Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.( 1 -2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Включение в деловой ритм. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Читает девиз урока: «К учению приступим с особою важностью, Поделимся с другом открытия радостью».
Задает классу вопросы. - О каком открытии идет речь? - Как вы будете открывать новое знание? - Почему в девизе говорится о радости открытия? | Подготовка класса к работе. Приветствие учителя. Записывают число.Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний. ( 5 мин.) Цель: - актуализировать знания по теме «Правописание Ь знака после шипящих в разных частях речи»; - по теме «Наречие»; - актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение; -мотивировать к пробному действию и его самостоятельному обоснованию; -организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; -организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; - организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. | Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.
- Заполните четвертую строку, исключив лишнее.
(Слайд 3)
1 )Доч.., глуш.., проч.., 2) Сплош.., береч.., стереч.., 3) Улыбаеш…ся, держиш.., настеж… 4) .., .., …
- Слова какой части речи вы исключили? -Что ,на ваш взгляд, объединяет все эти наречия? ( в конце шипящие звуки). -Вспомните известные случаи правописания Ь знака после шипящих в разных частях речи. -Что мы с вами повторили? -Зачем? Дает пробное действие.
Выпишите наречия, которые пишутся с Ь знаком. - Кто не смог выполнить задание? -Кто выписал слова, попробуйте обосновать.
|
Письменно выполняют задание. Дают ответы на поставленные вопросы.
Выполняют пробное действие. | Коммуникативные: аргументация своего мнения,выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: анализ слов с целью выделения признаков. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения. |
3. Выявление места и причины затруднения. ( 1 мин.) Цель: - выявить место и причину затруднения. | - Какое задание вы выполняли? - В чем ваше затруднение? -Почему возникло затруднение? | Отвечают на вопросы. (Не знаем правила написания Ь знака после шипящих на конце наречий). | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: учет разных мнений. |
4. Построение проекта - выхода из затруднения. (2 -3 мин.) Цель: - согласовать и зафиксировать образовательную цель и тему урока; - построить план и определить средства достижения цели.
| - Какую цель вы бы поставили перед собой сегодня на уроке? -Попробуйте сформулировать тему урока. - С помощью чего мы можем выяснить, когда Ь знак после шипящих на конце наречий пишется, а когда не пишется? - Правильно, но я вам предлагаю вывести самим правило, поработав по плану. Слайд 4
План действий. 1.Усановить закономерность. 2.Сделать вывод. 3.Составить эталон. | Формулируют тему и цель урока.
Отвечают на вопрос .(Можно обратиться к учебнику)
| Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Реализация построенного проекта. (10 мин.) Цель: Реализовать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать написание Ь знака после шипящих на конце наречий на эталоне.
| Задание в парах: Выпишите в тетрадь буквы из слов «Третье лишнее», после которых пишется ь, и после которых не пишется ь (не учитывайте слово настежь). - Какую закономерность вы заметили?( после ч, ш мягкий знак пишется, а после ж – нет). -Какой вывод можно сделать? Представьте результаты работы в таблице.
ь | ь | После ч,ш | После ж
|
- С помощью чего можем проверить правильность наших выводов? - Откройте стр.122, прочитайте правило и ответьте на вопрос: «В полном объеме мы сформулировали правило написания ь знака после шипящих на конце наречий?» -Дополните таблицу и сравните ее с эталоном. Слайд 4 Эталон
ь | ь | После ч,ш | После ж Исключение: настежь
|
-Составим алгоритм, какие шаги и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы применить это правило. Задание в группах: восстановить последовательность шагов, расставив цифры в нужном порядке. 1.Если на ш или ч, то пишем ь. 2. Если на ж, то вспомнить, не является ли слово исключением. 3.Определить , на какую шипящую оканчивается наречие. Одна группа выступает, а остальные сравнивают и, если нужно, то исправляют. Слайд 5 Правильная последовательность:
1.Определить , на какую шипящую оканчивается наречие. 2.Если на ш или ч, то пишем ь. 3. Если на ж, то вспомнить, не является ли слово исключением.
| Работают в парах, составляют таблицу, читают правило в учебнике, дополняют свою таблицу.
Составляют алгоритм. | Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6. Первичное закрепление во внешней речи. (5- 7 мин.) Цель: зафиксировать во внешней речи правило написания Ь знака после шипящих на конце наречий. | Предлагает выполнить устно упр.263 учебника. | Читают словосочетания, называют наречие, объясняют пишется Ь знак или нет. | Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 5 мин.) Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; -проверить сформированность представления о правописании мягкого знака после шипящих на конце наречий. | Организует деятельность по применению новых знаний.
I.Найди наречие:
а) среж..., дремуч.., вскач…; б) помощ..,стереч.., невтерпеж…; в) мощ.., отреж..,навзнич…
II.В какой строке во всех словах Ь знак после шипящих не пишется. а) полноч.., невмоч.., могуч…; б) линюч.., шалаш.., улыбнеш…ся в) меч.., мимо рощ.., пахуч…
III. Подберите наречия, оканчивающиеся на шипящие. Очень быстро - (вскачь) Уйти в сторону - (прочь) Открыть до конца – (настежь) Ударить с размаху – (наотмашь) Упасть вверх лицом - (навзничь) Густо засыпать – (сплошь) Отсутствие терпения – ( невтерпеж) | Применяя знания, полученные на уроке, самостоятельно выполняют тест. Взаимопроверка по эталону. Выставляют отметки .
«5»- о ошибок; «4»-1 -2 ошибки; «3» -3- 4 ошибки; «2»- 5 и более ошибок. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
8.Включение в систему знаний.( 3-5 мин) Цель: - сформировать способность к написанию Ь знака после шипящих в наречиях и в других частях речи; - зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
|
Сформулируйте задание к упражнению.
1)Для дорогого гостя и ворота …(настежь). 2) Что …(посеешь), то и …(пожнешь). 3) Под гору …(вскачь), а на гору хоть …(плачь). 4)День и …(ночь) сутки …(прочь). 5) Матушка …(рожь) кормит всех…(сплошь) | Работают в группах, вставляют в предложения пропущенные слова разных частей речи. Руководители групп представляют полученные модели предложений. Коллективно обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. Оценивают друг друга. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
9. Рефлексия учебной деятельности.( 1 -2 мин.) (итог урока) | Организует рефлексию. Д/З на выбор: а) составить диктант 15-20 слов «Правописание Ь знака после шипящих в разных частях речи»; б) выполнить упр.265 стр.123.
№ | вопрос | Ответ(+;-) | 1 | Комфортно ли вам было на уроке? |
| 2 | Поняли ли вы тему урока? |
| 3 | Теперь я имею прочные знания по данной теме |
| 4 | Требовалась ли вам помощь на уроке: а) учителя; б) соседа по парте? |
| 5 | Оцените работу на уроке по пятибалльной системе |
|
|
|
|
| Оцени себя сам | Оценка товарища | Оценка учителя |
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |