Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку по теме

Толстихина Марина Сергеевна

РП по русскому языку 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_rya_7.doc189 КБ
Microsoft Office document icon ktp_rya_7.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана  на основе:

  • федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
  • приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программу общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от09.03.2004 №1312»
  • приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников в ОУ на 2014-2015 г.»
  • примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)
  • рабочей  программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе – 140 часов (из расчета 4 раза в неделю).  

Предмет «русский язык» входит в образовательную область «филология».

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

  В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе  сводятся к следующему:

  1. Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  2. Формировать прочные орфографические  и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
  3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
  4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать  на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов,  устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
  5. Формировать и развивать умения:
  • адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
  •  создавать собственные письменные  тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии  со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
  • создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля ( выступление, статья, интервью;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;
  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Характеристика класса

В 7 классе обучаются 13 человек. Пятеро учеников (Гагельганс Ю., Журавлев Д., Иванова Е., Кириллова Д., Чипигина А.) отличаются ответственностью, старанием, прилежанием. У них имеется четкая мотивация к обучению. Эти ученики владеют навыками самостоятельной работы. Остальные восемь учеников требуют повышенного внимания со стороны учителя. Низкая культура чтения, отсутствие системы и качества домашней подготовки тормозят их развитие. Значительные пробелы в знаниях негативно отражаются на мотивации к обучению. Навыки самостоятельной работы у пятерых обучающихся развиты недостаточно, что затрудняет работу на уроке. Рекомендуется организаия дополнительных занятий-консультаций со следующими учащимися: Антипенко А., Волков Д., Куртияков С., Лихов В., Семушев В., Шумкин В. В целом, класс работоспособный.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, у/о, зимняя и летняя сессия учителя (декабрь 2014 г., май 2015 г.), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой или  могут быть использованы уроки повторения.

Национально-региональный компонент

На изучение национально-регионального компонента образования по русскому языку отводится 10% учебного времени (14 часов в год). Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественного и публицистического стилей на различных уроках. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры устной и письменной речи, приобщает к культурным  традициям республики Хакасия. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие  навыки как  на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, привлечением материалов хрестоматии «Литература Хакасии»

№ урока

Тема урока

НРК

9

Р/р. Текст. Стили литературного языка

Дидактический материал

18

Выделение причастного оборота запятыми

Дидактический материал

22

Действительные и страдательные причастия

Дидактический материал

42

Морфологический разбор причастия

Дидактический материал

47

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Дидактический материал

60

Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия

Дидактический материал

65

Степени сравнения наречий

Дидактический материал

88

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

Дидактический материал

97

Союз как часть речи. простые и составные союзы.

Дидактический материал

104

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

Дидактический материал

109

Частица как часть речи

Дидактический материал

124

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Дидактический материал

125

Разделы науки о русском языке

Дидактический материал

134

Синтаксис. Пунктуация

Дидактический материал

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

1. Русский язык как развивающееся явление

1

2. Повторение изученного материала в 5-6 классах

10

3. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния.

76

4. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.  

36

5. Междометие.

1

6. Повторение изученного материала в 5-7 классах

16

ИТОГО

140

Содержание тем учебного курса.

Раздел I. Русский язык как развивающееся явление.

Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II. Повторение пройденного в 5-6 классах.

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия  и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий.  Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица  как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Практическая часть

№ п/п

Дата

по плану

Практическое занятие

Дата

по факту

17.09

Контрольная работа  по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах»

22.10

Р.р. Сжатое изложение

29.10

Контрольная работа  по теме «Причастие как часть речи. Причастный оборот»

17.11

Р.р. Выборочное изложение.

3.12

Контрольная работа  по теме « Правописание причастий. Пунктуация при  причастном обороте»

18.12

Р.р. Сочинение с описанием действия

22.12

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

28.01

Р.р. Описание действий.

2.02

Р.р. Изложение текста с описанием действия (упр. 248)

13.02

Контрольный диктант  по теме « Наречие»

19.02

Р.р. Сжатое изложение упр.281

2.03

Р.р. Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

16.03

Контрольный тест по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении»

18.03

Р.р. Сочинение «Я сижу на берегу…» (по упр. 335)

3.04

Контрольный тест по теме «Предлоги и союзы»

22.04

Р.Р. Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.402)

29.04

Р.Р. Подробное изложение   с элементами сочинения

30.04

Контрольный тест по теме «Служебные части речи»

22.05

Итоговый контрольный диктант

Итого: уроки развития речи – 10

контрольные работы – 9

Требования

к уровню подготовленности учащихся

  В результате изучения русского языка  учащиеся должны знать определения основных изученных в 7  классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного   языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,    описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи;  отличительные особенности  причастий и прилагательных;
  • об особенностях склонения причастий;
  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;
  • краткие страдательные причастия;
  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
  • порядок морфологического разбора причастий;
  • грамматические признаки деепричастия как части речи;
  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
  • порядок морфологического разбора деепричастий;
  • грамматические признаки наречия как части речи;
  • смысловые группы наречий;
  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
  • признаки  классификации  самостоятельных и служебных частей речи;
  • правила употребления предлогов с разными падежами;
  • о  производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
  • о сочинительных и подчинительных союзах;
  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;
  • формообразующие и смысловые частицы;
  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
  • о назначении в речи междометий.
  •   К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
  • производить синтаксический разбор предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, а также  сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  •   По орфографии.
  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
  •   Орфограммы, изученные в 7 классе:
  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  • Гласные перед одной и двумя буквами Н  в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах  кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
  • Правописание НЕ с деепричастиями;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  О-Е;
  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
  • Дефис между частями слова в наречиях;
  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;
  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
  • Раздельное и дефисное написание частиц;
  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
  •  Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
  • правильно писать изученные  в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
  •   По пунктуации.
  •   Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого      существительного, деепричастные обороты.
  •   По связной речи.
  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
  • Аудирование и чтение
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную  информацию);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
  • Говорение и письмо
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Критерии оценивания

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –  100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 –  120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).                                                                                      

К о н т р о л ь н ы й   с л о в а р н ы й   д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса  –  20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса  – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е   д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х   д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе  – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе  – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе  –  20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе  – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах  – не более 7 слов, в 8-9 классах  – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе  –  до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а   "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1.        Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;
  • ошибка в переносе слова;
  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.        Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

•        в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
  • в написании ы и и после приставок;
  • в случаях трудного различения не и ни;
  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.

3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я  и  и з л о ж е н и я  – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе  – 100-150 слов, в 6 классе  –  150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое, вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).

Методы и формы контроля

  • Комплексный анализ текста
  • Осложненное списывание
  • Тест
  • Составление сложного плана и простого плана к тексту
  • Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)
  • Составление текста определенного стиля и типа речи
  • Сочинение
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста
  • Редактирование текста

Литература

Для учащихся:

Русский язык : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 33-е изд. – М. : Просвещение, 2011.-223 с.

           

Для учителя:

Русский язык : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 33-е изд. – М. : Просвещение, 2011.-223 с.

Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.; науч.ред. Н.М.Шанский «Русский язык. 7 класс» / Е.В.Влодавская. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 206, [2] c. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 7 класс: / О.Н. Зайцева. – М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 134, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Русский язык: 7 класс: контрольные измерительные материалы / Г.Н. Потапова. – М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 95, [1] с. (Серия «Контрольно-измерительные материалы»)

Русский язык. Разноуровневые задания. 7 класс / Сост. Б.А.Макарова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 80 с. – (Дидактические материалы)

Русский язык. Тематический контроль : рабочая тетрадь : 7 класс / Под ред. И.П.Цыбулько. – 2-е изд., исправл. и доп. – М. : Издательство «Национальное образование», 2014. – 160 с. + прил. 16 с. – (ФГОС. Тематический контроль).

Русский язык. Теория. 5-9 кл. :  учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 19-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 319, [1] с.

Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 7 кл.» / Е.М.Сергеева. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 110 [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

7 класс

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Вид контроля

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

I четверть

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1ч.)

Уметь выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы

1

1

Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация.

Текущий контроль

1.09

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА  В 5-6 КЛАССАХ (10ч.)

Знать  понятия синтаксис, пунктуация, фонетика, графика, орфография, морфемика, морфема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова,  лексика, лексическое значение слова, фразеология; отличие простого предложения от сложного; отличие самостоятельных и служебных частей речи,

Уметь  определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря;  разграничивать лексическое и грамматическое значения слова; производить фонетический разбор слова; выделять и разбирать словосочетания; расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;  выполнять синтаксический разбор предложений.

2

1

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Текущий контроль

3.09

3

2

Лексика и фразеология.

Словарная работа, объяснительный диктант

4.09

4

3

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Творческое списывание текста

5.09

5

4

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

Тест, объяснительный диктант

8.09

6

5

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

Словарная работа, комплексный анализ текста

10.09

7

6

Морфология и орфография.

Текущий контроль, тест

11.09

8

7

Морфология и орфография.

Входной контроль (Тест №1), текущий контроль

12.09

9

8

 Р/р. Текст. Стили литературного языка. НРК

Свободный диктант  (упр.47).

15.09

10

9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах»

Диктант с грамматическим заданием(№1)

17.09

11

10

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками

18.09

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (76 ч.)

ПРИЧАСТИЕ (40 ч.)

Знать общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия; особенности склонения причастий; правило написания гласных в падежных окончаниях причастий, Н и НН в суффиксах; определение причастного оборота, условия обособления причастного оборота; признаки действительных и страдательных причастий.

Уметь склонять причастия; находить и дифференцировать причастия по указанным признакам; отличать причастия от глаголов и прилагательных; определять причастный оборот, находить его границы; распознавать краткие и полные формы страдательных причастий; определять синтаксическую роль причастий.

12

1

Причастие как часть речи.

Текущий контроль, словарная работа

19.09

13

2

Причастие как часть речи.

Словарно-орфографическая работа, тест

22.09

14

3

Р/р. Публицистический стиль. 

Свободный диктант

(упр.63).

24.09

15

4

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Словарно-орфографическая работа

25.09

16

5

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Практическая работа, проверочный диктант

26.09

17

6

Причастный оборот.

Комментированное письмо, работа с раздаточным материалом

29.09

18

7

Выделение причастного оборота запятыми. НРК

Практическая работа, проверочный диктант

1.10

19

8

Выделение причастного оборота запятыми.

Тест

2.10

20

9

Р/р. Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. 

Комплексный анализ текста, словарно-орфографическая работа

3.10

21

10

Действительные и страдательные причастия.

Текущий контроль

6.10

22

11

Действительные и страдательные причастия. НРК

Предупредительный диктант, тест

8.10

23

12

Краткие и полные страдательные причастия.

 

Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль

9.10

24

13

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Словарный диктант

10.10

25

14

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Текущий контроль, словарно-орфографическая работа

13.10

26

15

Действительные причастия прошедшего времени.

Текущий контроль, словарно-орфографическая работа

15.10

27

16

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Устное изложение от 3-го лица

16.10

28

17

Гласные в суффиксах  страдательных  причастий настоящего времени.

Текущий контроль, комплексный анализ текста

17.10

29

18

Гласные в суффиксах  страдательных  причастий настоящего времени.

Словарно-орфографическая работа

20.10

30

19

Р/р. Сжатое изложение

Изложение

22.10

31

20

Страдательные причастия прошедшего времени.

Словарный диктант

23.10

32

21

Страдательные причастия прошедшего времени.

Словарная работа, работа с таблицами

24.10

33

22

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.

Текущий контроль, тест

27.10

34

23

Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи. Причастный оборот» 

Диктант с грамматическим заданием (№2)

29.10

35

24

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками

30.10

36

25

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Текущий контроль

31.10

II четверть

37

26

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа

10.11

38

27

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа

12.11

39

28

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Объяснительный диктант, тест

13.11

40

29

Р/р. Выборочное изложение по упр.130.

Выборочное изложение

14.11

41

30

Р/р. Выборочное изложение по упр. 130.

17.11

42

31

Морфологический разбор причастия. НРК

Морфологический разбор причастий

19.11

43

32

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Текущий контроль

20.11

44

33

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Текущий контроль, тест

21.11

45

34

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи.

Объяснительный диктант

24.11

46

35

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Словарно-орфографическая работа

26.11

47

36

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. НРК

Словарный диктант, комплексный анализ текста

27.11

48

37

Р/р. Сочинение – описание внешности человека.

Сочинение-описание внешности человека ( §13)

28.11

49

38

Повторение изученного материала  о причастии.

Опрос, текущий контроль, составление таблиц по изученным темам

1.12

50

39

Контрольный диктант по теме « Правописание причастий. Пунктуация при  причастном обороте» 

Диктант с грамматическим заданием (№3)

3.12

51

40

Анализ контрольной работы. Понятие о деепричастии

Работа над ошибками

4.12

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 часов)

Знать  глагольные и наречные признаки деепричастия, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия;  понятие деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при деепричастном обороте; признаки деепричастия несовершенного вида, правописание суффиксов деепричастий несовершенного вида.

Уметь находить и дифференцировать деепричастия по указанным признакам, отличать деепричастия от глаголов и наречий; соблюдать нормы употребления деепричастий; определять деепричастный оборот, находить границы деепричастного оборота, отмечать его с помощью графических обозначений; заменять глаголы на причастия и деепричастия;  применять правило написания НЕ с деепричастиями

52

1

Понятие о деепричастии.

Текущий контроль

5.12

53

2

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Текущий контроль

8.12

54

3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Словарно-орфографическая работа, тест

10.12

55

4

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Работа с таблицей, словарно-орфографическая работа

11.12

56

5

Деепричастия несовершенного вида.

Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль

12.12

57

6

Деепричастия совершенного вида.

Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль

15.17

58

7

Деепричастия совершенного вида.

Лексическая работа

17.12

59

8

Р/р. Сочинение с описанием действия.

Сочинение по картине

18.12

60

9

Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия. НРК

Опрос, текущий контроль, составление таблиц по изученным темам

19.12

61

10

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Диктант с грамматическим заданием (№4)

22.12

НАРЕЧИЕ (23 ЧАСА)

Знать  значение наречий, морфологические признаки наречий, синтаксическую роль наречий; смысловые группы наречий; степени сравнения наречий, способы образования сравнительной и превосходной степени сравнения наречий; правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, основные способы словообразования наречий; порядок морфологического разбора наречий; образование отрицательных местоимений и наречий; правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий; правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; алгоритм написания Н и НН в наречиях.

Уметь находить и  характеризовать наречия, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль; находить словосочетания с наречиями; применять орфографическое правило при написании НЕ с наречиями, находить наречия в орфографическом словаре; распознавать степени сравнения наречий, образовывать различные степени сравнения наречий, находить в текстах наречия  разных форм; находить наречия, определять их разряд; выписывать словосочетания с наречиями; составлять синонимические ряды с наречиями; применять правило правописания Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий; применять орфографическое правило написания Н и НН в наречиях; применять правило написания Н и НН в разных частях речи; применять правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий.

62

1

Наречие как часть речи.

Словарная работа, текущий контроль

24.12

63

2

Употребление наречий в речи.

Предупредительный диктант, тест, комплексный анализ текста

25.12

64

3

Смысловые группы наречий.

Комплексная работа с текстом, предупредительный диктант

26.12

III четверть

65

4

Степени сравнения наречий. НРК

Словарная работа, текущий контроль.

12.01

66

5

Морфологический разбор наречия.

Словарный диктант по упр.215

14.01

67

6

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  -О и –Е.

Словарная работа.

15.01

68

7

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  -О и –Е.

Словарная работа, предупредительный диктант

16.01

69

8

Урок – практикум по теме «Употребление НЕ с разными частями речи»

Составление таблицы, тест

19.01

70

9

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Словарная работа, проверочный диктант

21.01

71

10

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Словарная работа, проверочный диктант

22.01

72

11

Н и НН в наречиях на –О и –Е.

Словарная работа, опрос по теме.

23.01

73

12

Урок – практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи»

Работа с таблицами, тест

26.01

74

13

Р/р. Описание действий. 

Сочинение- описание действий

28.01

75

14

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Работа с таблицей, тест

29.01

76

15

Буквы О и А на конце наречий

Работа с таблицей, словарно-орфоэпическая работа.

30.01

77

16

Р/р. Изложение текста с описанием действия (упр. 248)

Изложение с элементами сочинения

2.02

78

17

Дефис между частями слова в наречиях.

Предупредительный диктант, опрос

4.02

79

18

Дефис между частями слова в наречиях.

Работа с таблицей, словарный диктант

5.02

80

19

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Словарно-орфографическая работа, предупредительный диктант

6.02

81

20

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Работа с обобщающей таблицей, тест

9.02

82

21

Повторение изученного о наречии.

Опрос, тест

11.02

83

22

Повторение изученного о наречии. 

Опрос

12.02

84

23

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Диктант с грамматическим заданием (№5)

13.02

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3 ч.)

Знать признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия; алгоритм морфологического разбора слов категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; отличать слова категории состояния и наречия; выделять слова категории состояния как члены предложения; выполнять морфологический разбор слов категории состояния

85

1

Категория состояния как часть речи.

Работа над ошибками, текущий контроль

16.02

86

2

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор слов категории состояния.

.

Словарная работа, морфологический разбор

18.02

87

3

Р/р. Сжатое изложение упр.281

Сжатое изложение

19.02

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (37 ч.)

ПРЕДЛОГ (9 ч.)

Знать особенности самостоятельных и служебных частей речи; значение и условия употребления предлогов; особенности однозначных и многозначных предлогов; непроизводные и производные предлоги, способ образования производных предлогов; простые и составные предлоги; алгоритм морфологического разбора предлога; правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи; различать предлоги, выписывать словосочетания с предлогами; употреблять однозначные и многозначные предлоги; распознавать производные и непроизводные предлоги, анализировать производные предлоги по их происхождению; исправлять неправильное употребление предлогов; распознавать простые и составные предлоги, производить морфологический разбор предлогов; применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

88

1

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. НРК

Комплексный анализ текста, словарная работа

20.02

89

2

Употребление предлогов.

Работа со словарем, предупредительный диктант, тест

23.02

90

3

Непроизводные и производные предлоги.

Текущий контроль

25.02

91

4

Непроизводные и производные предлоги.

Предупредительный диктант

26.02

92

5

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.

Комплексный анализ текста, тест

27.02

93

6

Р.р. Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Сочинение

2.03

94

7

Слитное и раздельное написание предлогов.

Словарная работа

4.03

95

8

Слитное и раздельное написание предлогов.

Предупредительный диктант

5.03

96

9

Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест.

Тест

6.03

СОЮЗ (12ч.)

Знать особенности союза как служебной части речи; особенности сочинительных и подчинительных союзов; классификацию союзов по значению; правило написания союзов; правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; алгоритм морфологического разбора союза.

Уметь определять союз как часть речи; производить морфологический анализ союза; распознавать сочинительные и подчинительные союзы; выписывать сложные предложения, дифференцируя их по союзам; составлять сложные предложения, используя разные союзы; применять орфографическое правило написания союзов  ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ; отличать союзы от  наречий с частицей (ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ); расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях; выделять союзы в тексте, классифицировать их; опознавать разные по значению подчинительные союзы; составлять сложноподчиненные предложения из данных простых,

97

1

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. НРК

Словарно-орфографическая работа, анализ текста

9.03

98

2

Союзы сочинительные и подчинительные.

Текущий контроль

11.03

99

3

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Текущий контроль

12.03

100

4

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Предупредительный диктант, проверочная работа

13.03

101

5

Контрольный тест по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении»

Тест или проверочная работа

16.03

102

6

Р/р. Сочинение «Я сижу на берегу…» (по упр. 335)

Сочинение

18.03

103

7

Сочинительные союзы.

Текущий контроль, работа с таблицами

19.03

104

8

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. НРК

Текущий контроль

20.03

IV четверть

105

9

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

Текущий контроль

30.03

106

10

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

Текущий контроль

1.04

107

11

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

Проверочный диктант

2.04

108

12

Контрольный тест по теме «Предлоги и союзы»

Тест или проверочная работа

3.04

ЧАСТИЦА (15 ч.)

МЕЖДОМЕТИЕ (1ч.)

Знать особенности частицы как части речи; разряды частиц по значению, употреблению и строению; отрицательные частицы НЕ и НИ, приставки НЕ- и НИ-; правило раздельного и дефисного написания частиц; отличие частиц, приставок, союзов; особенности употребления междометий.

Уметь распознавать разряды частиц по значению, употреблению и строению; дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением; выделять смысловые частицы, производить замены частиц; определять значение частиц в предложении; доказывать частеречную принадлежность слов; применять правило раздельного и дефисного написания частиц; составлять словосочетания и предложения с частицами; обозначать изученные орфограммы; находить в тексте междометия.

109

1

Частица как часть речи. НРК

Текущий контроль

6.04

110

2

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Текущий контроль

8.04

111

3

Смысловые частицы.

Комплексный анализ текста

9.04

112

4

Смысловые частицы.

Проверочный диктант

10.04

113

5

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы.

Словарно-орфографическая работа

13.04

114

6

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Текущий контроль

15.04

115

7

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Тест

16.04

116

8

Различение частицы и приставки НЕ-.

Словарный диктант

17.04

117

9

Различение частицы и приставки НЕ-.

Опрос, выборочный диктант

20.04

118

10

Р/р. Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.402)

Сочинение

22.04

119

11

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ.

Текущий контроль

23.04

120

12

Повторение изученного материала о частицах.

Тест или проверочная работа

24.04

121

13

Р/р. Подробное изложение   с элементами сочинения 

Подробное изложение

27.04

122

14

Р/р. Подробное изложение   с элементами сочинения 

29.04

123

15

Контрольный тест по теме «Служебные части речи»

Тест

30.04

124

16

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. НРК

Текущий контроль

1.05

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ (16 ч.)

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию.

Уметь применять на практике изученные правила.

125

1

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. НРК

Работа с таблицами, свободный диктант, сочинение

4.05

126

2

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

6.05

127

3

Фонетика и графика.

Тематический контроль

7.05

128

4

Лексика и фразеология.

Тематический контроль, опрос

8.05

129

5

Лексика и фразеология.

11.05

130

6

Морфемика. Словообразование.

Тематический контроль, тест, опрос

13.05

131

7

Морфемика. Словообразование.

Комплексный анализ текста, морфологический разбор разных частей речи.

14.05

132

8

Морфология

15.05

133

9

Морфология

Комплексный анализ текста

18.05

134-135

10-11

Орфография. НРК

Тематический контроль

20.05

21.05

136-137

12-13

Синтаксис. Пунктуация.

Индивидуальный опрос

22.05

25.05

138

14

Итоговый контрольный диктант

Диктант

27.05

139

15

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

28.05

 140

16

Итоговое занятие

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....