Урок русского языка "Повторение орфографии" в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Морозова Елена Николаевна

Методическая разработка урока  обобщения и систематизациизнаний по теме "Повторение орфографии" включает презентацию и конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.zip699.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Повторение изученного в разделе «Орфография»

 Морозова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

МОУСОШ №1 города Фурманова

Задачи урока

 Обучающие

  • создание условий для осознания, понимания изученной темы;
  • формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.

Развивающие

  • формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;
  • формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;
  • активизация познавательной деятельности учащихся,
  • повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Воспитательные

  • создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

Как герой         оказался в стране невыученных уроков?

Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?

Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?

ТЕМА урока      Слайд 1

Что вы ждёте от урока?

Целеполагание. Слайд2

  1. Заполнение листа самооценки

Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.

Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.

А также на помощь нам придут разделы орфографии.

Назовите их.

Слайд

  1. А) Слова на интерактивной доске:

Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.

          Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)

Предложите задание 

(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)

Индивидуальное задание на интерактивной доске.

Б)     Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.

               Карточка №1

Письмо от Мишки.

Пришло мне письмишко,

Гляжу – из лагеря, от Мишки:
«Здесь чудный лук, и я лижу»,-
написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут.
Читаю дальше:
«Здесь лиса. Красивый длинный прут.
На днях в лесу нашел я грусть,
и очень был доволен…»

Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.

Вернется, надо подлечить –
Заставить правила учить?

Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму

Проверка индивидуального задания?

Взаимопроверка по ключу Слайд

- Чем интересны данные слова?  Какое явление отразилось?

Какие орфограммы мы вспомнили?

Найдите на карточке стихотворный вариант правила.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

 Чтоб развеять все сомненья!

Парные согласные

 Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

  1. - О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

(Непроизносимые согласные в корне слова).

  1. Карточка №2

Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:

1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый.

5. Отважный. 6.Знаменитый. 7. Здешний.

 8.Правдивый.

  1. Морфемы

Ет

Ишь

Ат

Что могут рассказать о слове данные морфемы?

На какой постоянный признак глагола указывает окончание?

Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?

Интерактивный плакат «Способы определения спряжения глаголов»

Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)

Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.

  1. Предложите задание к словам

Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.

Какому правилу подчиняется орфограмма?

Не выучил - не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

«Не» всегда пиши.

  1. А) Грамматическая сказка. 

Мягкий знак.

    А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

    Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат,  не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.

   

Не смягчаются лишь буквы Ж и  Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Они  терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.    

    Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.

     Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.

- О ком идёт речь в сказке?

- О каких функциях ь рассказано в сказке?

Б) Работа в парах. Объяснение правописания ь и ъ.

В) ? какая функция ь не встретилась?

Ь после шипящих как показатель грамматической формы слова

Рассыпанный алгоритм на интерактивной доске

        ? что представляет собой данная запись?

       - предложите задание.

Г)Индивидуальное задание на интерактивной доске.

Реши орфографическую задачу и исправь соответствия

Пишеш..        

Рож..

Сплош..

Замуж…

Меч…

С крыш…

Береч…

Хорош…

Сущ. 3 скл.

Глагол 2л., ед.ч.

Инфинитив

Наречие

Краткое прилагательное

Наречие-исключение

Сущ. 2 скл.

Сущ. во мн.числе

Д)      Луч?, доч?, стереч?, меч?, ноч?, из задач?, мыш?, береч?, лещ?, из училищ?, ищеш?, помощ?, стриж?, испечь?, выигрыш?, рисуеш?,  из задач?, трубач?, умываеш?ся, с крыш?,  помоч?, стрич?

Какую орфографическую задачу нам предстоит решить?

1в слова с ь

2 в слова без ь

Проверка инд. задания

Проверка задания Д по ключу.

  1. Работа в парах с деформированным текстом

Выбор уровня сложности задания.

Карточка №3

1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

В…да и лес – кр…са природы. Полная кр…сота мес…ности с…стоит в с…единении в..ды с лесом. Природа так и п…ступает. Реки речки руч…и и озёра почти всегда обрастают лес…м кустами. Леса – хр…нители вод. Дерев..я з…крывают землю от п..лящих лучей летнего со…нца от в…тров. Пр…хлада и сырость ж…вут в их тени и (не) дают иссякнуть влаг…  

2 уровень сложности. Исправить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Вода и лес – кроса прероды. Полная кросота месности састоит в соединении воды с лесом. Прерода так и паступает. Реки речьки ручи и озёра почти всегда обрастают лесом кустами. Леса – хранители вод. Деревя зокрывают землю от полящих лучей летнего сонца от ветров. Прахлада и сырость жывут в их тени и недают иссякнуть влаге.  

Внимание! В тексте 15 орфографических  и 3 пунктуационные ошибки!

Рефлексия.

Синквейн

Орфография

Сегодня на уроке:

 мне было интересно...

я многое узнал (а)…

мне было трудно…

я отлично поработал (а)…

Д.З. Составить словарный диктант из 15 слов на орфограммы.

Лист самооценки

Выполняемое задание

Количество баллов

Устные ответы

Теоретическая эстафета

Задание 1 (загадки)

Задание 2 (пословицы)

3адание 3 (ь после шипящих)

3адание 4 (предложения ь после шипящих)

Задание 5 (образование глаг. и сущ.)

Задание 6-7 (А8)

Индивид. Задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.

Предложен материал для самостоятельного  повторения фонетики и орфографии...