конспект урока "Правописание НЕ с существительными" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный план-конспект урока составлен уже несколько лет назад, когда школы ещё не были так оснащены современными техническими средствами, но дидактический материал к уроку по данной теме, я думаю, может пригодиться коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_sushchestvitelnymi.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Урок  русского языка в 6 классе.

Учитель Лисенкова Е.А.

            Тема урока : « НЕ с существительными».

Цели урока : 1) закрепление практических навыков учащихся в правописании  НЕ с

                          существительными, в умении отличать НЕ-приставку и НЕ частицу;

                        2) совершенствование навыков нахождения и обозначения ранее пройденных

                           орфограмм, повторение лексических понятий ( лексическое значение,

                           синонимы, фразеологизмы);

                       3) воспитание у учащихся честности, правдолюбия, порядочности по отношению

                           к друзьям и окружающим их людям.

Оборудование : кодоскоп, аудиомагнитофон.

Оформление : таблица « НЕ с существительными», алгоритм « НЕ с существительными»,

                         кроссворд, плакат « Друг познаётся в несчастье», выставка книг о дружбе.

                                             ХОД  УРОКА :

1.   Слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работу по теме « НЕ с существительными». Задача этого урока – закрепить правило правописания НЕ с существительными, научиться отличать приставку НЕ- и частицу НЕ.

2.   Комплексный анализ текста.

   Учитель читает текст, написанный на доске:

                                                    Дорогие мои друз…я!

     Пусть Новый го… пр…несёт вам много хорошего, пусть минуют вас (не)приятности, б…лезни, разоч…рования. Пусть никакие (не)взгоды  (не)омрачают вашей жизн… .

     Буду ждать вашего письма с  (не)терпением.

- Ребята, в каком жанре написан этот текст? ( жанр письма )

- А как вы догадались? ( есть обращение )

- Да, это письмо, а по-другому такой жанр называется ЭПИСТОЛЯРНЫМ.

- Какова тема этого текста ? ( поздравление с Новым годом, пожелания друзьям )

- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите орфограммы.

а) Учащиеся самостоятельно работают с текстом.

б) В это время у доски два ученика делают морфологический разбор существительных БОЛЕЗНИ, ЖИЗНИ; потом проверяют друг друга, а затем проверку делает кто-то из учеников класса.

в)  К доске выходит ученик и объясняет все орфограммы из текста, кроме тех, что в скобках.

г) Повторение правила (орф. № 36) , с помощью алгоритма другой ученик объясняет, как пишутся слова с НЕ в тексте.

д)  Следующий ученик объясняет знаки препинания в 1-ом предложении и составляет схему этого предложения.

3.  Работа с пословицами.

- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на слова « Друг познаётся в несчастье». Что это?

( пословица )

- Как вы можете её объяснить?

- К сегодняшнему уроку некоторые ребята получили задание подобрать пословицы о дружбе, но не просто пословицы, а именно с орф. № 36.

- Вот некоторые из них ( пословицы записаны на обратной стороне доски ) :

1) Друг до поры – тоже (не)друг.

2) (Не)друг поддакивает, а друг спорит.

3) В дружбе (не)правды (не)бывает.

4) С другом знаться – (не) редьку есть.

-  Объясните, как вы понимаете эти пословицы и как в них пишутся слова с НЕ.

-  Запишите в свои тетради одну понравившуюся пословицу и выделите орф. № 36.

4.   Прослушивание песни В.Высоцкого.

-  Ребята, вы увидели, что есть очень много пословиц о дружбе, о дружбе написано много книг, есть тема дружбы и в песенном жанре. Мы сейчас прослушаем песню В.Высоцкого, которая так и называется «Песня о друге», посвящена эта песня альпинистам.

-  Какая мысль уже звучала сегодня на уроке?

- Что общего у этой песни и у пословиц? ( Друга можно узнать по-настоящему только в трудной ситуации )

5.   Выборочный диктант.

-  Да, выбрать настоящего друга не так просто. Хочется, чтобы друг обладал целым рядом достоинств и совсем не имел недостатков.

-  Перед вами на доске ( или у каждого на парте на отдельном листочке ) слова, подумайте и скажите, как они пишутся с НЕ.( слитно )

-   Если они пишутся одинаково, то по какому признаку их можно разделить на две группы?  

( одни слова употребляются без НЕ, другие – нет).

-  Запишите слова в два столбика.

Неаккуратность                               небрежность

Невежливость                                  невежа

Несовершенство                              невзгоды

Невезение                                         неряшливость

-  А теперь проверьте себя с помощью кодоскопа.

-  Какие из записанных слов обозначают качества людей?

-  Вы бы хотели, чтобы такие качества были у вашего друга?

-  А какие качества вы бы хотели в нём видеть?

6.   Работа по развитию речи учащихся.

-  Вспомните, что такое фразеологизм?

-  Запомните, как пишутся следующие фразеологизмы , объясните их значение:

 Не в ладах; не в меру; не по сердцу; не в духе; не под силу; не по душе; не по нутру.

-  Найдите среди них фразеологизмы-синонимы.

-  Составьте и запишите два предложения  с любыми из этих фразеологизмов на тему дружбы.

Например:

1) Плохо быть не в ладах с совестью.

2) Мне не под силу выполнить это дело без друга.

3) Поступок моего друга пришёлся мне не по душе.

7.   Индивидуальная работа с учащимися.

Пока основная часть класса работает над составлением предложений,  «слабые» учащиеся выполняют задания по карточкам, их сначала проверят соседи по парте, а потом учитель.

8.   Решение кроссворда.

9.   Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

10. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English").  ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)

Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)

Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...