Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Петрунина Екатерина Александровна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.

Цель

Повторение и закрепление знаний по теме «Предложение». Познакомить обучающихся с видами предложений по цели высказывания, сформировать умение различать предложения по цели высказывания.

Задачи

  • повторить строение и признаки предложения;
  • закрепить умение отличать предложение от других языковых единиц;
  • учить детей отличать предложения по цели высказывания;
  • учить детей правильно составлять предложения и словосочетания;
  • учить детей правильно давать толкование лексического значения слова;
  • коррекция и развитие мышления;
  • способствовать формированию познавательных УУД через самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений, анализ речевых ситуаций, выполнение заданий на анализ, сравнение, приведение доказательств;
  • способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля;
  • развивать личностные УУД через оценивание усваиваемого материала;
  • способствовать формированию  коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать особенности строения предложения;
  • уметь отличать предложение от других языковых единиц;
  • уметь отличать повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;
  • уметь давать толкование лексического значения слов;
  •  уметь находить и исправлять ошибки.

Личностные:

  • оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные:

  • принимать учебную задачу;
  • работать по инструкции учителя;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  • контролировать выполнение работы, вносить коррективы;
  • применять для решения учебной задачи логические действия анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждения и вывода (под руководством учителя);
  • правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, грамотно отвечать на вопросы;
  • осуществлять совместную деятельность в группе.

Основные понятия

Предложение, словосочетание, слово.  

Межпредметные связи

Литература, ИЗО (словесное рисование).

Ресурсы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.:  Просвещение, 2014.

Набор карточек с заданием.

Используемые технологии

Дифференцированный подход, деятельностный подход

Дидактическая структура урока (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

момент

Ставит задачу: проверить готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Проверяют готовность рабочего места.

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места.

Актуализация опорных знаний

1. Организует повторение.

На доске запись:

Погода

Прекрасная погода

Сегодня стоит прекрасная погода.

Задаёт обучающимся вопрос: чем отличаются эти фразы? Как вы определили, что последняя фраза – это предложение? Запишите предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое.

Чем отличаются предложение, словосочетание и слово? Какие знаки ставятся в конце предложения?

2. Организует самостоятельную работу обучающихся: - Составьте и запишите со словами, которые я диктую, словосочетания,         подчеркните орфограммы в словах: утренний, ночь, жюри, картотека, тренировать.  

Два человека работают на карточках (записать словосочетания, обозначить главные слова,): утренний кофе, тёмная ночь, разбирать картотеку, спорить с жюри, тренировать навыки.

- Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу: Утром сонные люди спешат на работу. Докажите, что данная фраза является предложением.

Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания.  Отвечают на вопросы учителя.

Находят грамматическую основу предложения.  

Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах, составляют словосочетания, определяют особенности строения  предложения.

Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения.

Умение составить словосочетание, найти грамматическую основу   предложения. Умение найти главное слово в словосочетании. Соблюдение орфографических норм.

Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений);

Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные: понимание сущности усвоенного.

Личностные: понимание сущности усвоенного.

Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений).

Постановка проблемы и определение учебной задачи

1. Подводит обучающихся к формулированию темы урока.

На доске записаны предложения:

Я сделал домашнее задание.

Ты сделал домашнее задание?

Проверьте домашнее задание!

- Задаёт вопросы классу: чем отличаются эти предложения? Почему в конце этих предложений стоят разные знаки? Назовите эти знаки.

2.  Сообщает тему урока. Подводит к формулированию цели урока.

Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания».

Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать?

Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя).

Определение темы и цели  урока.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока.

Регулятивные: принятие учебной задачи.

Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока)

Рассказывает обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы:

- Ребята, обратитесь к учебнику и прочитайте определения этих видов предложений.

Организует наблюдение: ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений.

Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение.

 

Знание особенностей различных видов предложений.

Адекватное восприятие информации на слух.

Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения.

Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики.

Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ, сравнение).

Коммуникативные: построение речевого высказывания, владение речью в соответствии с нормами родного языка.

Закрепление полученных знаний

1. Диктует текст: -Запишите предложения, определите вид предложения по цели высказывания:

 Солнце светит всё ярче. Снег уже растаял. В наш город вернулись птицы и поют на разные лады. Вы когда-нибудь слышали разноголосое птичье пенье? Скорее выходите на улицу и слушайте!

- Объясните         орфограммы, встретившиеся в тексте.

- Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту?

2. Организует самостоятельную работу в группе (обучающимся выдаются карточки):

 Карточка №1.

Составьте и запишите повествовательные предложения на тему «Школа».

Карточка №2.

Составьте и запишите побудительные предложения на тему «Домашние дела».

Карточка №3.

Составьте и запишите вопросительные предложения на тему «Дружба».

Определяют вид предложений по цели высказывания.

Осуществляют самопроверку.

Составляют устный текст (словесное рисование).

Выполняют задания. Осуществляют самопроверку.

Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе.

Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики.

Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм.

Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета.

Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ). Регулятивные: осуществление самоконтроля.

Познавательные: общеучебные (самостоятельный выбор нужной информации), логические (доказательство).

Регулятивные: осуществление самоконтроля.

 Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Владение речью в соответствии с нормами языка.

Рефлексия

Предлагает обобщить знания, закреплённые на уроке:

- Что мы повторяли сегодня?

- Что мы узнали сегодня нового?

- Какие предложения являются повествовательными, вопросительными, побудительными?

Подводит обучающихся к формулированию вывода.

Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Коммуникативные: построение речевого высказывания. Осуществление учебного сотрудничества с учителем.

Итог урока

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке с помощью приёма «ПОПС-формула». Выставляются оценки.

- Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий?

- Как вы работали на уроке?

-Довольны ли вы своей деятельностью на уроке?

Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке.

Адекватно выражают своё отношение к полученной информации.

Личностные: оценивание усваиваемого материала. Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение как единица речи.Виды предложений по цели высказывания

Обобщающий урок русского языка в 4 классе. Поможет детям наглядно вспомнить и распознать повествовательные, вопрсительные и побудительные предложения. Уметь их правильно употреблять в речи....

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации....