Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

                                                          

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть-

И свободен водный путь...

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.

                         Е.Измайлов

  II . Актуализация знаний.

  - Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

  - Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

  - Приведите примеры.

  - Камень, угорь, кафель и т. д.

  - Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

  - Разделительный мягкий знак.

  - Примеры?

  - Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

  - В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

 -Разделительный мягкий знак ставится  после мягких согласных перед

         е, ё, ю, я, и.

  - Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два  столбика.

речь

ночь

глушь

степь

Беречь

Стеречь

Жечь

Уберечь

- Скажите, обозначает ли мягкость Ь в данных слова? Почему?

  - Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ   всегда мягкие.

  - Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

  - В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике –   глаголы неопределенной формы.

  Таблица-круг «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

- Правильно, ребята.  Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости,   разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III. Постановка темы и целей урока. Формирование умений и навыков.

  Итак, ребята, сформулируйте тему урока: «Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа».

  Какие цели урока? (закрепить правописание Ь после шипящих в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

  - В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак? (Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа,  Ь является грамматическим показателем).

- На доске задание: нужно поставить данные глаголы, во втором лице, ед. ч.

                прыгать                               хочу

      пью                                       кричу

      застрять                               лить

      бороться                              забыть

      кормить                               говорю

  1. Проспрягайте глагол пью.

          (Я)       пью

(ТЫ)    пьешь

(ОН)     пьет

(МЫ)   пьем

(ВЫ)    пьете

(ОНИ)  пьют

- Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?

- -ёшь

- После шипящего Ш ставим Ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом  слове? Выделим орфограмму.

- Здесь  Ь является грамматическим показателем.

-В глаголах 2-го лица единственного числа после Ш ставим Ь…

V. Работа по карточкам

"Я покинул родимый дом..."

                          Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

С.А. Есенин.     

А) Учащиеся читают текст.

В) Определяют тему и основную мысль текста.

Г) Выписывают глаголы, ставят их  во 2-ое лицо ед. ч. выделяют орфограмму.

VI. Развитие речи. Рассказ учащихся о Родине.

VII. Физкультминутка.

-  Если я назову глаголы  2-го лица единственного числа – приседаем, нет  хлопок в ладоши.  Пляшешь, построишь, рисуешь, пишете, решает,       выполнишь, скучает,  грохочет, греешь, замираешь, догорает, печатаешь.

- Ребята, мы прочитали стихотворение Сергея Есенина о Родине. “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

- А что называем мы своей «малой родиной»?

Что мы представляем,  когда читаем эти строки?

- Почему поэт пишет, что он «оставил Русь»,значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

- А как вы понимаете слово Родина?

У каждого человека есть родина, где можно набраться сил и отдохнуть душой. В каких бы дальних странах не был человек, его всегда тянет на Родину, где прошли его лучшие годы жизни. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Родина – это дом и двор, где мыпроводим счастливое детство, друзья, с кем я играю. Но «малая» родина немыслима и без родины «большой» - великой и необъятной, РТ, России. Каждый человек, имеющий Родину – это счастливый человек. И я, думаю, что мы с вами все самые счастливые люди, так как родились и живем в России, в нашей РТ.

VIII. Работа  с учебником. 

IX. Игра «Отредактируй текст».

- Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?

- Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

1. Любиш кататься люби и саночки возить. 2. Что посееш, то и пожнеш. 3. Слово не воробей: вылетит – не поймаеш. 4. Шила в мешке не утаиш. 5. Упустиш минуту – потеряеш час.

X. Взаимопроверка.

 XI. Самостоятельная работа.  

  1.  Замени фразеологизмы одним словом (глаголом 2 лица единственного числа), выдели окончание.

Баклуши бить – (бездельничаешь)

Воды в рот набрал – (молчишь)

Как в воду канул – (пропадешь)

Надуть губы – (обидишься)

Клевать носом – (засыпаешь)

  2.    В каком ряду во всех словах пропущен Ь?

      1) убежиш…, стереч…, малыш…

      2) меч…, плач…, ноч…

      3) мелоч…, береч…, слышиш…

      4) доч…, луч…, глуш…

  XII. Итог урока.

   XIII. Рефлексия.

XIV. Выставление оценок.

 XV. Домашнее задание

Я покинул родимый дом...

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Я покинул родимый дом...

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Я покинул родимый дом...

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезд березняк над прудом

Теплит матеи старой грусть.

Золотою лягшкой луна

Распласталаь на тихой воде.

Словно яблнный цвет, седина

У отца проллась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь  звенеть пурге.

Стережет гоубую Русь

Старый кленна одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Я покинул родимый дом...

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака после шипящих

Урок русского языка для 5 класса в свете системы развивающего обучения по программе Эльконина - Давыдова...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Данный урок построен на реализации  принципов технологии деятельностного метода....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"

Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....

Урок русского языка в 5 классе «Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа»

Урок русского языка в 5 классе«Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа»...