Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Пушкина Наталья Николаевна

Разработка урока  в 5 классе по по учебнику «Русский язык 5 класс»: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцоваграмме  Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korni_s_cheredovaniem_rast_rashch-ros.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ворошиловская средняя общеобразовательная школа

Тверская область, Пеновский район, с.Ворошилово, переулок Школьный, д.5

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-        

Тип урока: ОНЗ

Программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.

Учебник «Русский язык 5 класс»: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.

Количество часов: 210 (6 часов в неделю)

Пушкиной Натальи Николаевны,

учителя МБОУ Ворошиловской СОШ,

2015

                                                                                               МБОУ Ворошиловская СОШ

 Пеновского района, Тверской обл.

Учитель 1 категории: Пушкина Н.Н.

Русский язык, 5 класс

Тема: «Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

4) преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов;

5) анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 6) шаги плана действий; 7) эталон, 8) таблица.

Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи и эталон; 3) основа для выполнения самостоятельной работы и эталон; цветные смайлики; 4) карточки для домашнего задания.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей. Вы у меня всегда работаете хорошо, а сегодня я желаю вам  поработать еще лучше и показать все, на что вы способны.  Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и  попробуете создать правило. Вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. Вопрос по этой теме включен  в тест ЕГЭ.

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

Задание на доске:

По каким 2 признакам слова распределены в две группы?

Каникулы

                             Декабрь

                             Корзина

                             Иней

Снеговик

    Воздушный

                              Угощение

                              Чесать

Обратите внимание на главную значимую морфему. Что это? (корень).  Задание я вам усложнила.  Вы справитесь. Свою точку зрения аргументируйте.

Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». 1. В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.

2.В левом столбике в словах при изменении и образовании однокоренных не происходит чередования звуков, которое отражается на письме. А в правом такое чередование происходит.

− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике так, чтобы происходило чередование согласного в корне. (Снеговик – снежный; воздушный-воздух;  угощение-гость; чесать-чешет.)

− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)

− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов, чередование в корне согласных звуков, которые отражаются на письме. Не путаем с позиционными чередованиями. Приведите примеры таких чередований из записанных на доске слов.)

Следующее задание на внимательность(слова на доске)

− Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.

На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)

− Проверим. («Растущий», «выращенный», «поросль» − имеют общий компонент значения ‘растение’, значит, лишнее слово «простейший»; «сложить», «слагать», «приложить» − имеют общий компонент значения ‘соединять’, значит, лишнее слово «осложнить».)

По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:

− Итак, все слова однокоренные, кроме одного.

Далее в строке остаются только слова с чередующимися гласными и выделенными корнями:

  • растущий, выращенный, поросль.
  • сложить, слагать, приложить.

   

− Молодцы!

– Вспомним правило написания корней –лаг-, -лож-.

− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)

− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)

− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные и согласные буквы.)

Задание на пробное действие:

− Объясните правописание гласных в корнях: -раст-, -ращ-, -рос-;

Корни вывешиваются на доску:

− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях

-раст-, -ращ-, -рос-.)

− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым мы пользуемся уже несколько уроков. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни.

− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)

− Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?

− Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год…

− Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!

− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)

− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.)Запишем тему урока в тетрадь.

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

Установить закономерность.

Сделать вывод.

Создать эталон.

5. Реализация построенного проекта.

Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех этих строчках начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).

− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:

-РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-:

               СТ          

А                          О               С

                Щ        

− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А (О), если корень заканчивается на согласный … ».

Ответы учащихся:

в корнях -раст- / -ращ- пишется А, если корень заканчивается на СТ или Щ,

в корне -рос- пишется гласная О, так как корень заканчивается на С;

 – Прочитайте правило в учебнике и сравните свои выводы с правилом.

− Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Но, как вы знаете, в большинстве правил содержатся исключения – когда правописание некоторых слов не подчиняется выведенным правилам. Эти исключения прочитайте на доске. Прочитайте их вслух:

Раст / рос: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.(сл раб.-ростовщик – это  человек, который дает деньги в рост в долг под большие проценты)

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

После ответов групп на доску вывешивается эталон:

РАСТ

/

РАЩ

РОС

− Молодцы! Все группы справились с заданием.

− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)

Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.

В результате в тетрадях должно быть записано:

 растущий, выращенный, поросль.

ВЫВОД: Проверяются ли ударением слова с корнем –раст- -ращ- -рос-?(нельзя)

Правило на стор.36 учебника вы прочитаете ещё раз, чтобы запомнить.

          Что общего в правилах правописания корней –лаг- -лож- и –раст- -ращ- -рос-?

(гласная корня зависит от последующих звуков или букв)

6. Первичное закрепление во внешней речи. 

ТАБЛИЦА (работа по таблице с проговариванием орфограммы вслух).

− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях: -раст-, -ращ-, -рос-.)

− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат карточки со словами с пропущенными буквами:

О или  А

Зар…сли , р…сточек, зар…стает, подр…стала,  выр…сший, выр…щенный, р…стение, отр…сль.

− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы.

Часть слов объясняется во внешней речи, а часть слов целесообразно предложить выполнить в парах. Затем проверяют сами выполненное задание по образцу для проверки:

О или  А

Заросли, росточек (искл.), зарастает, подрастала,  выросший, выращенный, растение, отрасль (искл.).

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

Если время позволяет, то №452 устно в парах проговаривают правило, объясняя написание.

Самооценивание

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

– Прочитайте задание к № 453:

– У вас на партах лежат карточки с таблицей:                                   

РАСТ /

РАЩ

РОС

− Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной. Выполняем самостоятельно.

После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:                                             

РАСТ /

РАЩ

РОС

                    растёт

вырастет

  подрастёт

растение

   вырастишь

разрастаются

выращу

взращённые

росла

выросла

подросла

           росточек(искл.)

вырос

разросся

водоросли

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

Самооценивание

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

− Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что  такое синонимы. (Синонимы – это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)

− Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова – вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.

  • Дорога – путь.
  • Еда – пища, кушанье.
  • Ложь – обман.
  • Крохотный – маленький.
  • Веселье – радость.

− Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемые орфограммы:-лаг- -лож- -раст- -ращ- -рос-. Вы должны будете графически объяснять выбор буквы в корне. Не забудьте об исключениях. Задание понятно? (Да.) При ответе поднимайте руку, остальные ребята. Если согласны с ответом, то хлопок, если нет, по поднимаем руку и высказываем свое мнение.

Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.

  • Добавление к чему-нибудь, например, к журналу.

Приложение.

  • Частый кустарник, которым заросло какое-либо место.

Заросли.

  • Сообщать свои мысли.

Излагать.

  • Отдельная область деятельности науки, производства.

Отрасль (искл.)

  • Становиться гуще, ветвистее, больше.

Разрастись.

  • Устроиться где-нибудь на отдых.

Расположиться.

  • Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян.

Поросль.

  • Догадка, предварительная мысль.

Предположение.

Если время позволяет, то №455устно в парах проговаривают правило, объясняя написание.

Тест на порверку знания и понимания темы.(запись на доске):

В каком слове пропущена буква А?

1)обр…сли                       3)водор…сли

2)выр…щены                  4)р…сточек

 Самооценивание

− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней РАСТ / РАЩ // РОС.)

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленый смайлик означает положительный ответ, желтый смайлик – сомнение, красный смайлик– отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

Домашнее задание: Параграф 85, правило выучить и №454-письменно, №456-устно подготовиться к диктанту (задание объясняем.) и карточка

Подчеркните слова, в которых нет корней с чередованием –раст-,-ращ-,-рос-. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

1) Выр…щу, зар…сли, ор…сили, подр…стать.

2) Р…скошный, р…сти, р…стовщик, р…стение.

3) Р…стительный, р…створимый, Р…стислав, выр…сший.

4) Возр…стной, р…стреппанный, пор…сль, Р…стов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"

Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....

«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)...

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией....

«Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСв 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»....

Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля...