конспект урока "Правописание НЕ с существительными" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный план-конспект урока составлен уже несколько лет назад, когда школы ещё не были так оснащены современными техническими средствами, но дидактический материал к уроку по данной теме, я думаю, может пригодиться коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_sushchestvitelnymi.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Учитель Лисенкова Е.А.
Тема урока : « НЕ с существительными».
Цели урока : 1) закрепление практических навыков учащихся в правописании НЕ с
существительными, в умении отличать НЕ-приставку и НЕ частицу;
2) совершенствование навыков нахождения и обозначения ранее пройденных
орфограмм, повторение лексических понятий ( лексическое значение,
синонимы, фразеологизмы);
3) воспитание у учащихся честности, правдолюбия, порядочности по отношению
к друзьям и окружающим их людям.
Оборудование : кодоскоп, аудиомагнитофон.
Оформление : таблица « НЕ с существительными», алгоритм « НЕ с существительными»,
кроссворд, плакат « Друг познаётся в несчастье», выставка книг о дружбе.
ХОД УРОКА :
1. Слово учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работу по теме « НЕ с существительными». Задача этого урока – закрепить правило правописания НЕ с существительными, научиться отличать приставку НЕ- и частицу НЕ.
2. Комплексный анализ текста.
Учитель читает текст, написанный на доске:
Дорогие мои друз…я!
Пусть Новый го… пр…несёт вам много хорошего, пусть минуют вас (не)приятности, б…лезни, разоч…рования. Пусть никакие (не)взгоды (не)омрачают вашей жизн… .
Буду ждать вашего письма с (не)терпением.
- Ребята, в каком жанре написан этот текст? ( жанр письма )
- А как вы догадались? ( есть обращение )
- Да, это письмо, а по-другому такой жанр называется ЭПИСТОЛЯРНЫМ.
- Какова тема этого текста ? ( поздравление с Новым годом, пожелания друзьям )
- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите орфограммы.
а) Учащиеся самостоятельно работают с текстом.
б) В это время у доски два ученика делают морфологический разбор существительных БОЛЕЗНИ, ЖИЗНИ; потом проверяют друг друга, а затем проверку делает кто-то из учеников класса.
в) К доске выходит ученик и объясняет все орфограммы из текста, кроме тех, что в скобках.
г) Повторение правила (орф. № 36) , с помощью алгоритма другой ученик объясняет, как пишутся слова с НЕ в тексте.
д) Следующий ученик объясняет знаки препинания в 1-ом предложении и составляет схему этого предложения.
3. Работа с пословицами.
- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на слова « Друг познаётся в несчастье». Что это?
( пословица )
- Как вы можете её объяснить?
- К сегодняшнему уроку некоторые ребята получили задание подобрать пословицы о дружбе, но не просто пословицы, а именно с орф. № 36.
- Вот некоторые из них ( пословицы записаны на обратной стороне доски ) :
1) Друг до поры – тоже (не)друг.
2) (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
3) В дружбе (не)правды (не)бывает.
4) С другом знаться – (не) редьку есть.
- Объясните, как вы понимаете эти пословицы и как в них пишутся слова с НЕ.
- Запишите в свои тетради одну понравившуюся пословицу и выделите орф. № 36.
4. Прослушивание песни В.Высоцкого.
- Ребята, вы увидели, что есть очень много пословиц о дружбе, о дружбе написано много книг, есть тема дружбы и в песенном жанре. Мы сейчас прослушаем песню В.Высоцкого, которая так и называется «Песня о друге», посвящена эта песня альпинистам.
- Какая мысль уже звучала сегодня на уроке?
- Что общего у этой песни и у пословиц? ( Друга можно узнать по-настоящему только в трудной ситуации )
5. Выборочный диктант.
- Да, выбрать настоящего друга не так просто. Хочется, чтобы друг обладал целым рядом достоинств и совсем не имел недостатков.
- Перед вами на доске ( или у каждого на парте на отдельном листочке ) слова, подумайте и скажите, как они пишутся с НЕ.( слитно )
- Если они пишутся одинаково, то по какому признаку их можно разделить на две группы?
( одни слова употребляются без НЕ, другие – нет).
- Запишите слова в два столбика.
Неаккуратность небрежность
Невежливость невежа
Несовершенство невзгоды
Невезение неряшливость
- А теперь проверьте себя с помощью кодоскопа.
- Какие из записанных слов обозначают качества людей?
- Вы бы хотели, чтобы такие качества были у вашего друга?
- А какие качества вы бы хотели в нём видеть?
6. Работа по развитию речи учащихся.
- Вспомните, что такое фразеологизм?
- Запомните, как пишутся следующие фразеологизмы , объясните их значение:
Не в ладах; не в меру; не по сердцу; не в духе; не под силу; не по душе; не по нутру.
- Найдите среди них фразеологизмы-синонимы.
- Составьте и запишите два предложения с любыми из этих фразеологизмов на тему дружбы.
Например:
1) Плохо быть не в ладах с совестью.
2) Мне не под силу выполнить это дело без друга.
3) Поступок моего друга пришёлся мне не по душе.
7. Индивидуальная работа с учащимися.
Пока основная часть класса работает над составлением предложений, «слабые» учащиеся выполняют задания по карточкам, их сначала проверят соседи по парте, а потом учитель.
8. Решение кроссворда.
9. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
10. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)
Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English"). ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку....
Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)
Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....
Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)
Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...