«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи в 9 классе.
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно - содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
- Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. (Слайд №2)
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слов:
герой, героический
духовный (связанный с внутренним миром человека),
самоотверженный
гуманность, гуманный
- Актуализация знаний.
1.Повторение стилей речи.
Вопросы классу:
1.Какие существуют стили речи?
2.Какова сфера их употребления?
3. Допустимо ли смешение стилей речи? (Слайд №3)
2. Повторение типов речи.
Вопросы классу:
1.Перечислите типы речи.
2. Каковы особенности каждого типа речи?
Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов(явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?
Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?
Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?
(Слайд №4)
3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?
(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).
- Работа над построением сочинения - рассуждения.
Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
1). Повторение схемы сочинения-рассуждения:
Вопросы классу:
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
(Слайд № 5)
2. Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
(Слайд № 6)
2) Анализ текста.
Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.
(Слайд №7 -№8– фотографии-кадры ВОВ)
Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории – Великой Отечественной войне, тех людях, кто знал войну не по страницам учебника истории. Мы склоняем головы перед ветеранами Второй мировой, избавившими Европу от фашизма. Выбор темы не случаен. Всё дальше и дальше уходит время от Дня великой победы, всё меньше становится свидетелей этому страшному событию в жизни нашего народа. Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений. Историческая память… Она уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?!
Для анализа мы возьмём текст Сергея Петровича Алексеева (1922 - 2008гг.), известного детского писателя, участника Великой Отечественной войны, автора многочисленных произведений о русской истории, о великих сражениях и простых военных буднях, о знаменитых героях и рядовых защитниках Отечества.
1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)
2. Вопросы классу:
- Какова тема этого текста? (Битва за Севастополь).
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
3.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:
1.Замените разговорное слово «ныне» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот ответ.
Ответ:_______________________________
2.Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении : «Лицо у матроса суровое, ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке».
1) сравнительный оборот
2) фразеологизм
3) олицетворение
4) просторечная лексика
Ответ:____
3.Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_______________________________
4.Найдите грамматическую ошибку в употреблении деепричастного оборота. Исправьте ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.
1.Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показывая на стоящие рядом разбитые пушки.
2. Наклонившись к уцелевшему орудию, рядом просвистела вражеская бомба.
3.Вышли командиры к открытой площадке, не замечая хорошо замаскировавшихся артиллеристов.
Ответ:_______________________________
4.Проверка самостоятельной работы.
Слово учителя: В своей речи и сочинениях вы используете деепричастные обороты. Надо помнить, что деепричастие (добавочное действие) и глагол-сказуемое (основное действие) должны обозначать действие одного лица (субъекта), а не разных. На письме деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.
5. Вопросы классу:
- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Никто не ушёл, все здесь», - тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию»? (Поле битвы не покинул ни один из солдат, все погибли, выполняя свой воинский долг, защищая Севастополь от врага.)
- Какова основная мысль текста? (Во время Великой Отечественной войны советские солдаты проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага. Они не щадили собственной жизни в сражениях за каждый город, за каждую пядь родной земли.)
6. Слово учителя:
В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово МУЖЕСТВО. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.
Посмотрим, каковы требования задания 15.3 части 3.:
Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(Слайд №9)
1.Выдвижение тезиса.
Вопросы классу:
- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).
В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО.
- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО - …
Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. МУЖЕСТВО - …
- Подберём синонимы к слову МУЖЕСТВО. Обратимся к словарю синонимов - (смелость, стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм).
- Подберём антонимы к слову МУЖЕСТВО (трусость, малодушие).
Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить причиной проявленного мужества? И т.п.
Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
2. Аргументы + примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).
2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта
(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего посёлка и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны.
Славный наш посёлок и село Новомихайловское известны именами героев, которые носят это почётное звание за мужество и героизм, проявленные советскими солдатами и мирными жителями в тяжёлых боях за оборону страны от фашистских захватчиков.
(Историческую справку об этом событии зачитывает ученик (индивидуальное задание).
Слово учителя: Примером мужества, стойкости человека на войне является лётчик, погибший в годы Великой Отечественной войны над небом нашего посёлка, Петр Шувалов
(Слайд № 10)
(Краткое сообщение о Петре Николаевиче Шувалове рассказывает ученик (индивидуальное задание)).
(Слайд № 11)
Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.
3.Вывод.
Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
4. Абзацное членение.
Вопросы классу:
- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).
(Слайд № 12 - заполнение таблицы-памятки):
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
План сочинения | Пример написания | Речевые клише | Вводные слова, уместные в каждой части сочинения |
1.Тезис (объяснение лексического значения слова) Комментарий к тезису (2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом), который должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. | Мужество – это… «Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество и стойкость». С.И.Ожегов «Мужество- спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество Душевная стойкость и смелость. Иметь мужество говорить правду в глаза» Д.Н.Ушаков Проявлено мужество может быть как в мирное, так и в военное время. Но именно война ставит человека перед выбором, испытывая его на прочность. | Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён,что…- это… Мне кажется,что- это…
| На мой взгляд, по моему мнению, по-моему |
Аргументы + примеры. 1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения) 2-й – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) | Обратимся к тексту С.П. Алексеева. В предложении 29 говорится о матросах, боевых товарищах артиллериста, мужественно защищавших Севастополь в годы Великой Отечественной войны. Все они погибли, но выполнили свой долг перед Родиной – защитили город от врага. Доказательством также служит пример из истории моего родного посёлка. В январе 1943 года над посёлком пролетал советский штурмовик, выполнявший задание военной разведки. Начался обстрел, и самолёт был подбит. Младший лейтенант П.Н. Шувалов. Посадив самолёт, успел уничтожить свои документы и географические карты. Видя, что немцы пытаются его захватить, он поднёс горящую спичку к струйке топлива из бака самолёта. Самолёт охватило пламенем. Сам, еле держась на ногах, пытался отстреливаться. Немцам не удалось взять живым лётчика -последним патроном он выстрелил в себя. | Обратимся к тексту (автор). Предложение №. Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… Доказательством также служит пример из… Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны.(приводится конкретный пример) | Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно |
Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным) | Таким образом, такое качество характера, как мужество, свойственно людям смелым, способным в трудную минуту не струсить, не отступить перед выпавшим испытанием. Поэтому люди, мужественные, отважные, достойны уважения и памяти потомков. (144 слова) | Таким образом, итак, действительно, |
Слово учителя: подводя итог нашему разговору о мужестве, смелости и героизме, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).
Салюта залпы отгремели,
Давно закончилась война.
Солдат в стальной своей шинели
Навечно замер у Огня.
И в назиданье нам, потомкам,
Боец как будто говорит:
«Будь благодарен ты герою,
Что танки смог остановить.
Он заплатил ценою жизни…»
Я в неоплаченном долгу
За небо мирное Отчизны
И щебет птичий на лугу.
Я благодарен ветеранам.
Пусть всех имён не назову…
Пускай им салютуют страны,
Спасибо им, что я живу.
V. Рефлексия.
- Что нового и важного вы узнали на уроке?
- Где вы сможете применить полученные знания?
VI. Заключительное слово учителя.
Память – бесценный человеческий дар.
Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.
Ведь если факел памяти погаснет,
Померкнет жизнь без этого огня,
Окажется, что жертвы все напрасны,
И ни тебя не будет, ни меня.
VII. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения Яковлева «Сколько маленький Коля помнил себя и войну…» (тексты у каждого учащегося)
а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работая над сочинением, подумайте над вопросами:
- О каком мужестве идёт речь в тексте, Ю.Я. Яковлева?
-Какое незнакомое чувство удержало руку Коли и не позволило ему съесть корж, предназначенный деду?
- Какие примеры из текста и Вашего жизненного опыта Вы приведёте, объясняя значение слова МУЖЕСТВО?
ОТЗЫВ
об уроке по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
9 «А» класс, МБОУ СОШ №13 им. В.В. Горбатко
Учитель Острожная Елена Викторовна
Дата проведения 17. 11.2016 г.
№ | Критерии | Баллы |
1 | Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них | 4 |
2 | Замысел занятия реализован | 3 |
3 | Содержание урока оптимально (научно, доступно) | 3 |
4 | Проблемный характер изложения учебного материала | 3 |
5 | Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов | 3 |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения | 3 |
7 | Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: | |
в предметной области | 3 | |
в области информационных технологий | 3 | |
в проектно-аналитической деятельности | 3 | |
в исследовательской деятельности | 3 | |
в плане продолжения образования и эффективного самообразования | 3 | |
8 | Занятие способствовало развитию качеств личности: | |
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | 3 | |
критическое мышление | 3 | |
креативность, установка на творчество | 3 | |
самостоятельность и ответственность | 3 | |
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | 3 | |
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям | 3 | |
9 | Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора | 3 |
10 | Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении | 3 |
11 | Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем | 4 |
12 | Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией | 3 |
13 | Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест | 3 |
14 | Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся | 3 |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся) | 4 |
16 | Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся | 3 |
Всего баллов: | 77 |
Вывод: на уроке был использован комплекс мер и средств обучения – сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод составления алгоритма учебных действий, метод проектов. Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).
Эксперт
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
- Достигнуто в высокой степени 4 балла
- Достигнуто почти в полной мере 3 балла
- Достигнуто частично 2 балл
- Достигнуто в малой степени 1 балл
- Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл
Вывод:
- от 60 до 80 баллов - отзыв положительный
- свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта
ОТЗЫВ
об уроке русского языка по теме «
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. педагогического работника, должность, место работы)
__________________________________________________________________________________
(тема и дата проведения мероприятия)
№ | Критерии | Баллы |
1 | Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них | |
2 | Замысел занятия реализован | |
3 | Содержание урока оптимально (научно, доступно) | |
4 | Проблемный характер изложения учебного материала | |
5 | Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов | |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения | |
7 | Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: | |
в предметной области | ||
в области информационных технологий | ||
в проектно-аналитической деятельности | ||
в исследовательской деятельности | ||
в плане продолжения образования и эффективного самообразования | ||
8 | Занятие способствовало развитию качеств личности: | |
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | ||
критическое мышление | ||
креативность, установка на творчество | ||
самостоятельность и ответственность | ||
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | ||
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям | ||
9 | Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора | |
10 | Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении | |
11 | Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем | |
12 | Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией | |
13 | Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест | |
14 | Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся | |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся) | |
16 | Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся | |
Всего баллов: |
Вывод: _________________________________________________________________________
Эксперт_________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы) (подпись)
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
- Достигнуто в высокой степени 4 балла
- Достигнуто почти в полной мере 3 балла
- Достигнуто частично 2 балл
- Достигнуто в малой степени 1 балл
- Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл
Вывод:
- от 60 до 80 баллов - отзыв положительный
- свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа №2 имени
Александра Васильевича Чихирева»
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
(выполнение задания 15.3 части 3)».
Подготовила Чернова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г.Тула, 2014
Самоанализ результативности урока русского языка в 9 классе по теме
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
1.Преподавание уроков русского языка в 9 классе ведётся по программе под редакцией Т.А.Ладыженской , УМК: Русский язык. 9 класс,: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2013. Учебная нагрузка – 2 часа в неделю и 1 час – элективный курс «Стилистические нормы современного литературного языка».
2. В 9 классе обучаются дети с разной степенью мотивации. Данный урок является первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задания 15.1 части 3 – написание сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. Изучение нового материала проводилось с опорой на ранее приобретённые умения и навыки. Воспитывающие задачи: формирование нравственных качеств школьников; воспитание патриотизма, исторической памяти –решались путём привлечения документальных материалов, фотографий, художественных текстов, стихотворений о Великой Отечественной войне.
3. Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). А также расширить знания по культуре речи, повторить сведения о стилях и типах речи, вести работу по развитию творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формировать умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера.
4. На уроке был использован комплекс мер и средств обучения –сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод составления алгоритма учебных действий, метод проектов, компьютер, медиа проектор, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов. Выбор методов и средств обучения проводился в соответствии с целями, задачами, содержанием урока, а также с учётом характеристики класса, возрастных особенностей и уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся.
5. На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся, а также приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой, выдвижение гипотез, анализ, составление обобщающей таблицы-памятки.
6. Подготовка обучающихся к изучению новой темы началась с орфографической работы, расширения словарного запаса школьников, фронтальной беседы о стилях и типах речи, о композиции такого типа речи, как рассуждение.
7. В ходе работы над комплексным анализом текста была проведена самостоятельная работа с текстом и выполнением заданий в формате ОГЭ, предупреждением речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов. Школьники самостоятельно поэтапно заполняли таблицу-памятку, содержащую алгоритм написания сочинения – рассуждения, с последующим обсуждением, что позволило более осознанно усвоить тему урока. Комплексный анализ текста сопровождался просмотром презентации, прослушиванием самостоятельно подготовленных учащимися проектов: историческая справка об обороне Тулы в годы Великой Отечественной войны и участнике Сталинградской битвы Н.И. Гороховой. Данный материал был рекомендован девятиклассникам в качестве 2-го аргумента к сочинению. Содержание нового материала соответствовало требованиям образовательной программы: научность, глубина, доступность, последовательность изложения, практическая направленность изучаемой темы.
8. Заключительный этап урока – рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем может быть он использован.
9. Задание на дом сопровождалось пояснением по его выполнению, объём и сложность соответствуют данной теме. В заключение была предложена консультация после уроков для тех учащихся, у которых возникли затруднения при написании сочинения – рассуждения задания 15.3.
10.Успех урок объясняется удачным подбором форм, методов и средств обучения, оптимальным темпом урока, атмосферой сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учащимися.
Приложение №1.
Тула – город-герой.
Осенью 1941 года советские войска выдержали героическую оборону Тулы, и их подвиг вошел в историю Великой Отечественной войны. Тула прикрывала южные подступы к Москве, как и в древние времена, и, как и прежде, враг был остановлен на этой границе. Танковая армада генерала Гудериана дала здесь свой последний бой и проиграла. 22 октября 1941 г. был создан городской комитет обороны, возглавивший всю работу по мобилизации населения для защиты города, по строительству укреплений, по ремонту боевой техники и помощи фронту. Предприятия Тулы в условиях непрерывных авиационных налётов противника и под артиллерийско-минометным огнём выпускали военную продукцию, ремонтировали военную технику и вооружение.
24 октября началась героическая оборона Тулы. В городе было введено осадное положение. На защиту поднялось все население. На оборонительных рубежах Тулы ежедневно работало от 2 до 4 тысяч человек, большинство из которых были женщины. Для обороны города был сформирован тульский рабочий полк и 79 истребительных батальонов, в которых насчитывалось около 12 тысяч человек.
Тульская оборонительная операция продолжалась с 24 октября 1941 по 5 декабря 1941. Наиболее упорные бои за город Тулу развернулись 30 и 31 октября. Оборона Тулы имела большое значение в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве. Она выдержала удары противника, находясь почти в полном окружении, и сковала его крупные силы.
За героическую оборону в период Великой Отечественной войны и за успехи в развитии народного хозяйства 3 декабря 1966 года Тула была награждена орденом Ленина. 7 декабря 1976 года за мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, сыгравшей важную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой в период Великой Отечественной войны, Туле было присвоено почетное звание "Город-Герой" с вручением медали "Золотая Звезда".
В районах области, где шли ожесточенные бои, сооружены Курганы боевой славы, в городах и селах - памятники и обелиски, а в городе Туле установлен памятник героическим защитникам города на площади Победы. Негасимым пламенем горит здесь Вечный огонь. В память о нашей Победе.
Приложение №2.
Н.И.Горохова.
Нина Ивановна Горохова – ветеран Великой Отечественной войны, участница Сталинградской битвы, жительница посёлка Ленинский.
В мае 1942 года она, совсем юная девушка, добровольцем ушла на фронт. После окончания водительских курсов была направлена под Сталинград, где шли ожесточённые бои за город. Первое боевое крещение прошла именно там. Служила в 17-й воздушной армии. Обслуживала самолёты в авиационной части, подвозила к самолётам горючее, боеприпасы, авиабомбы. Всю войну прошла Нина Ивановна, участвовала в освобождении от фашистских захватчиков Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Югославию, Болгарию, Австрию. Домой, в свой родной посёлок Ленинский Горохова Н.И. вернулась в августе 1945г. За мужество и смелость, проявленные при выполнении боевых заданий награждена множеством медалей. После войны Нина Ивановна закончила Белёвское педагогическое училище, работала учителем начальных классов в Хрущёвской, Фёдоровской школах, 16 лет проработала в школе посёлка Ленинский. Её трудовой стаж составляет 50 лет. В январе 1913г. Нине Ивановне Гороховой исполнилось 90 лет. В этот большой юбилей она получила поздравительное письмо от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Урок русского языка в 9 классе с презентацией «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)
Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...
«Берегите в себе Человека!» (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 и важных в повседневной жизни )
Данная разработка поможет подготовить ребят к написанию сочинения 9.3 по одному из нравственных понятий, встречающихся в сборниках по подготовке к ОГЭ и важных в повседневной жизни. Обучающиеся смогут...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».
На данном уроке идёт подробная работа с текстом, где определяются тема, замысел автора. При работе с текстом учащиеся находят аргументы. Кроме того,на уроке повторяются знания по орфографии, синтаксис...