Тема: Обособление приложений
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Тема: Обособление приложений.
Цель: изучить привила обособления приложений; формировать пунктационные навыки; уяснить функцию приложений в предложении.
Оборудование: учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обособление приложений.
Цель: изучить привила обособления приложений; формировать пунктационные навыки; уяснить функцию приложений в предложении.
Оборудование: учебник.
Ход занятия
I ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНОНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Разбор причастий(по составу):
восхищённый, влюблённый, побеждённого, выросший.
- Назвать все известные случаи обособления определений.
- Повторение сведений о приложении, фронтовой опрос.
- Что называется приложением?
- Чем отличается приложение от несогласованного определения?
- Какие качества предмета обозначают приложения?
- Какие приложения заключаются в кавычки?
- В каких случаях между одиночным согласованным приложением и определяемым словом ставится дефис?
- Когда дефис не ставится?
- Каким членом предложения является приложение?
- Заменить согласованные и несогласованные определения приложениями, объяснить их написание.
Путешествующая лягушка, героические танкисты, старый крестьянин, моряки с Балтики, плащ от дождя, гигантский завод, поэт, любящий свою Родину, солдаты, которые служат в пехоте, красивый мужчина, армия, освободившая Европу от фашизма.
III РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
- Слово учителя.
Приложение- это особый вид определений. Приложения имеют общие с определениями признаки:
- Отвечают на вопрос какой?
- Выражены существительными с зависимыми словами или без них( как несогласованные определения)
- Согласуются с определяемым словом в падеже( как согласованные определения)
Специфическая черта приложений: они дают определяемому слову новое название (наименование).
Предложения для сравнения.
соглас.опред.
Мы, радостные и возбуждённые, возвращались домой.
несоглас. опред.
Брат, в больших болотных сапогах и с ружьём за плечами, выглядел заправским охотником.
приложение
Он, страстный рыболов, всё свободное время проводил на реке.
- Выявление общего в правилах обособления приложений и согласованных определений.
ОБОСОБЛЯЮТЬСЯ
Согласованные определения
- Любые при личном местоимении.
- Распространённые после определяемого существительного.
- Перед определяемым словом, если имеют оттенок причинности или уступительности.
- Несогласованные определения, если относятся к имени собственному.
Приложения
- Любые при личном местоимении.
- Распространенные при имени нарицательном.
- Любые после имени собственного
- С союзом как, если имеют оттенок причинности.
- Тренировочное упражнение.
Объяснить причину обособления приложений в предложениях. Найти в учебнике объяснение причины постановки тире в последнем предложении.
ЛМ
Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (А. Пушкин)
ЛМ
Вот оно, объяснение (Л. Толстой)
Входят семь богатырей, семь румяных усачей (А. Пушкин)
Могучий Лев, гроза лесов, лишился силы( И. Крылов)
Это Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант (К. Паустовский)
Вы, как инициатор, должны играть главную роль(В. Панова)
Рядом помещалась каморка- хранилище каталогов( Д. Гранин)
- Дополнение учителя.
Одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, обособляется, если определяемое слово имеет при себе пояснительные слова.
Ухаживала за мной одна девушка, полька( М. Горький)
Поликапу на подмогу приставлен его же внук, Вася, мальчик лет двенадцати (И. Тургенев)
Обособляются приложения, присоединяемые союзом или и словами: по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.д.
Мальчик, по имени Вася, угрюмо шатался иногда по городу без особого дела.
Не обособляется похожая на приложение именная часть сказуемого.
Николай Иванович работал как рисовальщик и живописец. (Работал в качестве…)
IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Тренировочные упрожнения.
- Дополнить предложения распространенными приложениями, приведёнными в скобках.
Мы были в музее Пушкина…
В наши дни воплотилась мечта Циолковского…
Чайковский… писал музыку к произведениям Пушкина.
Он…без видимого усилия переносил большие тяжести.
( Великий русский писатель, один из основоположников ученияо полётах в космос, великий русский композитор, в прошлом спортсмен-тяжелоатлет)
- Преобразовать два предложения в одно. Что меняет использование приложений?
- Сопоставить предложения, разобрать их по членам, расставить знаки препинания.
Капитан был решительный и властный человек и никогда не отменял свои приказы. Капитан решительный и властный человек никогда не отменял свои приказы.
Он рос забиякой и драчуном и наводил страх на всех ребят во дворе. Он забияка и драчун наводил страх на всех ребят во дворе.
- Работа с учебником. Выполнение упрожнения.
V ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"
. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...
Открытый урок русского языка в 8 классе по теме: "Обособление приложений"
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Обособление приложений" в системно-деятельностном подходе....
Презетация к уроку русского языка на тему "Обособление приложений"
Тема "Обособление приложений" является одной из трудных тем в программе русского языка в 8 классе. Особую роль на уроках играет наглядность, поэтому оправдано будет применение презентации, котор...
Презентация по теме "Обособление приложений"
Презентация "Обособление приложений"...
Презентация на тему "Обособленное приложение"
Задания на тему "Обособленное приложение" для первого урока Объяснения новой темы...
Тест по пунктуации. Тема: «Обособление приложений».
Тест по пунктуации.Тема: «Обособление приложений».Целевая аудитория: 9, 8 класс.Цель работы: отработка навыков обособления приложений при подготовке к ОГЭ.Составил: Шкунова О.В., учитель русского язык...
Самостоятельная работа для 8 класса по теме «Обособление приложений» (10 вариантов) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна 2018 год
Методическая разработка позволяет проверить уровень практических навыков учащихся при усвоении такого сложного для них материала, как обособление приложений. Десять вариантов работы обеспечивают высок...