать, перед, я, картина, изображать, берег, море, вдаль, мы, видеть, дрейфовать, парусники, в, небо, плыть, облака, и, летать, чайки, картина, окрасить, в, розовый, тон, что, говорить, о, наступать, вечер, я, понравиться, эта, картина.

- III варианту предлагается игра "Добавь слово". Прочитайте текст, данный у вас на карточках. Внизу приведены причастия, которые вы должны вставить в этот текст.

Судно подходило к высокому острову: "Сокол" успел починить поломку после шторма. Он сиял чистотой и блеском под лучами солнца. Океан тихо шевелился.

Слова для справок: подернутому туманной дымкой, получивший пробоину, плывущего в безоблачной высоте, еще не успокоившийся и грозный вчера.

- Заслушаем работы I и II вариантов, а также полученные тексты III варианта. Какой же вывод вы можете сделать о роли причастия в тексте?

Третий этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Шли годы. Ничего особенного в жизни Причастия не происходило. Её часто звали на помощь людям при написании текста. Особенно часто Причастие употребляли в научном стиле речи. Одно только ее не устраивало. Ведь была она уже взрослой, могла дружить, с кем хотела, помогать людям, а все по-прежнему считали ее Особой формой глагола.

III. Обобщение по грамматической сказке. Подведение итогов.

- Итак, как вы думаете, о чем же "мечтает" причастие? Конечно, о том, чтобы ученые лингвисты собрались и решили наконец сделать причастие самостоятельной частью речи.

Четвертый этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Пусть у Причастия нет будущего времени, но будущее у нее есть: кто знает, может быть, пройдут годы, Причастие все-таки станет Самостоятельной частью речи.

IV. Домашнее задание.

- Если ни у кого нет вопросов, открывайте дневники и записывайте домашнее задание: повторить  24-29 учебника, подготовиться к написанию диктанта.

- Урок окончен, до свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...