Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе

Тема урока: Исторический факт и его художественная

                     интерпретация в  «Слове о полку Игореве».

                    Мифопоэтическая основа «Слова…»

Цель:

  1. интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;
  2. показать, как находит отражение исторический факт в художественном произведении, чем «Слово» отличается от летописи;
  3.  формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;
  4. воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.

Оборудование:

интерактивная доска, презентация; картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой “Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А.Фаворского “Золотое слово Святослава”,  карточки-информаторы, с содержанием которых ученики знакомятся заранее; карточки-итоги проведенной по тексту  исследовательской работы;                                    

        

                                                1.«В «Слове о полку Игореве» народное

                                                   мировосприятие так сплавлено с письменной

                                                   культурой, что остаётся только с языческим

                                                   благоговением поразиться – это вершина

                                                   славянского духа, это образец самой

                                                   высокой литературы, это загадка для  

                                                   последующих поколений».

                                                                                                Р. Бородулин

                                                   2.«Слово о полку Игореве», продолжающее

                                                  жить в сотнях произведений русской

                                                  литературы XIX и XX вв., мы вправе считать

                                                  произведением не только древней, но в

                                                  известной мере и современной литературы.

                                                  Оно живо и действенно, заражает своей

                                                  поэтической энергией и воспитывает

                                                  идейно, учит литературному мастерству и

                                                  любви к Родине».

                                                                                                Д. С. Лихачёв

Ход урока

I. Оргмомент.

-Ребята, уважаемые гости гости. Мы рады приветствовать всех сегодня на нашем необычном уроке. Необычном потому,  что вести его будут два учителя. А вот почему два учителя – это вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока.

Сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе, которую вы изучали и продолжаете изучать на уроках литературы и православной культуры. Чтобы сразу ввести вас в тему, проведём небольшую разминку.

II. Повторение изученного о древнерусской литературе.

а) Беседа

- Когда и как начиналась русская литература? (В конце X века, возникновение связано с принятием христианства).

- Какие произведения древнерусской литературы вы помните?

 («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»,  

  «Домострой»,«Задонщина», др.)

- Известны ли  имена их авторов?

(И да, и нет. Летописец Нестор, князь Владимир Мономах, игумен Киево-Печёрского монастыря Феодосий. Но чаще авторы ненизвестны).

- А какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

(Поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись).

б) Викторина.

- А сможете ли вы узнать жанр произведения по его определению?

  1. Это проникновенная беседа о духовных ценностях (поучение)
  2. Произведение, повествующее, как правило, о важных исторических событиях (повесть)
  3. Описание духовных подвигов и добрых дел святых даётся в … (житии)
  4. В этом произведении ведётся повествование о событиях исторической важности, расположенных по летам, т. е. в хронологической последовательности (летопись)
  5. Рассказ о далеких путешествиях (хождение)
  6. Образец торжественного красноречия – это … (слово)

III. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, ребята, чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?

 (Несут знания о наших предках: о  событиях, людях)

Вступительное слово учителя.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении, созданном в XII веке, но которое и поныне влечёт к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит. Оно переведено на десятки языков, вошло в золотой фонд мировой литературы. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвящённых этому произведению, пять тысяч книг и исследовательских статей посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию его символов, намёков и иносказаний.Оно вдохновляет на создание произведений художников и музыкантов.

Сегодня мы будем говорить о «Слове о полку Игореве», которое и через много лет будут читать дети ваших детей, внуки ваших внуков.

Читая это творение, мы узнаём, что такое доблесть и мужество, отвага и верность. Мы видим бескрайнюю южную степь, в которой алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Мы слышим, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное  щёлканье, как звенят мечи, как раздаётся конский топот, как звучат похоронные плачи.

О «Слове о полку Игореве» вы слышите не впервые, и наш сегодняшний  разговор не последний.

- Как вы думаете, ребята, в древнерусском произведении всё является правдой? (нет, в нем много авторского)

Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, православной культуры, изобразительного искусства), мы будем говорить об историческом факте и его отражении в «Слове о полку Игореве». Мы попытаемся доказать, что «Слово» имеет мифологическую основу, что оно своеобразно и неповторимо.

Тема нашего урока – «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве».Мифопоэтическая основа произведения.

(Интерпретация – это истолкование).

IV. Работа над «Словом о полку Игореве»

-Чтобы наша работа была эффективной, мы в процессе урока будем заполнять таблицу, она у каждого из вас лежит на парте. Помогать нам будут историки и литературоведы, назначенные заранее.

Факты истории , отразившиеся в «Слове о полку Игореве»

Мифопоэтическая основа «Слова о полку Игореве»

Историки

1.- Начнём с истории открытия «Слова о полку Игореве», повторим ее еще раз.                                    (сообщение ученика)

   

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре

г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.

2. Русь в XII веке.

- В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. О том, что представляла собой Русь в XII веке, нам расскажет…

              (сообщение учащегося у карты).

В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли.

Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества.

3.- О походе князя Святослава Киевского в 1184 году расскажет ….

(сообщение ученика)

В 1184 году князья южной Руси во главе со Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князей, даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия.

Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе, среди них князь Новгород-Северский Игорь, который не успел принять участие в объединённом походе русских князей из-за весенней распутицы.

Позднее князь Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 28 апреля 1185 года). Но он закончился для Игоря бесславно: рать почти полностью была уничтожена (осталось всего 15 человек, а ковуев-наёмников и того меньше), князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал: 11 дней добирался до пограничного города Донца, убегая от погони.

- О том, как происходили события похода, рассказывают летописи. А нам об этом расскажет…

4.(сообщение учащегося «Сравнение повествования о походе князя Игоря в летописи и «Слове»).

Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы узнаём об этом из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междо усобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

Рассмотрим подробнее события, изображённые в Ипатьевской летописи (слайд: таблица «Сравнительный анализ  Ипатьевской летописи и «Слова»).

План событий по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным частям «Слова»

1.Выступление в поход Игоря.

1.Вступление.

2.Солнечное затмение.

2.Сборы в поход, предзнаменование.

3.Присоединение к войску буй-тур Всеволода.

3.Первый бой.

4.Первое удачное столкновение с половцами.

4.Сон.

5.Неудачи второго боя.

5.Второй бой.

6.Ранение и пленение Игоря.

6.История сражения с половцами.

7.Набеги половцев на Русь.

7.Поражение.

8.Побег Игоря.

8.Лирическое отступление о междоусобицах.

9.Сон Святослава.  «Золотое слово» Святослава.

10.Обращение к князьям.

11.Плач Ярославны.

12.Возвращение Игоря.

13.Приветственная встреча

Учитель.-  Так изображаются события 1185 года. Сравним летописное повествование с повествованием в «Слове».

-Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи?

- Какие композиционные части свойственны только «Слову»?

Вывод ученика:

1.Можно отметить, что в «Слове» повествование более лиричное, эмоциональное, окрашено авторским отношением к излагаемым событиям.

2.В «Слове» есть композиционные части, а именно: авторское вступление и лирическое отступление о междоусобицах, «Золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны, присущие только этому произведению.

-Давайте заполним графы таблицы. Вспомните, какие исторические реалии нашли отражение в произведении.

Факты истории, отразившиеся в «Слове о полку Игореве»

Мифопоэтическая основа «Слова»

Поход князя Игоря 1185года

Повествование более лиричное, эмоциональное

Реально существующие лица:

  1. русские князья Святослав, Игорь, Всеволод
  2. половецкие князья Гзак, Кончак, Шарукан

Есть вступление, лирические отступления, «золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны

Географические названия:

  1. реки Дон, Донец, Оскол, Каяла
  2. города Новгород-Северский, Курск, Киев, Путивль

V. Мифопоэтическая основа «Слова».

Учитель.- Сейчас мы продолжим  заполнение 2-й части нашей таблицы.

Взгляните на эпиграф нашего урока:

 «В «Слове о полку Игореве» народное мировосприятие так сплавлено с письменной культурой, что остаётся только с языческим благоговением поразиться – это вершина славянского духа, это образец самой высокой литературы, это загадка для последующих поколений». (Р. Бородулин).

И действительно, создатель поэмы творчески воспользовался достижениями современной ему книжной литературы и в то же время с большим мастерством применил образные средства устной народной поэзии, близкой ему по духу. Доказать, что «Слово» имеет мифопоэтическую основу, нам поможет группа исследователей, внимательно перечитавших произведение ещё раз. В своей работе они пользовались комментариями к «Слову», помещенному в учебнике литературы,  и материалами словаря «Мифы древних славян».

Сообщения группы исследователей.

1-й ученик.

В тексте произведения много фольклорных элементов. Во-первых, неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения, например, битвы с посевом или со свадебным пиром. Люди и события человеческой жизни уподобляются явлениям природы. Во-вторых, в языке «Слова» много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества (серый волк, сизый орёл, чистое поле). В-третьих, богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая, точная повествовательная манера летописи сочетается с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами и обращениями.

Следовательно, в таблице мы можем записать: «автор использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения».

2-й ученик.

В некоторых местах «Слова» будто звучит трогательная народная песня. Вспомним плач Ярославны.

Чтение наизусть учеником отрывка.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь. В её плаче трёхкратное обращение к силам природы: ветру, Днепру, солнцу.

В таблице записываем: «использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного  повтора».

3-ий ученик.

В тексте произведения часто  упоминаются имена славянских богов: во-первых, легендарный Боян, «Велесов внук».  Велес был древнеславянским богом мудрости, поэтому и Бояну понятен язык зверей и птиц. Во фразе «Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу…»упоминается дерево; в  народной культуре славян дерево было объектом поклонения, существовали даже священные рощи для культовых обрядов.

Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным, их запрещалось рубить, обламывать ветви. Согласно поверьям, они оберегали людей от бед и считались покровителями окрестностей.

Во-вторых, Троян. По мнению  Д. С. Лихачёва, Троян был одним из языческих божеств славян.

В –третьих, Див. Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво», «удивление». Облик Дива постоянно менялся: известно лишь, что он выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий,  как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крыльями тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.

4-ый ученик.

-Вспомним фразу: «В пятницу потоптали они поганые полки половецкие…». Пятница  - божество, покровительница усопших душ, убогих и нищих.

Пятницу почитали так же богиней рукоделия, особенно пряжи. По поверью, она постоянно ходит по земле вместе со смертью.

-В тексте русичи названы Дажь-Божьими внуками. Их покровителем и родоначальником считался Дажь-Бог – сын Сварога, бога Солнца.

     - «По нём кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле…»

В славянской мифологии- две вечно печальные сестры сопровождали человека в его первых подступах к потустороннему миру. Карна (т. е. «кара», наказание, и «карити», т. е. оплакивать) громко стонет, царапает щёки, рвёт волосы. Желя («жалость») источает горе из огненного рога, но оно тихое и смиренное. Карна олицетворяет печаль, Желя – беспредельное сострадание. Они- вековечные плакальщицы, божества погребального образа, летящие вслед за всяким войском.

Запишем в таблице выводы: «автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя».

5-ый ученик.

В тексте «Слова» много сказочных элементов: во-первых, упоминается много животных: волк (в мифологии это посредник между людьми и силами иного мира, «чужой»), орел (божия птица, царь птиц и владыка зверей), ворон, галка, грач (нечистые и зловещие птицы), кукушка(птица, у которой нет пары), сокол (отождествляют с добрым молодцем). Во-вторых, присутствует мотив оборотничества, то есть способность принимать чужой облик, превращаясь в животных, растения, предметы.

Запишем: «присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена».

Учитель. Как мы видим, «Слово», наряду с историческим фактом, имеет мифологическую и фольклорную основу. Но как вы помните, еще одна составляющая др.-русского произведения – христианские мотивы и образы. Об этом нам расскажет…

6-ой ученик.

В тексте упоминается хоругвь-знамя с изображением святого.

Сказано, что «Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей» (богородица – защитница от бед, напастей, страданий). Церковь Богородицы Пирогощей (башенной) находилась в Киеве и названа по иконе Богоматери, доставленной сюда из Константинополя.

Автор говорит, что «Игорь из плена возвращается в Киев». В сознании древних русичей Киев – священный  город, центр Русской земли. И едет

«ко святой Софии в Киеве». Речь идёт о главном храме Киева и Киевской Руси – храме святой Софии, в постройке которого в XI веке принимали участие и византийские и русские мастера.

Запишем: «присутствуют христианские мотивы».

Учитель. Теперь давайте увидим таблицу целиком.

Факты истории, отразившиеся в «Слове о полку Игореве»

Мифопоэтическая основа «Слова»

- Поход князя Игоря 1185года

-Повествование более лиричное, эмоциональное

-Реально существующие лица:

  1. русские князья Святослав, Игорь, Всеволод
  2. половецкие князья Гзак, Кончак, Шарукан

-Есть вступление, лирические отступления, «золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны

-присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена».

-Географические названия:

  1. реки Дон, Донец, Оскол, Каяла
  2. города Новгород-Северский, Курск, Киев, Путивль

-использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения

-использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного  повтора».

-автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.

-присутствуют христианские мотивы

-Какой вывод мы можем сделать?

VII. Вывод.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что «Слово»  - это не летопись, а художественное произведение, в котором автор использует мифологию, фольклор, книжные традиции, чтобы выразить главную идею – мысль о вреде междоусобиц и призыв к единению. Главный герой произведения – Русская земля.

VIII. Обращение к проблемному вопросу и эпиграфу.

- В начале урока мы задали вопрос, почему сегодня на уроке 2 учителя при изучении одного произведения. Можете ли вы теперь на него ответить?

Учитель. Потому что это произведение – объект изучения и литературы, и истории, и православной культуры, и изобразительного искусства, то есть всего того, что входит в понятие русская культура.

Подвести итог хочется словами Д.С.Лихачева из 2-ого эпиграфа:

«Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской  литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но  известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине».

IX. Домашнее задание.

X. Выставление оценок.

Материал для сообщений

1.Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.

________________________________________________________________

2. Русь в XII веке.

- В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. О том, что представляла собой Русь в XII веке, нам расскажет…

              (сообщение учащегося у карты).

В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли.

________________________________________________________________

3. В 1184 году князья южной Руси во главе со Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князей, даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия.

Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе, среди них князь Новгород-Северский Игорь, который не успел принять участие в объединённом походе русских князей из-за весенней распутицы.

Позднее князь Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 28 апреля 1185 года). Но он закончился для Игоря бесславно: рать почти полностью была уничтожена (осталось всего 15 человек, а ковуев-наёмников и того меньше), князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал: 11 дней добирался до пограничного города Донца, убегая от погони.

4.Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы узнаём об этом из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междо усобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

Рассмотрим подробнее события, изображённые в Ипатьевской летописи (слайд: таблица «Сравнительный анализ  Ипатьевской летописи и «Слова»).

Вывод ученика:

1.Можно отметить, что в «Слове» повествование более лиричное, эмоциональное, окрашено авторским отношением к излагаемым событиям.

2.В «Слове» есть композиционные части, а именно: авторское вступление и лирическое отступление о междоусобицах, «Золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны, присущие только этому произведению.

_______________________________________________________________

Сообщения группы исследователей.

1-й ученик.

В тексте произведения много фольклорных элементов. Во-первых, неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения, например, битвы с посевом или со свадебным пиром. Люди и события человеческой жизни уподобляются явлениям природы. Во-вторых, в языке «Слова» много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества (серый волк, сизый орёл, чистое поле). В-третьих, богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая, точная повествовательная манера летописи сочетается с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами и обращениями.

Следовательно, в таблице мы можем записать: «автор использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения».

______________________________________________________________

2-й ученик.

В некоторых местах «Слова» будто звучит трогательная народная песня. Вспомним плач Ярославны.

Чтение наизусть учеником отрывка.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь. В её плаче трёхкратное обращение к силам природы: ветру, Днепру, солнцу.

В таблице записываем: «использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного  повтора».

________________________________________________________

3-ий ученик.

В тексте произведения часто  упоминаются имена славянских богов: во-первых, легендарный Боян, «Велесов внук».  Велес был древнеславянским богом мудрости, поэтому и Бояну понятен язык зверей и птиц. Во фразе «Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу…»упоминается дерево; в  народной культуре славян дерево было объектом поклонения, существовали даже священные рощи для культовых обрядов.

Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным, их запрещалось рубить, обламывать ветви. Согласно поверьям, они оберегали людей от бед и считались покровителями окрестностей.

Во-вторых, Троян. По мнению Д. С. Лихачёва, Троян был одним из языческих божеств славян.

В - третьих, Див. Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво», «удивление». Облик Дива постоянно менялся: известно лишь, что он выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий,  как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крыльями тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.

_______________________________________________________________

4-ый ученик.

-Вспомним фразу: «В пятницу потоптали они поганые полки половецкие…». Пятница  - божество, покровительница усопших душ, убогих и нищих.

Пятницу почитали так же богиней рукоделия, особенно пряжи. По поверью, она постоянно ходит по земле вместе со смертью).

-В тексте русичи названы Дажь-Божьими внуками. Их покровителем и родоначальником считался Дажь-Бог – сын Сварога, бога Солнца.

     - «По нём кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле…»

В славянской мифологии- две вечно печальные сестры сопровождали человека в его первых подступах к потустороннему миру. Карна (т. е. «кара», наказание, и «карити», т. е. оплакивать) громко стонет, царапает щёки, рвёт волосы. Желя («жалость») источает горе из огненного рога, но оно тихое и смиренное. Карна олицетворяет печаль, Желя – беспредельное сострадание. Они- вековечные плакальщицы, божества погребального образа, летящие вслед за всяким войском.

Запишем в таблице выводы: «автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.

__________________________________________________________________________

5-ый ученик.

В тексте «Слова» много сказочных элементов: во-первых, упоминается много животных: волк (в мифологии это посредник между людьми и силами иного мира, «чужой»), орел (божия птица, царь птиц и владыка зверей), ворон, галка, грач (нечистые и зловещие птицы), кукушка(птица, у которой нет пары), сокол 9отождествляют с добрым молодцем). Во-вторых, присутствует мотив оборотничества, то есть способность принимать чужой облик, превращаясь в животных, растения, предметы.

Запишем: «присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена».

_______________________________________________________________

6-ой ученик.

В тексте упоминается хоругвь-знамя с изображением святого.

Сказано, что «Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей» (богородица – защитница от бед, напастей, страданий). Церковь Богородицы Пирогощей (башенной) находилась в Киеве, построена в 1132 - 1136 гг. и названа по иконе Богоматери, доставленной сюда из Константинополя.

Автор говорит, что «Игорь из плена возвращается в Киев». В сознании древних русичей Киев – священный  город, центр Русской земли. И едет

«ко святой Софии в Киеве». Речь идёт о главном храме Киева и Киевской Руси – храме святой Софии, в постройке которого в XI веке принимали участие и византийские и русские мастера.

Запишем: «присутствуют христианские мотивы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура, литература,живопись

Это православная беседа-исследование образа Исуса Христа. Звучит православная музыка, используются видеоматериалы. Урок был подготовлен к Пасхе....

Урок православной культуры в 5 классе Тема. Святой Георгий Победоносец.

Цель: дать знания о подвиге, его понимании христианами на примере жизни святого  воина Георгия Победоносца, познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными ...

Урок православной культуры в 9 классе "Храм Святой Софии Премудрости Божией в Киеве"

Урок православной культуры в 9 классе по УМК для средней школы. «Православная культура / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006...

Урок православной культуры в 9 классе "Храм Христа Спасителя"

материал урока содержит информацию о с об этапах создания, освящения и разрушения храма Христа Спасителя...

Урок православной культуры в 5 классе «Святые благоверные князья –страстотерпцы Борис и Глеб»

Данный урок для обучающихся коррекционной школы VIII вида расскажет о благоверных князьях Борисе и Глебе....

Технологическая карта урока православная культура в 6 класса

Урок по теме "Новокрещенная Русь.Первые русские святые" разработан по УМК Шевченко Л.Л....