Урок русского языка в 5 классе на тему "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок изучения нового материала с использованием интерактивной доски SMART BOARD/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech.notebook | 2.11 МБ |
pryamaya_rech._5_kl.doc | 764 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: русский язык
КЛАСС: 5 класс
ТЕМА: «Активные формы работы на уроках русского языка»
ТЕМА: «Прямая речь».
ТИП УРОКА:
Урок изучение нового материала
ЦЕЛИ:
- знать особенности прямой речи и знаки препинания при ней;
- уметь различать прямую речь, составлять схемы предложений;
- работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
ЗАДАЧИ:
- совершенствовать умения обучающихся находить предложения с прямой речью в контексте, применять условия выбора знаков препинания в предложениях данных конструкций.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ:
- уметь видеть прямую речь,
- уметь оформлять прямую речь.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ:
- коллективная,
- самостоятельная,
- приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:
- объяснение,
- наблюдение за работой обучающихся,
- анализ работы обучающихся,
- дифференцированные задания,
- контроль за выполнением заданий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
- кабинет литературы, оснащенный мультимедийным проектором, компьютерами, телевизором, аудио- и видеоаппаратурой, музыкальным центром.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- компьютеры,
- мультимедийный проектор
- интерактивная доска
ТЕМА
ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
ЦЕЛИ:
- знать особенности прямой речи и знаки препинания при ней;
- уметь различать прямую речь, составлять схемы предложений;
- работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
ХОД УРОКА.
- ОРГМОМЕНТ.
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- ПОВТОРЕНИЕ
- Индивидуальная работа по карточке
Выписать предложения с обращением, выделить обращение.
Берёзы белоствольные растите веселей.
Шумит земля привольная ветвями тополей.
Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
Здравствуй солнце здравствуй лес мы попали в край чудес!
2) Вставить пропущенные буквы в слова
С.сна, тр.па, гр.за, ст.лбы, д.ма, х.дить, л.вить, нак.сить
з.рно, гн.здо, зв.зда, цв.ты, прол.тели, стр.ла
п.стух, ч.ща, к.ртошка, вд.ли, ч.сы,ж.ра, б.бочка.
2)устная синтаксическая пятиминутка с использованием интерактивной доски.
Давайте, ребята, поиграем и повеселимся от души. На доске предложения, в которых знаки препинания поставлены кое-как, это совершенно изменяет смысл предложения. Ваша задача – восстановить справедливость, т.е. правильность пунктуации и смысла.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней, кур.
Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
-Все ли здесь?
-Нет, здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя ещё не пришли.
IV. СЛОВАРНО – ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Пожалуйста (ср: жалуй, пожалуй)
До свидания (ср: до встречи) (распечатано на парте у каждого или большими буквами на доске)
V. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ.
- Петя попросил:„ Подождите , пожалуйста, у беседки”
- Петя попросил, чтобы его подождали у беседки.
- „До свидания,”- промолвила Катя.
(все предложения на доске)
- Объясните все, известные вам знаки препинания;
- Обратите внимание на выделение запятыми слова «пожалуйста», запомните;
- Какие знаки вам не известны? А, может быть, кто-то знает эти знаки?
VI. НАБЛЮДЕНИЕ.
- Кому принадлежат выделенные слова?
- В каком случае они переданы точно?
- От чьего имени эти слова?
- Как называются выделенные слова?
- Что сопутствует прямой речи в данных предложениях?
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ §27,
ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОВЕРОЧНОГО ЛИСТА.
ПРОВЕРКА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ
- У кого нет ни одной ошибки?
Физкультминутка .Зарядка для глаз.
Представьте себе бабочку. Теперь закройте глаза исследите за её полетом. Бабочка летит вправо вверх, влево вверх, опускается вправо вниз, летит влево.Теперь вверх, вниз. Прилетела. Откройте злаза.
VIII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Найдите и запишите номера предложений, соответствующие схемам
А : «П!» | 6,2 |
«П?»- а. | 3,5 |
А: «П». | 1,4 |
1) Князь печально отвечает 4) Испугались бегемоты
Грусть- тоска меня съедает Зашептали что ты что ты
Одолела молодца Уходи-ка ты отсюда
Видеть я б хотел отца Как бы не было нам худа
(А.С. Пушкин) (К.И. Чуковский)
2) Море пламенем горит 5) Как бы здесь на двор окошко
Выбежал из моря кит Нам проделать молвил он
Эй пожарные бегите Вышиб дно и вышел вон
Помогите, помогите (А.С. Пушкин)
(К.И. Чуковский)
3) Здравствуй князь ты мой прекрасный 6) Вдруг откуда-то шакал
Что ты тих как день ненастный На кобыле прискакал
Опечалился чему Вот вам телеграмма от Гиппопотама
Говорит она ему (К.И. Чуковский)
(А.С. Пушкин)
2. Расставить знаки препинания с помощью инструментов интерактивной доски.
Карлсон предложил мальчику Малыш полетим со мной на крышу.
Заяц спросил друзей вы в гости ко мне придете
Где заяц строго спросил Волк
Угощайся апельсином ёжик предложил Волк.
Вини Пух тихо прошептал что это было Пятачок.
3. Составьте из двух простых предложений одно с прямой речью и запишите . Нарисуйте схему этого предложения
Дежурный сказал. Класс к уроку готов.
В поход пойдем все. Ребята заявили.
Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии.
Разве страус не летает? Девочка удивилась.
4.Вставьте в текст предложения с прямой речью. (на карточке)
Сегодня мы идём в цирк. Мы – это папа, мама, моя сестрёнка и я. Папа сказал…
Весь день я смотрел на часы. Наконец мама сказала…. Но мы уже давно были готовы. По дороге в цирк папа купил букет душистой сирени для артистов. Сестрёнка понюхала цветы и сказала…
Вот и цирк. Контролёр приветливо пригласил нас….
РЕФЛЕКСИЯ
-Какое настроение у вас осталось после урока?
-Что нового вы узнали на уроке?
-На вертикальной прямой укажите снежинкой степень усвоения материала:
* вверху - материал усвоен полностью
* посередине - материал усвоен частично
* внизу - материал не усвоен
Приложение
Задание 1._______________________________________
фамилия, имя
Прочитай параграф № 27. Во всех заданиях, которые тебе предстоит выполнить, вставляй подходящие по смыслу слова, чтобы получилось верное утверждение.
1. Предложение с прямой речью всегда состоит из двух частей:
А)__________________________
Б)___________________________
2. Найди предложения с прямой речью. Подчеркни собственно прямую речь.
Будь внимателен: она находится внутри кавычек.
Жили-были трое троллей Но затих ужасный грохот,
На вершинах дальних гор. И опять настал покой.
Жили тролли, не скучали Двести лет прошло в молчанье.
И молчали с давних пор. «Это мышь!» - сказал другой.
Как-то раз, никто не знает, А когда еще столетье
От каких таких причин, Протекло над краем снов,
В той стране раздался грохот. Третий тролль сказал: «Прощайте!
«Что за шум?» - спросил один. Ненавижу болтунов».
3. Слова автора обычно включают глаголы, обозначающие процесс говорения, например:_______________.
4. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится знак____, а слова автора пишем с____ буквы - это начало предложения. А: «П».
5. Прямая речь всегда начинается с____________________буквы, где бы ни стояла.
6. Прямая речь всегда заключается в _____(укажи знак).
7. Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставим ____ ,____, а слова автора пишем с ____ буквы. «П»,- а.
Задание 2.
А : «П!» | |
«П?»- а. | |
А: «П». |
4.Вставьте в текст предложения с прямой речью. (на карточке)
Сегодня мы идём в цирк. Мы – это папа, мама, моя сестрёнка и я. Папа сказал…
Весь день я смотрел на часы. Наконец мама сказала…. Но мы уже давно были готовы. По дороге в цирк папа купил букет душистой сирени для артистов. Сестрёнка понюхала цветы и сказала…
Вот и цирк. Контролёр приветливо пригласил нас….
Приложение 2
Найти предложения с обращением, выделить обращение.
Расставить недостающие знаки препинания.
Берёзы белоствольные растите веселей.
Шумит земля привольная ветвями тополей.
Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
Здравствуй солнце здравствуй лес мы попали в край чудес
Вставь пропущенные буквы в слова
О или А
С.сна, тр.па, гр.за, ст.лбы, д.ма, х.дить, л.вить, нак.сить
Е или И
з.рно, гн.здо, зв.зда, цв.ты, прол.тели, стр.ла
А или О
п.стух, ч.ща, к.ртошка, вд.ли, ч.сы, ж.ра, б.бочка.
Спиши предложения и проверь себя.
Карлсон предложил мальчику: „ Малыш, полетим со мной на крышу”.
Заяц спросил друзей: „ Вы в гости ко мне придете? ”
„Где заяц? ”- строго спросил Волк.
„Угощайся апельсином, ёжик”,- предложил Волк.
Вини Пух тихо прошептал: „Что это было, Пятачок? ”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.
Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
урок русского языка 11 класс Техника устной речи
урок разработан с применением технологии критического мышления , акцент урока - групповая работа...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...