Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 10 класс (пояснительная записка и КТП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_rya_10.doc | 106.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_rya_10.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
10 КЛАСС
№ п/п | № в те-ме | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | Примечания | |
По плану | По факту | |||||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (5 ч. + 1 КР) Знать понятие «мировой язык»; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном; понятие о функциях русского языка; о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества; об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение; составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста; составлять тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. | ||||||
1 | 1 | Роль языка в обществе. | Монологический и аргументирован-ный ответ на заданную тему | 2.09 | ||
2 | 2 | Язык и история народа | Монологический и аргументирован-ный ответ на заданную тему | 9.09 | ||
3 | 3 | История развития русского языка | Устный опрос | 16.09 | ||
4 | 4 | Периоды в истории развития русского языка. НРК | Тестовая работа | 23.09 | ||
5 | 5 | Место и назначение русского языка в современном мире. | Монологический и аргументирован-ный ответ на заданную тему | 30.09 | ||
6 | 6 | Стилистические функции устаревших форм слова. | Тестовая работа | 7.10 | ||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ (3 ч. + 1 КР + 1 Р.р.) Знать понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение»; основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики; особенности русского словесного ударения и роль ударения в стихотворной речи; порядок фонетического разбора; морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Уметь производить фонетический разбор; видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их; сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей. | ||||||
7 | 1 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | Орфоэпический диктант (Задания типа А1-А4) | 14.10 | ||
8 | 2 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения. | Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям (задания типа А1) | 21.10 | ||
9 | 3 | Принципы русской орфографии. Фонетический разбор. Тестирование. | Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям .(Задания типа А12-А16) | 28.10 | ||
10 | 4 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» | 11.11 | |||
11 | 5 | Р.р. Сочинение-рассуждение | Сочинение (часть С) | 18.11 | ||
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (4 ч. + 1 Р.р. + 1 КР) Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику; о фразеологизме (происхождение, стилистическая окраска, нормативное употребление); строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей; порядок лексико-фразеологического разбора. Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы; пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор; анализировать текст, определять его проблему, формулировать ее, комментировать, писать вступление, определять авторскую позицию; писать сочинения по исходному тексту с соблюдением всех критериев оценивания. | ||||||
12 | 1 | Повторение по теме «Лексика». Лексическая система русского языка. НРК | Устный опрос (Задания типа А4-А6) | 25.11 | ||
13 | 5 | Сферы употребления русской лексики. | Конспект | 2.12 | ||
14 | 3 | Исконно русская и заимствованная лексика. | Работа с текстами | 9.12 | ||
15 | 4 | Русская фразеология. Словари русского языка. НРК | Устный опрос. (Задания типа А31) | 16.12 | ||
16 | 5 | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» | Диктант | 23.12 | ||
17 | 6 | Р.р. Сочинение на морально-нравственную тему. | Сочинение (Задание части С) | 13.01 | ||
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ч.) Знать выразительные словообразовательные средства; грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи; основные способы словообразования Уметь выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые с помощью использованных лексических и словообразовательных средств; производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание; обосновывать суждения, приводить доказательства; производить словообразовательный анализ. | ||||||
18 | 1 | Повторение. Морфемика и словообразование. | Тестирование. (Задания типа В1) | 20.01 | ||
19 | 2 | Способы словообразования. | Самостоятельная работа. (Задания типа В1) | 27.01 | ||
20 | 3 | Выразительные словообразовательные средства. | Работа с текстами. (Задания типа А31) | 3.02 | ||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (6 ч. + 1 Р.р. + 1 КР) Знать условия выбора орфограмм; правила написания не и ни с разными частями речи; общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль наречий; орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания. Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи; различать частицы не-ни; обобщать орфографический материал, пользоваться алгоритмом рассуждения: что надо знать (делать),чтобы написать слово с орфограммой правильно; решать тестовые задания; анализировать текст, по исходному тексту определить проблему, формулировать ее, комментировать, писать вступление, определять авторскую позицию. | ||||||
21 | 1 | Обобщение по теме «Части речи». | Словарный диктант. (Задания типа А6-А12) | 10.02 | ||
22 | 2 | Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий | Самостоятельная работа (Задания типа А14-А18) | 17.02 | ||
23 | 3 | Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи | Индивидуальная работа по карточкам (Задания типа А14-А18) | 24.02 | ||
24 | 4 | Контрольная работа по теме «Правописание н и нн в разных частях речи» | Контрольная работа | 3.03 | ||
25 | 5 | Правописание не- и ни- с разными частями речи. Тестовая работа по теме «Орфография» | Работа по индивидуальным карточкам. Тестирование. | 10.03 | ||
26 | 6 | Правописание наречий | Словарный диктант. (Задания типа А18-А19) | 17.03 | ||
27 | 7 | Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания. | Тестирование. (Задания типа А18) | 31.03 | ||
28 | 8 | Контрольная работа (тест) по теме «Морфология и орфография» | Контрольная работа | 7.04 | ||
РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ (1 ч. + 1 Р.р.) Знать основные требования к речи; виды преобразования текста, отличительные черты тезисов, конспекта, реферата, аннотации. Уметь создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать. | ||||||
29 | 1 | Что такое текст? НРК | Определение строения текста. (Задания типа 1-3ЕГЭ 2015) | 14.04 | ||
30 | 2 | Р.Р. Сочинение-рецензия | Сочинение (задание 25 ЕГЭ 2015) | 21.04 | ||
СТИЛИ РЕЧИ. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ (3 ч. + 1 Р.р. + 1 КР) Знать о назначении, стилевых признаках, разновидностях (подстилях) научного стиля речи. Уметь выполнять речеведческий анализ текста; излагать материал учебника в виде устных и письменных тезисов; анализировать текст, по исходному тексту определять проблему, формулировать ее, комментировать, писать вступление, определять авторскую позицию; писать сочинения по исходному тексту соблюдением всех критериев оценивания. | ||||||
31 | 1 | Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль. | Тестирование (Задания типа 1-3) | 28.04 | ||
32 | 2 | Научный стиль и его лексические, морфологические и синтаксические особенности. | Нахождение признаков научного стиля в предложенных текстах | 5.05 | ||
33 | 3 | Итоговая контрольная работа | Годовая контрольная работа | 12.05 | ||
34 | 4 | Р.Р Контрольное сочинение-рассуждение | Сочинение (Задание 25) | 19.05 | ||
35 | 5 | Резервный урок | 26.05 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе:
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
- приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программу общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от09.03.2004 №1312»
- приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников в ОУ на 2014-2015 г.»
- примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)
- «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И.Власенков// Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.-, М.: Дрофа, 2008 г.
Программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в объёме 35 часов (1 час в неделю).
Предмет «русский язык» входит в образовательную область «филология».
Характеристика предмета
Особенностью курса для 10-11-х классов является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.
Основное внимание в старшей школе уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Центральным разделом лингвистики становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления.
Общее содержание рабочей программы направлено на совершенствование грамотности учащихся. Овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, что является необходимым условием успешной коммуникации в рамках подготовки к ЕГЭ.
Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их; различать функциональные разновидности языка;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями задачи курса в старших классах сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, о своеобразии русского языка;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
В 10 классе обучаются 3 человека. Двое из них (Зукол Валентина, Потылицин Александр) отличаются ответственностью, старанием, прилежанием. У данных учащихся имеется четкая мотивация к обучению. Ученики владеют навыками самостоятельной работы. Гайдук Сергей требует повышенного внимания со стороны учителя. Отсутствие системы выполнения и качества домашней подготовки отражаются на успеваемости. Значительные пробелы в знаниях негативно отражаются на мотивации к обучению.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, у/о, зимняя и летняя сессия учителя (декабрь 2014 г., май 2015 г.), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой или могут быть использованы уроки повторения.
Национально-региональный компонент
На изучение национально-регионального компонента образования по русскому языку отводится 10% учебного времени (4 часа в год). Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественного и публицистического стилей на различных уроках. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры устной и письменной речи, приобщает к культурным традициям республики Хакасия. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие навыки как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, привлечением материалов хрестоматии «Литература Хакасии»
№ урока | Тема урока | НРК |
4 | Периоды в истории развития русского языка | Дидактический материал |
12 | Повторение по теме «Лексика». Лексическая система русского языка. | Дидактический материал |
15 | Русская фразеология. Словари русского языка. | Хакасские фразеологизмы. Фразеологизмы в художественных произведениях хакасских авторов. |
29 | Что такое текст? | Анализ стихотворений А.Кыштымова |
Содержание учебного курса
Общие сведения о языке (7 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (6 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (3 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (4 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Практическая часть
№ п/п | Дата | Практическое занятие | |
План | Факт | ||
11.11 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» | ||
23.12 | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» | ||
13.01 | Р.р. Сочинение на морально-нравственную тему. | ||
3.03 | Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание н и нн в разных частях речи» | ||
7.04 | Контрольная работа (диктант) по теме «Морфология и орфография» | ||
21.04 | Р.р. Сочинение-рецензия | ||
12.05 | Итоговая контрольная работа | ||
19.05 | Р.р Контрольное сочинение-рассуждение |
Итого: уроки развития речи – 3
контрольные работы – 5
Требования к уровню
подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
ученик должен уметь
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Критерии оценки письменных работ
и устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющими подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разборов, устные сообщения учащегося, письменные работы типа тестирования, сочинения разнообразных жанров, изложения, рефераты.
Литература
Для учащихся:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 20
Для учителя:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 20
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.Г. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.Власенкова. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 239 с. – (В помощь школьному учителю).
Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 19-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 319, [1] с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....