Программа курса "Фразеология русского языка" для профильной подготовки учащихся 10-х классов.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

В программу курса включены следующие разделы: «Введение», «Фразеология как раздел науки о языке», «Происхождение фразеологизмов русского языка», «Фразеологизм и его признаки», «Семантическая слитность фразеологизмов их лексический состав», «Системность фразеологизмов русского языка», «Употребление фразеологизмов в речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА
«Фразеология русского языка»

для профильной подготовки учащихся 10-х классов.

                                                                           

Автор-составитель:                Хабетдинова Н.Ю.

Волгоград

Объяснительная записка.

Школьная программа отводит немного времени на изучение фразеологии. Первые теоретические сведения ученики получают в 5 классе; в 8 классе некоторые вопросы фразеологии повторяются и сообщаются новые сведения. Однако, этого недостаточно, чтобы фразеологизмы вошли в активный словарь школьников.

Данный курс посвящен фразеологии - наиболее интересному для детей разделу лингвистики. В нем рассматриваются основные единицы языка - слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, т.к. эти единицы служат наименованиями реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состав языка. Во фразеологии наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями. Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно четко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.

Курс по фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение фразеологизмов расширяет знание учащихся о языке, формирует у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас. Средствами данного курса развивается любовь к языку, уважение к труду ученых - исследователей русского языка, уважение к народу - творцу языка.

Данный курс имеет большое практическое значение: его средствами повышается культура речи учащихся, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный и фразеологический запас детей.

Вместе с тем этот курс способствует формированию у школьников интереса к работе исследователя языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой как наукой.

Цели и задачи курса:

  • открыть перед учащимся неисчерпаемые возможности русского языка, воспитать интерес и сознательное отношение к нему;
  • значительно обогатить запас фразеологизмов в активном словаре учащихся, научить детей свободно владеть фразеологическими оборотами;
  • выработать некоторые навыки фразеологического анализа в художественном тексте, являющегося компонентом общего языкового анализа литературного произведения;
  • глубже рассмотреть некоторые теоретические вопросы фразеологии;
  • установить и расширить связи русского языка с другими школьными предметами.

Указанные цели и задачи обусловили отбор содержания. В программу курса включены следующие разделы: «Введение», «Фразеология как раздел науки о языке», «Происхождение фразеологизмов русского языка», «Фразеологизм и его признаки», «Семантическая слитность фразеологизмов их лексический состав», «Системность фразеологизмов русского языка», «Употребление фразеологизмов в речи».

В результате обучения по программе элективного курса «Фразеологизмы русского языка» учащиеся должны знать:

-—        место фразеологизмов в общей системе языка;

  • основные признаки фразеологизмов;
  • группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям;
  • способы образования фразеологизмов;
  • функции фразеологизмов в речи;
  • причины изменения фразеологического состава русского языка;
  • основные фразеологические словари и справочники

уметь:

  • выделять в тексте фразеологизмы;
  • определять их синтаксическую роль в предложении;
  • в доступных случаях определять значения фразеологизмов;
  • использовать их в речи с учетом стилистических особенностей;
  • пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.

                Тематическое планирование курса «Фразеология русского языка».

название разделов

кол-во

часов

форма контроля

1

Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса.

1

диагностика

2

Фразеология как раздел науки о языке

1

реферат

3

Происхождение фразеологизмов русского языка.

4

реферат, доклад, творческие работы

4

Фразеологизм и его признаки

3

самостоятельная работа, реферат, сообщение

5

Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав

4

практикум, самостоятельная работа

6

Системность фразеологизмов русского языка

5

сообщение, семинар, фразеологический эксперимент

7

Употребление фразеологизмов в речи

6

практикум, фразеологическая игра, конкурс, викторина

8

Обобщающее повторение по всему курсу

3

проверочная работа

9

Итоговое занятие

1

фразеологический праздник

Курс по изучению фразеологии рассчитан на 29 часов. Учитель может вносить коррективы в распределении времени и в содержание в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Программа

  1. Введение.

Определение объекта и задач фразеологии.

  1. Фразеология как раздел науки о языке.

Возникновение и развитие фразеологии как науки о языке.

III. Происхождение фразеологизмов русского языка.

  1. Образование фразеологизмов.
  2. Тематические группы фразеологизмов.
  3. Источники русских фразеологизмов.
  4. Устаревшие и новые фразеологизмы.

IV. Фразеологизм и его признаки.

  1. Отличие фразеологизма от слов и свободных сочетаний слов.
  2. Грамматическое строение фразеологизмов.

V. Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.

1) Различие фразеологизмов по степени спаянности слов.

2) Фразеологические словари и справочники.

3) Практическое занятие по теме.

      VI. Системность фразеологизмов русского языка.

  1. Многозначность и омонимия фразеологизмов.
  2. Синонимия фразеологизмов.
  3. Антонимия фразеологизмов.
  4. Практическое занятие по теме.
  5. Практическое занятие по теме.

  1. Употребление фразеологизмов в речи.

       1) Образность фразеологизмов.

       2) Стилистическая характеристика фразеологизмов.

       3) Фразеология как средство языковой выразительности.

       4) Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

       5) Авторское изменение фразеологизмов.

       6) Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе.

       7) Практическое занятие по теме.

  1. Обобщающее повторение по всему курсу.
  2. Практическое занятие по всему курсу.
  3. Итоговое занятие.

Литература для учащихся.

  1. Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1967
  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.. Крылатые слова. М., 1969
  3. Максимов С.А.. Крылатые слова. М., 1955
  4. Вартанян Э.А.. Из жизни слов. М., 1973
  5. Вартанян Э.А.. Путешествие в слово. М., 1976
  6. Булатов М.А.. Крылатые слова. М., 1958
  7. Мокиенко В.М.. В глубь поговорки. М., 1975
  8. Жуков В.П.. Школьный Фразеологический словарь русского языка. М., 1978
  9. Шанский Н.М.. В мире слов. М., 1978
  10. Булатов М.А., Порудоминский В.. Собирал человек слова. Повесть о В.И. Дале. М., 1966
  11. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М., 1976
  12. Крестинская Т.П., Петров С.В.. Как пользоваться словом. М., 1968
  13. Откупщиков Ю.В.. К истокам слова. М., 1972
  14. Сахарный Л.В.. Как устроен наш язык? М., 1978

Литература для учителя.

  1. Абрамович И.В.. Об индивидуально-авторских преобразованиях фразеологизмов и отношении к ним фразеологического словаря. - В сб.: Проблемы фразеологии. М., 1964
  2. Бабкин А.И.. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970
  3. Гаврин С.Г.. Изучение фразеологии русского языка в школе. М., 1963
  4. Гвоздарев Ю.А.. Основы русского фразообразования. Ростов, 1977
  5. Ларин Б.А.. Очерки по фразеологии. О систематизации и методах исследования фразеологических материалов. - В кн.: История русского языка и общее языкознание. М., 1977
  6. Молотков А.И.. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977
  7. Шанский Н.М.. Деривация слов и фразеологических оборотов. К вопросу о сходстве и различии процессов словообразования и оборотообразования. - В сб.: Русское и славянское. М., 1972
  8. Дудников А.В.. Лексика и фразеология русского языка. Пособие для факультативных занятий в VII - VIII классах. М., 1970
  9. Шанский Н.М.. Лексикология современного русского языка. М., 1973
  10. Шанский Н.М.. Русский язык. Лексика. Словообразование. М., 1975
  11. Шанский Н.М.и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» специальность “Дизайнер” Образовательная область «Технология»

Целью курса является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна....

Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»

В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...

Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся "Особенности технического перевода с английского языка на русский"

Данная программа  элективного курса позволяет систематизировать и расширить приобретенные учащимися знания по грамматике, лексике, навыкам перевода  с английского языка на русский язык, для ...