Рабочая программа по русскому языку (6 класс )
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) по программе М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_6_klass_.doc | 431.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы
1.Титульный лист 1
2.Пояснительная записка 3-4
3.Содержание тем учебного предмета 5-8
4.Учебно- тематический план 9
5.Календарно-тематический план 10-29
6.Требования к уровню подготовки обучающихся 30
7.Критерии оценивания знаний 31-37
8. Учебно-методический комплекс 38
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Примерная программа основного общего образования по русскому языку.
. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа раскрывает содержание федерального компонента государственно стандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.
В данной рабочей программе тема «Глагол» расположена после темы «Имя прилагательное», так как изучение данной темы является достаточно сложной для учащихся, поэтому считается целесообразным изучать ее не в самом конце учебного года, когда качество усвоение учебного материала в силу объективных причин снижается.
Количество учебных часов по предмету: 204,
Количество часов по учебному плану - 204.
Общее количество часов в неделю - 6.
- Контрольных диктантов – 11
- Развитие речи (сочинение\изложение) – 15
- Самостоятельные работы- 5
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
- развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Принцип построения программы: концентрический.
Учебник, рекомендованный Управлением образования и науки области к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011 г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа- 204 часа.
Содержание тем учебного курса.
Русский язык - один из развитых языков мира
Повторение пройденного в 5 классе
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
Учебно- тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 |
Повторение изученного в 5 классе. | 15 |
Лексика и фразеология. Культура речи. | 13 |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 31 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Местоимение. | 25 26 37 17 27 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 12 |
ИТОГО | 204 |
Календарно- тематический план
Дата | № урока | Тема | Форы деятельности учащихся на уроке | Вид контроля | Домашнее задание |
1 | Введение. Русский язык - один из развитых языков мира (1 час) | Выразительное чтение стихотворения Шибаева, беседа | Записать слова Лихачева | ||
Повторение изученного в 5 классе (13 + 2) | |||||
2 | Фонетика. Орфография. Графика. | Фронтальный опрос, фонетич. разбор. | П.1, упр 6 | ||
3 | Фонетический разбор слова. Орфография. | Фонетический разбор, работа с учебником. | П1, упр. 8 | ||
4 | Морфемы в слове. Морфемный разбор. | Морфемный разбор. Составление слов по схемам. | Объяснительный диктант | П.2, упр. 11 | |
5 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Фронтальный опрос, фонетический и морфемный разбор. | П.2, упр. 15 | ||
6 | Части речи. Морфологический разбор слова. | Морфологический разбор, деформированный текст. | П.3, упр. 19 | ||
7 | Орфограммы в окончаниях слов. | Объяснительный диктант, морфологический разбор. | П. 4, упр. 23 | ||
8 | Словосочетание. Простое предложение. | Синтаксический разбор, работа с учебником. | П. 5, Упр 28 | ||
9 | Прямая речь. | Пунктуационный разбор, конструирование предложений. | П.9 Упр. 44 | ||
10 | Сложное предложение. | Синтаксический и пунктуационный разбор. | Входной контроль | П.7 Упр. 36 | |
11 | Запятые в сложном предложении. | Конструирование предложений, синтаксический разбор | П.7 Упр. 38 | ||
12 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Синтаксический разбор, работа с учебником. | П.8 Упр. 39 | ||
13 | P.p. Текст. | Урок развития речи. Составление текстов. | Графический диктант. | П.10 Упр. 48 | |
14 | P.p. Официально-деловой стиль. | Урок развития речи. Составление текстов. | П.11 Упр. 51 | ||
15 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» | Написание контрольного диктанта. | Контрольный диктант. | ||
16 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками. | Контр. вопр. | ||
Лексика и фразеология (10 + 3) | |||||
17 | Повторение изученного в 5 классе. | Фронтальный опрос. Работа со словарем. | П.12 Упр. 53 | ||
18 | P.p. Подбор материалов к сочинению. | Урок развития речи. Работа с текстом. | П.13 Упр. 63 | ||
19 | P.p. Сочинение по картине А.М.Максимова «После дождя». | Урок развития речи. Написание сочинения. | Сочинение по картине. | ||
20 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. | Работа со словарем, с текстом. | П.15 Упр. 70 | ||
21 | Диалектизм. | Работа с текстом. | П.16 Упр. 73 | ||
22 | P.p. Изложение. Сжатый пересказ исходного текста. | Урок развития речи. Написание изложения. | Сжатое изложение. | Упр 74 | |
23 | Жаргонизмы. | Работа с текстом, синтаксический разбор. | П.17 Упр. 79 | ||
24 | Эмоционально-окрашенные слова. | Работа с текстом, фонетический разбор. | П. 18 Упр. 83 | ||
25 | Устаревшие слова. Неологизмы. | Работа с текстом. Выборочное списывание. | П. 19 Упр. 86 | ||
26 | Исконно русские слова и заимствованные. | Работа со словарем и текстом. | П.20,21 Упр.91 | ||
27 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | Работа с текстом и словарем. | Лексический диктант. | П.22,23 Упр.101 | |
28 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | Работа со словарем. Конструирование предложений. | Упр. 105 | ||
29 | Повторение и обобщение изученного по теме. | Составление таблицы, ответы на контрольные вопросы. | Стр.50, контр. вопр, упр. 109 | ||
Словообразование. Орфография.(26 + 5) | |||||
30 | Повторение изученного в 5 классе. | Фронтальный опрос, комментированное письмо. | П.24, упр.115. 119 | ||
31 | Повторение изученного в 5 классе | Морфемный разбор. словарная работа. | Упр. 119 | ||
32 | Повторение изученного в 5 классе | Морфемный разбор. составление слов по схемам. | Упр.120. | ||
33 | P.p. Описание помещения. | Урок развития речи. Наблюдения, работа с текстом. | П.25, упр. 121 | ||
34 | Основные способы образования слов в русском языке. | Морфемный разбор. | Словарный диктант. | П.26, упр 125 | |
35 | Основные способы образования слов в русском языке | Словообразовательный разбор, работа с текстом. | Упр. 129 | ||
36 | Этимология слов. | Работа со словарем, словообразовательный разбор. | П.27 Упр. 130 | ||
37 | P.p. Систематизация материалов к сочинению. | Урок развития речи. Наблюдения, работа с текстом. | П.28. Упр. 134 | ||
38 | P.p. Описание помещения. | Урок развития речи. Написание сочинения. | Сочинение. | ||
39 | Буквы О и А в корне -кас-, -кос-. | Работа с учебником, объяснительный диктант. | П. 29 Упр. 138 | ||
40 | Буквы О и А в корне -кас-, -кос-. | Работа с учебником, объяснительный диктант, работа с текстом. | Упр. 140 | ||
41 | Буквы А и О в корнях -гар-, -гор-. | Работа с учебником, объяснительный диктант | П.30 Упр. 144,149 | ||
42 | Буквы А и О в корнях -гар-, -гор-. | Распределительный диктант. Составление таблицы. | |||
43 | Буквы Ы-И после приставок. | Работа с учебником, объяснительный диктант | П.31 Упр.153 | ||
44 | Буквы Ы-И после приставок. | Объяснительный диктант. Работа с тестом. | Упр.154. | ||
45 | Комплексное повторение. | Объяснительный диктант, работа с таблицами и схемами. | Контр. Вопр. | ||
46 | Гласные в приставках пре-, при-. | Работа с учебником, объяснительный диктант | П.32 Упр.155,162 | ||
47 | Гласные в приставках пре-, при | Объяснительный диктант. Работа со словами с н.з. | Упр.162. | ||
48 | Гласные в приставках пре-, при | Распределительный диктант. Работа со словарем. | Упр.163. | ||
49 | Гласные в приставках пре-, при | Составление таблицы. Объяснительный диктант. | Упр.164. | ||
50 | Контрольный диктант за 1 четверть . | Написание контрольного диктанта. | Контрольный диктант. | Упр165 | |
51 | Анализ контрольного диктанта | Работа над ошибками у доски и в тетради. | Упр.167. | ||
52 | P.p. Выборочное изложение. | Урок развития речи. Написание изложения. | Выборочное изложение. | ||
53 | Соединительные О и Е в сложных словах. | Работа с учебником, объяснительный диктант | П.33 Упр. 168 | ||
54 | Сложносокращенные слова. | Словообразовательный и морфемный разбор. | П.34 Упр. 174 | ||
55 | P.p. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро». | Урок развития речи. написание сочинения. | Сочинение по картине. | Упр.176 | |
56 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Словообразовательный и морфемный разбор. | П.35 Упр. 182 | ||
57 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Словообразовательный и морфемный разбор. | Упр. 180 | ||
58 | Повторение изученного по теме «Словообразование». | Ответы на контрольные вопросы, работа со схемами. | Контр.вопр. на стр. 80, упр. 190 | ||
59 | Контрольный диктант по теме «Словообразование». | Написание контрольного диктанта. | Контрольный диктант. | Упр. 191 | |
60 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | Упр.193. | ||
Морфология и орфография | |||||
Имя существительное (22 + 3) | |||||
61 | Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. | Фронтальный опрос. | П.36 Упр.197 | ||
62 | Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. | Морф. Разбор, работа с текстом. | Упр.201. | ||
63 | P.p. Письмо другу. | Урок развития речи. сочинение письма, работа с текстом. | Написать письмо | ||
64 | Разносклоняемые имена существительные. | Работа с учебником, словообразовательный разбор. | П.37 Упр.209 | ||
65 | Буква Е в суффиксе – ЕН существительных на –мя. | Объяснительный диктант. | П.38 Упр.213 | ||
66 | P.p. Устное публичное выступление. | Урок развития речи. составление текста. | Составить выступление | ||
67 | Несклоняемые существительные. | Работа с текстом, работа с учебником. | П.39 Упр.220 | ||
68 | Род несклоняемых существительных. | Работа с текстом. | П.40 Упр. 227 | ||
69 | Род несклоняемых существительных | Работа с текстом. Распределительный диктант. | Упр. 228 | ||
70 | Имена существительные общего рода. | Морфологический разбор сущ. | Словарный диктант. | П.41 Упр.233 | |
71 | Морфологический разбор имени существительного. | Морфологический разбор сущ. | П.42 Упр.234 | ||
72 | P.p. Сочинение-описание по личным впечатлениям. | Урок развития речи. наблюдения. Написание сочинения. | Сочинение. | ||
73 | P.p. Сочинение-описание по личным впечатлениям. | Написание сочинения. | |||
74 | НЕ с существительными. | Объяснительны1 диктант, морфологический разбор. | П.43 Упр.240 | ||
75 | НЕ с существительными. | Объяснительный диктант, работа с текстом. | Упр. 243. | ||
76 | Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК-, -ЩИК-. | Объяснительный диктант, морфологический разбор. | П. 44 Упр. 245 | ||
77 | Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК-, -ЩИК-. | Объяснительный диктант, морфологический разбор | Упр.248 | ||
78 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК-, -ИК- | Объяснительный диктант, морфологический разбор. | П.45 Упр.251 | ||
79 | Гласные О – Е после шипящих в суффиксах существительных. | Объяснительный диктант, морфологический разбор. | П.46 Упр. 254 | ||
80 | Гласные О – Е после шипящих в суффиксах существительных. | Объяснительный диктант, морфологический разбор. | Упр. 258 | ||
81 | Повторение изученного об имени существительном. | Работа с таблицами и схемами, ответы на контрольные вопросы. | Контр. Вопр. На стр.108, упр. 266 | ||
82 | Повторение изученного об имени существительном. | Работа с таблицами, различные виды разборов. | |||
83 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Написание контрольного диктанта. | Контрольный диктант. | Упр. 268 | |
84 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | |||
85 | Итоговый тест за первое полугодие. | Написание теста. | Контрольный тест. | ||
Имя прилагательное (23 + 3) | |||||
86 | Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном. | Фронтальный опрос, объяснительный диктант. | П.47 Упр. 270 | ||
87 | Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном. | Работа с текстом, комент. Письмо. | Упр. 272 | ||
88 | P.p. Сочинение-описание. | Урок развития речи. написание сочинения. | Сочинение. | П.48 упр. 279 | |
89 | Степени сравнения прилагательных. | Работа с текстом, составление таблицы. | П.49 Упр. 282 | ||
90 | Степени сравнения прилагательных. | Конструирование словоформ, работа с текстом. | Упр. 288 | ||
91 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. | Работа с таблицей, корректирование текста. | П.50 Упр. 290 | ||
92 | Относительные прилагательные. | Работа с текстом и составление таблицы. | П.51 Упр. 295 | ||
93 | P.p. Выборочное изложение. | Урок развития речи. Написание изложения. | Изложение. | Упр. 296 | |
94 | Притяжательные прилагательные. | Работа с таблицей, работа с учебником. | П.52 Упр. 299 | ||
95 | Притяжательные прилагательные | Работа с текстом, ком. Письмо. | Упр. 300 | ||
96 | Морфологический разбор прилагательных. | Морфологический разбор прилагательного. | П.53 Упр. 302 | ||
97 | Контрольный диктант за 2 четверть . | Написание контрольного диктанта. | Контрольный диктант. | Упр. 304 | |
98 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | |||
99 | Не с именами прилагательными. | Составление таблицы, объяснительный диктант. | П.534 Упр. 306 | ||
100 | Не с именами прилагательными. | Комент. Письмо, работа с текстом. | Упр. 310 | ||
101 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | Объяснительный диктант, работа с текстом. | П55 Упр. 314 | ||
102 | P.p. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер». | Урок развития речи. Написание сочинения. | Сочинение. | ||
103 | Н и НН в суффиксах прилагательных. | Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом | П.56 Упр. 317 | ||
104 | Н и НН в суффиксах прилагательных. | Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом | Упр.325 | ||
105 | К и СК в суффиксах прилагательных. | Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом | П.57 Упр.329 | ||
106 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом | П.58 Упр.331 | ||
107 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом | Упр. 334 | ||
108 | Повторение темы «Имя прилагательное». | Работа с таблицей, ответы на контрольные вопросы. | Контрольные вопросы, стр. 140, упр.341 | ||
109 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Написание контрольного диктанта. | Контрольный диктант. | Упр. 342 | |
110 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | |||
Глагол (30 + 7) | |||||
111 | Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | Фронтальный опрос. | П.80 Упр. 458, 469 | ||
112 | Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | Морфологический разбор, диктант на окончание. | |||
113 | Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | Составление таблицы спряжений, объяснительный диктант. | Упр. 460, спряж. | ||
114 | Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | Диктант на –тся и –ться. Работа с текстом. | Упр. 462. | ||
115 | Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | Морфологический разбор, морфемный анализ. | Упр. 466 | ||
116 | P.p. Сочинение-рассказ. | Урок развития речи. Написание сочинения. | Сочинение. | Упрупр.470 | |
117 | Разноспрягаемые глаголы. | Работа с учебником, составление таблицы. | П.81 Упр. 474 | ||
118 | Глаголы переходные и непереходные. | Составление таблицы. | П.82 Упр. 478 | ||
119 | Глаголы переходные и непереходные. | Работа с текстом. | Упр. 481 | ||
120 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Работа с текстом, объяснительный диктант. | П.83 Упр. 483 | ||
121 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Работа с текстом, объяснительный диктант. | Упр. 484 | ||
122 | P.p. Изложение. | Урок развития речи. Написание изложения. | Изложение. | ||
123 | Условное наклонение. | Работа с текстом, конструирование форм глагола. | П.84 Упр. 487 | ||
124 | Условное наклонение. | Работа с текстом, конструирование форм глагола. | Упр. 489. | ||
125 | Повелительное наклонение. | Работа с текстом, конструирование форм глагола. | П.85 Упр. 494 | ||
126 | Повелительное наклонение. | Работа с текстом. | Упр. 499 | ||
127 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | Работа с текстом, конструирование форм глагола. | П. 86 Упр. 508 | ||
128 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | Работа с текстом. | Упр. 510 | ||
129 | P.P. Рассказ по рисункам. | Урок развития речи. Составление рассказа. | П.89 | ||
130 | Контрольный диктант. | Написание контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Контрольный диктант. | Упр. 509 | |
131 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | |||
132 | Употребление наклонений. | Работа с текстом. | Составить текст | ||
133 | Употребление наклонений. | Конструирование предложений. Морфологический разбор. | Упр. 515 | ||
134 | Безличные глаголы. | Работа с учебником и текстом. | П.87 Упр. 511 | ||
135 | Безличные глаголы. | Работа с учебником и текстом. | Упр. 516 | ||
136 | Морфологический разбор глагола. | Морфологический разбор. | П.88 Упр. 518 | ||
137 | P.p. Рассказ на основе услышанного. | Урок развития речи. составление устного рассказа. | П.89 | ||
138 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Объяснительный диктант, работа с таблицей. | П.90 Упр.522 | ||
139 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Объяснительный диктант, морфологический разбор. | Упр. 525. | ||
140 | Обобщение изученного о глаголе. | Работа с таблицей, ответы на контрольные вопросы. | Контрольные вопросы на стр.220, упр. 531 | ||
141 | Обобщение изученного о глаголе. | Работа с таблицами и схемами. | Упр. 532 | ||
142 | Обобщение изученного о глаголе. | Работа с таблицами и схемами. | Упр. 534 | ||
143 | Обобщение изученного о глаголе. | Работа с текстом, морфологический разбор. | Составить текст. | ||
144 | Контрольный диктант за 3 четверть | Контрольный диктант | Контрольный диктант. | Упр. 535 | |
145 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | |||
146 | P.p. Контрольное сочинение (упр. 525). | Урок развития речи. написание сочинения. | Сочинение. | ||
147 | Анализ сочинения. | Работа над ошибками. | Упр.534 | ||
Имя числительное как часть речи (14 + 3) | |||||
148 | Имя числительное как часть речи. | Беседа, наблюдения, работа с текстом. | П.59 упр. 345 | ||
149 | Простые и составные числительные. | Составление таблицы. | П.60 Упр. 351 | ||
150 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Объяснительный диктант. | П.61 Упр. 354 | ||
151 | Разряд количественных числительных. | Работа с таблицей, работа с текстом. | П.62 Упр. 357 | ||
152 | Числительные, обозначающие целые числа. | Работа с таблицей, работа с текстом. | П.63 Упр. 360 | ||
153 | Числительные, обозначающие целые числа. | Работа с таблицей, работа с текстом. | Упр. 364 | ||
154 | Числительные, обозначающие целые числа. | Конструирование числ. Склонение числ. | Упр. 366 | ||
155 | P.p. Выборочное изложение (упр. 340). | Урок развития речи. прослушивание текста. Словарная работа. | Изложение. | ||
156 | P.p. Выборочное изложение (упр. 340). | Написание изложения. | |||
157 | Дробные числительные. | Составление таблицы. | П.64 Упр. 369 | ||
158 | Собирательные числительные. | Работа с таблицей, с учебником. | П.65 Упр. 374 | ||
159 | P.p. Сочинение-рассуждение. | Урок развития речи. написание изложения. | Упр. 375 | ||
160 | Порядковые числительные. | Объяснительный диктант. | П.66 Упр. 377 | ||
161 | Порядковые числительные | Склонение числ. Работа с текстом. | Упр. 179 | ||
162 | Морфологический разбор числительного. | Морфологический разбор числительного. | П.67 Упр. 385 | ||
163 | Повторение темы «Имя числительное». | Работа с таблицами, ответы на контрольные вопросы. | Контрольные вопросы, упр. 388 | ||
164 | Контрольный диктант. | Написание контрольного диктант. | Контрольный диктант. | Упр. 389 | |
165 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | |||
Местоимение (23 + 4) | |||||
166 | Местоимение как часть речи. | Работа с таблицей, наблюдения. | П.68 Упр. 391 | ||
167 | Местоимение как часть речи. | Работа с текстом. | Упр. 393 | ||
168 | Разряды местоимений. | Составление таблицы, работа с текстом. | П. 69, 70 Упр. 396 | ||
169 | Личные местоимения. | Работа с текстом. | Упр. 402. | ||
170 | Возвратное местоимение себя. | Работа с текстом. | П.70 Упр.403 | ||
171 | P.p. Рассказ по сюжетным картинкам. | Урок развития речи. составление рассказа. | П.70 Упр. 405 | ||
172 | Вопросительные местоимения. | Объяснительный диктант, работа с текстом. | П.71 Упр. 409 | ||
173 | Относительные местоимения. | Работа с учебником и таблицей. | П. 72 Упр. 413 | ||
174 | Неопределенные местоимения. | Работа с таблицей, с текстом. | П.73 Упр. 414 | ||
175 | Неопределенные местоимения. | Работа с таблицей, с текстом. | Упр. 417 | ||
176 | Отрицательные местоимения. | Работа с таблицей, с текстом | П.74 Упр. 422,429 | ||
177 | Отрицательные местоимения. | Морфемный разбор, работа с текстом | Упр. 427 | ||
178 | Отрицательные местоимения. | Работа с текстом. | Упр. 429. | ||
179 | Притяжательные местоимения. | Работа с таблицей, с текстом | П.75 Упр. 431 | ||
180 | Притяжательные местоимения. | Работа с таблицей, с текстом | Упр. 434 | ||
181 | P.p. Сочинение-рассуждение. | Урок развития речи. Написание сочинения. | Сочинение. | Упр. 435 | |
183 | Указательные местоимения. | Работа с учебником и таблицей. | П77 Упр. 440 | ||
184 | Указательные местоимения. | Работа с текстом. | Упр. 443 | ||
184 | Определительные местоимения. | Работа с учебником и таблицей | П.78 Упр. 445 | ||
185 | Определительные местоимения. | Работа с текстом. Разборы. | Упр. 447. | ||
186 | Морфологический разбор местоимения. | Морфологический разбор местоимения. | П.79 Упр.448 | ||
187 | P.p. Сочинение-рассказ по картине. | Урок развития речи. наблюдения. Словарная работа. | Сочинение. | Упр.449 | |
188 | P.p. Сочинение-рассказ по картине. | ||||
189 | Обобщение изученного по теме «Местоимение» | Работа с таблицами, ответы на контрольные вопросы. | Контрольные вопросы, стр.190, упр.456 | ||
190 | Обобщение изученного по теме Местоимение». | Работа с таблицами и схемами. | Упр. 458 | ||
191 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Написание контрольного диктанта. | Контрольный диктант. | Упр.455 | |
192 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | |||
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (12 часов) | |||||
193 | Разделы науки о языке | Работа с текстом. | П.91. Упр.536 | ||
194 | Синтаксис и пунктуация. | Синтаксический и пунктуационный разбор. | П.92 Упр. 542 | ||
195 | Орфограммы в приставках. | Объяснительный диктант, морфемный разбор. | П.93 Упр.548 | ||
196 | Орфограммы в корне. | Объяснительный диктант, морфемный разбор. | П.92 Упр. 538 | ||
197 | Орфограммы в суффиксе. | Объяснительный диктант, морфемный разбор. | Упр. 541 | ||
198 | Орфограммы в окончаниях. | Объяснительный диктант, морфемный разбор. | Упр.545 | ||
199 | Контрольный диктант за год. | Написание контрольного диктанта. | Контрольный диктант. | ||
200 | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками у доски и в тетради. | |||
201 | Мягкий знак после шипящих. | Комментированное письмо, работа с таблицей. | П.94 Упр. 551 | ||
202 | Слитное. Дефисное, раздельное написание слов. | П.95,96 Упр. 554 | |||
203 | Лексика. Фразеология. Словообразование. | Комментированное письмо, работа с таблицей. | П.97 Упр. 557 | ||
204 | Итоги года. | Беседа. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом.
- С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова.
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Критерии оценивания знаний
«Критерии оценивания…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку обучающихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ? задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
-соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание
. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Учебно- методический комплекс
1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс М. Просвещение. 2010.
. 2.Мультимедийные пособия.
3.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
4.Русский язык. 6 класс : поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова –Волгоград: Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...