Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе к учебнику Пахновой Т.М. (базовый уровень)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Гончарова Оксана Петровна

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе к учебнику Пахновой Т.М. (базовый уровень) рассчитано на 2 часа в неделю (70 часов в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

п/п

Название разделов.

Тема уроков

Кол-во часов

Сроки проведения

Тип урока

Содержание

Формы и виды контроля знаний

План

Факт

1

Введение. Особенности курса русского языка в старших классах

1

Комбинир.

Старшие классы – важное звено в системе непрерывного образования. Язык и речь. Речевая среда. Языковая личность.

Коллективная, индивидуальная беседа

Раздел 1. Повторение изученного в V-IX классах  

2-3

Основные правила русской орфографии

2

Повторение

Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок, суффиксов, окончаний. Н-НН в разных частях речи. НЕ с разными частями речи.

Коллективная, индивидуальная беседа

4

Синтаксис и пунктуация простого предложения

1

Повторение

Строение и пунктуация простого предложения. Виды связи в словосочетании. Простое осложнённое предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Коллективная, индивидуальная беседа

5

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

1

Повторение

Строение и пунктуация сложного предложения. Виды СП. Виды связи и подчинения в СПП. Смысловые отношения в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Творческая работа по данному началу

6

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-9 классах» с грамматическим заданием

1

Контроль

знаний

Диктант с грамматическим заданием

Контрольный диктант

Раздел 2. Язык помогает мне стать личностью

7-9

Изучение русского языка – процесс воспитания и самовоспитания

3

Комбинир.

Что значит - быть языковой личностью. Умение общаться. Основные виды речевой деятельности.  «Творческий текст – свободное откровение личности». Эстетические функции языка. Редактирование текста.

Словарная работа, Составление текстов, объясняющих выбор темы следующего урока-практикума..

10-11

Моё особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, доказываем, спорим)

2

Комбинир.

Язык и речь как каналы для передачи информации. Ресурсы Интернета. Общение с компьютером и диалог с книгой. Интернет-пространство. Отношение к чтению в современном мире.

Коллективная, индивидуальная беседа. Работа с текстами: доказательство принадлежности к данному стилю и типу речи.

12

Оцениваем результаты изучения раздела

1

Комбинир.

Самоконтроль в речевой деятельности как средство формирования языковой личности. Роль взаимоконтроля. Словари и справочники.

Иллюстрации к орфографическим и пунктуационным правилам: небольшие тексты с графическим объяснением.

Анализ текста с применением различных типов словарей

13-14

Р/р  Классное сочинение-рассуждение по предложенному тексту

2

Р/Р

Тип речи рассуждение. План сочинения-рассуждения. Тезисы. Аргументы. Вывод

Письменные работы

уч-ся

Раздел 3. В пространстве текста

15-16

Текст – «словесная ткань»

2

Комбинир.

Текст как речевое произведение, как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Понимание текста – процесс творческий. Тема, основная мысль. Ключевые слова. Микротема. Абзац. Анализ памятки «Средства связи между предложениями в тексте»

Анализ текста с применением различных типов словарей

17-18

Лексические средства связи в тексте

2

Комбинир.

Лексические повторы. Однотематическая лексика. Синонимы. Антонимы. Слово и контекст. Оценочная лексика.

Анализ текста с применением различных типов словарей

19

Слово в словаре и в тексте

1

Комбинир.

Взаимодействие слова и текста. Лексический разбор как часть комплексной работы с текстом.

Анализ текста с применением различных типов словарей

20

Готовимся к урокам-семинарам и урокам-зачётам

1

Комбинир.

Особенности текстов научного стиля. Роль терминов. Словари. Текст-рассуждение.

Типологический анализ текста научного стиля с нахождением изобразительно-выразительных средств.

21

В пространстве текста

1

Семинар

Особенности текстов научного стиля. Роль терминов. Словари. Текст-рассуждение.

Устное выступление по выбранной теме семинара с предоставлением практической части

22

Р/р   Роль первого предложения (зачина) в тексте.

1

Р/Р

Особенности зачина в тексте-рассуждении. Роль двусоставных предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические особенности предложений, с помощью которых часто формулируется тезис.

Свободный мини-диктант.

Работа с текстами: определение роли первого предложения в тексте, первого абзаца; словесное рисование на основе прочитанного текста. Пунктуационный, синтаксический, лексический и орфографический разбор.

23-24

Текст и речевая среда

2

Комбинир.

Развивающая речевая среда как пространство культуры. Чтение – это общение с «целебными источниками нашего русского языка». Текст как средство создания развивающей, обучающей речевой среды. Эстетическое воздействие текстов. Критерии отбора текстов.

Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа

25

Речевая среда и звучащая речь

1

Комбинир.

Роль звучащей речи как средства создания развивающей речевой среды.

Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический

26

Звуковые средства выразительности. Интонация. Голос.

1

Комбинир.

Интонационные особенности русского языка. Интонация как одно из средств выразительности русской речи. Тембр. Тон. Пауза. Логическое ударение и порядок слов в предложении.

Лингвистическое сообщение или лингвистическое сообщение-презентация с представлением собственных текстов на выбранную тему. Восстановительный диктант.

27

Особенности поэтического текста

1

Комбинир.

Понимание поэтического текста как творчество. Филологическое понимание теста. «Метод медленного чтения». Анализ поэтического текста – путь к постижению авторского замысла.

Анализ поэтических  текстов

28

Средства художественной изобразительности

1

Комбинир.

Значение средств изобразительности, их роль в языке.

Анализ средств худ. изобразительности

29

Р/р   Подготовка к домашнему сочинению на литературную и  лингвистическую тему

1

Р/Р

Обоснование выбора темы. Сложный план. Цитирование.

Выбор темы сочинения, подбор эпиграфа, цитат, вариантов зачина.

30

Развивающая речевая среда – это пространство культуры

1

Комбинир.

Комплексная работа с текстами, содержание которых создаёт условия для погружения в развивающую речевую среду как в пространство культуры.

Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа

31-32

Обобщение изученного в первом полугодии

2

 Обобщ.

Текст. Культура. Речевая среда. Культура учебного труда и творчество. Культура – это «сложно устроенный текст». Культура как совокупность текстов.

Словарная работа, анализ текстов

33

Контрольная работа за первое полугодие (комплексная работа с текстами-миниатюрами)

1

Контроль знаний

Комплексный анализ текстов

Контроль по теме: комплексный анализ текстов-миниатюр

34

Анализ контрольной работы

1

Комбинир.

Устранение недостатков контрольной работы.

35-36

«Диалог с текстом»

2

Комбинир.

«Метод медленного чтения». Филологическое понимание текста. Роль языковой интуиции

Лингвистическое сообщение или лингвистическое сообщение-презентация с представлением собственных текстов на выбранную тему. Восстановительный диктант.

37-39

Культура как совокупность текстов

3

Комбинир.

особенности русской национальной культуры. Связь языка, литературы, живописи, музыки, архитектуры. Развитие языковой личности в процессе анализа текстов о культуре.

Лингвистическое сообщение или лингвистическое сообщение-презентация с представлением собственных текстов на выбранную тему.

40-41

Р/р Классное сочинение на культурологическую тему

(по упр.148)

2

Р/Р

Тематическая лексика. Картина как произведение искусства. Сложный план.

Письменные работы

уч-ся

42-43

Русский язык помогает постигать другие науки

2

Комбинир.

Метапредметная роль уроков русского языка. Комплексная работа с текстами как средство получения знаний, информации о науках. Творческая лаборатория писателя. Связь науки и искусства. Роль образов. Приобщение к науке и речевая деятельность.

Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа

44-45

Способы информационной переработки текстов

2

Комбинир.

Конспект. Тезисы. План текста. Использование частичного цитирования при составлении плана. Культуроведческое комментирование текста. Роль словарей, справочников.

Творческая работа по данному началу. Преобразование текста

46-47

Р/р  Как подготовиться к сжатому изложению

2

Р/Р

Изложение. Роль информационной переработки текстов в процессе работы над исследовательским проектом. План. Сжатое изложение.

Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы

48-49

Р/р  Сжатое изложение текста научного стиля

2

Р/Р

Сжатое изложение.

Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы

50

Особенности аннотации

1

Комбинир.

Аннотация. Ключевые слова в тексте. Обоснование выбора темы исследования, сочинения, реферата.

Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический.

51

Зачёт по теме «Способы информационной переработки текстов»

1

Контроль знаний

Конспект. Тезисы. План текста. Использование частичного цитирования при составлении плана. Культуроведческое комментирование текста. Роль словарей, справочников.

Зачёт

52-54

Русский язык и литература как единое пространство культуры

3

Комбинир.

Слово – «первоэлемент литературы». Культура чтения. Любовь к слову, интерес к изучению языка – это то, что помогает стать талантливым читателем. Работа памяти и её влияние на деятельность речетворческой системы. Чтение как сотворчесвто.  

Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа

55-56

Р/р  Классное сочинение на литературную тему

2

Р/Р

Роль текстов «безукоризненных образцов» как средства создания развивающей речевой среды

Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы

57

Русский язык и литература как единое пространство культуры

1

Комбинир.

Русская художественная литература – вершина национального языка

Работа с текстом: рассказ о взаимодействии русского языка и литературы

58-59

Р/р  Сжатое изложение с творческим заданием (по упр.221)

2

Р/Р

Основная мысль, ключевые слова, тезисы, рассуждение

Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы

60

Оцениваем результаты изучения раздела

1

Комбинир.

Язык, литература, культура, речевая среда, языковая личность как ключевые понятия. Творческая исследовательская деятельность. Важность достижения результатов на личностном и метапредметном уровнях.

Словарный диктант по теме. Коллективная, индивидуальная беседа

61-62

Обобщение изученного во втором полугодии

2

Обобщ.

Разнообразные источники информации. Культура восприятия текста. Разные виды чтения. «Диалог с текстом».

Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический.

63

Контрольная работа по изученному материалу

1

Контроль знаний

Применение полученных знаний на практике.

Письменные работы

уч-ся

64

Анализ контрольной работы

1

Комбинир.

Устранение недостатков контрольной работы

65-66

Р/р  Контрольное сочинение на предложенную тему

2

Контроль знаний

Р/Р

Тема сочинения, основная мысль, сложный план.

Речевая грамотность, смысловая целостность творческой работы

67

Анализ контрольного сочинения

1

Комбинир.

Устранение недостатков контрольной работы

68

Подведение итогов работы за год

1

Обобщ.

Самоанализ, самооценка, цель, пути достижения цели

69-70

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс 176 часов в год Учебник под ред. Баранова, Ладыженской

Планирование уроков русского языка по базовой программе 4 часа в неделю + 1 час из школьного компонента, всего 5 часов в неделю....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой

Календарно-тематическое планирование по русскому языку с описанием деятельности учащихся ,7 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой

Календарно-тематическое планирование по русскому языку  с описанием  деятельности учащихся , 8 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс(по учебнику Л.А.Тростенцовой)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс(по учебнику Л.А.Тростенцовой)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс к учебнику В.В. Бабайцевой

Программа и тематическое планирование курса «Русского языка 8 класс»  базируются на следующих нормативных документах и программно-методических материалах:Ø  Закон РФ «Об образовании» (ст.7)Ø...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по учебнику Ладыженской(поФГОС)

Планирование уроков по русскому языку в 6 классе по учебнику Ладыженской с домашним заданием...