Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "
элективный курс по астрономии на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Информацию о нейтронных звездах , черных дырах и других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но весьма абстрактную . Излагать , да и понять её на базе школьных знаний невозможно . В результате теряется интерес к науке астрономии. Как отдельный предмет он давно и во многих школах уже исчез из государственного стандарта образования, растворившись в интегрированных курсах. Однако :
¨ именно наблюдения за звездным небом , планетами , Солнцем , Луной и их движением положили начало развитию всего современного естествознания.
¨ Современная астрономическая наука переживает невиданный ранее период расцвета , непрерывно обогащаясь буквально потрясающими открытиями.
¨ Изучение Вселенной имеет первостепенное мировоззренческое значение.
¨ Человечество вступило в космическую эру , современники которой должны представлять себе , с какой целью и как происходит освоение космоса.
¨ Непосредственные , без сложных приборов , наблюдения звездного неба в сочетании воздействия мощного гуманитарного заряда , заложенного в мифологии , способны пробудить интерес школьников.
¨ Физики и астрономы, как и другие российские ученые , обеспокоены сегодня тем, как быстро и многопланово " осваиваются " в нашей стране различные антинаучные теории и представления деятелями паранауки ( астрологи , уфогоги , маги , колдуны , целители и т.п. ), пользующихся главным образом легковерностью , а иногда невежеством населения.
В докладе Комиссии по борьбе с лженаукой РАН на июньском 2003 году заседании Президиума академии приведены яркие примеры "шарлатанских изобретений " , авторы которых используют при их представлении хорошо известную физическую терминологию , что внушает к ним доверие и затушевывает противоречие их принципов действия законам физики и астрономии. Чтобы противодействовать этому феномену - засилью в наши дни лженауки , надо раскрывать отдельные её проявления. Прежде всего необходимо ещё в школе добиваться знания и понимания её выпускниками фундаментальных законов природы, основных физических законов, формировать у них научное мировоззрение и критическое мышление.
Это - главный залог того, что в дальнейшей жизни ученики не станут верить бездоказательным утверждениям, около научным объяснениям и прочим ухищрениям "специалистов " типа астрологов и создателей " все излечивающих приборов ".
Курс предполагает расширенное и углубленное изучение темы направленной на следующие цели :
Ø Формирование целостного естественно - научного мировоззрения и астрономии в частности.
Ø Формирование интеллектуальных и практических умений в области астрономического эксперимента, позволяющих исследовать явления космической природы.
Ø Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения дальнейшей перспективы в выборе того или иного профиля обучения, и в дальнейшем в выборе сферы профессиональной деятельности.
Курс " Астрономия - звездная азбука " апробирован учителем астрономии на протяжении нескольких лет при индивидуальной работе с учениками. Настоящий курс по выбору составлен для учащихся 9 классов и рассчитан на
¨ 6 часов теоретического занятий ,
¨ 2 часа практической работы (создание карты звездного неба на соответствующий сезон с характеристиками звезд и созвездий с помощью приборов ).
В результате изучения курса учащиеся должны :
· Иметь представление о звездном небе, ознакомиться с приборами .
· Уметь
1. описывать результаты наблюдений.
2. Составлять и проводить поэтапное моделирование карты звездного неба.
· Знать
1. Основные объекты при подготовке карт.
2. Технологию работы со схемами.
· Овладеть технологией создания и конструирования схем.
· Приобрести профессиональные начальные навыки любителя - исследователя звездного неба .
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами выдающихся деятелей в области астрономии, с их ролью в становлении астрономического знания и экспериментального метода исследования в астрономии.
В основе данного курса лежит следующие формы занятий, направленные на :
q активизацию познавательной деятельности учащихся ,
q расширение и разнообразие количества заданий творческого характера.
Занятия теоретического блока:
- включает лекции с элементами практического применения.
Занятия практического блока :
- использование методов проектирования,
- игровая форма организации деятельности ,
- коллективные способы работы.
- элементы личностно - ориентированных технологий обучения.
В конце курса учащимся предлагают темы проектов, которые могут быть представлены в форме тематических презентаций или в других формах. Темы проектов учащиеся выбирают сами по мере прохождения материала, чтобы имели возможность заранее подобрать материал , который войдет в их проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_astronomii.doc | 861.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»
Советского района г.Казани
Программа
курса по выбору
для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса.
" Астрономия - звездная азбука "
Составитель программного курса:
учитель физики
Каримова Светлана Азгамовна ,
первой квалификационной категории.
Казань, 2014 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Информацию о нейтронных звездах , черных дырах и других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но весьма абстрактную . Излагать , да и понять её на базе школьных знаний невозможно . В результате теряется интерес к науке астрономии. Как отдельный предмет он давно и во многих школах уже исчез из государственного стандарта образования, растворившись в интегрированных курсах. Однако :
- именно наблюдения за звездным небом , планетами , Солнцем , Луной и их движением положили начало развитию всего современного естествознания.
- Современная астрономическая наука переживает невиданный ранее период расцвета , непрерывно обогащаясь буквально потрясающими открытиями.
- Изучение Вселенной имеет первостепенное мировоззренческое значение.
- Человечество вступило в космическую эру , современники которой должны представлять себе , с какой целью и как происходит освоение космоса.
- Непосредственные , без сложных приборов , наблюдения звездного неба в сочетании воздействия мощного гуманитарного заряда , заложенного в мифологии , способны пробудить интерес школьников.
- Физики и астрономы, как и другие российские ученые , обеспокоены сегодня тем, как быстро и многопланово " осваиваются " в нашей стране различные антинаучные теории и представления деятелями паранауки ( астрологи , уфогоги , маги , колдуны , целители и т.п. ), пользующихся главным образом легковерностью , а иногда невежеством населения.
В докладе Комиссии по борьбе с лженаукой РАН на июньском 2003 году заседании Президиума академии приведены яркие примеры "шарлатанских изобретений " , авторы которых используют при их представлении хорошо известную физическую терминологию , что внушает к ним доверие и затушевывает противоречие их принципов действия законам физики и астрономии. Чтобы противодействовать этому феномену - засилью в наши дни лженауки , надо раскрывать отдельные её проявления. Прежде всего необходимо ещё в школе добиваться знания и понимания её выпускниками фундаментальных законов природы, основных физических законов, формировать у них научное мировоззрение и критическое мышление.
Это - главный залог того, что в дальнейшей жизни ученики не станут верить бездоказательным утверждениям, около научным объяснениям и прочим ухищрениям "специалистов " типа астрологов и создателей " все излечивающих приборов ".
Курс предполагает расширенное и углубленное изучение темы направленной на следующие цели :
- Формирование целостного естественно - научного мировоззрения и астрономии в частности.
- Формирование интеллектуальных и практических умений в области астрономического эксперимента, позволяющих исследовать явления космической природы.
- Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения дальнейшей перспективы в выборе того или иного профиля обучения, и в дальнейшем в выборе сферы профессиональной деятельности.
Курс " Астрономия - звездная азбука " апробирован учителем астрономии на протяжении нескольких лет при индивидуальной работе с учениками. Настоящий курс по выбору составлен для учащихся 9 классов и рассчитан на
- 6 часов теоретического занятий ,
- 2 часа практической работы (создание карты звездного неба на соответствующий сезон с характеристиками звезд и созвездий с помощью приборов ).
В результате изучения курса учащиеся должны :
- Иметь представление о звездном небе, ознакомиться с приборами .
- Уметь
- описывать результаты наблюдений.
- Составлять и проводить поэтапное моделирование карты звездного неба.
- Знать
- Основные объекты при подготовке карт.
- Технологию работы со схемами.
- Овладеть технологией создания и конструирования схем.
- Приобрести профессиональные начальные навыки любителя - исследователя звездного неба .
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами выдающихся деятелей в области астрономии, с их ролью в становлении астрономического знания и экспериментального метода исследования в астрономии.
В основе данного курса лежит следующие формы занятий, направленные на :
- активизацию познавательной деятельности учащихся ,
- расширение и разнообразие количества заданий творческого характера.
Занятия теоретического блока:
- включает лекции с элементами практического применения.
Занятия практического блока :
- использование методов проектирования,
- игровая форма организации деятельности ,
- коллективные способы работы.
- элементы личностно - ориентированных технологий обучения.
В конце курса учащимся предлагают темы проектов, которые могут быть представлены в форме тематических презентаций или в других формах. Темы проектов учащиеся выбирают сами по мере прохождения материала, чтобы имели возможность заранее подобрать материал , который войдет в их проект.
Содержание.
- Предмет астрономии. Астрономические наблюдения в древности.
Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира.
- Приборы и инструменты для наблюдений. Модели и пособия по сферической астрономии.
- Звездные карты. Знакомства к описанию созвездий.
- Расположения и нахождение планет. Созвездия.
- Специфика астрономических исследований. Ориентация по сторонам света.
- Обзорные наблюдения звездного неба. Ориентация по сторонам света.
7.- 8. Творческая презентация. Тематические творческие проекты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ.
- Б.А. Волынский . Астрономия. «Просвещение », Москва 1971г.
- Гевелий .Я . Атлас звездного неба . Ташкент «Фан», 1981г.
- Зигель Ф.Ю .Звездная азбука «Просвещение », Москва 1980г.
- Навайшин М.С. Телескоп астронома любителя . «Наука », Москва 1984г.
- Цесевич В.П. Что и как наблюдать на звездном небе . . «Наука », Москва 1984г.
- Методика преподавания астрономии в средней школе. «Просвещение », Москва 1985г.
- Школьный астрономический календарь. «Просвещение », Москва 1991г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ.
- Атлас . Астрономия. Москва. ." Росмен " 1999г.
- Астрономия . Аванта + . Москва. 2004г.
- Книга для чтения . Астрофизика. Москва. " Просвещение ".
- Энциклопедия юного ученого. Космос. Москва." Росмен " 2000г.
- Энциклопедический словарь юного астронома . Москва. " Педагогика " 1980 г.
УРОК № 1.
" Прекрасны сумерки гражданские
Зеленым , синим станет горизонт
Когда за ним осядет Солнце ясное
И ночь откроет черный звездный зонт.
И астрономия поможет
Мне звезд открыть чудесный путь
Судьбу свою по звездам может
Смогу узнать когда - нибудь…
Содержание урока :
- Предмет астрономии.
- Астрономические наблюдения в древности.
- Геоцентрическая система мира.
- Гелиоцентрическая система мира.
Астрономия представляет собой науку о небесных светилах , а также и о Земле , рассматриваемой в качестве одного из небесных тел. Термин " астрономия " составлен из двух греческих слов "астрон " - светило и "номос " - закон. В астрономии изучаются физические свойства и закономерности , присущие небесным светилам и образуемым ими системам : видимые и истинные положения и движения в пространстве , размеры , фигуры , массы , физическая природа и химический состав и наконец , условия возникновения отдельных небесных светил и их систем и возможные пути их дальнейшей эволюции. Наряду с этим в последнее время астрономия обратилась к изучению различных форм существования материи в космосе и взаимодействия между ними.
По предмету своего исследования астрономия относится к естественным наукам , так как она изучает природу всей беспредельной Вселенной и самой Земли , являющейся одним из космических объектов.
Астрономия - одна из самых увлекательных наук. Возникла она тогда когда не существовало ещё письменности . Она возникла раньше других наук :
" Сперва астрономия , которая уже из- за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов … обусловленное производством ".
Наблюдая звездное небо , подмечая закономерности в видимом движении небесных светил , человек научился измерять время и создал первый прообраз календаря. Собрав же достаточное количество разнообразных наблюдений ,древние ученные пытались установить единую картину мира . Родился первый плод людских фантазий - геоцентрическая система мира , первая оформленная с соотношением других античных наук предложенная Аристотелем (384 322 гг. до н. э.) в трактате " О возникновении и уничтожении ".
Геометрическая схема устройства Вселенной , центром которой является Земля , называется геоцентрическая система мира . Наиболее разработанной была геоцентрическая система мира александрийского астронома Клавдия Птолемея , изложенная во 2 веке н. э. в труде " Альмагест ".
Система :
Мир конечен , имеет сферическую форму и равномерно вращается вокруг неподвижного шарообразной Земли , находящейся в его центре. Небесные светила обращаются вокруг Земли , будучи удаленными от нее в такой последовательности : Луна , Меркурий , Венера , Солнце , Марс , Юпитер , Сатурн и сфера неподвижных звезд , которая равномерно , с суточным периодом , вращается вокруг Земли.
Геоцентрическая модель мира , несмотря на другие точки зрения , просуществовала вплоть до 17 века , когда было доказано её полное несоответствие реальной картине мироздания и она уступила своё место гелиоцентрической системе мира.
Система :
- Все планеты обращаются по круговым орбитам вокруг Солнца .
- Земля ,как и другие планеты обращаются в плоскости эклиптики с периодом один год .
- Земля вращается с периодом в одни сутки вокруг оси , наклоненной к плоскости эклиптики.
Наиболее последовательно , образно и ясно гелиоцентрическая система мира была представлена в 16 веке Джордано Бруно ( 1548 - 1600 гг.) в трактате " О бесконечности , Вселенной и мирах ".
Система :
- Вселенная бесконечна
- Миры - планеты и Солнце - находятся в вечном изменении и развитии , рождаются и умирают
- Меняется Земля
- Меняется форма жизни
- Кроме видимых есть масса невидимых миров
- Всеобщее движение есть закон Вселенной .
Астрономические наблюдения, научные исследования в области изучения природы в 17 веке, представленные в трудах Тихо Браге «Механика обновленной астрономии», Иоганна Кеплера «Новая астрономия» и наконец Галилео Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой» и «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых наук, механики и -местного движения» открыли путь утверждению нового взгляда на мир, а следовательно и к формированию новой картины мира.
Со времен глубокой древности и до наших дней астрономия была наблюдательной наукой. Объекты её изучения оставались недосягаемыми для непосредственного опытного их исследования.
Экспериментальная наука.
- С 1957 года - запуск первого советского ИСЗ , положено начало превращению астрономии в экспериментальную науку .
- В 1961 году - преодоление человеком земного притяжения ( СССР-Ю.А.Гагарин).
- В 1962 году - выход человеком в космическое пространство(СССР - А.А.Леонов).
- В 1969 году - выход людей на поверхность Луны (США- Н.Армстронг ,Э.Олдрин.)
- В 1970 году- приборы автоматы запущены человеком в космос по освоению поверхности Меркурия , Венеры и Марса. )
- В 1971 году - выход орбитальной станции " Салют " , на околоземную орбиту , с людьми на вахте.
Необязательно быть астрономом - профессионалом , но наблюдать еженощно звездное небо можно открыть новые и новые звезды . Ведь многие открытия сделаны именно астрономами - любителями.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Какие позитивные вклады в создание системы мира внесли античные ученые мужи.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ :
- Концепции мироздания эпохи Античности.
- Геоцентрическая система мира.
- Гелиоцентрическая система мира.
УРОК № 2.
Старый друг , как прежде ,
как бывало ,
Я к тебе , доверившись ,иду .
Через золотые перевалы
Осени , бушующей в саду .
На дороге холодно и сыро ,
Жесткий шум ветвей
Со всех сторон .
Вековечное величие мира –
Над землёй встающий Орион .
Содержание урока :
- Приборы и инструменты для наблюдений.
- Модели и пособия по сферической астрономии.
Оборудование по астрономии.
- Школьные телескопы – рефракторы .
- Призменный бинокль.
- Модель небесной сферы.
- Подвижная карта звездного неба ( демонстрационная и ученическая ).
- Звездный атлас .
На уроке подробнее объяснить и показать принцип устройства и работы перечисленных приборов и инструментов для наблюдений.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ :
- Найти у друзей или знакомых бинокли . Рассмотреть принцип устройства и работы.
- Вечернее время рассмотреть основные объекты на небе с помощью бинокля.
- Отксерокопировать карту звездного неба.
- В чем назначение объектива и окуляра в телескопе.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ :
- Возможности исследования космического пространства с помощью рефлектора.
- Возможности исследования космического пространства с помощью рефрактора.
- Приборы и приспособления для угловых измерений.
УРОК № 3.
В небеса из каменных оков
Уносился я мечтой моею.
Я искал её - Кассиопею -
За туманом дымных облаков.
Как в плену я любовался ею;
А теперь - широк небесный кров,
И в красе июльских вечеров
Я мечтой свободную лелею -
И по ней - свободный - не грущу;
Здесь она, над садом, над водами, Мне близка; её я не ищу -
И шестью роскошными звездами
Уж она сияет надо мной -
Старый друг, прекрасный и родной.
Содержание урока :
- Звездные карты.
- Знакомства к описанию созвездий.
Для знакомства со звездным небом нужно пользоваться звездной картой , которую учащиеся отксерокопировали дома. На звездной карте нет ни Солнца , ни Луны , ни планет , так как их положение среди звезд меняется. Для большинства учащихся названия созвездий ни о чем не говорят , поэтому полезно познакомить их с происхождением названий созвездий , рассказав соответствующие греческие мифы , и перевести с арабского на русский названия некоторых ярких звезд , тогда на следующем уроке отыскание созвездий и звезд на небе станет для них интересным и увлекательным занятием.
Прежде характеризуется яркость отдельных звезд, затем звездные величины, а уж потом их объединение в группы - созвездия . Желательно , чтобы учащиеся усвоили , что современное понятие созвездие имеет тройной смысл:
- Это определенная фигура из звезд , в которую звезды объединены условно.
- Это конкретный участок неба.
- Это объем конуса ( со сложной поверхностью ) , вершина которого совпадает с глазом наблюдателя , конуса , уходящего в бесконечность.
Поэтому говорят , что какая - либо часть полярного сияния , звезда и самая удалённая галактика находится в одном и том же созвездии.
Как правило , учащиеся ещё до прохождении курса знают , что фигура созвездий не меняет своего вида в течении обозримых промежутков времени. Обращается внимание на неизменность взаимного расположения созвездий, на сфере , которая существует в воображении , хотя модель применяется в современности в виде звездного глобуса.
Модель :
Наблюдатель находится на Земле ,мысленно помещен в центре звездного глобуса и смотрит на его поверхность изнутри.
Различие звезд по яркости и цвету целесообразно описать только качественно , с тем чтобы учащиеся поняли , почему звезды по - разному изображаются на звездной гарте , и легче могли ориентироваться в очертаниях созвездий.
Ученики должны получить представление об обозначениях звезд греческими и латинскими буквами и числами , раздельно в каждом созвездии. Самые яркие имеют и собственные имена.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ :
- Почему Полярная звезда не меняет своего положения относительно горизонта ?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ :
- Звездные карты в древности .
УРОК № 4.
Далеко на севере Капелла
Блещет семицветным огоньком ,
А оттуда , с поля , тянет ровным
Ласковым полуночным теплом…
Содержание урока :
- Расположения и нахождение планет.
- Созвездия околополярные.
- Созвездия видимые ночью летом.
- Созвездия видимые ночью осенью.
- Созвездия видимые ночью зимой.
- Созвездия видимые ночью весной.
Обычно созвездия служат тем удобным неизменным фоном , на котором изучаются и описываются. Положение и движение всех перемещающихся по небу тел., так что созвездия используют для ориентации на небе и на Земле.
Видимая картина звездного неба в различные дни года и в разное время суток неодинакова .В северных широтах некоторые из созвездий , расположенные в области неба , близкой к Полярной звезде , постоянно находятся над горизонтом наблюдателя и видны в каждую безоблачную ночь , так как не заходят за горизонт и движется над ним в течении целых суток.
Другие созвездия восходят из-за горизонта , постепенно поднимаются над ним , достигая наибольшей высоты на юге , после чего опускаются и, наконец заходят за горизонт. Однако если в определенное время суток , например в полночь , обратившись лицом к югу , рассматривать проходящие перед нами созвездия , то можно увидеть , что в разные дни года будут наблюдаться различные созвездия. Картина наблюдаемых созвездий будет постепенно и непрерывно изменяться изо дня в день и по прошествии года начнет повторяться в прежней последовательности Далее дается описание созвездий , видимых в южной части неба около полуночи в середине весны , лета , осени и зимы.
К числу околополярных созвездий , содержащих яркие звезды и хорошо заметные звездные конфигурации , относятся :
- Большая медведица ( Дубхе , Мерак, планетарная туманность Сова (М 97), спиральная галактика (М51)
- Малая медведица( Полярная звезда , Кохаб )
- Кассиопея ( Шедар , Шаф )
- Дракон( Тубан , Растабан , Этамин)
- Цефей( Альдерамин)
Из числа созвездий , видимых около полуночи на юге весной, наиболее примечательны :
- Лев( Регул , Денебола, Альгаба , Зосма)
- Дева( Спика , Виноградница , эллиптическая галактика (М 87 )
- Волопас( Арктур , Инац )
- Северная корона( Гемма)
- Гидра ( Альфарад )
- Гончие псы ( Сердце Карла 2)
- Весы ( Киффа )
- Рак ( рассеяное звездное скопление (Ясли М 44)
В летнее время в полночь на юге проходят созвездия:
- Геркулеса(Рас - Альгети , Корнефорос шаровые скопления (М 92 , М 13)
- Лиры( Вега, Кольцеобразна туманность (М 57))
- Орла( Альтаир)
- Лебедя ( Денеб , Альбирео, Диффузная туманность : Северная Америка и Пеликан,)
- Змееносец ( Рас - Альхаге)
- Змея (Унук - Эльхайя )
- Скорпион ( Антарес )
Осенью около полуночи на юге наблюдаются созвездия :
- Пегаса( Маркаб, Шеат , Эниф, Альгениб , шаровое скопление (М 15)
- Андромеды( Альферац , Мирак , Аламак)
- Водолей ( планетарная туманность Улитка, шаровое скопление (М 2)
- Южная рыба ( Фольмагаут )
- Кит ( Менкар , Дифта )
- Рыба ( Аль - Риша)
- Овен ( Хамаль , Шератан )
- Эридан ( Ахернар )
Наконец , к самым примечательным зимним созвездиям относятся :
- Тельца( Альдебаран , Нат , Крабовидная туманность (М1 )
- Орион( Бетельгейзе , Ригель , Беллятрикс)
- Большой пес( Сириус , Адхара)
- Персея( Мирфак , Алголь)
- Возничий( Капелла)
- Близнецы( Кастор , Поллукс )
- Малый пес ( Процион )
- Заяц ( Арнеб, Нигаль, Гиндой )
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ :
- Вечернее время рассмотреть созвездия на небе с помощью бинокля.
- Собрать карту звездного неба.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ :
- Греческая мифология в названиях созвездий.
- Греческая мифология в названиях звезд.
УРОК № 5.
Враждебных полон тайн на взгорье ,спящий лес.
Но мирно розовый блистает Антарес
На южных небесах , куда прозрачным дымом
Нисходит Млечный путь к лугам необозримым.
С опушки на луга гляжу из - под ветвей,
И дышит ночь теплом , и сердце верит ей , -
Колосьям божьих нив , на гнездах смолкшим птицам,
Мерцанью кротких звезд и ласковым зарницам,
Играющим огнём вокруг немой земли
Пред взором путника , звенящего в дали
Валдайским серебром , напевом беззаботным
В просторе полевом , спокойным и дремотным.
Содержание урока :
- Ориентировка на небе по подвижной карте , отыскание околополярных , осенних созвездий и Полярной звезды , определение по ней сторон горизонта.
- Наблюдение полярной звезды в телескоп ( после этого телескоп остается наведенным на Полярную ).
- Наблюдение суточного вращения неба невооруженным глазом или в телескоп по 2 звездам в разных областях неба.
- Изучение контуров осенних созвездий и их расположение относительно горизонта . Оценка видимой яркости 2 звезд осеннего неба .
- Повторное наблюдение Полярной звезды в телескоп.
- Демонстрация в телескоп участка Млечного Пути и показ положения планет.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ :
- Вечернее время рассмотреть основные объекты на небе с помощью бинокля.
- По карте звездного неба найти на небе созвездия других сезонов.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ :
- Особенности видимости звездного неба на территории Татарстана.
- Влияние атмосферы при наблюдении светил.
УРОК № 6.
Стемнело . Вдоль аллей , над сонными прудами
Бреду я наугад.
Осенней свежестью , листвою и плодами
Благоухает сад…
И звонок каждый шаг среди ночной прохлады .
И царственным гербом
Горят холодные алмазные Плеяды
В безмолвии ночном.
Содержание урока :
- Ориентировка на небе по подвижной карте , отыскание созвездий и определения Луны относительно звезд.
- Изучение контуров созвездий и их расположение относительно горизонта .
- Демонстрация в телескопе двойных , звездных скоплений и туманностей
- Показ положения планет и их демонстрация в телескопе.
- Повторное определение положения Луны относительно звезд.
- Демонстрация в телескоп участка Млечного Пути и показ положения планет.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ :
- Вечернее время рассмотреть основные объекты на небе с помощью бинокля.
- По карте звездного неба найти на небе созвездия других сезонов.
- По данным участкам неба найти соответствующие туманности и звездные скопления.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ :
- Видимость туманностей и галактик на территории Татарстана.
УРОК № 7 – 8 .
Прекрасны сумерки гражданские
Зеленым , синим станет горизонт
Когда за ним осядет Солнце ясное
И ночь откроет черный звездный зонт.
И астрономия поможет
Мне звезд открыть чудесный путь
Судьбу свою по звездам может
Смогу узнать когда - нибудь.
Содержание урока :
- Выбор тем для разработки проектов.
- Работа над проектом.
- Защита проектов.
Исследовательские проекты учащихся могут быть представлены в виде : бюллетеня , информационного буклета , web - узла или электронной презентации . В качестве образцов могут использоваться макеты программ Microsoft Publishen и Microsoft Power Point.
Учебно - тематический план курса
" Астрономия - Звездная небо "
№ | Название темы | форма проведения занятия | Формы деятельности. | Образовательный продукт | Оснащение занятия | часы |
1 | Введение. | Вводный урок Лекция и работа с уч. материалом | Групповая | Расспределение тем для тематических презентации | Различная литература. | 1 |
2 | Приборы и инструменты для наблюдений. | Лекция с элементами дискуссии | Самостоят. работа с различными источн. информации. | Проведение самостоят. исследований. | Карта звездного неба | 1 |
3 | Звездные карты. | Лекция с элементами дискуссии | Групповая | Проведение самостоят. исследований. | Карта звездного неба | 1 |
4 | Созвездия. | Лекция с элементами дискуссии | Самостоят. работа с различными источн. информации. | Составить таблицу " Классификация звезд " Проведение самост. исследований. | Плакаты | 1 |
5 | Созвездия, наблюдаемые на территории России. | Беседа с элементами практики | Индивидуальная | Лаб. Работа № 1 " Созвездия, наблюдаемые на территории России." | Плакаты | 1 |
6 | Звезды , наблюдаемые на территории России. | Беседа с элементами практики | Групповая | Лаб. Работа № 2 " Звезды , наблюдаемые на территории России.". | Плакаты | 1 |
7 | Тематическая презентация. | Заключительный урок. Беседа. | Проектная . Групповая | Компьютер | 1 | |
8 | Тематическая презентация. | Защита пректов. | Проектная . Групповая | Презентация. Сборник Лучших работ. | Компьютер | 1 |
Итого | 8 |
Учебно - тематический план курса
" Звездное небо "
№ | Название темы | форма проведения занятия | Формы деятельности. | Образовательный продукт | Оснащение занятия | часы |
1 | Введение. | Вводный урок Лекция и работа с уч. материалом | Групповая | Расспределение тем для тематических презентации | Различная литература. | 1 |
2 | Приборы и инструменты для наблюдений. | Лекция с элементами дискуссии | Самостоят. работа с различными источн. информации. | Проведение самостоят. исследований. | Карта звездного неба | 1 |
3 | Звездные карты. | Лекция с элементами дискуссии | Групповая | Проведение самостоят. исследований. | Карта звездного неба | 1 |
4 | Созвездия. | Лекция с элементами дискуссии | Самостоят. работа с различными источн. информации. | Составить таблицу " Классификация звезд " Проведение самост. исследований. | Плакаты | 1 |
5 | Созвездия, наблюдаемые на территории России. | Беседа с элементами практики | Индивидуальная | Лаб. Работа № 1 " Созвездия, наблюдаемые на территории России." | Плакаты | 1 |
6 | Звезды , наблюдаемые на территории России. | Беседа с элементами практики | Групповая | Лаб. Работа № 2 " Звезды , наблюдаемые на территории России.". | Плакаты | 1 |
7 | Тематическая презентация. | Заключительный урок. Беседа. | Проектная . Групповая | Компьютер | 1 | |
8 | Тематическая презентация. | Защита пректов. | Проектная . Групповая | Презентация. Сборник Лучших работ. | Компьютер | 1 |
Итого | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"
В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном...
Программа курса по выбору для предпрофильного обучения "Азбука искусства"
Курс «Азбука искусства» предоставляет возможность учащимся выбора индивидуальной образовательной траектории для реализации своих способностей в сфере искусства....
Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса
Пояснительная записка,. тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...
Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса
Пояснительная записка, тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...
Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.
Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...
Рабочая программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Аннотация к рабочей программе курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Курс по выбору “Английский язык и основы страноведения” предназначен для предпрофильной подгот...
Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание...