Конспект урока Тема: «Род слов. Название предметов»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 30.09.14. Учитель: Новикова Е.А.
Школа: №95 Методист: Зубарева Н.С.
Класс: 2-1 Студент: Епанова Дарья
Кабинет: 308 Группа: 45
Тема: «Род слов. Название предметов»
Цели деятельности учителя:
- Ввести понятие «мужской, женский, средний род», учить определять род слов-названий предметов с помощью слов-командиров «он, она, оно», закреплять умение выделять окончания и основы во всех формах этих слов.
- Закрепить умение составлять словосочетания;
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять род слов-названий предметов с помощью слов-«командиров» «он», «она», «оно»;
Формировать умение классифицировать по заданным критериям.
Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Русский язык: 2 кл.: В 1ч. / Н.А. Чуракова, -М.: Академкнига/ Учебник, 2013. – Ч. 1: 176 с.: презентация
Русский язык тетрадь для самостоятельной работы №1. Т.А Байкова, - М.: Академкнига/ Учебник, 2011. – 80 с.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе-траж | Содержание. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Минутка чистописания | 8.00-8.03 | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Ребята, на доске вы видите слоги, (ли, яб, мон, ло, ра, ко, бо,та) пропишите их у себя в тетради аккуратно, ровно. - Какие слова можно составить из этих слогов? () - Сравните эти слова. На какие вопросы они отвечают? Живые они или неживые? Хорошо. | Приветствовать; Работать в тетради; Отвечать на вопросы; | К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
2. | Постановка учебной задачи и её решение Словесн.:ответы на вопросы Практич.: составление словосочетаний Словесн.: ответы на вопросы. | 8.03-8.10 | - А сейчас ребята составьте из этих слов словосочетания. -Кто знает, что такое словосочетание? (два слова связанные по смыслу, одно из них главное).
Какие словосочетания можно составить из данных слов? (кислый лимон, спелое яблоко, тяжёлая работа). - Хорошо. А сейчас ребята, посмотрите на слайд №2 Вы видите слова. Мужской род Женский род Средний род Портфель Улица Окно Пенал Квартира Облако Карандаш Берёза Яблоко - Прочитайте внимательно и скажите, какими из этих слов командует он? (портфель, пенал, карандаш) Она? (улица, квартира, берёза) Оно? (окно, облако, яблоко). Молодцы. А чтобы узнать, что же означают эти слова командиры, откройте учебники на стр. 45 и прочитайте правило в голубой рамочке и под ней. Так что же это за слова командиры? Что они нам помогают определить? (род). Каким бывает род? (мужской, женский и средний). | Составлять словосочетания; Классифицировать; Читать, отвечать на вопросы; Читать правило; Обобщать; | К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; П: сравнивать предметы находить общее и различие; П: осуществляют необходимы поиск информации. |
3. | Решение частных задач Практич.: устн. Упр. Практич.: устн. упр. Физминутка Практич.: письм. граммат. упр. Словесн.: ответы на вопросы Фронтальная проверка Наглядн.: разгадывание ребуса. Практич.: письм. Упр. Взаимопроверка | 8.10-8.40 | -Сейчас ребята посмотрите стихотворение «Облако». (слайд №3). Прочитайте, найдите слова названия предметов, которыми командует слово оно. Какие это будут слова? (окно, облако, стекло, яблоко, солнышко). Выпишите эти слова в тетрадь. Какого рода эти слова? (среднего). - Хорошо. Мы с вами нашли слова, которыми управляет слово оно или это слова среднего рода. А сейчас давайте посмотрим на слайд №4, прочитаем отрывок из стихотворения С.Я.Маршака: и найдём слова, которыми управляют слова она, он. Какого рода эти слова? (женский, мужской). Эта страница зелёного цвета, Значит, на ней постоянное лето. Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолёт, стрекоза. Вот тёмно- красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Какие слова в этом стихотворении женского рода назовите их? (страница, стрекоза, коровка), мужского рода? (самолёт). Хорошо. - Сейчас мы немного отдохнём. Прыгай ножка по дорожке. Прыгай и другая. Все девчонки и мальчишки в классе отдыхают. Побежали все трусцой, дружный бег на месте. А теперь наклон большой, поклонились вместе. Руки вверх, глубокий вдох. Руки опустили. А теперь ещё разок это повторили. Отдохнули? Хорошо! А теперь за дело. Вот и день уже прошёл. Время пролетело.
-Сейчас поработаем в печатной тетради. Откройте стр. 16, упр. 19. Прочитайте и скажите что нужно сделать? ( записать слова в три столбика, выделить основу и окончание). Что такое окончание? (изменяемая часть слова). Что такое основа? (часть слова без окончания). - Это упражнение вы выполните по рядам. Первый ряд записывает слова которыми командует слово он, т.е слова мужского рода; Второй ряд записывает слова, которыми управляет слово она, т.е. слова женского рода, и третий ряд записывает слова, которыми управляет слово оно т.е слова среднего рода. Какие слова выписал первый ряд? Выйдите к доске и напишите их в столбик под словом ОН.(лак, халат. плот, плуг). Хорошо. Второй ряд какие выписали, напишите их на доску под словом она (блузка, булка, колбаса, свёкла, палка). И третий ряд напишите слова, которыми управляет слово оно, т.е. среднего рода (платье, масло, сало). Хорошо. Выделите в выписанных словах окончание и основу. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить окончание? (по изменять слово). -Итак, как определить какого рода слова названия предметов? (подставлять слова он, она, оно). - А сейчас мы с вами немного поиграем и по отгадываем ребусы. Если впереди картинки стоит запятая или несколько то нужно убрать определенное количество букв в начале слова, если же запятые стоят в конце нужно убрать буквы в конце слова. (слайд№5) (Ученик) Слайд №6 (Сапоги) Слайд №7 (Туча) (Слайд №8) (Коса) Слайд №9 (Дочка) Хорошо. Молодцы. - А сейчас посмотрите на слайд №10. Вы видите несколько слов. (Автобус, девочка, аптека, окно, кино, корова, машина, заяц, яблоко, морковь) Это слова разного рода. Вот сейчас вы перепишите эти слова и над словами женского рода поставите красную точку, над словами мужского рода синюю точку, над словами среднего рода желтую точку. Затем проверите в друг у друга в паре. | Читать стихотворение; Находить слова названия предметов среднего рода; Читать; Находить слова названия предметов женского и мужского рода; Выполнять движения; Выполнять упражнение в рабочей тетради; Выписывать необходимые слова; Выделять окончание и основу; Обобщать; Разгадывать ребусы; Смотреть на слайд; Классифицировать слова; Выполнять взаимопроверку; | К: строить речевые высказывания; П: осуществляют необходимы поиск информации. Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. К волевому усилию и преодолению препятствий; П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; П: Анализировать; |
4. | Итог урока. Рефлексия. Словесн.: ответы на вопросы. | 8.40-8.45 | - Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? (слова названия предмета разного рода). - Какие виды родов вы узнали? (мужской, женский, средний). - Какое слово командует женским родом? (она), мужским? (он), средним? (оно). - Вам понравился урок? Что было интересным? Какие задания показались вам трудными? -Молодцы. Урок окончен. | Подводить итог; | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Портфель, пенал, карандаш, улица, квартира, берёза, окно, яблоко, облако.
С вечера мама окн о не закрыла – Бел ое облак о в гости заплыл о . Ночью он о никому не мешал о , Только шуршал о , Словно дышал о . У книжного шкафа Уткнулось в стекл о . Красное яблок о обволокл о . Потом к щеке моей прикоснулось Я улыбнулась ему и проснулась. Солнышк о светит. Раскрыт о окн о . А облак о бел ое ? Где же он о ?
Выдали даме на станции Четыре зелёных квитанции О том, что получен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.
Эта страница зелёного цвета, Значит, не ней постоянное лето. Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая как бирюза, Села, качаясь на венчик ромашки, Словно цветной самолёт стрекоза. Вот темно-красная божья коровка, Спинку свою резделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам.
______ ОН ______________ ОНА ____________ ОНО _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик
Сапоги
Коса
Туча
Дочка
Автобус, девочка, аптека, окно, кино, корова, машина, заяц, яблоко, морковь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Тема: «Словарные слова. Слова с непроверяемым написание: сирень»
Для учащихся 3 класса...
4 класс Конспект и презентация по предмету «Русский язык» Тема : « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»
Тема: « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»Цель:Закреплять умение различать слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.Задачи:Образов...
Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»
Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....
Конспект урока русского языка "Различение названий предметов по вопросу кто это?"
Материал урока предназначен для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...
Конспект урока русского языка "Выделение названия предметов из предложения"
Конспект урока русского языка для 3 класса коррекционной школы по ФГОС....
Конспект урока русского языка "Слова, обозначающие предмет" для 4 класса коррекционной школы
Урок-закрепленя полученных знаний...