Композиция сочинения. ЕГЭ - 2015
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Журавлева Алена Владимировна

Композиция Сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_mayakompozitsiya_sochineniya.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Композиция сочинения

Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продуманна композиция работы. Композиция — это построение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Традиционно выделяют три части сочинения:

  1. вступление, в котором обычно формулируется проблема текста;
  2. основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы;
  3. заключение, в котором подводится итог.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями,по которым её будут проверять:

Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развёртывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки.

Основные средства связи между предложениями в тексте 

Название средства

Примеры

1

Слова-заместители:

  • местоимения
  • наречия
  • синонимы
  • различные оценочные обозначения
  • родовидовые слова
  • имя собственное — имя нарицательное
  • девушка — она
  • в лесу — там
  • быстро, стремительно
  • храбрец — богатырь
  • деревья — берёзы
  • Соболевский — офицер

2

Лексические повторы

Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завестизолотую полку (Ю. Олеша).

3

Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир — он проверяетсвои слова и поступки, он формирует себя как личность.

4

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силужизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер).

5

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдалигрохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

6

Параллелизм

...что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

7

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов).

8

Вопросительные

предложения

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

9

Союзы

  1.  Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным(Д. Гранин).
  2.  Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы — всё это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однакопочему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин).

10

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев)

11

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

12

Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

13

Вводные слова, организующие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора


Типичные ошибки:

  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • нарушена смысловая цельность и связность;
  • не выделены абзацы или нарушено абзацное членение текста;
  • отсутствуют связки между абзацами.

На этапе подготовки к экзамену текст сочинения можно вписывать в следующую таблицу, которая поможет вам правильно структурировать работу и разделить её на абзацы, не упустив ни одной части сочинения.

Поскольку содержание основной части сочинения мы рассмотрели ранее, обратимся к вступительной и заключительной частям работы.

Виды и формы вступления

Важно помнить,что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

В любом случае не делайте вступление очень объемным, оно должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Виды заключения

К сожалению, дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения, что называется, обрываются на полуслове, то есть в них отсутствует важный композиционный элемент — заключение. Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Рассмотрим различные способы оформления заключения.

Типовые конструкции, используемые в заключении

  • Таким образом,
  • Следовательно,
  • Итак,
  • В заключение хочу подчеркнуть...
  • В заключение важно отметить...
  • Хотелось бы ещё раз подчеркнуть...
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод...

Итак, работая над сочинением, не забывайте о требованиях к его структуре и оформлению.

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет наличие всех композиционных частей сочинения, а также связность изложения мысли.

Композиция сочинения. Рабочая тетрадь

Композиция сочинения. Рабочая тетрадь

1. Прочитайте текст Д. Лихачёва, в котором убрано абзацное членение. Разбейте текст на абзацы и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам каждого абзаца.

(1) Память — одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого... (2) Лист бумаги. (3) Сожмите его и расправьте. (4) На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»... (5) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. А что и говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (8) При этом память вовсе не механична. (9) Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (10) Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты. (11) Память противостоит уничтожающей силе времени. (12) Это свойство памяти чрезвычайно важно. (13) Память — преодоление времени, преодоление смерти. (14) В этом величайшее нравственное значение памяти. (15) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (16) Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (17) Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (18) Всё это дорого нам. (19) Да и просто уважение к могилам предков. (20) Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками.(21) Память — наше богатство.

(По Д. Лихачёву)

Ответ:

1-й абзац — предложения №___________ 
2-й абзац — предложения №___________ 
3-й абзац — предложения №___________ 
4-й абзац — предложения №___________ 
5-й абзац — предложения №___________ 
6-й абзац — предложения №___________

2. Прочитайте текст Д.С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.

Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты не восстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

(По Д. Лихачёву)

СОЧИНЕНИЕ

(1) Экология — это наука, изучающая взаимодействие общества и природы с целью сохранения окружающей природной среды. (2) Однако есть и другая среда, которая также нуждается в защите, бережном отношении человека, — это культура, то есть всё, что создано творческой деятельностью людей. (3) Именно проблеме экологии культуры, то есть проблеме сохранения культурного наследия человечества, посвящён текст Д.С. Лихачёва. (4) Автор напоминает нам о том, что утраты памятников культуры невосполнимы. (5) Если природа до определённых пределов обладает способностью к самовосстановлению, то объекты культуры исчезают навсегда. (6) Лихачёва тревожит угрожающее истощение «запаса» памятников культуры, поскольку с каждой такой потерей человечество лишается части своего прошлого. (7) Всё это приводит автора к мысли о необходимости создания новой серьёзной научной дисциплины, изучающей вопросы сохранения культуры. (8) Таким образом, Лихачёв хочет напомнить каждому из нас о том, что сохранение культурного наследия — одна из важнейших задач,стоящих перед человечеством. (9) Трудно не согласиться с автором. (10) Стихийные бедствия, социальные катаклизмы и просто неразумная деятельность человека постоянно угрожают памятникам культуры. (11) Достаточно вспомнить историю дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Павловске, практически уничтоженных оккупантами во время Великой Отечественной войны. (12) Если бы не кропотливый труд реставраторов, мы бы никогда не увидели эти чудеса усадебнопарковой архитектуры, хранящие память о целой эпохе жизни России. (13) Подтверждением моей позиции может служить публицистика автора текста – Д.С. Лихачёва. (14) Например, в своём путевом очерке он описывает впечатления от поездки на теплоходе по Волге. (15) Сердце автора сжимается при виде разрушенных церквей и старых усадеб, которые «плачут глазницами своих пустых окон». (16) А ведь памятники старины воспитывают людей, помогают понять особое место России в истории. (17) Итак, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из «малой истории» нашей страны вычёркивается очередная страница. (18) Чем заполнить эти пустые места в исторической памяти?

Ответ:

Вступление: предложение(-я) № ___________ 
Проблема: предложение(-я) № ___________ 
Комментарий: предложение(-я) № ___________ 
Позиция автора: предложение(-я) № ___________ 
Своя позиция: предложение(-я) № ___________ 
Аргумент 1: предложение(-я) № ___________ 
Аргумент 2: предложение(-я) № ___________ 
Заключение: предложение(-я) № ___________

3. Прочитайте текст Д.С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

(Д. Лихачёв)

СОЧИНЕНИЕ

(1) Ради чего живёт человек? (2) Какова истинная цель жизни? (3) Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (4) Автор пишет о том, что люди могут ставить перед собой различные цели. (5) Многие сосредоточены исключительно на преумножении различных материальных благ. (6) Однако симпатии автора на стороне тех, кто живёт, чтобы приносить добро окружающим. (7) Сам выбор жизненной задачи многое говорит о человеке. (8) Разве может сравниться удовольствие от приобретения нового имущества с той радостью, которую дают человеку его добрые дела! (9) Таким образом, размышляя над проблемой, Лихачёв приходит к следующему выводу: истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше. (10) Трудно не согласиться с автором. (11) Я тоже считаю, что ценность человека определяется его добрыми делами. (12) Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире? (13) Дома, дачи, машины, добытые нечестным путём, или добрую память тех, кому мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту? (14) Подтверждение мысли автора можно найти в художественной литературе. (15) Например, Пьер Безухов, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», постоянно ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои средства снаряжает полк во время Отечественной войны 1812 года, пытается сделать всё от него зависящее, чтобы жизнь людей в России стала лучше. (16) Это ли не истинная цель, достойная настоящего человека?! (17) Таким образом, каждый из нас, кто задумывается о своём месте в мире, должен следовать народной мудрости: «Лихо помнится, а добро век не забудется».

Ответ:

Вступление: предложение(-я) № ___________ 
Проблема: предложение(-я) № ___________ 
Комментарий: предложение(-я) № ___________ 
Позиция автора: предложение(-я) № ___________ 
Своя позиция: предложение(-я) № ___________ 
Аргумент 1: предложение(-я) № ___________ 
Аргумент 2: предложение(-я) № ___________ 
Заключение: предложение(-я) № ___________

4. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Свой ответ обоснуйте.

A. Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён в том, что межнациональные войны — это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.

БКроме того, проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями — это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду. Все народы — братья, а братоубийству нет и не может быть прощения.

B. В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить осмысленное истребление народами друг друга. Ведь «колокол звонит каждому из нас»!

ГРазные языки, разный цвет кожи — к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте культуролог и литературовед Юрий Лотман.

Д. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на Кавказе, преследование евреев... Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Киргизии. К несчастью, время ничему не учит людей.

Е Позиция автора предельно ясна: Юрий Лотман возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Автор предупреждает, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому», — пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.

ЖАвтор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.

Ответ:

Вступление, формулировка проблемы ________________ 
Комментарий ________________ 
Позиция автора ________________ 
Собственная позиция ________________ 
Аргумент 1 ________________ 
Аргумент 2 ________________ 
Заключение ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Композиция сочинения по литературе.

Построение сочинения по литературе....

Композиция сочинения на ЕГЭ по русскому языку

В публикации представлена композиция сочинения (задание 26 ЕГЭ по русскому языку)...

Композиция сочинения-рассуждения, 11 класс. Урок русского языка

Вид урока: урок закрепления изученного материала и выработки практических умений и навыков.Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний. Формы работы слово учителя, приём мозговой атак...

Композиция сочинения (к1-к4)

Композиция сочинения ЕГЭ в 2022 году...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки»

Разработка урока русского языка по теме "Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки" для 8 класса. Урок составлен в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....