Рабочая программа по русскому языку 5 класс индивидуальное обучение
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

      За основу взята Примерная программа по русскому языку и  Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд.-М.:Просвещение 2009  Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А,Шанский Н.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»

РМ ,Чамзинский муниципальный район,р.п.Чамзинка,ул.Титова,12

 
 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МБОУ «Чамзинская

СОШ № 2»

_______/_________________/

                            ФИО

Протокол №___

от «___» ____________2014_ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Чамзинская

СОШ № 2»

__________/_____________/

                            ФИО

 «___» ___________2014_ г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Чамзинская СОШ № 2»

__________/_______________/

                            ФИО

Приказ №______

от «___» ____________2014_ г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по русскому языку

для 5   класса

Уровень: общеобразовательный (базовый)

индивидуальное обучение

Учитель: Преснякова И.Н.

Квалификационная категория : высшая

2014 г.

  1. Пояснительная записка.

Нормативная база преподавания предмета

           Рабочая программа  учебного курса «Русский язык 5  класс»   разработана в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования ,  утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312,  учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».        

Сведения о примерной образовательной программе

      За основу взята Примерная программа по русскому языку и  Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд.-М.:Просвещение 2009  Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А,Шанский Н.М.

Внесённые изменения

Материал  в разделах скорректирован в соответствии с количеством отведённых часов.

Цели и задачи реализации учебного предмета

Цели обучения

   Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

      Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

  • Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
  • Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
  • Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

            Изучение русского (родного) языка направлено на общее и речевое

развитие учащихся, на достижение такого уровня владения речью, который

необходим и достаточен для активного и плодотворного участия в предстоящей

им взрослой жизни.

Задачи обучения

  • совершенствование навыков и умений в письменной и устной

      речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладение

      культурой речевого поведения;

  •  становление общих учебных умений и навыков (работа с книгой,

      конспектирование; пользование справочной литературой, в частности

      разноаспектными словарями);

  •  обогащение знаниями о культуре, истории и традициях русского

      народа, отраженных в памятниках языковой культуры

Роль предмета в формировании ключевых компетенций

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Межпредметные связи изучения предмета

      Русский язык  тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Русский язык  взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка  формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Учебно-методический  комплект: 

1.Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

2.Русский язык.5 класс. Учебник для  общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009  

3.Методические рекомендации «Обучение русскому языку в 5 классе». М.: Просвещение,2009

Количество учебных часов.

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе(индивидуальное обучение)   рассчитана на реализацию   68 учебных часов (2 часа в неделю).

Формы контроля

1.Словарный диктант.

2.Проверочный диктант.

3.Тестирование.

  • с выбором правильного ответа
  • открытого типа
  • на установление соответствия
  • на установление правильной последовательности

4.Творческие работы (сочинения, изложения).

5.Фонетический,морфологический,синтаксический,пунктуационный виды разбора.

6.Проверочная работа.

7.Объяснительный диктант.

8.Синтаксическая пятиминутка.

9.Сообщения.

10.Индивидуальный опрос.

15.   Задания с выбором правильного ответа

Одного

правильного

ответа

Нескольких правильных ответов

Одного наиболее правильного ответа

Задания открытого типа

На

завершение

С коротким ответом

С расширенным

ответом

С ответом-сочинением

16. Самостоятельный поиск учащимся путей и вариантов решения поставленной учебной задачи ;

        выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

необычные условия работы;

активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА

Личностные результаты:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. Освоение базовых основ лингвистики;
  5. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

         III .УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОГО КУРСА  «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В 5 КЛАССЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение

Развитие речи

1.

Язык - важнейшее средство общения.

2

1

1

2.

Повторение изученного в 1-4 классах.

6

6

-

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

10

10

-

3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

5

4

1

4.

Лексика. Культура речи.

2

2

-

 4.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

14

14

-

5.

Морфология . Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное

8

8

-

7.

Имя прилагательное

5

5

-

8.

Глагол

12

11

1

9

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

4

4

Итого

68

65

3

IV. Содержание дисциплины

5 класс (68  ч)

Язык – важнейшее средство общения2ч (1+1р/р)

Знать: о функциях языка в жизни человека, общества.

Уметь: строить монологическое высказывание, работать с учебником.

Повторение изученного в 1-4 классах -6ч

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

   Самостоятельные и служебные части речи.

   Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

   Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

   Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

   Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

   Наречие (ознакомление).

   Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Знать: части слова, части речи, стили речи..

Уметь: выполнять морфемный разбор, фонетический, морфологический разборы;определять тему текста, тип речи, стили речи.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи -10 ч

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

   Пунктуация как раздел науки о языке.

   Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

   Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

   Грамматическая основа предложения.

   Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

   Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

   Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

   Обращение, знаки препинания при обращении.

   Вводные слова и словосочетания.

   Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

   Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

   Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

   Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Знать: о предмете изучения синтаксиса и пунктуации; о лингвистических терминах, их происхождении; о предложении как об одной из основных единиц языка.

Уметь: соблюдать принятые в русском языке законы связи слов, правильно расставлять знаки завершения.

Основные термины: синтаксис,пунктуация,словосочетание,предложение

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи -5ч (4+1 р/р)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

   Фонетический разбор слова.

   Орфоэпические словари.

   Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

   Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

   Орфографический разбор.

   Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

   Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; о фонетике как разделе науки о языке, об элементах транскрипции.

Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, использовать элементы транскрипции.

Основные термины: звук, буква

Лексика. Культура речи -2ч

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Знать: о понятии «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», о толковых словарях и способах толкования слов.

Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова.

Основные термины: омонимы, антонимы, синонимы, значение слова

Морфемика. Орфография. Культура речи-14 ч

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

   Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

   Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Знать: о морфемике, морфеме, изменении и образовании слов, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения.

Основные термины: морфема, корень, окончание, основа слова, приставка

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи -8 ч

Знать: о морфологии как разделе науки о языке, о самостоятельных и служебных частях речи, о причастии.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи, определять синтаксич. роль самостоятельных частей речи.

Основные термины: части речи, существительное ,прилагательное, глагол

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

   Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

   Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

   Морфологический разбор слов.

   Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

   Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

   Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест).

   Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное -5

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

   Полные и краткие прилагательные.

   Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

   Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

   Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

               

Глагол -12(11+1 р/р)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

   Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

   Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

   Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

   Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

   Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного в V классе -4 ч

Знать: о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Уметь: строить связное монологическое высказывание о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Основные термины: орфограмма, пунктограмма, фонетика, морфемика, лексика, синтаксис, пунктуация

V. Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 5 классе

 индивидуальное обучение

часа (2 часа в неделю)    

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Тип  урока

Дата проведения

план

факт

1 четверть- 18 ч.(17+  1р/р  )

1

Язык - важнейшее средство общения

3ч(2+1р/р)

1

1.1

Язык и человек. Язык и речь.

1

Урок усвоения

 новых знаний

03.09

03.09

2

1.2

Р/Р Стили речи.

1

Урок развития речи

03.09

03.09

2

Повторение пройденного в I-IV классах -6 ч

3

2.1

Состав слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

10.09

10.09

4

2.2

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне  слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

10.09

10.09

5

2.3

Правописание проверяемых согласных в корне  слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

17.09

17.09

6

2.4

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

17.09

17.09

7

2.5

Буквы и, у, а после шипящих. Разделительныё ъ и ь.

1

Повторительно-обобщающий урок

24.09

24.09

8

2.6

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Повторительно-обобщающий урок

24.09

24.09

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

10 ч

9

3.1

Синтаксис. Пунктуация Словосочетание.

1

Комбинированный урок

01.10

01.10

10

3.2

Предложение. Грамматическая основа предложения

1

Урок усвоения

 новых знаний

01.10

01.10

11

3.3

Виды предложений по цели высказывания.  

1

Комбинированный урок

08.10

08.10

12

3.4

Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок усвоения

 новых знаний

08.10

08.10

13

3.5

Второстепенные члены предложения.

1

Урок усвоения

 новых знаний

15.10

15.10

14

3.6

Знаки препинания в предложении с однородными членами

1

Урок закрепления изученного

15.10

15.10

15

3.7

Предложения с обращениями

1

Урок усвоения

 новых знаний

22.10

22.10

16

3.8

Предложения с обращениями

1

Урок закрепления изученного

22.10

22.10

17

3.9

Синтаксический разбор предложения

1

Урок развивающего контроля

29.10

29.10

18

3.10

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Урок усвоения

 новых знаний

29.10

29.10

                 2 четверть-14

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

5 ч(4 +1р/р)

19

4.1

Фонетика.  Гласные   и согласные звуки

1

Урок усвоения

 новых знаний

12.11

12.11

20

4.2

Графика. Алфавит.

1

Комбинированный урок

12.11

12.11

21

4.3

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Словарный диктант

1

Урок усвоения

 новых знаний

19.11

19.11

22

4.4

Фонетический разбор слова

1

Урок развития речи

19.11

19.11

23

4.5

Фонетический разбор слова.

1

Урок усвоения

 новых знаний

26.11

26.11

5

Лексика. Культура речи-2ч

24

5.1

Слово и его лексическое значение.

1

Урок усвоения

 новых знаний

26.11

26.11

25

5.2

Омонимы.Синонимы.Антонимы.

1

Урок усвоения

 новых знаний

03.12

03.12

6

Морфемика. Орфография. Культура речи-14 ч

26

6.1

Морфема – наименьшая значимая часть слова

1

Урок усвоения

 новых знаний

03.12

03.12

27

6.2

Корень слова

1

Урок усвоения

 новых знаний

10.12

10.12

28

6.3

  Корень слова

1

Урок закрепления изученного

10.12

10.12

29

6.4

Однокоренные слова

1

Урок усвоения

 новых знаний

17.12

17.12

30

6.5

Окончание

1

Урок закрепления изученного

17.12

17.12

31

6.6

Основа слова.

1

Урок закрепления изученного

24.12

24.12

32

6.7

Суффикс как значимая часть слова.

1

Урок закрепления изученного

24.12

24.12

3 четверть-20 ч)

33

6.8

Приставка и её назначение в слове.

1

Урок усвоения

 новых знаний

14.01

14.01

34

6.9

 Морфемный разбор слова.

1

Урок  усвоения

 новых знаний

14.01

14.01

35

6.10

Буквы З и С на конце приставок.

1

Урок усвоения

 новых знаний

21.01

21.01

36

6.11

Буквы О-А в корнях  -ЛАГ-  ЛОЖ-. Словарный диктант

1

Урок усвоения

 новых знаний

21.01

21.01

37

6.12

Буквы О-А в корнях  -РАСТ- РАЩ -РОС-

1

Урок усвоения

 новых знаний

28.01

28.01

38

6.13

Буквы О-Ё  после шипящих в корне

1

Урок обобщения и систематизации знаний

28.01

28.01

39

6.14

Буквы Ы-И после Ц

1

Урок усвоения

 новых знаний

04.02

04.02

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное-8 ч

40

7.1

Имя существительное как часть речи.

1

Комбинированный урок

04.02

41

7.2

Существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Урок закрепления изученного

11.02

42

7.3

 Существительные собственные и нарицательные

1

Урок закрепления изученного

18.02

43

7.4

Морфологический разбор имён существительных.

1

Урок усвоения

 новых знаний

25.02

44

7.5

Род имён существительных. 

1

Урок закрепления изученного

04.03

45

7.6

Три склонения имен существительных. Словарный диктант

1

Комбинированный урок

04.03

46

   7.7

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

Урок усвоения

 новых знаний

11.03

47

7.8

Правописание О,Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

Урок усвоения

 новых знаний

11.03

8

Имя прилагательное-5ч

48

8.1

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

2

Урок усвоения

 новых знаний

18.03

49

8.2

Буквы О-Е в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

1

Урок усвоения

 новых знаний

18.03

4 четверть-16 ч

50

8.3

Прилагательные полные и краткие.   Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1

Урок усвоения

 новых знаний

51

8.4

Прилагательные полные и краткие.   Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1

Урок закрепления изученного

52

8.5

Краткие прилагательные с основой на шипящую

1

Урок усвоения

 новых знаний

Глагол

53

9.1

Глагол как часть речи.НЕ с глаголами

1

Урок усвоения

 новых знаний

54

9.2

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

2

Урок усвоения

 новых знаний

Урок закрепления

55

9.3

Виды глагола

1

Урок усвоения

 новых знаний

56

9.4

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

Урок усвоения

 новых знаний

57

9.5

Время глагола.

1

Комбинированный урок

58

9.6

Спряжение глагола с безударным личным окончанием

2

Уроки закрепления изученного

59

9.7

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Словарный диктант

2

Уроки закрепления изученного

60

9.8

Морфологический разбор глагола

1

Урок закрепления изученного

61

9.9

Морфологический разбор глагола

1

Урок закрепления изученного

62

9.10

Мягкий  знак после шипящих в глаголах во  2-м лице ед. числа

1

Урок усвоения

 новых знаний

63

9.11

Мягкий  знак после шипящих в глаголах во  2-м лице ед. числа

1

Урок закрепления изученного

64

9.12

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

1

Урок обобщения и систематизации

10

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

4 ч

65

10.1

 Разделы науки о языке. Проверочная работа

1

Повторительно-обобщающий урок

66

10.2

 Орфограммы в приставках,в окончаниях  и корнях слов.

1

Повторительно-обобщающий урок

67

10.3

Употребление букв Ъ и Ь знаков. Тестирование по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

1

Повторительно-обобщающий урок

68

10.4

Итоги года. Рекомендации на лето.

1

Обобщающий урок

               

VI  .  ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тематика практических работ

1.Проверочная работа по теме «Разделы науки о языке.»

2.Тестирование по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

VII.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

       В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

.

VIII.  ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО

 И ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: 2-е изд.- М.:

   Просвещение, 2009.

2. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для

   5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,

   Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:

   Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского

   Н.М.- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Тестовые задания.

1.Фонетика.

2.Словообразование.

3.Буквы е-и в падежных окончаниях имён существительных.

4.Буквы и-ы после ц.

5.Буквы е-и в корнях с чередованием.

6.Лексика.

7. «О-А в корнях лаг-лож,раст-ращ-рос», «О-Ё после шипящих и ц», «И-Ы после ц».

8.Повторение изученного в начальной школе

Учебные таблицы.

1.Имя прилагательное.

2.Проверяемая гласная в корне слова.

3.Проверяемая согласная в корне слова.

4.Глагол.

Материал по развитию речи.

1.К.Н.Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку».

2.И.И.Машков «Клубника и белый кувшин».

3.А.А.Пластов «Летом».

4.Ф.П.Решетников «Опять двойка!».

5.А.Н.Комаров «Наводнение».

6.П.П.Кончаловский «Сирень».

7.Г.Г.Нисский «Февраль.Подмосковье.»

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.

1.[Электронный ресурс] Русский язык  5-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Виртуальный кабинет в школе и дома.-М.:ООО Дрофа, 2004

 IX.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,

   Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,

   перераб.- М.: Русский язык, 2009.

2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

   /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 2009.

3.Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 кл./Под ред.

   Н.А.Сениной. Ростов-на Дону: изд. «Легион», 2009.

4.Ходякова Л.А., Новикова Л.И., Штыркина О.П., Кабанова Е.В.

   Сочинение по картине./М.: АСТ: Астрель, 2007.

Литература для учащихся

1. Боровлева Л.Ф. Русский язык.500 тестов, упражнений, контр. и

   самост. работ: для подготовки к урокам и ГИА: 5 кл./М.: АСТ:

   Астрель, 2009.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-

   кл./М.: АСТ: Астрель, 2009.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

   Юж.-Урал.кн.изд., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения. 5 класс (3 часа в неделю)

Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ. Количество часов по учебному плану: всего 210 часов в год; в неделю 6 часов.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред....

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения на дому, 6 класс

Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения на дому в 6 классе разработана на основе нормативных документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об ...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для индивидуального обучения учащихся с ЗПР 8 класс

Данная программа разработана для обучения учащихся с ОВЗ. Используется УМК под редакцией Биболетовой М.З....

Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 11 класс (автор И.В. Гусарова), 2018-19 учебный год

Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....

Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 10 класс (автор С.И. Львов), 2017-18 учебный год

Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....