Текст по Г.Я.Бакланову
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Лазарева Ольга Валерьевна

Данный материал представляет из себя тестовые задания для подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_po_baklanovu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                                                     

Прочитайте текст и выполните задания

        (1)На хуторе сон и тишина. (2) Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика,                по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3) Такое  чувство, словно  и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

   (4) Громко стучу в раму окна. (5) Нечего спать, раз мы вернулись. (6) И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7) Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

 (8) – Заходите, товарищ лейтенант.

 (9) Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10) Об этом не думаешь там. (11) Это здесь со всей силой чувствуешь. (12) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13) И уезжать надолго не приходилось. (14) Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал  уже на фронт. (15) Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал того, что испытываем мы сейчас. (16) Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые…  

   (17) Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19) Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня.

(20) Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22) За всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.

   (23) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24) Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять.. (25) Я просыпаюсь от тишины. (26) Даже во сне я привык прислушиваться к разрывам снарядов.

  (27) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28) Зажмурюсь – и опять всё это пред глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами…

   (29) Нет, я, кажется, не усну. (30) Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворил дверь. (31) Как тихо! (32) Словно и нет войны на земле. (33) Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34) И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.

 (35) Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36) Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37) Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.  

   (38) Я воюю уже третий год. (39) Неужто и прежде годы были такие длинные? (40) Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

                                                                                                               (По Г.Бакланову)

Григорий Яковлевич Бакланов (1923 - 2009)-  писатель- фронтовик.

        

2) В каком  предложении  содержится информация,  необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик не мог уснуть»??

  1) Его переполняло чувство радости, что он вернулся с задания живым.

  2) Ему неудобно было спать на деревенской кровати, застеленной чистым бельём.  

  3)Он не мог спать в непривычной для него тишине.

  4) Он размышлял о предстоящих сражениях.

3)В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

       1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки..

      2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

      3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

     4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме

4)Из предложений 29 - 34 выпишите слово,  в котором правописание приставки определяется её значением – « неполнота действия».

               

5)   Из предложений 1 – 7 выпишите слово, в котором написание НН в  суффиксе  определяется  правилом ( Н в основе, другая Н – в суффиксе).

6) Замените  просторечное  слово «неужто» в предложении 39 стилистически нейтральным  синонимом.

             

7) Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

 

 8)   Выпишите  грамматическую основу предложения 8.

        

9) Среди предложений  1 - 8 найдите предложение с  обособленным приложением.

10) В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет, (1) я, (2) кажется, (3) не усну. Осторожно, (4) чтоб не разбудить ребят, (5) выхожу во двор, (6) аккуратно притворив дверь.  

11) Укажите количество грамматических основ в предложении 17.

12) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

 Выпишите цифру, обозначающую запятую  между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.  

З а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1)но тогда они не радовали.  Я ложусь на свою царскую кровать, (2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь, (4) как в пух.

13) Среди предложений 12 - 16  найдите  бессоюзные сложные предложения. Напишите номер(а)  этого(их)  предложения(ий).

14) Среди предложений 35 - 40 найдите сложное предложение с  бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.  Напишите номер этого  предложения.

  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

 Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

   Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: « Многого не понимали и не ценили до войны люди».  

Приведите в сочинении  два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

               Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ(АЯ) (жизнь) ?

              Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите      

             сочинение – рассуждение на тему: «Что означает понятие «человеческая жизнь»?», взяв в качестве  тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два  примера – аргумента, подтверждающих Ваши    рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1 класса УМК Баклановой Т.И.

В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально творческой деятел...

презентация - биография рославльской поэтессы Т.Н. Баклановой

Презентация  о жизни  знаменитой  поэтессы  г.Рославля,  человека  удивительной  судьбы, выпускницы  школы № 5 Татьяны  Николаевны  Баклановой....

Урок-ситуация по повести Г. Бакланова "Навеки девятнадцатилетние"

В 1982 году писатель удостоен Государственной премии за повесть "Навеки девятнадцатилетние". В ней писатель показывает каждодневные будни войны, фронтовое братство, солдатский труд. Автор ра...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...