Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Николаева Ирина Ивановна

. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, издательство Дрофа, 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_prilozheniya.docx19.01 КБ
Файл kartochki_dlya_raboty_v_gruppah.docx17.08 КБ
Файл i_variant.docx15.55 КБ
Файл ii_variant.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленные приложения

Учитель: Николаева И. И.

Цели:

  1. Сформировать умение находить в предложениях приложения, различать одиночные и распространенные приложения, умение выполнять обособление приложений.
  2. Формировать речевую компетенцию: умение составлять высказывание по предложенному плану
  3. Формировать умение работать в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение

Карточки для работы в группах:

1 группа

  1. Понятие обособленного члена предложения (основные признаки)
  2. Основные условия обособления определения
  3. Выполнение работы по карточке (обособление согласованных и несогласованных определений): используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило обособления определений

1. На недавно открывшейся в Москве выставке демонстрировались новые картины молодого художника. 2. Буря затихшая ненадолго разбушевалась с новой силой. 3. Никем не замеченный он вышел из дома. 4. Растроганный их просьбами гость обещал вернуться. 5. Коля в своей курточке с золотыми пуговками был героем дня. 6. Он со своими умом и опытностью мог уже это заметить.  7. Пришел Макаров в черном строгом сюртуке с нахмуренными бровями.

Весь класс (1 ученик у доски):

1. Молодые побеги еще не успевшие вытянуться выше аршина окружали своими темными гладкими стебельками почерневшие низкие пни. 2. С моря понималась туча черная тяжелая суровых очертаний похожая на черный хребет. 3. Отдаленная от нашего села тысячами километров живет и ночью закованная в гранит Москва. 4. Стояла погожая осень вся в солнце без ветра и гроз. 5. Синяя в созвездьях длится полночь. 6. Это был господин мрачного вида и с сиплым голосом. 7. На ярмарке были смоленские мужики в бараньих шапках.

2 группа:

  1. Понятие приложения
  2. Знаки препинания при одиночном  приложении
  3. Выполнение карточки( используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило написания одиночных приложений)

Рыба плотва, товарищи москвичи, Русь матушка, жадина соседка, Киев царь городов, господин Великий Новгород , крошка сын, поэт песенник, повар кондитер, месяц март, дуб исполин, кресло качалка, врач педиатр.

      Весь класс (1 ученик у доски)

Ночевала тучка золотая на груди утеса великана. Буфетчик Сергей налил гостям пять стаканов чаю. Ему ли карлику тягаться с исполином. Куда ты мчишься птица тройка?  Заяц беляк навострил уши и шмыгнул в кусты. Волга река широка и раздольна.

  1. Различение распространенных и нераспространенных приложений
  1. Упражнение №303 (устно)
  1. Обособление распространенных и нераспространенных приложений.
  1. Работа с параграфом учебника (чтение, обобщение) с 192-193
  2. Упражнения 304 (письменно): чтение, комментарий орфограмм и пунктограмм, запись, графический комментарий.
  1. Обобщение.

Карточка

  1. Что такое приложение?
  2. Чем приложение отличается от несогласованного определения?
  3. Какие приложения называются нераспространенными, какие  –распространенными?
  1. Условия обособления одиночных приложений.
  2. Условия обособления распространенных  приложений.
  1.  Подведение итогов.
  2. Оценивание работы учащихся.
  3. Домашнее задание: упражнение 306 , рассказ о приложениях по предложенному на уроке плану.


Предварительный просмотр:

1 группа

  1. Понятие обособленного члена предложения (основные признаки)
  2. Основные условия обособления определения
  3. Выполнение работы по карточке (обособление согласованных и несогласованных определений): используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило обособления определений

1. На недавно открывшейся в Москве выставке демонстрировались новые картины молодого художника. 2. Буря затихшая ненадолго разбушевалась с новой силой. 3. Никем не замеченный он вышел из дома. 4. Растроганный их просьбами гость обещал вернуться. 5. Коля в своей курточке с золотыми пуговками был героем дня. 6. Он со своими умом и опытностью мог уже это заметить.  7. Пришел Макаров в черном строгом сюртуке с нахмуренными бровями.

2 группа:

  1. Понятие приложения
  2. Знаки препинания при одиночном  приложении
  3. Выполнение карточки( используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило написания одиночных приложений)

Рыба плотва, товарищи москвичи, Русь матушка, жадина соседка, Киев царь городов, господин Великий Новгород , крошка сын, поэт песенник, повар кондитер, месяц март, дуб исполин, кресло качалка, врач педиатр.

1 группа

  1. Понятие обособленного члена предложения (основные признаки)
  2. Основные условия обособления определения
  3. Выполнение работы по карточке (обособление согласованных и несогласованных определений): используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило обособления определений

1. На недавно открывшейся в Москве выставке демонстрировались новые картины молодого художника. 2. Буря затихшая ненадолго разбушевалась с новой силой. 3. Никем не замеченный он вышел из дома. 4. Растроганный их просьбами гость обещал вернуться. 5. Коля в своей курточке с золотыми пуговками был героем дня. 6. Он со своими умом и опытностью мог уже это заметить.  7. Пришел Макаров в черном строгом сюртуке с нахмуренными бровями.

2 группа:

  1. Понятие приложения
  2. Знаки препинания при одиночном  приложении
  3. Выполнение карточки( используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило написания одиночных приложений)

Рыба плотва, товарищи москвичи, Русь матушка, жадина соседка, Киев царь городов, господин Великий Новгород , крошка сын, поэт песенник, повар кондитер, месяц март, дуб исполин, кресло качалка, врач педиатр.

1 группа

  1. Понятие обособленного члена предложения (основные признаки)
  2. Основные условия обособления определения
  3. Выполнение работы по карточке (обособление согласованных и несогласованных определений): используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило обособления определений

1. На недавно открывшейся в Москве выставке демонстрировались новые картины молодого художника. 2. Буря затихшая ненадолго разбушевалась с новой силой. 3. Никем не замеченный он вышел из дома. 4. Растроганный их просьбами гость обещал вернуться. 5. Коля в своей курточке с золотыми пуговками был героем дня. 6. Он со своими умом и опытностью мог уже это заметить.  7. Пришел Макаров в черном строгом сюртуке с нахмуренными бровями.

2 группа:

  1. Понятие приложения
  2. Знаки препинания при одиночном  приложении
  3. Выполнение карточки( используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило написания одиночных приложений)

Рыба плотва, товарищи москвичи, Русь матушка, жадина соседка, Киев царь городов, господин Великий Новгород , крошка сын, поэт песенник, повар кондитер, месяц март, дуб исполин, кресло качалка, врач педиатр.

1 группа

  1. Понятие обособленного члена предложения (основные признаки)
  2. Основные условия обособления определения
  3. Выполнение работы по карточке (обособление согласованных и несогласованных определений): используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило обособления определений

1. На недавно открывшейся в Москве выставке демонстрировались новые картины молодого художника. 2. Буря затихшая ненадолго разбушевалась с новой силой. 3. Никем не замеченный он вышел из дома. 4. Растроганный их просьбами гость обещал вернуться. 5. Коля в своей курточке с золотыми пуговками был героем дня. 6. Он со своими умом и опытностью мог уже это заметить.  7. Пришел Макаров в черном строгом сюртуке с нахмуренными бровями.

2 группа:

  1. Понятие приложения
  2. Знаки препинания при одиночном  приложении
  3. Выполнение карточки( используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило написания одиночных приложений)

Рыба плотва, товарищи москвичи, Русь матушка, жадина соседка, Киев царь городов, господин Великий Новгород , крошка сын, поэт песенник, повар кондитер, месяц март, дуб исполин, кресло качалка, врач педиатр.

1 группа

  1. Понятие обособленного члена предложения (основные признаки)
  2. Основные условия обособления определения
  3. Выполнение работы по карточке (обособление согласованных и несогласованных определений): используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило обособления определений

1. На недавно открывшейся в Москве выставке демонстрировались новые картины молодого художника. 2. Буря затихшая ненадолго разбушевалась с новой силой. 3. Никем не замеченный он вышел из дома. 4. Растроганный их просьбами гость обещал вернуться. 5. Коля в своей курточке с золотыми пуговками был героем дня. 6. Он со своими умом и опытностью мог уже это заметить.  7. Пришел Макаров в черном строгом сюртуке с нахмуренными бровями.

2 группа:

  1. Понятие приложения
  2. Знаки препинания при одиночном  приложении
  3. Выполнение карточки( используя примеры, представленные ниже, проиллюстрируйте правило написания одиночных приложений)

Рыба плотва, товарищи москвичи, Русь матушка, жадина соседка, Киев царь городов, господин Великий Новгород , крошка сын, поэт песенник, повар кондитер, месяц март, дуб исполин, кресло качалка, врач педиатр.



Предварительный просмотр:

I. Расставьте знаки препинания, выполните графический комментарий.

1. Молодые побеги еще не успевшие вытянуться выше аршина окружали своими темными гладкими стебельками почерневшие низкие пни. 2. С моря понималась туча черная тяжелая суровых очертаний похожая на черный хребет. 3. Отдаленная от нашего села тысячами километров живет и ночью закованная в гранит Москва. 4. Стояла погожая осень вся в солнце без ветра и гроз. 5. Синяя в созвездьях длится полночь. 6. Это был господин мрачного вида и с сиплым голосом. 7. На ярмарке были смоленские мужики в бараньих шапках.

II. Подготовьте рассказ о приложении по плану.

  1. Что такое приложение?
  2. Чем приложение отличается от несогласованного определения?
  3. Какие приложения называются нераспространенными, какие  –распространенными?
  4. Условия обособления одиночных приложений.
  5. Условия обособления распространенных  приложений.

I. Расставьте знаки препинания, выполните графический комментарий.

1. Молодые побеги еще не успевшие вытянуться выше аршина окружали своими темными гладкими стебельками почерневшие низкие пни. 2. С моря понималась туча черная тяжелая суровых очертаний похожая на черный хребет. 3. Отдаленная от нашего села тысячами километров живет и ночью закованная в гранит Москва. 4. Стояла погожая осень вся в солнце без ветра и гроз. 5. Синяя в созвездьях длится полночь. 6. Это был господин мрачного вида и с сиплым голосом. 7. На ярмарке были смоленские мужики в бараньих шапках.

II. Подготовьте рассказ о приложении по плану.

  1. Что такое приложение?
  2. Чем приложение отличается от несогласованного определения?
  3. Какие приложения называются нераспространенными, какие  –распространенными?
  4. Условия обособления одиночных приложений.
  5. Условия обособления распространенных  приложений.

I. Расставьте знаки препинания, выполните графический комментарий.

1. Молодые побеги еще не успевшие вытянуться выше аршина окружали своими темными гладкими стебельками почерневшие низкие пни. 2. С моря понималась туча черная тяжелая суровых очертаний похожая на черный хребет. 3. Отдаленная от нашего села тысячами километров живет и ночью закованная в гранит Москва. 4. Стояла погожая осень вся в солнце без ветра и гроз. 5. Синяя в созвездьях длится полночь. 6. Это был господин мрачного вида и с сиплым голосом. 7. На ярмарке были смоленские мужики в бараньих шапках.

II. Подготовьте рассказ о приложении по плану.

  1. Что такое приложение?
  2. Чем приложение отличается от несогласованного определения?
  3. Какие приложения называются нераспространенными, какие  –распространенными?
  4. Условия обособления одиночных приложений.
  5. Условия обособления распространенных  приложений.



Предварительный просмотр:

I. Расставьте знаки препинания, выполните графический комментарий.

Ночевала тучка золотая на груди утеса великана. Буфетчик Сергей налил гостям пять стаканов чаю. Ему ли карлику тягаться с исполином. Куда ты мчишься птица тройка?  Заяц беляк навострил уши и шмыгнул в кусты. Волга река широка и раздольна.

II. Подготовьте рассказ о приложении по плану.

  1. Что такое приложение?
  2. Чем приложение отличается от несогласованного определения?
  3. Какие приложения называются нераспространенными, какие  –распространенными?
  4. Условия обособления одиночных приложений.
  5. Условия обособления распространенных  приложений.

I. Расставьте знаки препинания, выполните графический комментарий.

Ночевала тучка золотая на груди утеса великана. Буфетчик Сергей налил гостям пять стаканов чаю. Ему ли карлику тягаться с исполином. Куда ты мчишься птица тройка?  Заяц беляк навострил уши и шмыгнул в кусты. Волга река широка и раздольна.

II. Подготовьте рассказ о приложении по плану.

  1. Что такое приложение?
  2. Чем приложение отличается от несогласованного определения?
  3. Какие приложения называются нераспространенными, какие  –распространенными?
  4. Условия обособления одиночных приложений.
  5. Условия обособления распространенных  приложений.

I. Расставьте знаки препинания, выполните графический комментарий.

Ночевала тучка золотая на груди утеса великана. Буфетчик Сергей налил гостям пять стаканов чаю. Ему ли карлику тягаться с исполином. Куда ты мчишься птица тройка?  Заяц беляк навострил уши и шмыгнул в кусты. Волга река широка и раздольна.

II. Подготовьте рассказ о приложении по плану.

  1. Что такое приложение?
  2. Чем приложение отличается от несогласованного определения?
  3. Какие приложения называются нераспространенными, какие  –распространенными?
  4. Условия обособления одиночных приложений.
  5. Условия обособления распространенных  приложений.

I. Расставьте знаки препинания, выполните графический комментарий.

Ночевала тучка золотая на груди утеса великана. Буфетчик Сергей налил гостям пять стаканов чаю. Ему ли карлику тягаться с исполином. Куда ты мчишься птица тройка?  Заяц беляк навострил уши и шмыгнул в кусты. Волга река широка и раздольна.

II. Подготовьте рассказ о приложении по плану.

  1. Что такое приложение?
  2. Чем приложение отличается от несогласованного определения?
  3. Какие приложения называются нераспространенными, какие  –распространенными?
  4. Условия обособления одиночных приложений.
  5. Условия обособления распространенных  приложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.

Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...

Презентация к уроку русского языка по теме "Приложение"

Презентация содержит теоретический материал о правописании приложений с примерами...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23

Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...

Урок русского языка по теме " Приложение как особый вид определения" 8 класс

Конспект урока русского языка по модели "перевёрнутый класс" с разноуровневым заданием....