Программа курса "Фразеология русского языка" для профильной подготовки учащихся 10-х классов.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
В программу курса включены следующие разделы: «Введение», «Фразеология как раздел науки о языке», «Происхождение фразеологизмов русского языка», «Фразеологизм и его признаки», «Семантическая слитность фразеологизмов их лексический состав», «Системность фразеологизмов русского языка», «Употребление фразеологизмов в речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фразеология русского языка 10 класс | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«Фразеология русского языка»
для профильной подготовки учащихся 10-х классов.
Автор-составитель: Хабетдинова Н.Ю.
Волгоград
Объяснительная записка.
Школьная программа отводит немного времени на изучение фразеологии. Первые теоретические сведения ученики получают в 5 классе; в 8 классе некоторые вопросы фразеологии повторяются и сообщаются новые сведения. Однако, этого недостаточно, чтобы фразеологизмы вошли в активный словарь школьников.
Данный курс посвящен фразеологии - наиболее интересному для детей разделу лингвистики. В нем рассматриваются основные единицы языка - слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, т.к. эти единицы служат наименованиями реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состав языка. Во фразеологии наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями. Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно четко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.
Курс по фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение фразеологизмов расширяет знание учащихся о языке, формирует у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас. Средствами данного курса развивается любовь к языку, уважение к труду ученых - исследователей русского языка, уважение к народу - творцу языка.
Данный курс имеет большое практическое значение: его средствами повышается культура речи учащихся, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный и фразеологический запас детей.
Вместе с тем этот курс способствует формированию у школьников интереса к работе исследователя языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой как наукой.
Цели и задачи курса:
- открыть перед учащимся неисчерпаемые возможности русского языка, воспитать интерес и сознательное отношение к нему;
- значительно обогатить запас фразеологизмов в активном словаре учащихся, научить детей свободно владеть фразеологическими оборотами;
- выработать некоторые навыки фразеологического анализа в художественном тексте, являющегося компонентом общего языкового анализа литературного произведения;
- глубже рассмотреть некоторые теоретические вопросы фразеологии;
- установить и расширить связи русского языка с другими школьными предметами.
Указанные цели и задачи обусловили отбор содержания. В программу курса включены следующие разделы: «Введение», «Фразеология как раздел науки о языке», «Происхождение фразеологизмов русского языка», «Фразеологизм и его признаки», «Семантическая слитность фразеологизмов их лексический состав», «Системность фразеологизмов русского языка», «Употребление фразеологизмов в речи».
В результате обучения по программе элективного курса «Фразеологизмы русского языка» учащиеся должны знать:
-— место фразеологизмов в общей системе языка;
- основные признаки фразеологизмов;
- группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям;
- способы образования фразеологизмов;
- функции фразеологизмов в речи;
- причины изменения фразеологического состава русского языка;
- основные фразеологические словари и справочники
уметь:
- выделять в тексте фразеологизмы;
- определять их синтаксическую роль в предложении;
- в доступных случаях определять значения фразеологизмов;
- использовать их в речи с учетом стилистических особенностей;
- пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.
Тематическое планирование курса «Фразеология русского языка».
№ | название разделов | кол-во часов | форма контроля |
1 | Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса. | 1 | диагностика |
2 | Фразеология как раздел науки о языке | 1 | реферат |
3 | Происхождение фразеологизмов русского языка. | 4 | реферат, доклад, творческие работы |
4 | Фразеологизм и его признаки | 3 | самостоятельная работа, реферат, сообщение |
5 | Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав | 4 | практикум, самостоятельная работа |
6 | Системность фразеологизмов русского языка | 5 | сообщение, семинар, фразеологический эксперимент |
7 | Употребление фразеологизмов в речи | 6 | практикум, фразеологическая игра, конкурс, викторина |
8 | Обобщающее повторение по всему курсу | 3 | проверочная работа |
9 | Итоговое занятие | 1 | фразеологический праздник |
Курс по изучению фразеологии рассчитан на 29 часов. Учитель может вносить коррективы в распределении времени и в содержание в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Программа
Определение объекта и задач фразеологии.
- Фразеология как раздел науки о языке.
Возникновение и развитие фразеологии как науки о языке.
III. Происхождение фразеологизмов русского языка.
- Образование фразеологизмов.
- Тематические группы фразеологизмов.
- Источники русских фразеологизмов.
- Устаревшие и новые фразеологизмы.
IV. Фразеологизм и его признаки.
- Отличие фразеологизма от слов и свободных сочетаний слов.
- Грамматическое строение фразеологизмов.
V. Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.
1) Различие фразеологизмов по степени спаянности слов.
2) Фразеологические словари и справочники.
3) Практическое занятие по теме.
VI. Системность фразеологизмов русского языка.
- Многозначность и омонимия фразеологизмов.
- Синонимия фразеологизмов.
- Антонимия фразеологизмов.
- Практическое занятие по теме.
- Практическое занятие по теме.
- Употребление фразеологизмов в речи.
1) Образность фразеологизмов.
2) Стилистическая характеристика фразеологизмов.
3) Фразеология как средство языковой выразительности.
4) Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.
5) Авторское изменение фразеологизмов.
6) Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе.
7) Практическое занятие по теме.
- Обобщающее повторение по всему курсу.
- Практическое занятие по всему курсу.
- Итоговое занятие.
Литература для учащихся.
- Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1967
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.. Крылатые слова. М., 1969
- Максимов С.А.. Крылатые слова. М., 1955
- Вартанян Э.А.. Из жизни слов. М., 1973
- Вартанян Э.А.. Путешествие в слово. М., 1976
- Булатов М.А.. Крылатые слова. М., 1958
- Мокиенко В.М.. В глубь поговорки. М., 1975
- Жуков В.П.. Школьный Фразеологический словарь русского языка. М., 1978
- Шанский Н.М.. В мире слов. М., 1978
- Булатов М.А., Порудоминский В.. Собирал человек слова. Повесть о В.И. Дале. М., 1966
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М., 1976
- Крестинская Т.П., Петров С.В.. Как пользоваться словом. М., 1968
- Откупщиков Ю.В.. К истокам слова. М., 1972
- Сахарный Л.В.. Как устроен наш язык? М., 1978
Литература для учителя.
- Абрамович И.В.. Об индивидуально-авторских преобразованиях фразеологизмов и отношении к ним фразеологического словаря. - В сб.: Проблемы фразеологии. М., 1964
- Бабкин А.И.. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970
- Гаврин С.Г.. Изучение фразеологии русского языка в школе. М., 1963
- Гвоздарев Ю.А.. Основы русского фразообразования. Ростов, 1977
- Ларин Б.А.. Очерки по фразеологии. О систематизации и методах исследования фразеологических материалов. - В кн.: История русского языка и общее языкознание. М., 1977
- Молотков А.И.. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977
- Шанский Н.М.. Деривация слов и фразеологических оборотов. К вопросу о сходстве и различии процессов словообразования и оборотообразования. - В сб.: Русское и славянское. М., 1972
- Дудников А.В.. Лексика и фразеология русского языка. Пособие для факультативных занятий в VII - VIII классах. М., 1970
- Шанский Н.М.. Лексикология современного русского языка. М., 1973
- Шанский Н.М.. Русский язык. Лексика. Словообразование. М., 1975
- Шанский Н.М.и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» специальность “Дизайнер” Образовательная область «Технология»
Целью курса является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна....
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...
Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах и других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...
Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся "Особенности технического перевода с английского языка на русский"
Данная программа элективного курса позволяет систематизировать и расширить приобретенные учащимися знания по грамматике, лексике, навыкам перевода с английского языка на русский язык, для ...
Совершенствование преподавания русского языка в старших классах. Профильная подготовка учащихся. Элективные курсы
Выступление на секции учителей русского языка и литературы РМО, 2011 г. ...