Словообразовательный тип как основная комплексная единица
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

 

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Словообразовательный тип как основная комплексная единица»

Цель: систематизировать изученное по теме «Лексика», совершенствовать навыки определения лексического значения слова, пополнять словарный запас учащихся, прививать любовь к родному языку.

Оборудование к уроку:  компьютер, мультимедийная установка,  презентация (среда Power Point), словари, карточки-задания/

Прилагаемые медиаматериалы: презентация (среда Power Point)

Структура урока:

1.    Эвристическая беседа.

2.    Объяснение нового материала.

3.    Задание на закрепление.

4.    Историческая справка.

5.    Выполнение упражнения из учебника.

6.    Слуховой диктант.

7.    Подведение итогов.

8.    Тест по теме.

9.    Домашняя работа.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Словообразовательный тип как основная комплексная единица»

Цель: систематизировать изученное по теме «Лексика», совершенствовать навыки определения лексического значения слова, пополнять словарный запас учащихся, прививать любовь к родному языку.

Оборудование к уроку:  компьютер, мультимедийная установка,  презентация (среда Power Point), словари, карточки-задания/

Прилагаемые медиаматериалы: презентация (среда Power Point)

Структура урока:

  1. Эвристическая беседа.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Задание на закрепление.
  4. Историческая справка.
  5. Выполнение упражнения из учебника.
  6. Слуховой диктант.
  7. Подведение итогов.
  8. Тест по теме.
  9. Домашняя работа.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Теоретическая разминка.

Задание: Записать определения (слайды  3,4)

  • Словарный состав языка изучает …(лексика)
  • Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию … (синонимы)
  • Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению… (паронимы)
  • Слова, противоположные по лексическому значению …(антонимы)
  • Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению… (омонимы)

3. Словарная работа.  

Задание:Записать слово по лексическому значению(слайды 5,6)

1. Система взглядов на природу и общество

2. Движение вперед.

3. Похвала, приятные слова, лестный отзыв.

4. Музыкальное сопровождение текста.

5. Различный

6.  Участок между домом и дорогой, огороженный забором.

7. Человечный.

8. Исключительное право, предоставляемое кому-либо.

9. Выдающийся, огромный.

10. Опытное исследование.

Ответы:

1. мировоззрение

2. прогресс

3. комплимент

4. аккомпанемент

5.дифференцированный

6.палисадник

7.гуманный

8.привилегия

9.колоссальный

10.эксперимент

4. Практическая работа в группах

Задание для 1 группы: Определить лексическое значение слова «мальчик», подобрать синонимы к слову.(слайды 7,8)

Мальчик - 1. Ребенок или подросток мужского пола. // перен. разг. Молодой, неопытный человек.

2. устар. Слуга (обычно малолетний). // Малолетний работник в ремесленном или торговом заведении. (словарь Ефремовой)

МАЛЬЧИК: мальчуган, мальчишка, мальчонка, паренек, парнишка (разг.); малец, пацан, мальчонок, хлопец, хлопчик (прост.);

шпингалет (прост, шутл.); оголец, шкет (груб.-прост.); подросток; отрок (устар.)

Задание для 2 группы:  

Подобрать синонимы к словам. (карточки),(слайд 9).

1.Багрянец

2.Преимущество

3.Скульптор.

4. Лаконичный.

5. Колоссальный.

6. Любезность

 7. Неотъемлемый

 8. Схематизм.

 9. Грациозный

 10.Воспоминания

11. Краткий

12.Дефект

13. Исполински

 14.Ностальгия

      15. Пурпур

      16. Неотделимый

      17. Изящный

      18.Изъян

      19.Приоритет

      20. Комплимент

      21. Спокойный

      22. Мистический

      23. Ваятель

      24.Индивидуальность

      25. Альманах

      26. Своеобразие

      27. Невозмутимый

      28. Шаблонность

      29. Сборник

      30. Сверхъестественный

Ответы: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17,

10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29. (слайд 10)

Задание для 3 группы:  Прочитайте текст. Выпишите омонимичные слова.(слайды 11,12)

В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.

        Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

        Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

Задание для 4 группы:   Подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы.(слайды 13,14)

Легкий (рюкзак, задача, мороз)

Большой (ребенок, успех, вопрос)

Свежий (журнал, вид, ветер, хлеб, воротничок, воздух, цветок)

 5. Минутка для шутки.(слайд 15)

А знаете ли высамые длинные и самые короткие слова ?

Самую длинную фамилию в мире носит один житель города Стамбула: в ней 43 буквы. Этот человек очень гордится своей фамилией, потому что она означает «сын героя знаменосца флага с полумесяцем и звездой». Вот как выглядит эта фамилия, если её написать по-русски:

- Аийильцикликирмицибайрактазийанкаграманоглу.

В США, в штате Массачусетс, находится озеро, известное под названием Уэбстер. Однако на самом деле оно называется иначе: Чаргоггагоггманчауггагоггчаубунагунгамаугг. Так называли озеро индейцы. В переводе это слово означает «нейтральная территория для лова рыбы и проведения общих собраний индейских племён».

Если верить результатам специального исследования, проведенного английскими журналистами, то самая короткая фамилия на земле состоит всего из одной буквы. Это французская фамилия О.

Самое короткое географическое название тоже обнаружено во Франции—там есть село, которое называется И.

    6. Упражнения:

1) Задание: Подобрать паронимы к словам  (слайды 16,17)

  • Адресат - …      (адресант)
  • Злой - …            (злостный)
  • Описка - …        (отписка)
  • Скрытый - …     (скрытный)
  • Одеть - …           (надеть)
  • Жесткий -…       (жестокий)
  • Абонент - …       (абонемент)
  • Невежа -….         (невежда)
  • Эффектный - …  (эффективный)                        
  •  Всяческий - …   (всякий)                
  •  Тактичный - …   (тактический)
  • Дипломат -…       (дипломант)

2)  Задание: Употребить паронимы в сочетании с существительными и прилагательными, данными в скобках (слайды 18,19)

Гарантийный - гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок)

  • Генеральный - генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка, директор)
  • Гармоничный -  гармонический (человек, общество, колебание, ансамбль, спектакль)
  • Поиски -  происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные)

3) Задание: Из приведенных паронимов выбрать нужное слово (слайды 20,21)

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

7. Тест (слайды 22,23)

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий - греческий!

        1) омонимы     2) паронимы     3) синонимы    4) антонимы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры — очертания!

        1) омонимы     2) паронимы     3) антонимы     4) синонимы

3. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

  1.  Мы знакомы домами.                      3) Родина - наш общий дом.

    2)В одном переулке стояли дома.       4) Летом мы были в доме отдыха

4. В каком ряду представлены синонимы?

  1. жизненный – житейский     2) высокомерие – надменность   3)высокий – низкий  

4) комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

5. В каком ряду не все слова являются синонимами?

      а) чахнуть, угасать, таять

      б)одобрять, хвалить, хвастаться

      в)хитрить, лукавить, лицемерить

      г)устать, измучиться, изнемочь

 6. Какая пара слов не является антонимами?

     а) густой, редкий

     б)радоваться, горевать

     в)ускорение, замедление

     г)цветок, дерево

7. В каком предложении вместо слова явныйнужно употребить слово явственный?

  1. Я увидел явные очертания гор.
  2. Это была явная ложь.
  3. Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.
  4. Ребенок этот был явным вундеркиндом.

8. В каком примере вместо слова реальныйнужно употребить слово  реалистический?

  1. реальное направление в живописи
  2. реальная действительность
  3. проводить реальную политику
  4. добиться реальных успехов

8. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задание: Записать определения Словарный состав языка изучает … Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию … Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению… Слова, противоположные по лексическому значению … Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению…

Слайд 3

Проверь себя! Лексика Синонимы Паронимы Антонимы Омонимы

Слайд 4

Задание: Записать слово по лексическому значению 1. Система взглядов на природу и общество. 2. Движение вперед. 3. Похвала, приятные слова, лестный отзыв. 4. Музыкальное сопровождение текста. 5. Различный. 6. Участок между домом и дорогой, огороженный забором. 7. Человечный. 8. Исключительное право, предоставляемое кому-либо. 9. Выдающийся, огромный. 10. Опытное исследование.

Слайд 5

Проверь себя! 1. мирово зз рение 2. прогре сс 3. компл и мент 4. а кк омпан е мент 5. дифф е ренцированный 6. п а лисадник 7. гума нн ый 8. пр и в и легия 9. к о ло сс альный 10.экспер и мент

Слайд 6

Задание для 1 группы: Определить лексическое значение слова «мальчик», подобрать синонимы к слову.

Слайд 7

Проверь себя! Мальчик - 1. Ребенок или подросток мужского пола. // перен. разг. Молодой, неопытный человек. 2. устар. Слуга (обычно малолетний). // Малолетний работник в ремесленном или торговом заведении. (словарь Ефремовой) МАЛЬЧИК: мальчуган, мальчишка, мальчонка, паренек, парнишка (разг.); малец, пацан, мальчонок, хлопец, хлопчик (прост.); шпингалет (прост, шутл.); оголец, шкет (груб.- прост.); подросток; отрок (устар.)

Слайд 8

Задание для 2 группы : Подобрать синонимы к словам 1.Багрянец . 2.Преимущество. 3 .Скульптор. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Схематизм. 9.Грациозный. 10.Воспоминания. 11. Краткий. 12.Дефект. 13. Исполинский. 14.Ностальгия. 15. Пурпур. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18.Изъян. 19.Приоритет. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23.Ваятель.24.Индивидуальность. 25. Альманах. 26. Своеобразие. 27. Невозмутимый. 28.Шаблонность. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Слайд 9

Проверь себя! Багрянец-Пурпур Преимущество- Приоритет. Скульптор-Ваятель Лаконичный- Краткий Колоссальный- Исполинский Любезность-Комплимент Неотъемлемый- Неотделимый Схематизм- Шаблонность Грациозный –Изящный Воспоминания- Ностальгия Дефект-Изъян Спокойный- Невозмутимый Мистический- Сверхъестественный Индивидуальность- Своеобразие Альманах- Сборник Ответы: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28, 9 – 17, 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 2 4 – 26, 25 – 29.

Слайд 10

Задание для 3 группы : Прочитайте текст. Выпишите омонимичные слова. В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём. Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф. Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

Слайд 11

Проверь себя! В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену . Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не был о. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём. Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

Слайд 12

Задание для 4 группы : Подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. Легкий рюкзак- пустой- полный, тяжелый задача- простая- сложная, трудная мороз- слабый- крепкий, сильный Большой ребенок- взрослый- маленький успех- крупный- незначительный вопрос- важный- незначительный Свежий журнал- последний- старый вид- отдохнувший- уставший ветер- прохладный- теплый хлеб- недавно испеченный- черствый воротничок- чистый- грязный воздух- прохладный- спертый цветок- только что сорванный- увядший

Слайд 13

Проверь себя! Легкий (рюкзак, задача, мороз) Большой (ребенок, успех, вопрос) Свежий (журнал, вид, ветер, хлеб, воротничок, воздух, цветок)

Слайд 14

А знаете ли вы самые длинные и самые короткие слова ? Самую длинную фамилию в мире носит один житель города Стамбула: в ней 43 буквы. Этот человек очень гордится своей фамилией, потому что она означает «сын героя знаменосца флага с полумесяцем и звездой». Вот как выглядит эта фамилия, если её написать по-русски: - Аийильцикликирмицибайрактазийанкаграманоглу. В США, в штате Массачусетс, находится озеро, известное под названием Уэбстер. Однако на самом деле оно называется иначе: Чаргоггагоггманчауггагоггчаубунагунгамаугг. Так называли озеро индейцы. В переводе это слово означает «нейтральная территория для лова рыбы и проведения общих собраний индейских племён». Если верить результатам специального исследования, проведенного английскими журналистами, то самая короткая фамилия на земле состоит всего из одной буквы. Это французская фамилия О. Самое короткое географическое название тоже обнаружено во Франции—там есть село, которое называется И.

Слайд 15

Задание: Подобрать паронимы к словам Адресат - … Злой - … Описка - … Скрытый - … Одеть - … Жесткий -… Абонент - … Невежа -…. Эффектный - … Всяческий - … Тактичный - … Дипломат -…

Слайд 16

Проверь себя! Адресат - адресант Злой - злостный Описка - отписка Скрытый - скрытный Одеть - надеть Жесткий - жестокий Абонент - абонемент Невежа -невежда Эффектный - эффективный Всяческий - всякий Тактичный - тактический Дипломат - дипломант

Слайд 17

Задание: Употребить паронимы в сочетании с существительными и прилагательными, данными в скобках Гарантийный - гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок) Генеральный - генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка, директор) Гармоничный - гармонический (человек, общество, колебание, ансамбль, спектакль) Поиски - происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные)

Слайд 18

Проверь себя! Гарантийный (паспорт, ремонт, мастерская, срок) – гарантированная (работа) Генеральный (директор, сражение, уборка, план) - генеральский чин, погоны, план) Гармоничный (человек, общество) - гармонический колебание, ансамбль, спектакль) Поиски (музейных экспонатов) - происки (вражеские, тайные, скрытые, возмутительные)

Слайд 19

Задание: Из приведенных паронимов выбрать нужное слово 1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов. 2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов. 3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 4. (Абонемент, абонент) не отвечает. 5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы. 7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов. 8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

Слайд 20

Проверь себя! 1. В нем проснулся ярый рыболов. 2. Он надеялся на удачный улов. 3. На девочке было надето осеннее пальто. 4. Абонент не отвечает. 5. Все лето стояла нестерпимая жара. 6. Лесные озера очень красивы. 7. Хищническое истребление лесов края привело к образованию оврагов. 8. На первое подали черепаховый суп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Урок русского языка «Там, где музыка живет…»Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.

Урок формироует представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; позволяет углубить знания учащихся  об основных способах образования слов в РЯ ...

Технологическая карта урока в 6 классе "Основные словообразовательные модели имён существительных"

Технологическая карта урока "Основные словообразовательные модели имён существительных", 6 класс, УМК Разумовской...

Урок русского языка в 5 классе по теме:"Фонемы как основные фонетические единицы языка"

Урок русского языка в 5 классе по теме:"Фонемы как основные фонетические единицы языка" нацелен на то, чтобы дети поняли, чем отличается буква от звука...

Технологическая карта с конспектом урока на тему "Основные синтаксические единицы"

Урок на тему "Основные синтаксические единицы" по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов 1 курса СПО...

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания...