Проектная работа «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?» (в рамках подготовки ГИА).
проект по русскому языку (9 класс) на тему

Клячина Лилия Сабитовна

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

       

                      Проектная работа

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны
вводные слова?
»

(в рамках подготовки ГИА).


 

Выполнила:

                                           учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория

Клячина Л.С.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны
вводные слова?»

Цели урока.

  1. Повторить материал о вводных словах.
  2. Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
  3. Формировать умение доказательно обосновывать свою точку зрения.
  4. Закреплять орфографические и пунктуационные навыки.

Средства обучения.

  1. Презентация с демонстрационным материалом.
  2. Карточки для индивидуальной работы.

Опережающие задания.

  1. Индивидуальное задание. Подготовить примеры предложений с вводными словами из художественной литературы. Задание получают три ученика.
  2. Выучить наизусть стихотворение Куприна о вводных словах.
  3. Всему классу повторить значение вводных слов.

Содержание урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о вводных словах, повторим их значение, знаки препинания при них. А затем, используя ваши знания, попробуем составить план к будущему сочинению «Зачем нужны вводные слова?» и сделать первые наброски к работе.

  1. Синтаксическая разминка.

Начинаем урок с синтаксического разбора предложения.

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

(Один из учеников вместе с классом проводит разбор предложения).

  1. Работа по закреплению изученного материала.

Учитель. Итак, наше предложение осложнено вводными словами. Как вы понимаете смысл сочетания «вводные слова»?

Ученик 1. Это слова, которые вводятся в предложение.

Ученик 2. Эти слова можно убрать из предложения.

Учитель. А зачем они нужны, например, в нашем предложении?

Ученик. Они нужны, чтобы выразить свое отношение к сообщению.

Учитель. Запомните это ответ. Что вы можете сказать о вводных словах в нашем предложении?

Ученик. Они обозначают степень уверенности.

Учитель. Давайте вспомним другие значения слов.

(После того, как учащиеся называют значение вводных слов, они появляются
на экране).

Учитель. Итак, вводными называются слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания. В чем другое главное отличие вводных слов?

Ученик 1. Они не являются главными членами предложения,  ним нельзя задать вопрос.

Ученик 2. Вводные слова на письме обособляются.

Учитель. В устной речи они выделяются интонационно, произносятся быстрее, чем другие слова в предложении. Послушайте несколько примеров предложений с обращениями.

(Ученики выступают с индивидуальными заданиями.)

  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

(На доске предложения с вводными словами)

Очевидно этот город жил всеми силами своей жизни.

Я должен буду без сомненья письмо Татьяны перечесть.

Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении.

Уже поздно и пожалуй нам пора возвращаться.

Одним словом ее попытки утвердиться в Москве так и остались попытками.

Мой спутник чувствовал себя превосходно после прогулки, я напротив устал.

Значит по-вашему мне легко?

Учитель. В каждом предложении есть вводные слова. Ваша задача назвать их.

(Ученики называют вводные слова)

Учитель. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, над вводным словом определите значение.

(По окончании работы проверяются знаки препинания и значение вводных слов)

Правильные ответы:

Без сомнения – утверждение

Очевидно – неуверенность

По-видимому – неуверенность

Одним словом – способ оформления мысли

Значит – порядок явлений

Напротив – последовательность изложения


  1. Работа над композицией сочинения.

Учитель. А теперь, ребята, мы переходим к работе над будущим сочинением-рассуждением. Я предлагаю вспомнить композицию сочинения-рассуждения. Подумаем над тезисом. Какую мысль нам надо доказать?

(На экране появляется композиция рассуждения)

Ученик. Нам надо ответить на вопрос «Зачем нужны вводные слова?»

Учитель. А теперь давайте подумаем над аргументами. Чтобы вам было легче, еще раз обобщим все о вводных словах.

Ученик 1. Вводные слова не являются членами предложения.

Ученик 2. Они обособляются на письме и выделяются интонацией.

Ученик 3. Вводные слова помогают выразить свое отношение к сообщению.

Учитель. Каковы их значения?

(Учащиеся называют значения)

Учитель. Итак, мы переходим к самой главной части сочинения, к аргументам.
Как вы думаете, какие вводные слова вы будете использовать при аргументации?

Ученик. Во-первых, во-вторых и т.д.

Учитель. Послушайте стихотворение Куприна об этих словах.

Ученик.         Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова.
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями пока.

Учитель. Какие аргументы будем приводить?

(Учащиеся приводят свои аргументы)

Учитель. Как вы думаете, с какого аргумента надо начать?

Ученик. С помощью вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщению. Например, уверенность, различные чувства.

Учитель. А что дальше?

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель. Какой, по-вашему, будет последний аргумент?

Ученик. Вводные слова не являются членами предложения. Они обособляются на письме.

Учитель. Молодцы, все аргументы привели правильно. Какой сделали вывод?

(Ученики делают свои предположения.)

Учитель.Таким образом, вводные слова в меру своих сил помогают предложению, вносят в него дополнительные оттенки, хотя и не имеет тесной связи с членами предложения.

Мы составили план, подобрали аргументы. Наше сочинение почти готово. Но все-таки в нем чего-то не хватает.

Ученик. Не хватает примеров.

Учитель. Правильно. Примеры каждому аргументу вы подберете дома из художественной литературы.

Учитель. А теперь вернемся к схеме сочинения и посчитаем, сколько абзацев у нас должно быть.

Ученик. Должно быть 8.

Учитель. Сегодня мы с вами готовились к написанию сочинения на лингвистическую тему. Я приготовила для вас несколько сочинений. Попробуем их проанализировать.

(На экране появляется первое сочинение)

Ученик. В этом сочинении выделен только тезис.

(На экране появляется второе сочинение)

Ученик. В этом сочинении отсутствует вывод.

(На экране появляется третье сочинение)

Ученик. В сочинении нарушена логика в приведении аргумента.

(На экране появляется четвертое сочинение)

Ученик. В этом сочинении есть все абзацы.

Учитель. Да, этот образец сочинения, над которым мы работали.

  1. Домашнее задание.
  1. Написать сочинение-рассуждение
  2. Подобрать к каждому значению примеры из художественной литературы.

Приложения к уроку

Первое сочинение (с ошибкой в построении текста).

Вводные слова. Зачем они нужны? Постараемся ответить на этот вопрос.

Во-первых, с помощью вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщению. Например, уверенность, неуверенность, различные чувства. К радости, все обошлось без последствий. (Вводное слово обозначает чувство.) Во-вторых, они могут указывать на порядок мыслей и связь между ними. Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие. В-третьих, вводные слова показывают способ выражения мысли. Я, собственно, ничем не болен. В-четвертых, вводные слова называют источник сообщения. Май, по словам старожилов, был теплым в этих краях. В-пятых, это слова, служащие для привлечения внимания. Пожалуйста, помоги мне. Кроме того нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложений. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией. Таким образом, вводные слова в меру своих сил помогают предложению, вносят в него дополнительные оценки, хотя и не имеют тесной связи с членами предложения.

Второе сочинение (отсутствует вывод).

Вводные слова. Зачем они нужны? Постараемся ответить на этот вопрос.

Во-первых, с помощью вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщению. Например, уверенность, неуверенность, различные чувства.

К радости, все обошлось без последствий. (Вводное слово обозначает чувство).

Во-вторых, они могут указывать на порядок мыслей и связь между ними.

Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие.

В-третьих, вводные слова показывают способ выражения мысли.

Я, собственно, ничем не болен.

В-четвертых, вводные слова называют источник сообщения.

Май, по словам старожилов, был теплым в этих краях.

В-пятых, это слова, служащие для привлечения внимания.

Пожалуйста, помоги мне.

Кроме того, нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложений. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией.

Третье сочинение (пропущен аргумент).

Вводные слова. Зачем они нужны? Постараемся ответить на этот вопрос.

Во-первых, они могут указывать на порядок мыслей и связь между ними.

Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие.

Во-вторых, вводные слова показывают способ выражения мысли.

Я, собственно, ничем не болен.

В-третьих, вводные слова называют источник сообщения.

Май, по словам старожилов, был теплым в этих краях.

В-четвертых, это слова, служащие для привлечения внимания.

Пожалуйста, помоги мне.

Кроме того, нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложений. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией.

Таким образом, вводные слова в меру своих сил помогают предложению, вносят в него дополнительные оценки, хотя и не имеют тесной связи с членами предложения.

Четвертое сочинение (правильный вариант).

Вводные слова. Зачем они нужны? Постараемся ответить на этот вопрос.

Во-первых, с помощью вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщению. Например, уверенность, неуверенность, различные чувства.

К радости, все обошлось без последствий. (Вводное слово обозначает чувство).

Во-вторых, они могут указывать на порядок мыслей и связь между ними.

Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие.

В-третьих, вводные слова показывают способ выражения мысли.

Я, собственно, ничем не болен.

В-четвертых, вводные слова называют источник сообщения.

Май, по словам старожилов, был теплым в этих краях.

В-пятых, это слова, служащие для привлечения внимания.

Пожалуйста, помоги мне.

Кроме того, нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложений. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией.

Таким образом, вводные слова в меру своих сил помогают предложению, вносят в него дополнительные оценки, хотя и не имеют тесной связи с членами предложения.


Аргументы к сочинению-рассуждению
по теме «Сложности жизни».

Аргументы на 1 балл

Аргументы на 3 балла

Существует много художественных произведений, в которых рассказывается о сложностях жизни, о путях их преодоления. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Война и мир», повесть Б. Васильева «Завтра была война», повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Сколько пришлось пережить Ивану Шухову, главному герою повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»! Тяжелая крестьянская жизнь. Война. Окружение. Несправедливые обвинения в шпионаже. ГУЛАГ. Именно в лагере, где жизнь строилась по волчьим законам, было особенно тяжело. Одних гулаговская машина ломала. Они не выдерживали трудностей, теряли свое человеческое достоинство. Это, например, бывший директор Фетюков, который вылизывает чужие миски, выгребает плевательницы. Бывший режиссёр Цезарь, подмазывающий начальство. Иван Денисович – полная им противоположность. Даже в лагере, в этих ужасных условиях, продолжает жить по общечеловеческим законам. Его спасает честность, порядочность, труд. Мне кажется, что Шухов обязательно выживет. Все зависит от человека.

Проблема сложности жизни актуальна во все времена, к ней обращались писатели разных поколений. Среди них М. Шолохов («Донские рассказы», «Судьба человека»), В. Кондратьев («Сашка»), К. Воробьев («Это мы, Господи!») и многие другие. Они дают читателю возможность разобраться в жизни, найти выход из трудного положения, никогда не сдаваться.

Константин Паустовский в своем очерке «Наш великий сказочник» рассказывает о непростой жизни Г.Х. Андерсен. Ему пришлось пережить много горечи и невзгод. В школе над ним смеялись: он был намного старше ребят. Многие презирали его за бедность, за его «мужицкую кровь». Более маститые писатели не хотели принимать его в свой круг. А муки творчества? А поиски своего пути в литературе? Но ничто не могло заставить его озлобиться, бросить писать. Великий сказочник не растерял доброго отношения к людям, жажду справедливости, способность видеть прекрасное во всем. Все его сказки пронизаны огромной любовью к миру.

Проблема сложности жизни не нова. К ней обращаются не только современные писатели, такие как Л. Улицкая («Дочь Бухары»), Т. Толстая («На золотом крыльце сидели…»), но и публицисты, которые на примерах своих героев показывают пути преодоления трудностей (Л.А. Жуховицкий, Б.Л. Васильев).  

Недавно в одном из журналов я прочитала очерк о В. Дикуле, бывшем акробате. Влюбленный в цирк, он к четырнадцати годам мог работать в разных цирковых жанрах. Но случилось несчастье: во время выступления лопнула перекладина и он упал с огромной высоты и сломал позвоночник. Казалось, жизнь кончена. Но только не для Валентина. Он усердно занимался гимнастикой, не жалея себя. Здоровье постепенно вернулось к нему. В настоящее время Дикуль не только занимается любимым  делом – силовой гимнастикой, но и спасает людей, попавших в такую же ситуацию, создавая чудесные бальзамы. Жизнь продолжается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...