Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока в 5 классе по по учебнику «Русский язык 5 класс»: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцоваграмме Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korni_s_cheredovaniem_rast_rashch-ros.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ворошиловская средняя общеобразовательная школа
Тверская область, Пеновский район, с.Ворошилово, переулок Школьный, д.5
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-
Тип урока: ОНЗ
Программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.
Учебник «Русский язык 5 класс»: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.
Количество часов: 210 (6 часов в неделю)
Пушкиной Натальи Николаевны,
учителя МБОУ Ворошиловской СОШ,
2015
МБОУ Ворошиловская СОШ
Пеновского района, Тверской обл.
Учитель 1 категории: Пушкина Н.Н.
Русский язык, 5 класс
Тема: «Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
4) преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов;
5) анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 6) шаги плана действий; 7) эталон, 8) таблица.
Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи и эталон; 3) основа для выполнения самостоятельной работы и эталон; цветные смайлики; 4) карточки для домашнего задания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей. Вы у меня всегда работаете хорошо, а сегодня я желаю вам поработать еще лучше и показать все, на что вы способны. Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и попробуете создать правило. Вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. Вопрос по этой теме включен в тест ЕГЭ.
− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
− Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
− Посмотрите на доску и выполните задание устно.
Задание на доске:
По каким 2 признакам слова распределены в две группы? | |
Каникулы Декабрь Корзина Иней | Снеговик Воздушный Угощение Чесать |
Обратите внимание на главную значимую морфему. Что это? (корень). Задание я вам усложнила. Вы справитесь. Свою точку зрения аргументируйте.
Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». 1. В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.
2.В левом столбике в словах при изменении и образовании однокоренных не происходит чередования звуков, которое отражается на письме. А в правом такое чередование происходит.
− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике так, чтобы происходило чередование согласного в корне. (Снеговик – снежный; воздушный-воздух; угощение-гость; чесать-чешет.)
− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)
− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)
− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов, чередование в корне согласных звуков, которые отражаются на письме. Не путаем с позиционными чередованиями. Приведите примеры таких чередований из записанных на доске слов.)
− Следующее задание на внимательность(слова на доске)
− Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.
На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)
− Проверим. («Растущий», «выращенный», «поросль» − имеют общий компонент значения ‘растение’, значит, лишнее слово «простейший»; «сложить», «слагать», «приложить» − имеют общий компонент значения ‘соединять’, значит, лишнее слово «осложнить».)
По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:
− Итак, все слова однокоренные, кроме одного.
Далее в строке остаются только слова с чередующимися гласными и выделенными корнями:
- растущий, выращенный, поросль.
- сложить, слагать, приложить.
− Молодцы!
– Вспомним правило написания корней –лаг-, -лож-.
− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)
− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)
− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)
− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные и согласные буквы.)
Задание на пробное действие:
− Объясните правописание гласных в корнях: -раст-, -ращ-, -рос-;
Корни вывешиваются на доску:
− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)
− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях
-раст-, -ращ-, -рос-.)
− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым мы пользуемся уже несколько уроков. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни.
− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)
− Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?
− Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год…
− Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!
− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)
− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.)Запишем тему урока в тетрадь.
− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)
− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
Установить закономерность. |
Сделать вывод. |
Создать эталон. |
5. Реализация построенного проекта.
− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех этих строчках начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).
− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.
Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:
-РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-:
СТ
А О С
Щ
− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А (О), если корень заканчивается на согласный … ».
Ответы учащихся:
в корнях -раст- / -ращ- пишется А, если корень заканчивается на СТ или Щ,
в корне -рос- пишется гласная О, так как корень заканчивается на С;
– Прочитайте правило в учебнике и сравните свои выводы с правилом.
− Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Но, как вы знаете, в большинстве правил содержатся исключения – когда правописание некоторых слов не подчиняется выведенным правилам. Эти исключения прочитайте на доске. Прочитайте их вслух:
Раст / рос: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.(сл раб.-ростовщик – это человек, который дает деньги в рост в долг под большие проценты)
− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)
− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.
После ответов групп на доску вывешивается эталон:
РАСТ / РАЩ | РОС |
− Молодцы! Все группы справились с заданием.
− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)
Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.
В результате в тетрадях должно быть записано:
растущий, выращенный, поросль. ВЫВОД: Проверяются ли ударением слова с корнем –раст- -ращ- -рос-?(нельзя) Правило на стор.36 учебника вы прочитаете ещё раз, чтобы запомнить. Что общего в правилах правописания корней –лаг- -лож- и –раст- -ращ- -рос-? (гласная корня зависит от последующих звуков или букв) |
6. Первичное закрепление во внешней речи.
ТАБЛИЦА (работа по таблице с проговариванием орфограммы вслух).
− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях: -раст-, -ращ-, -рос-.)
− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат карточки со словами с пропущенными буквами:
О или А
Зар…сли , р…сточек, зар…стает, подр…стала, выр…сший, выр…щенный, р…стение, отр…сль.
− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы.
Часть слов объясняется во внешней речи, а часть слов целесообразно предложить выполнить в парах. Затем проверяют сами выполненное задание по образцу для проверки:
О или А
Заросли, росточек (искл.), зарастает, подрастала, выросший, выращенный, растение, отрасль (искл.).
− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?
− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?
Если время позволяет, то №452 устно в парах проговаривают правило, объясняя написание.
Самооценивание
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
– Прочитайте задание к № 453:
– У вас на партах лежат карточки с таблицей:
РАСТ / РАЩ | РОС |
− Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной. Выполняем самостоятельно.
После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:
РАСТ / РАЩ | РОС |
растёт вырастет подрастёт растение вырастишь разрастаются выращу взращённые | росла выросла подросла росточек(искл.) вырос разросся водоросли |
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
Самооценивание
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
− Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что такое синонимы. (Синонимы – это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)
− Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова – вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.
- Дорога – путь.
- Еда – пища, кушанье.
- Ложь – обман.
- Крохотный – маленький.
- Веселье – радость.
− Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемые орфограммы:-лаг- -лож- -раст- -ращ- -рос-. Вы должны будете графически объяснять выбор буквы в корне. Не забудьте об исключениях. Задание понятно? (Да.) При ответе поднимайте руку, остальные ребята. Если согласны с ответом, то хлопок, если нет, по поднимаем руку и высказываем свое мнение.
Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.
- Добавление к чему-нибудь, например, к журналу.
Приложение.
- Частый кустарник, которым заросло какое-либо место.
Заросли.
- Сообщать свои мысли.
Излагать.
- Отдельная область деятельности науки, производства.
Отрасль (искл.)
- Становиться гуще, ветвистее, больше.
Разрастись.
- Устроиться где-нибудь на отдых.
Расположиться.
- Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян.
Поросль.
- Догадка, предварительная мысль.
Предположение.
Если время позволяет, то №455устно в парах проговаривают правило, объясняя написание.
Тест на порверку знания и понимания темы.(запись на доске):
В каком слове пропущена буква А?
1)обр…сли 3)водор…сли
2)выр…щены 4)р…сточек
Самооценивание
− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней РАСТ / РАЩ // РОС.)
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленый смайлик означает положительный ответ, желтый смайлик – сомнение, красный смайлик– отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Домашнее задание: Параграф 85, правило выучить и №454-письменно, №456-устно подготовиться к диктанту (задание объясняем.) и карточка
Подчеркните слова, в которых нет корней с чередованием –раст-,-ращ-,-рос-. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
1) Выр…щу, зар…сли, ор…сили, подр…стать.
2) Р…скошный, р…сти, р…стовщик, р…стение.
3) Р…стительный, р…створимый, Р…стислав, выр…сший.
4) Возр…стной, р…стреппанный, пор…сль, Р…стов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"
Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....
«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)...
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"
Технологическая карта урока с презентацией....
«Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСв 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»....
Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кинеля...