Конспект урока Тема: «Род слов. Название предметов»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Епанова Дарья Вячеславовна

Для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon data2.doc229 КБ
Office presentation icon russkiy_yazyk.ppt202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 30.09.14.        Учитель: Новикова Е.А.

Школа: №95        Методист: Зубарева Н.С.

Класс: 2-1        Студент: Епанова Дарья

Кабинет: 308        Группа: 45

        Тема: «Род слов. Название предметов»

Цели деятельности учителя:        

- Ввести понятие «мужской, женский, средний род», учить определять род слов-названий предметов с помощью слов-командиров «он, она, оно», закреплять умение выделять окончания и основы во всех формах этих слов.

- Закрепить умение составлять словосочетания;

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться        определять род слов-названий предметов с помощью слов-«командиров» «он», «она», «оно»;

Формировать  умение классифицировать по заданным критериям.

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Русский язык: 2 кл.: В 1ч. / Н.А.  Чуракова, -М.: Академкнига/ Учебник, 2013. – Ч. 1: 176  с.:  презентация

Русский язык тетрадь для самостоятельной работы №1. Т.А Байкова, - М.: Академкнига/ Учебник, 2011. – 80 с.

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Минутка чистописания

8.00-8.03

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Ребята, на доске вы видите слоги, (ли, яб, мон, ло, ра, ко, бо,та)  пропишите их у себя в тетради аккуратно, ровно.

- Какие слова можно составить из этих слогов? ()

- Сравните эти слова. На какие вопросы они отвечают? Живые они или неживые? Хорошо.

Приветствовать;

Работать в тетради;

Отвечать на вопросы;

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми;

2.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.:ответы на вопросы

Практич.: составление словосочетаний

Словесн.: ответы на вопросы.

8.03-8.10

- А сейчас ребята составьте из этих слов словосочетания.

 -Кто знает, что такое словосочетание? (два слова связанные по смыслу, одно из них главное).

 

Какие словосочетания можно составить из данных слов? (кислый лимон, спелое яблоко, тяжёлая работа).

- Хорошо. А сейчас ребята, посмотрите на слайд №2

Вы видите слова.

Мужской род            Женский род                 Средний род

 Портфель        Улица        Окно

 Пенал        Квартира        Облако

 Карандаш                   Берёза        Яблоко

- Прочитайте внимательно и скажите, какими из этих слов командует он? (портфель, пенал, карандаш) Она? (улица, квартира, берёза) Оно? (окно, облако, яблоко). Молодцы. А чтобы узнать, что же означают эти слова командиры, откройте учебники на стр. 45 и прочитайте правило в голубой рамочке и под ней. Так что же это за слова командиры? Что они нам помогают определить? (род). Каким бывает род? (мужской, женский и средний).

Составлять словосочетания;

Классифицировать;

Читать, отвечать на вопросы;

Читать правило;

Обобщать;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

П: сравнивать предметы находить общее и различие;

П: осуществляют необходимы поиск информации.

3.

Решение частных задач

Практич.: устн. Упр.

Практич.: устн. упр.

Физминутка

Практич.: письм. граммат. упр.

Словесн.: ответы на вопросы

Фронтальная проверка

Наглядн.: разгадывание ребуса.

Практич.: письм. Упр.

Взаимопроверка

8.10-8.40

-Сейчас ребята посмотрите стихотворение «Облако». (слайд №3). Прочитайте, найдите слова названия предметов, которыми командует слово оно. Какие это будут слова? (окно, облако, стекло, яблоко, солнышко). Выпишите эти слова в тетрадь. Какого рода эти слова?

(среднего).

- Хорошо. Мы с вами нашли слова, которыми управляет слово оно или это слова среднего рода. А сейчас давайте посмотрим на слайд №4, прочитаем отрывок из стихотворения С.Я.Маршака: и найдём слова, которыми управляют слова она, он. Какого рода эти слова? (женский, мужской).

Эта страница зелёного цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт, стрекоза.

Вот тёмно- красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Какие слова в этом стихотворении женского рода назовите их? (страница, стрекоза, коровка), мужского рода? (самолёт). Хорошо.

- Сейчас мы немного отдохнём.

Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

в классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

поклонились вместе.

Руки вверх, глубокий вдох.

 Руки опустили.

А теперь ещё разок        

это повторили.

Отдохнули? Хорошо!

А теперь за дело.

Вот и день уже прошёл.

Время пролетело.

     

-Сейчас поработаем в печатной тетради. Откройте стр. 16, упр. 19. Прочитайте и скажите что нужно сделать? ( записать слова в три столбика, выделить основу и окончание). Что такое окончание? (изменяемая часть слова). Что такое основа? (часть слова без окончания).

- Это упражнение вы выполните по рядам. Первый ряд записывает слова которыми командует слово он, т.е слова мужского рода; Второй ряд записывает слова, которыми управляет слово она, т.е. слова женского рода, и третий ряд записывает слова, которыми управляет слово оно т.е слова среднего рода.

Какие слова выписал первый ряд? Выйдите к доске и напишите их в столбик под словом ОН.(лак, халат. плот, плуг). Хорошо. Второй ряд какие выписали, напишите их на доску под словом она (блузка, булка, колбаса, свёкла, палка). И третий ряд напишите слова, которыми управляет слово оно, т.е. среднего рода (платье, масло, сало). Хорошо. Выделите в выписанных словах окончание и основу. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить окончание? (по изменять слово).

-Итак, как определить какого рода слова названия предметов? (подставлять слова он, она, оно).

- А сейчас мы с вами немного поиграем и по отгадываем ребусы. Если впереди картинки стоит запятая или несколько то нужно убрать определенное количество букв в начале слова, если же запятые стоят  в конце нужно убрать  буквы в конце слова.

(слайд№5)

   (Ученик)

Слайд №6 (Сапоги)

Слайд №7 (Туча)

(Слайд №8) (Коса)

Слайд №9 (Дочка)

Хорошо. Молодцы.

- А сейчас посмотрите на слайд №10. Вы видите несколько слов. (Автобус, девочка, аптека, окно, кино, корова, машина, заяц, яблоко, морковь)

Это слова разного рода. Вот сейчас вы перепишите эти слова и над словами женского рода поставите красную точку, над словами мужского рода синюю точку, над словами среднего рода желтую точку. Затем проверите в друг у друга в паре.

Читать стихотворение;

Находить слова названия предметов среднего рода;

Читать;

Находить слова названия предметов женского и мужского рода;

Выполнять движения;

Выполнять упражнение в рабочей тетради;

Выписывать необходимые слова;

Выделять окончание и основу;

Обобщать;

Разгадывать ребусы;

Смотреть на слайд;

Классифицировать слова;

Выполнять взаимопроверку;

К: строить речевые высказывания;

П: осуществляют необходимы поиск информации.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. К волевому усилию и преодолению препятствий;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

П: Анализировать;

4.

Итог урока. Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы.

8.40-8.45

- Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? (слова названия предмета разного рода).

- Какие виды родов вы узнали? (мужской, женский, средний).

- Какое слово командует женским родом? (она), мужским? (он), средним? (оно).

- Вам понравился урок? Что было интересным? Какие задания показались вам трудными?

-Молодцы. Урок окончен.

Подводить итог;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ли, ло, ра, яб, ко, та, бо, мон

Слайд 2

Портфель, пенал, карандаш, улица, квартира, берёза, окно, яблоко, облако.

Слайд 3

С вечера мама окн о не закрыла – Бел ое облак о в гости заплыл о . Ночью он о никому не мешал о , Только шуршал о , Словно дышал о . У книжного шкафа Уткнулось в стекл о . Красное яблок о обволокл о . Потом к щеке моей прикоснулось Я улыбнулась ему и проснулась. Солнышк о светит. Раскрыт о окн о . А облак о бел ое ? Где же он о ?

Слайд 4

Выдали даме на станции Четыре зелёных квитанции О том, что получен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.

Слайд 5

Эта страница зелёного цвета, Значит, не ней постоянное лето. Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая как бирюза, Села, качаясь на венчик ромашки, Словно цветной самолёт стрекоза. Вот темно-красная божья коровка, Спинку свою резделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам.

Слайд 6

______ ОН ______________ ОНА ____________ ОНО _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 7

Ученик

Слайд 8

Сапоги

Слайд 9

Коса

Слайд 10

Туча

Слайд 11

Дочка

Слайд 12

Автобус, девочка, аптека, окно, кино, корова, машина, заяц, яблоко, морковь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс Конспект и презентация по предмету «Русский язык» Тема : « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Тема: « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»Цель:Закреплять умение  различать слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.Задачи:Образов...

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....

Конспект урока русского языка "Различение названий предметов по вопросу кто это?"

Материал урока предназначен для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...

Конспект урока русского языка "Выделение названия предметов из предложения"

Конспект урока русского языка для 3 класса коррекционной школы по ФГОС....