Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (пояснительная записка и КТП). КТП следует несколько подкорректировать (убрать уроки работы ошибками).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_rya_6.doc | 413.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_rya_6.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
6 класс
№ п/п | № в теме | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | Примечания | |||
По плану | По факту | |||||||
I четверть Русский язык – один из развитых языков мира (1ч) Знать о связи русского языка с другими славянскими языками, о том, что русский язык – один из развитых языков мира. Уметь строить связное монологическое высказывание. | ||||||||
1 | 1 | Русский язык – один из развитых языков мира. НРК | Устный опрос | 1.09 | ||||
Закрепление изученного в 5 классе (8ч+2ч)+2ч Знать порядок фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического и пунктуационного разборов; морфологические признаки частей речи; состав словосочетания; отличие простого и сложного предложения. Уметь выполнять морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический и пунктуационный разборы; правильно определять части речи и их морфологические и синтаксические признаки; отличать простые и сложные предложения; вычленять словосочетания; правильно ставить знаки препинания; | ||||||||
2 | 1 | Фонетика, орфоэпия. Фонетический разбор слова. Орфография | Самостоятельная работа | 3.09 | ||||
3 | 2 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов | Самостоятельная работа | 4.09 | ||||
4 | 3 | Части речи. Морфологический разбор слова | Фронтальный опрос | 4.09 | ||||
5 | 4 | Орфограммы в окончаниях слов | Фронтальный опрос | 5.09 | ||||
6 | 5 | Р/р. Сочинение-повествование // сочинение-рассуждение. НРК | Комплексный анализ текста | 5.09 | ||||
7 | 6 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении | Самостоятельная работа | 8.09 | ||||
8 | 7 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | Самостоятельная работа | 10.09 | ||||
9 | 8 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Фронтальный опрос | 11.09 | ||||
10 | 9 | Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Фронтальный опрос | 11.09 | ||||
11 | 10 | Р/р. Текст. Официально-деловой стиль речи | Комплексный анализ текста | 12.09 | ||||
12 | 11 | Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5 классе» | Диктант с грамматическим заданием (№1) | 12.09 | ||||
13 | 12 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. Лексика | Индивидуальный опрос | 15.09 | ||||
Лексика и фразеология. Культура речи (10ч+3ч)+2ч Знать основные единицы языка и его словарный состав; различие слов русского языка по сфере употребления; определение понятий «жаргонизмы», «эмоционально окрашенные слова», «профессионализмы», «диалектизмы», «неологизмы», «заимствованные слова», «устаревшие слова», «фразеологизмы» и их роли в обогащении речи. Уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов; определять уместность употребления слов; употреблять фразеологизмы в речи. | ||||||||
14 | 1 | Лексика как раздел науки о языке | Фронтальный опрос | 17.09 | ||||
15 | 2 | Р/р. Собирание материалов к сочинению-описанию картины «После дождя» | Индивидуальный опрос | 18.09 | ||||
16 | 3 | Р/р. Написание сочинения-описания картины А.М.Герасимова «После дождя» | Сочинение | 18.09 | ||||
17 | 4 | Общеупотребительные слова | Фронтальный опрос | 19.09 | ||||
18 | 5 | Профессионализмы. | Фронтальный опрос | 19.09 | ||||
19 | 6 | Диалектизмы. НРК | Фронтальный опрос | 22.09 | ||||
20 | 7 | Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова | Фронтальный опрос | 24.09 | ||||
21 | 8 | Устаревшие слова | Текущий контроль, словарная работа | 25.09 | ||||
22 | 9 | Неологизмы | Индивидуальный опрос | 25.09 | ||||
23 | 10 | Исконно русские и заимствованные слова | Фронтальный опрос | 26.09 | ||||
24 | 11 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. НРК | Текущий контроль | 26.09 | ||||
25 | 12 | Повторение изученного по лексике и фразеологии | Индивидуальный опрос | 29.09 | ||||
26 | 13 | Закрепление изученного по лексике и фразеологии | Творческий диктант | 1.10 | ||||
27 | 14 | Проверочная работа-тест по лексике, фразеологии и культуре речи | Самостоятельная работа | 2.10 | ||||
28 | 15 | Словообразование. Орфография. Анализ проверочной работы по лексике, фразеологии и культуре речи | Индивидуальный опрос | 2.10 | ||||
Словообразование. Орфография. Культура речи (24ч+4ч)+2ч Знать основные способы образования слов в русском языке; определение понятия «этимология»; условия выбора написания корней –гор-//-гар-, -кос-//-кас-.; условия выбора букв и и ы после приставок; правописание гласных в приставках; об образовании сложных слов с помощью соединительных гласных. Уметь определять способ образования слова; работать с этимологическим словарем; определять способ образования слова; правильно писать корни с чередованием; правильно писать слова с изученными орфограммами; верно выбирать соединительные гласные о и е в сложных словах. | ||||||||
29 | 1 | Словообразование. Орфография. Повторение изученного | Фронтальный опрос | 3.10 | ||||
30 | 2 | Словообразование. Орфография. Повторение изученного | Текущий контроль, словарно-орфографическая работа | 3.10 | ||||
31 | 3 | Р/р. Описание помещения | Комплексный анализ текста | 6.10 | ||||
32 | 4 | Основные способы образования слов в русском языке | Индивидуальный опрос | 8.10 | ||||
33 | 5 | Основные способы образования слов в русском языке | Текущий контроль, словарно-орфографическая работа | 9.10 | ||||
34 | 6 | Этимология слов | Фронтальный опрос | 9.10 | ||||
35 | 7 | Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | Анализ текста, фронтальный опрос | 10.10 | ||||
36 | 8 | Буквы О и А в корне -КОС- и КАС- | Словарно-орфографическая работа | 10.10 | ||||
37 | 9 | Буквы О-А в корне -КОС- и КАС- | Текущий контроль | 13.10 | ||||
38 | 10 | Буквы О и А в корне -ГОР- и –ГАР- | Словарно-орфографическая работа | 15.10 | ||||
39 | 11 | Буквы О и А в корне -ГОР- и –ГАР- | Текущий контроль | 16.10 | ||||
40 | 12 | Буквы Ы и И после приставок | Индивидуальный опрос | 16.10 | ||||
41 | 13 | Буквы Ы и И после приставок | Словарно-орфографическая работа | 17.10 | ||||
42 | 14 | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | Индивидуальный опрос | 17.10 | ||||
43 | 15 | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | Словарно-орфографическая работа | 20.10 | ||||
44 | 16 | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография». НРК | Индивидуальный опрос | 22.10 | ||||
45 | 17 | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» | Индивидуальный опрос | 23.10 | ||||
46 | 18 | Тест по разделу «Словообразование и орфография» | Самостоятельная работа | 23.10 | ||||
47 | 19 | Анализ теста по разделу «Словообразование и орфография», работа над ошибками | Индивидуальный опрос | 24.10 | ||||
48 | 20 | Контрольный диктант по разделу «Словообразование и орфография» | Диктант (№2) | 24.10 | ||||
49 | 21 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. Изложение-описание | Индивидуальный опрос | 27.10 | ||||
50 | 22 | Р/р. Выборочное изложение-описание помещения с изменением лица (А.С.Пушкин «Станционный смотритель») | Выборочное изложение | 29.10 | ||||
51 | 23 | Соединительные О и Е в сложных словах | Фронтальный опрос | 30.10 | ||||
52 | 24 | Сложносокращенные слова | Индивидуальный опрос, текущий контроль | 30.10 | ||||
53 | 25 | Сложносокращенные слова | Словарно-орфографическая работа | 31.10 | ||||
54 | 26 | Р/р. Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро» | Сочинение | 31.10 | ||||
II четверть | ||||||||
55 | 27 | Морфемный и словообразовательный разборы слова | Индивидуальный опрос, текущий контроль | 10.11 | ||||
56 | 28 | Морфемный и словообразовательный разборы слова (НРК) | Текущий контроль, объяснительный диктант | 12.11 | ||||
57 | 29 | Закрепление изученного по разделу «Словообразование. Орфография» | Индивидуальный опрос, объяснительный диктант | 13.11 | ||||
58 | 30 | Проверочная работа по разделу «Словообразование. Орфография» | Самостоятельная работа | 13.11 | ||||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (18ч+3ч)+3ч Знать разносклоняемые и несклоняемые существительные; способы определения рода несклоняемых имен существительных; об именах существительных общего рода; план морфологического разбора имени существительного; условия написания суффикса -ен- существительных на -мя; условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными; способ действия при выборе написания суффиксов -чик и -щик; об образовании существительных с помощью суффиксов -ек и -ик, о способе действия при выборе их написания. Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными; определять род данных слов и употреблять их в речи; выполнять морфологический разбор имени существительного; правильно писать суффикс существительных на –мя; различать не- приставку, частицу и часть корня; применять правило при выборе написания суффиксов -чик и –щик; владеть способом действия при выборе написания суффиксов –ек и –ик. | ||||||||
59 | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Фронтальный опрос | 14.11 | ||||
60 | 2 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Индивидуальный опрос, текущий контроль | 14.11 | ||||
61 | 3 | Р/р. Составление письма другу (НРК) | Комплексный анализ текста, фронтальный опрос | 17.11 | ||||
62 | 4 | Разносклоняемые имена существительные | Фронтальный Опрос, объяснительный диктант | 19.11 | ||||
63 | 5 | Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ | Индивидуальный опрос, текущий контроль | 20.11 | ||||
64 | 6 | Р/р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен. НРК | Индивидуальный опрос | 20.11 | ||||
65 | 7 | Несклоняемые имена существительные | Фронтальный опрос | 21.11 | ||||
66 | 8 | Род несклоняемых имен существительных | Индивидуальный Опрос, текущий контроль | 21.11 | ||||
67 | 9 | Род несклоняемых имен существительных | Фронтальный опрос, текущий контроль | 24.11 | ||||
68 | 10 | Имена существительные общего рода | Фронтальный Опрос, самостоятельная работа | 26.11 | ||||
69 | 11 | Морфологический разбор имени существительного | Фронтальный опрос, проверочная работа | 27.11 | ||||
70 | 12 | Р/р. Сочинение-описание по личным впечатлениям. НРК | Сочинение | 27.11 | ||||
71 | 13 | НЕ с существительными | Индивидуальный опрос | 28.11 | ||||
72 | 14 | НЕ с существительными | Фронтальный опрос, текущий контроль, самостоятельная работа | 28.11 | ||||
73 | 15 | Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК и -ЩИК | Фронтальный Опрос, объяснительный диктант | 1.12 | ||||
74 | 16 | Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК и -ЩИК | Индивидуальный опрос, текущий контроль | 3.12 | ||||
75 | 17 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК | Фронтальный опрос, словарно-орфографическая работа | 4.12 | ||||
76 | 18 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | Самостоятельная работа | 4.12 | ||||
77 | 19 | Закрепление изученного по теме «Имя существительное». НРК | Индивидуальный опрос | 5.12 | ||||
78 | 20 | Закрепление изученного по теме «Имя существительное» | Индивидуальный опрос, объяснительный диктант | 5.12 | ||||
79 | 21 | Тест по теме «Имя существительное» | Самостоятельная работа | 8.12 | ||||
80 | 22 | Анализ теста по теме «Имя существительное», работа над ошибками | Индивидуальный опрос | 10.12 | ||||
81 | 23 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Диктант №3 | 11.12 | ||||
82 | 24 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. Имя прилагательное | Индивидуальный опрос | 11.12 | ||||
Имя прилагательное (18ч+3ч)+3ч Знать, как морфологически разбирается имя прилагательное; что обозначают; о степенях сравнения имен прилагательных, как они образуются, когда употребляются; условия выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц; условия выбора написания не с именами прилагательными; условия выбора употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов; три разряда прилагательных; о признаках качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Уметь определять морфологические признаки имени прилагательного; находить прилагательные в сравнительной степени, превосходной степени; сопоставлять правила правописания букв о и е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи; правильно применять правило написания не с именами прилагательными; правильно писать сложные прилагательные; распознавать имена прилагательные на основе общего ГЗ, общих признаков; определять роль прилагательных в тексте, синтаксическую роль; различать качественные и относительные прилагательные. | ||||||||
83 | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Фронтальный опрос | 12.12 | ||||
84 | 2 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Индивидуальный Опрос, текущий контроль | 12.12 | ||||
85 | 3 | Р/р. Описание природы (НРК) | Творческая работа | 15.12 | ||||
86 | 4 | Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень | Лингвистический разбор | 17.12 | ||||
87 | 5 | Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень | Индивидуальный опрос, текущий контроль | 18.12 | ||||
88 | 6 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Индивидуальный опрос | 18.12 | ||||
89 | 7 | Относительные прилагательные | Лингвистический разбор | 19.12 | ||||
90 | 8 | Р/р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (упр. 297) | Изложение | 19.12 | ||||
91 | 9 | Притяжательные прилагательные | Самостоятельная работа | 22.12 | ||||
92 | 10 | Морфологический разбор имени прилагательного | Лингвистический разбор | 24.12 | ||||
93 | 11 | НЕ с прилагательными | Объяснительный диктант | 25.12 | ||||
94 | 12 | НЕ с прилагательными | Индивидуальный опрос, текущий контроль (тест) | 25.12 | ||||
95 | 13 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | Словарный диктант | 26.12 | ||||
96 | 14 | Р/р. Сочинение-описание природы по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» | Творческая работа | 26.12 | ||||
III четверть | ||||||||
97 | 15 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Объяснительный диктант | 12.01 | ||||
98 | 16 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Индивидуальный опрос, текущий контроль | 14.01 | ||||
99 | 17 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 15.01 | ||||
100 | 18 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Объяснительный диктант | 15.01 | ||||
101 | 19 | Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное» | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 16.01 | ||||
102 | 20 | Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное». НРК | Самостоятельная работа, индивидуальный опрос | 16.01 | ||||
103 | 21 | Тест по теме «Имя прилагательное» | Тест | 19.01 | ||||
104 | 22 | Тест по теме «Имя прилагательное» | Тест, индивидуальный опрос | 21.01 | ||||
105 | 23 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Диктант №4 | 22.01 | ||||
106 | 24 | Анализ контрольного диктанта. Имя числительное как часть речи | Индивидуальный опрос | 22.01 | ||||
Имя числительное (12ч+2ч)+3ч Знать о признаках числительного как части речи; условия выбора написания мягкого знака на конце и в середине числительных; разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные); о функции и составе дробных числительных, особенностях их склонения; о значении собирательных числительных, их образовании; об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении, назначении в речи; план разбора имени числительного; морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного; правила склонения и употребления числительных в речи. Уметь различать простые и составные числительные; применять правило при написании числительных; находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные; определять разряд количественных числительных; определять морфологические признаки имени числительного и производить его морфологический разбор; правильно склонять имена числительные, употреблять в речи. | ||||||||
107 | 1 | Имя числительное как часть речи. НРК | Фронтальный опрос | 23.01 | ||||
108 | 2 | Простые и составные числительные | Индивидуальный опрос | 23.01 | ||||
109 | 3 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Индивидуальный опрос, объяснительный диктант | 26.01 | ||||
110 | 4 | Разряды количественных числительных | Фронтальный Опрос, лингвистический разбор | 28.01 | ||||
111 | 5 | Числительные, обозначающие целые числа | Самостоятельная работа | 29.01 | ||||
112 | 6 | Р/р. Выборочное изложение с использованием числительных (по повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца», упр.366) | Творческая работа | 29.01 | ||||
113 | 7 | Дробные числительные | Фронтальный опрос | 30.01 | ||||
114 | 8 | Собирательные числительные | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | 30.01 | ||||
115 | 9 | Порядковые числительные. НРК | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 2.02 | ||||
116 | 10 | Порядковые числительные | Лингвистический разбор | 4.02 | ||||
117 | 11 | Р/р. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!» (упр.389) | Творческая работа | 5.02 | ||||
118 | 12 | Морфологический разбор имени числительного | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 5.02 | ||||
119 | 13 | Морфологический разбор имени числительного | Индивидуальный опрос | 6.02 | ||||
120 | 14 | Закрепление изученного по теме «Имя числительное» | Индивидуальный опрос | 6.02 | ||||
121 | 15 | Закрепление изученного по теме «Имя числительное» | Индивидуальный опрос | 9.02 | ||||
122 | 16 | Тест по теме «Имя числительное» | Тест | 11.02 | ||||
123 | 17 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | Диктант №5 | 12.02 | ||||
Местоимение (19ч+3ч)+4ч Знать сведения о местоимении как части речи; разряды местоимений; личные местоимения и особенности их склонения; вопросительные местоимения, их роль в речи; относительные местоимения, их употребление в речи; об отличительных признаках неопределенных местоимений; об образовании и написании неопределенных местоимений; план разбора местоимения; Уметь находить местоимения в тексте, определять их роль, правильно употреблять в речи; правильно писать местоимения с предлогами; склонять личные местоимения; употреблять местоимение себя в нужной форме; употреблять вопросительные местоимения с учетом особенностей склонения; различать относительные и вопросительные местоимения; находить неопределенные местоимения; определять их синтаксическую роль, правильно писать не с ними и правильно писать их через дефис; производить морфологический разбор местоимения. | ||||||||
124 | 1 | Местоимение как часть речи | Фронтальный опрос | 12.02 | ||||
125 | 2 | Личные местоимения | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 13.02 | ||||
126 | 3 | Возвратное местоимение СЕБЯ | Индивидуальный опрос, словарная работа | 13.02 | ||||
127 | 4 | Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица | Творческая работа | 16.02 | ||||
128 | 5 | Вопросительные местоимения | Объяснительный диктант | 18.02 | ||||
129 | 6 | Относительные местоимения | Фронтальный опрос | 19.02 | ||||
130 | 7 | Относительные местоимения | Самостоятельная работа | 19.02 | ||||
131 | 8 | Неопределенные местоимения | Фронтальный опрос | 20.02 | ||||
132 | 9 | Неопределенные местоимения | Индивидуальный опрос | 20.02 | ||||
133 | 10 | Отрицательные местоимения | Фронтальный опрос, лингвистический разбор | 23.02 | ||||
134 | 11 | Отрицательные местоимения | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 25.02 | ||||
135 | 12 | Отрицательные местоимения | Текущий контроль | 26.02 | ||||
136 | 13 | Притяжательные местоимения | Фронтальный опрос | 26.02 | ||||
137 | 14 | Притяжательные местоимения | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 27.02 | ||||
138 | 15 | Р/р. Сочинение-рассуждение (упр.436) | Творческая работа | 27.02 | ||||
139 | 16 | Указательные местоимения | Лингвистический разбор | 2.03 | ||||
140 | 17 | Определительные местоимения | Фронтальный опрос, объяснительный диктант | 4.03 | ||||
141 | 18 | Определительные местоимения | Лингвистический разбор | 5.03 | ||||
142 | 19 | Р/р. Сочинение-рассказ по воображению или по картине (Е.В.Сыромятникова «Первые зрители») | Творческая работа | 5.03 | ||||
143 | 20 | Морфологический разбор местоимения | Фронтальный опрос | 6.03 | ||||
144 | 21 | Морфологический разбор местоимения | Индивидуальный опрос | 6.03 | ||||
145 | 22 | Обобщение по теме «Местоимение» | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 9.03 | ||||
146 | 23 | Закрепление изученного по теме «Местоимение» | Индивидуальный опрос | 11.03 | ||||
147 | 24 | Закрепление изученного по теме «Местоимение» | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 12.03 | ||||
148 | 25 | Тест по теме «Местоимение» | Тест, индивидуальный опрос | 12.03 | ||||
149 | 26 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Диктант №6 | 13.03 | ||||
Глагол (24ч+6ч)+4ч Знать грамматические признаки глагола, его синтаксическую роль; о разноспрягаемых глаголах; о переходных и непереходных глаголах; о наклонениях глагола; об изменении глаголов в изъявительном наклонении; как образуются и изменяются глаголы условного наклонения; о безличных глаголах; порядок морфологического разбора глагола, его грамматические признаки; способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов. Уметь правильно писать безударные окончания глаголов; определять синтаксическую роль глагола; различать переходные и непереходные глаголы; различать наклонения глаголов; отличать безличные глаголы от личных; употреблять безличные глаголы в речи; правильно определять морфологические признаки глагола; владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов. | ||||||||
150 | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол» | Фронтальный опрос | 13.03 | ||||
151 | 2 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол» | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 16.03 | ||||
152 | 3 | Обобщение изученного по теме «Глагол» в 5 классе | Индивидуальный опрос, тест | 18.03 | ||||
153 | 4 | Р/р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста (упр.465) | Творческая работа | 19.03 | ||||
154 | 5 | Разноспрягаемые глаголы | Фронтальный опрос | 19.03 | ||||
155 | 6 | Разноспрягаемые глаголы | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | 20.03 | ||||
156 | 7 | Глаголы переходные и непереходные | Фронтальный опрос, объяснительный диктант | 20.03 | ||||
IV четверть | ||||||||
157 | 8 | Глаголы переходные и непереходные | Индивидуальный опрос, тест | 30.03 | ||||
158 | 9 | Глаголы переходные и непереходные | Фронт. опрос | 1.04 | ||||
159 | 10 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 2.04 | ||||
160 | 11 | Р/р. Подготовка к контрольному изложению (упр. 485) | Изложение | 2.04 | ||||
160 | 12 | Р/р. Контрольное изложение (упр. 485) | Изложение | 3.04 | ||||
162 | 13 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | Фронтальный опрос, лингвистический разбор | 3.04 | ||||
163 | 14 | Условное наклонение | Объяснительный диктант | 6.04 | ||||
164 | 15 | Условное наклонение | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 8.04 | ||||
165 | 16 | Повелительное наклонение | Индивидуальный опрос, тест | 9.04 | ||||
166 | 17 | Повелительное наклонение | Фронтальный опрос | 9.04 | ||||
167 | 18 | Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам | Творческая работа | 10.04 | ||||
168 | 19 | Употребление глаголов повелительного наклонения. НРК | Индивидуальный опрос | 10.04 | ||||
169 | 20 | Употребление наклонений | Фронтальный опрос, работа по карточкам | 13.04 | ||||
170 | 21 | Употребление наклонений | Фронтальный опрос, лингвистический разбор | 15.04 | ||||
171 | 22 | Безличные глаголы | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 16.04 | ||||
172 | 23 | Безличные глаголы | Лингвистический разбор | 16.04 | ||||
173 | 24 | Р/р. Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного | Творческая работа | 17.04 | ||||
174 | 25 | Р/р. Написание сочинения-рассказа на основе услышанного | Творческая работа | 17.04 | ||||
175 | 26 | Морфологический разбор глагола | Индивидуальный опрос, объяснительный диктант | 20.04 | ||||
176 | 27 | Морфологический разбор глагола | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 22.04 | ||||
177 | 28 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Фронтальный опрос | 23.04 | ||||
178 | 29 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 23.04 | ||||
179 | 30 | Обобщение изученного по теме «Глагол» | Творческий проект | 24.04 | ||||
180 | 31 | Закрепление изученного по теме «Глагол». | Тест | 24.04 | ||||
181 | 32 | Закрепление изученного по теме «Глагол» | Индивидуальный опрос | 27.04 | ||||
182 | 33 | Тест по теме «Глагол» | 29.04 | |||||
183 | 34 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Диктант №7 | 30.04 | ||||
Закрепление и систематизация изученного в 5 и 6 классах (8ч+2ч)+5ч Знать разделы науки о языке; самостоятельные части речи; морфологические признаки изученных частей речи, порядок морфологического разбора слов; основные синтаксические единицы русского языка, порядок синтаксического разбора словосочетания и предложения. Уметь опознавать изученные части речи в тексте; выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи; производить синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений. | ||||||||
184-185 | 1-2 | Разделы науки о языке | Фронтальный опрос, комплексный анализ текста | 30.04 1.05 | ||||
186-187 | 3-4 | Орфография. Орфографический разбор | Лингвистический разбор | 1.05 4.05 | ||||
188 | 5 | Р/р. Подготовка к сочинению на выбранную тему (упр. 549) | Творческая работа | 6.05 | ||||
189 | 6 | Р/р. Написание сочинения на выбранную тему | Творческая работа | 7.05 | ||||
190-191 | 7-8 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 7.05 8.05 | ||||
192-193 | 9-10 | Лексика и фразеология | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 8.05 11.05 | ||||
194-195 | 11-12 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | Морфемный и словообразовательный разбор слова, текущий контроль | 13.05 14.05 | ||||
196-197 | 13-14 | Морфология. Морфологический разбор слова | Морфологический разбор слова, текущий контроль | 14.05 15.05 | ||||
198-200 | 15-17 | Синтаксис. Синтаксический разбор | Синтаксический разбор предложения, тест | 15.05 18.05 20.05 | ||||
201 | 18 | Зачет по темам, изученным в 6 классе (билеты с вопросами) | Индивидуальный опрос | 21.05 | ||||
202-203 | 19-20 | Тест по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе» | Тест | 21.05 22.05 | ||||
204-205 | 21-22 | Контрольный диктант по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе» | Диктант №8 | 22.05 25.05 | ||||
206-207 | 23-24 | Брейн-ринг «Русский язык – это интересно» | 27.05 28.05 | |||||
208 | 25 | Заключительный урок «Итоги путешествия в страну русского языка» | 28.05 | |||||
209-210 | 26-27 | Резервные уроки | 29.05 29.05 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе:
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
- приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программу общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от09.03.2004 №1312»
- приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников в ОУ на 2014-2015 г.»
- примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)
- авторской программы образовательных учреждений по русскому языку 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.М.:«Просвещение», 2010г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 6 классе – 210 часов (из расчета 6 часов в неделю).
Предмет «русский язык» входит в образовательную область «филология».
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Характеристика класса
В 6 классе обучаются 6 человек. Две ученицы (Расторгуева В., Степанова Р.) отличаются ответственностью, старанием, прилежанием. У них имеется четкая мотивация к обучению. Эти ученицы владеют навыками самостоятельной работы. Остальные четверо учеников требуют повышенного внимания со стороны учителя. Низкая культура чтения, отсутствие системы и качества домашней подготовки тормозят их развитие. Значительные пробелы в знаниях негативно отражаются на мотивации к обучению. Навыки самостоятельной работы у этих обучающихся развиты недостаточно, что затрудняет работу на уроке. Рекомендуется организация дополнительных занятий-консультаций со следующими учащимися: Винник С., Догадкин К.. В целом, класс достаточно работоспособный.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, у/о, зимняя и летняя сессия учителя (декабрь 2014 г., май 2015 г.), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой или могут быть использованы уроки повторения.
Национально-региональный компонент
На изучение национально-регионального компонента образования по русскому языку отводится 10% учебного времени (21 час в год). Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественного и публицистического стилей на различных уроках. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры устной и письменной речи, приобщает к культурным традициям республики Хакасия. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие навыки как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, привлечением материалов хрестоматии «Литература Хакасии»
№ урока | Тема урока | НРК |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Дидактический материал |
6 | Р/р. Сочинение-повествование. Сочинение-рассуждение | Дидактический материал |
10 | Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Дидактический материал |
19 | Диалектизмы | Дидактический материал |
24 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | Дидактический материал |
44 | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» | Дидактический материал |
56 | Морфемный и словообразо-вательный разбор слова | Дидактический материал |
61 | Р/р. Составление письма другу | Дидактический материал |
64 | Р/р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен | Дидактический материал |
70 | Р/р. Сочинение-описание по личным впечатлениям | Дидактический материал |
77 | Закрепление изученного по теме «Имя существительное» | Дидактический материал |
85 | Р/р. Описание природы | Дидактический материал |
102 | Закрепление изученного по теме «имя прилагательное» | Дидактический материал |
107 | Имя числительное как часть речи | Дидактический материал |
115 | Порядковые числительные | Дидактический материал |
117 | Р/р. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!» (упр.389) | Дидактический материал |
141 | Морфологический разбор местоимения | Дидактический материал |
150 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол» | Дидактический материал |
168 | Употребление наклонений | Дидактический материал |
187 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Дидактический материал |
190 | Лексика и фразеология | Дидактический материал |
Учебно-календарный план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1. | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 |
2. | Повторение пройденного в V классе | 10+2 |
3. | Лексика и фразеология. Культура речи | 13+2 |
4. | Словообразование. Орфография. Культура речи | 28+4 |
Морфология. Орфография. Культура речи | ||
5. | Имя существительное | 22+3 |
6. | Имя прилагательное | 21+3 |
7. | Имя числительное | 12+2 |
8. | Местоимение | 23+3 |
9. | Глагол | 28+6 |
10. | Повторение и систематизация пройденного в VI классе | 21 |
11. | Резервные уроки | 6 |
ИТОГО: | 210 |
Содержание программы
(210 ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира
(1 ч.)
Повторение пройденного в V классе
(10 ч. + 2 ч.)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(13 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(28 ч + 4 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращённых слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - кас. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное
(22 ч + 3 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имён существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
(21 ч + 3 ч)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в Суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали, Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
(12 ч + 2 ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление-призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
(23 ч + 3 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
(28 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
21 ч.
Практическая часть
№ п/п | Дата | Практическое занятие |
5.09 | Р/р. Сочинение-повествование. Сочинение-рассуждение | |
12.09 | Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5 классе» | |
18.09 | Р/р. Написание сочинения-описания картины А.М.Герасимова «После дождя» | |
2.10 | Проверочная работа-тест по лексике, фразеологии и культуре речи | |
8.10 | Р/р. Описание помещения | |
24.10 | Контрольный диктант по разделу «Словообразование и орфография» | |
29.10 | Р/р. Выборочное изложение-описание помещения с изменением лица (А.С.Пушкин «Станционный смотритель») | |
31.10 | Р/р. Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро» | |
13.11 | Проверочная работа по разделу «Словообразование. Орфография» | |
17.11 | Р/р. Составление письма другу | |
27.11 | Р/р. Сочинение-описание по личным впечатлениям | |
11.12 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
15.12 | Р/р. Описание природы | |
19.12 | Р/р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» | |
26.12 | Р/р. Сочинение-описание природы по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» | |
22.01 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
29.01 | Р/р. Выборочное изложение с использованием числительных (по повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца», упр.366) | |
5.02 | Р/р. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!» (упр.389) | |
11.02 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | |
16.02 | Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица | |
27.02 | Р/р. Сочинение-рассуждение (упр.436) | |
5.03 | Р/р. Сочинение-рассказ по воображению или по картине (Е.В.Сыромятников «Первые зрители») | |
12.03 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | |
19.03 | Р/р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста (упр.465) | |
3.04 | Р/р. Контрольное изложение (упр. 485) | |
10.04 | Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам | |
17.04 | Р/р. Написание сочинения-рассказа на основе услышанного | |
29.04 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | |
7.05 | Р/р. Написание сочинения на выбранную тему | |
15.05 | Контрольный диктант по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе» |
Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
- рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи, изученных в 6 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;
- объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
- извлекать информацию из различных источников;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);
- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 6 кл.;
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее
- правильности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Критерии оценивания
- Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
- описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
- ошибка на правило, не изучаемое в школе;
- ошибка в переносе слова;
- ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
- ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различения не и ни;
- в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Методы и формы контроля
- Комплексный анализ текста
- Осложненное списывание
- Тест
- Составление сложного плана и простого плана к тексту
- Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)
- Составление текста определенного стиля и типа речи
- Сочинение
- Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста
- Редактирование текста
Литература:
Для учащихся:
Русский язык : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 29-е изд. – М. : Просвещение, 2009. - 354 с.
Для учителя:
Русский язык : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 29-е изд. – М. : Просвещение, 2009. - 354 с.
Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова,Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 кл.» / Е.П. Черногрудова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Диктанты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.; науч. ред. Н.М.Шанский «Русский язык. 6 класс» / Е.В.Селезнёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 127, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс: к учебнику М.Т.аранова и др. «Русский язык. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений» / Л.А.Аксёнова. – М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 175, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 6 класс: / О.Н. Зайцева. – 2-е изд., перераб. И доп. - М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Русский язык. Разноуровневые задания. 6 класс / Сост. М.М.Казбек-Казиева. – М.: ВАКО, 2015. – 96 с. – (Дидактические материалы).
Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 19-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 319, [1] с.
Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 6 класс» / Е.М.Сергеева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 141, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....