Правописание мягкого знака после шипящих
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка для 5 класса в свете системы развивающего обучения по программе Эльконина - Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в свете системы развивающего обучения.
Ещё совсем недавно мало кто знал о существовании системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. В настоящее время система продолжает набирать силы.
Приступая к работе в 5 классе по этой системе, я испытывала противоречивые чувства. С одной стороны, одолевал страх – смогу ли перестроиться и перестроить себя, смогу ли качественно работать, не имея под руками привычных и любимых «методичек». С другой стороны, сталкиваясь со многими проблемами традиционной школы, понимала, что необходимо что-то менять в своей работе, менять способы и методы обучения.
Урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Главное изменение видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
Согласно этой концепции содержание, возможности и темпы развития школьников в процессе обучения определяются их учебной деятельностью, под которой понимается особая форма учебной активности человека, направленная на изменение им самого себя как субъекта. Именно участие школьника в учебном процессе в качестве активного субъекта учения отграничивает развивающее обучение от других его видов и форм, в которых ученик оказывается прежде всего и преимущественно объектом обучающих воздействий учителя.
К моменту поступления в школу ребёнок, несомненно, является субъектом разнообразных видов деятельности. Более того, к концу дошкольного возраста у него формируется потребность в реализации себя как субъекта («я сам!») и в расширении сферы этой реализации. Именно эта потребность определяет социально-психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. Но у него нет ни потребности, ни способности к самоизменению. То и другое может возникнуть лишь в процессе самого школьного обучения. Реализуется или не реализуется эта возможность – зависит от ряда условий, складывающихся в обучении.
Превращение ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание процесса развития в школьном возрасте. В развивающем обучении планируется именно организация развития ученика, цель такого обучения – условия для саморазвития каждого ученика. Основа развития в таком обучении – формирование и реализация учебной деятельности самого учащегося, при этом – самое важное – учащийся – её субъект (а не объект педагогических воздействий учителя). Ученик, обладающий сформированной учебной деятельностью, имеет устойчивый познавательный интерес, способен ставить цели, осуществлять их, контролировать, оценивать по результату деятельности себя и в зависимости от этого ставить новые цели.
Формирование учебной деятельности – постепенный, длительный процесс, предполагающий движение от совместных, коллективных форм к индивидуальным. Для того чтобы ребёнок стал субъектом учебной деятельности, необходимо, чтобы он самостоятельно находил способы решения возникающих перед ним задач. Для этого нужно начинать обучение не с усвоения способов решения разнообразных частных задач, а с овладения общим принципом решения задач определённого класса.
Этим определяется новое содержание учебных предметов: вместо готовых сведений о научных основах предмета – система научных понятий. Покажу это на примере.
В школьном обучении чаще всего учащимся заявляются выделенные на основе сравнения родовидовые признаки явления, например: существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? что?» - и приводятся примеры, иллюстрирующие заявленное.
В развивающем обучении на уроках русского языка учащиеся, разбираясь, из каких частей групп слов состоит речь, пробуют преобразовать грамматические формы слов и обнаруживают такие грамматические значения, с помощью которых слово присоединяется к другим словам. Анализируя далее материал, ученики фиксируют найденные свойства и модели и приходят к выводу, что все слова в языке делятся на большие группы, которые отличаются друг от друга набором грамматических значений. Слова в каждой группе одинаково «ведут» себя в речи: одним и тем же способом присоединяются к другим словам и присоединяют к себе другие слова. Таким образом, учащиеся выявляют понятие, которое усваивается через осознание способа действия. Понятие становится предпосылкой умения решать широкий спектр задач: так, определяя грамматические возможности любого слова, учащийся способен выявить и обосновать принадлежность этого слова к определённой группе слов, увидеть его грамматические собственные особенности, обнаружить «новую» для него часть речи и охарактеризовать её.
Понятие – лишь элемент системы понятий. Система научных понятий позволяет ученику, опираясь на общий принцип, отражённый в центральном понятии, исследовать, «открывать» другие понятия. Связанные с ним, конструировать способы действия с этими понятиями. Именно система понятий даёт возможность организовать учебную деятельность как поисково-исследовательскую («квазиисследовательскую», по определению В.В.Давыдова). Именно такая деятельность является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения.
Вот как я выстраиваю урок по русскому языку на тему:
«Правописание мягкого знака после шипящих»
(в свете системы развивающего обучения).
1 этап – создание учебной ситуации.
На доске написан материал для наблюдения:
ночь | вещь | мышь | рожь | |
луч | плач | малыш | ёж | |
много туч | из училищ | с крыш | нет луж | |
стеречь | спишь | отрежь | ||
горяч | блестящ | хорош | свеж | |
вскачь | сплошь | настежь невтерпёж | ||
лишь | ||||
наш |
Звучит слово учителя:
- По логике после букв, обозначающих мягкий звук, нужно писать мягкий знак, а после твёрдых – нет. А у нас? (Всё перепутано).
- Почему? (Это правило-«нарушитель»).
2 этап – постановка учебной задачи.
- У этого нарушителя есть своя любопытная история. Но о ней мы поговорим позже. А пока всё-таки разберёмся, когда после шипящих пишется мягкий знак, а когда – нет.
3 этап – анализ условий решения задачи.
Работа в группах (дописать своё слово в каждую группу, начертить схему, обозначая слово прямоугольником, и сделать выводы из проделанной работы.
ночь | вещь | мышь | рожь | сущ. 3 скл. |
луч | плач | малыш | ёж | сущ. 2 скл. |
много туч | из училищ | с крыш | нет луж | сущ. мн. ч. |
стеречь | спишь | отрежь | глаголы | |
горяч | блестящ | хорош | свеж | крат. прил. |
вскачь | сплошь | настежь невтерпёж | наречия (исключения) | |
лишь | частицы | |||
наш | местоимения |
4 этап – обобщение и закрепление материала.
- Узнать нарушителей этого правила графики очень легко. Попробуй запомнить такое предложение:
Лишь ночь не отошлёшь прочь.
Запомнили. Теперь вы можете опознать любое слово, в конце которого после шипящих пишется Ь. Это: существительные 3 склонения; любые формы глаголов (мягкий знак сохраняется и перед -ся, -те); наречия, которые не являются исключением, и частицы.
Впрочем, так же легко запомнить и те слова, которые этого правила не нарушают, то есть пишутся без мягкого знака на конце. Вот предложение с такими словами:
Среди рощ наш ёж уж больно хорош.
После соответствующего закрепления даётся самостоятельная работа, в которой учащиеся должны вставить, где это необходимо, пропущенный мягкий знак:
без задач(?) | молодёж(?) | лещ(?) | колюч(?) | учиш(?) |
из-за рощ(?) | дрож(?) | проч(?) | могуч(?) | знаеш(?) |
в полноч(?) | шалаш(?) | экипаж(?) | береч(?) | финиш(?) |
лиш(?) | замуж(?) | отреж(?)те | умоеш(?)ся | ваш(?) |
Заключительный этап – рефлексия, где учащиеся сами определяют, насколько хорошо усвоен ими этот материал, и сами ставят себе оценку.
Вот итоги самостоятельной работы:
«5» - 14 (56%), «4» - 7 (28%), «3» - 3 (12%), «2» - 1 (4%). А ведь это обычный класс, правда, обучающийся по программе развивающего обучения с начальной школы.
Работая по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, я вижу, что такие занятия дают положительный результат. Учителя, которые побывали на этом уроке, отметили и его высокий научный уровень. Новое содержание предмета (приближенное к вузовским учебникам) становится доступным ученикам за счёт поисково-исследовательской деятельности, которая обеспечивается особым методом развивающего обучения – совместным решением учителем и учащимися учебных задач (см. в приложении №2 фрагмент урока русского языка в 8 классе на тему «НЕ с прилагательными»).
На мой взгляд, авторами системы найдены способы решения извечной педагогической драмы, состоящей в том, что цель, поставленная учителем для достижения на уроке, зачастую не становится личной целью ученика на этом уроке. В развивающем обучении намечены пути к формированию технологии превращения теоретической проблемы материала в личную проблему ребёнка.
Такое превращение происходит в процессе анализа и решения школьником учебных задач, когда он, выполняя привычную деятельность, обнаруживает явление, для действия с которым известный ему способ не подходит: анализируя условия ситуации затруднения, ученик обнаруживает «секрет», то новое, способа действия с которым у него нет, острое чувство собственной несостоятельности, недостаточности определяет постановку цели – анализа материала и поиска его решения: далее учащиеся в коллективном диалоге, в эмоциональном общении выстраивают и проверяют гипотезы, определяют ход поиска и открывают новый способ, новое понятие.
Весь процесс формирования учебной деятельности состоит из решения таких задач: от учебно-практических к учебно-исследовательским и учебно-теоретическим.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 21
Горбикова Наталия Олеговна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-571868-1422771661.jpg)
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-293169-1381146522.jpg)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Данный урок построен на реализации принципов технологии деятельностного метода....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/16/picture-19400.jpg)
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".
Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/03/picture-929332-1496501355.jpg)
Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"
Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-314178-1384878443.jpg)
Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1031578-1523989263.jpg)
Урок по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"
Урок можно использовать на этапе закрепления в 6 классе с детьми разного уровня подготовленности....